logo
ПОЛИТОЛОГИЯ курс лек

Противоречия политики и ее социальное значение

Многообразие социальных ролей политики служит серьезным препятствием для понимания ее сущности. Поскольку она представляет своеобразный род социальной деятельности, осуществляемой различными субъектами, вкладывающие в нее свой смысл, тосущностные характеристики ее очевидно меняются.

Вся политическая деятельность детерминируется властьюкак высшей еецельюи одновременноглавным средствомреализации политических интересов и стремлений. Без обладания рычагами власти политик не может решать какие-либо серьезные социальные проблемы, она – главный инструмент их разрешения. Поэтому, стремясь влиять на общество, политический деятель, прежде всего, целенаправленно стремится к завоеванию государственной власти как ксредствуивысшей цели. Однако, достигнув власти, политик не спешит поделиться ею с кем-то, уступить ее, поскольку она – единственно надежное орудие для решения всех вопросов. Так власть становится для негосамоцелью,а решение всех других вопросов естественно отходит на второй план.

Феномен превращения власти из инструмента, средства в самоцель раскрывает механизм изменения сущности политики и ее превращения из конструктивной деятельностипо регулированию общества и решению социальных проблем вполитиканство, политическийспекулятив,содержанием которого является пребывание у власти ради самой власти, радиестественных привилегийсвязанных с ее обладанием. Этот механизм изменения сущности политической деятельности действует закономерно и необходимо, влияя на поведение политиков во многом помимо их воли, неосознанно.

Возможность и необходимость превращения политики в социально-деструктивный, разрушающий инструментпроявляется на всех этапах истории государства и политики. Не являет исключение из этого закона и демократическое государство. Этот закон рождает в свою очередь другую объективную необходимость и закономерность, смысл которой –стремление политиков всеми возможными средствами отвлечь внимание граждан от этой тенденции к политиканству, которой они вынуждены служить, отдавать ежедневную дань.Одной из самых распространенных форм отвода от себя обвинений в стремлении к власти ради самой власти для политиков является перекладывание такой способности на своих политических конкурентов. Обвинения в узурпации власти или попытках ее осуществления лидерами разных партий и групп – наиболее доступный идейный аргумент в политической борьбе.

Указанная тенденция к сокрытию сути политикиявляется основаниеммистификацииполитической реальности, составляет вторую,темнуюсторону политики, вопрекипубличномуее характеру. Именно поэтому политическая жизнь рождала и рождает постоянно тот самый мир теней, как искусство сокрытия явных намерений или придания им приемлемых обществом форм. Хотя суть этих намерений часто бывает прозрачной, поскольку она - в простом нежелании уступать власть или делить ее с другими.

Двойственность, противоречивость позиции и поведенияв политике имеет под собой еще более глубокие основания, являясь воплощением ее своеобразногокорпоративного духа.Корпоративность происходит оттого, что основным носителем политических интересов и установок выступаетсоциальная группа. Индивид или политик выступает представителем определенной группы, вне поддержки которой достижение власти и политический успех немыслимы. Поэтому политическая самостоятельность, самодостаточность индивида является исключением, но не правилом. Следовательно, именноорганизованные группы являются главными действующими лицами или субъектами в политике.

В политической группе, партии индивидуальные интересы и интересы социальных общностей (классов, наций, общественных слоев) редуцируются, то есть деформируются. Поэтому смысл деятельности группы в политике – это своеобразная фальсификация реальности.Суть этой фальсификации – представить стремления и результаты положения и деятельности группы как отвечающие потребностям всех граждан и каждому человеку.

Кроме того, политический результат – итог деятельности не одной группы, а слагаемое взаимодействия многих группировок, некий своеобразный компромисс, означающий взаимные уступки и своеобразный отказ от части своих требований. Своеобразность его заключается в том, что политический компромисс не обязательно – соглашение равных партнеров. Это-компромисс (взаимное соглашение) с позиции силы, а потому носящий временный характер как остановка перед новым конфликтом интересов. В конечном итоге, и интересы лидирующих групп, и интересы социальных общностей, и каждого гражданина в отдельности не реализуются исчерпывающим образом.

В кривом зеркале политики реальные интересы реализуются только в измененной форме, а складывающаяся ситуация в общем и целом устраивает только правящую группу или партию. Поэтому в ее сверхзадачу входит убедить своих оппонентов и общество, что существующее положение отвечает общим стремлениям и таким путем узаконить илилегитимироватьсвое положение доминирующей силы.

В системе социально-групповых интересов главное место занимают экономические, носителями которых являются крупные предприниматели, корпорации, финансовая элита страны. Политика была и остается в первую очередь агентом крупных денег, капиталов, выразителем интересов состоятельных людей, элитных слоев общества. Этазакономерностьсвойственна и демократии. В силу нее демократический режим имеет устойчивую тенденцию колигархизации, к первоочередному обслуживанию потребностей состоятельного меньшинства. Чем слабее гражданское общество и примитивней государство, тем более открыто влиятельные партии и государственная власть защищают интересы представителей богатого слоя в противовес малоимущему большинству как реальному оппоненту открытой политической олигархии.

И только в условиях высокоразвитой демократии, и социально-благополучного общества, в котором относительное большинство граждан составляют средний (социально защищенный) классполитика в целом престает быть орудием прямого доминирования класса состоятельных людей. Это происходит потому, что социально-экономическое положение основной массы граждан перестает зависеть от непосредственной политической конъюнктуры, от повседневных государственно-политических решений. С другой стороны, в таких условиях и политика перестает выступать прямым и беззастенчивым агентом денег, сфера ее влияния на экономику уменьшается, что приводит также косвобождению от прямого влияния политики, идеологии системы культурных и духовных отношений общества.

Из всего предыдущего следует, что сфера государственно-политической деятельности – это совокупность неких четко очерченных социальных приоритетов. Формально, политика – способ организации всего общества, условие обеспеченияцелостности нации или сообщества наций, условие сохранения этой целостности.Содержание же политики характеризуется частностью, односторонностью, социальной неэффективностью или ее ограниченностью как средства разрешения социальных, гуманитарных проблем и задач. Эта ограниченность проявляется и в том, что в политике реализуются в первую очередь экономические и политические интересы доминирующих социальных групп, и в том, что политика ограничивается только определенным кругом социально-политических проблем и не способна реализовать общекультурные интересы и потребности всего социума и его членов.

Это значит, что политике и государству как основному ее инструменту не по силам решение многих общекультурных, человеческих задач. Культура и политика не тождественны. Наоборот, «политическое» часто противостоит культурному, разрушает культуру и духовность. Политика не способна обеспечитьгармоничное и вместе с тем органичное развитие общества. В ней не стоит искатьпанацею(универсальное средство) от социальных и человеческих болезней, недостатков.

С учетом специфической социально-исторической ограниченностиполитики необходимо рассматривать и ее основные социальныефункции, каковыми являются:

Таким образом, политика составляет действительно особый мир –систему, которой принадлежит важнейшее место в эволюции цивилизации на разных уровнях ее существования. Границы этого мира не являются четкими и устойчивыми. Поэтому политика была и остается нестабильной, несовершенной как комплекс институтов по управлению обществом и регулированию социальных отношений и ценностей. Именно постижению этих существенных сторон политики и служит политология.