1.5. Особенности политического процесса в России
Политический процесс в России представляет собой широкую палитру политических взаимодействий субъектов, носителей и институтов власти. Они действуют на основе тех ролей и функций, которые задаются системой культуры, традициями, конфессиональной средой, ментальностью общества, особенностями исторического развития, чертами психологического склада этносов и т.д. Обозначенные социальные переменные предполагают определенную интерпретацию политических ролей и функций, заметно отличающуюся от той, которая принята в современных демократиях. Поведение субъектов власти и властных институтов в России имеет иные логику и происхождение.
Первая особенность политического процесса в России состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать. Несформированность гражданского общества является одной из особенностей политического развития России. В этих условиях политический процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.
В условиях перехода России к рыночной экономике статусная дифференциация дополняется социально-экономической, классовой, которая сталкивается с первой. Нарастающее экономическое неравенство в обществе, вызванное перераспределением государственной собственности через приватизацию и акционирование, вступление в свои права института частной собственности формируют разнородную массу политических интересов и выражающих их сил. Прежняя политическая однородность разрушена, теперь ей противостоит государство как организованная сила. Однако, поскольку монополия государства на собственность и ресурсы сокращается, постольку растет желание правящего класса любой ценой сохранить экономическое, политическое влияние, в связи с чем сам правящий класс пытается самоорганизоваться, создать партию власти.
Отсюда вытекает вторая особенность политического процесса в России - отсутствие консенсуса между участниками политического жизни. В России не было традиции консенсуса, и ее невозможно было укоренить за несколько лет реформ. Другая же причина конфликтности политического процесса кроется в различном понимании ценностей свободы и демократии у зарождающихся политических сил, а также в их неравных возможностях активного участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов.
Новые политические силы, представляющие интересы зарождающегося класса предпринимателей, а также работников бюджетных сфер (учителя, медики, инженерно-технические работники и т.д.) имели худшие стартовые позиции при переходе к рыночной экономике, чем, например, работники государственного аппарата, правящая элита, дельцы «теневой экономики». Различные условия старта формировали прямо противоположные устремления и цели этих политических сил. Для отстаивания разнородных политических целей и реализации своих требований политические силы (партии, движения, группы давления) используют широкий арсенал средств, включая незаконные (коррупцию, шантаж, подлог, насилие и т. д.).
Третья особенность политического процесса в России состоит в его неструктурированности и высокой степени совмещения и взаимозаменяемости политических ролей. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политической жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограниченны. Способности политических партий выражать интересы гражданского общества весьма условны. Во-первых, потому, что интересы гражданского общества только начинают формироваться, а сами партии, кроме лидеров и их ближайших сторонников, мало кого представляют. Во-вторых, современные партии похожи скорее на клиентелы, объединяющие единомышленников вокруг политического деятеля, чем на форму связи власти с гражданским обществом.
Отсутствие дифференциации и специализации политических ролей и функций у субъектов и носителей власти обусловлено российской политической традицией, заключающейся в концентрации власти, господства в одном центре, например, в дореволюционное время - у монарха, а в советское - у властвующей коммунистической партии. Малейшее ослабление политического господства монопольно властвующего органа приводило к конфликтам, потере управляемости социальными процессами и в конечном счете к революциям.
В современных условиях ситуация концентрации политического господства в России не преодолена, несмотря на формально-юридическую декларацию принципа разделения властей и функций. Только теперь большинство политических функций конституционно сконцентрировано в руках президента страны. Сохранение в подобных объемах власти в президентских структурах во многом является результатом несформированности институтов гражданского общества, недифференцированности групп интересов.
Четвертая особенность политического процесса в России выражается в отсутствии интеграции среди его участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы. Вертикально организованный политический процесс функционирует через диалог между властью и обществом, в котором последнее доносит свои требования до властных структур посредством разветвленной системы представительства. Однако подобной системы представительства интересов в России не было, поскольку отсутствует традиция такого диалога. Несформированность институтов гражданского общества не создавала разветвленной системы трансляции требований граждан к властным структурам. В условиях советского тоталитарного режима единственным легальным каналом коммуникации власти и общества была коммунистическая партия. Такая форма позволяла власти контролировать умонастроения большинства общества, целенаправленно формировать их. В период так называемой хрущевской оттепели система представительства расширилась, она была дополнена рядом форм коммуникации, которые имели латентный (скрытый) характер. Так появились диссидентские организации, косвенно представлявшие власти требования определенной части интеллигенции. В этот же период достаточно активно шел процесс формирования групп интересов, связанных с «теневой экономикой».
Не создана разветвленная система представительства интересов и в наши дни. А наибольшими возможностями здесь обладают правящая элита и бюрократия, контролирующие ресурсы и политическое влияние. Партийная система в России еще не в состоянии выступать эффективным каналом трансляции требований от широких социальных общностей к власти. Вероятно, поэтому доминирующей формой политического представительства стали заинтересованные группы, отражающие специфические интересы и требования отраслевого, регионального, этнического характера. Реальные различия в материальном, культурном, этническом, социальном, территориальном аспектах групп и общностей приобретают латентные формы представительства.
Пятая особенность политического процесса в России выражается в том, что в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. Активная роль государства, как в формировании проблем, так и в интеграции интересов различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества. Эту интеграцию различных субкультур участников политического процесса государство проводит методом навязывания им определенных ценностей и стандартов политической деятельности. Тем самым властные структуры делают поведение субъектов политики предсказуемым.
Во взаимодействии «власть - общество» политическая инициатива принадлежит государству, поскольку оно концентрирует власть и ресурсы в своих руках. Однако отсутствие дифференциации политических ролей и функций институтов государственной власти приводило к тому, что процесс принятия решений был анонимным. Принцип «коллективной ответственности» порождал традицию безответственности политической власти за последствия принимаемых решений. Кроме того, неструктурированность политического процесса обусловливала появление неконституционных органов, которым принадлежало исключительное право на принятие стратегических решений.
Шестой особенностью российского политического процесса является высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов. Острое противоборство правящей элиты и контрэлиты выступает следствием культурно-политической неоднородности самой элиты, разные группы которой ориентируются как на либеральные, так и на социалистические ценности. Идеологическое противостояние дополняется процессом кристаллизации интересов на основе экономических факторов - частной собственности, конкуренции, рынка и т. д. Усиливающееся имущественное неравенство углубляет конфликтность политических взаимодействий. Интеграция сторонников правящей элиты и контрэлиты происходит не на рациональной, а на эмоциональной и символической основе (симпатии или антипатии к лидерам, имиджу, символике и т. д.). Стремление правящей элиты монопольно контролировать политический процесс порождает желание у оппозиции использовать радикальные средства борьбы для того, чтобы заставить официальную власть признать и легитимизировать оппозицию и учитывать ее мнение при выработке политического курса. При этом сохраняющаяся маргинализация общества повышает значение эмоциональных и символических факторов политического взаимодействия. Их преобладание оттесняет на второй план принятие и реализацию конкретных решений. Этим объясняется невысокая динамика реформаторского процесса и слабая эффективность принимаемых политических решений.
Седьмая особенность политического процесса в России заключается в том, что тотальная маргинализация посткоммунистического общества обусловила ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обращались к помощи более развитых западных стран. С изменений во внешней политике начинал реформы М. С. Горбачев, провозгласив «новое мышление» и «общечеловеческие ценности» основами своего внешнеполитического курса. Такой же логике следовал Б. Н. Ельцин, выступая с доктриной «партнерства во имя мира» с западными странами.
Однако уступки во внешней политике в обмен на финансовую поддержку правящего режима не продвинули страну по пути реформ, а лишь усиливали финансово-экономическую зависимость России от западных стран, ослабляя национальную экономику. Совершенно очевидно, что западные страны не стремятся оказывать технологическую и инвестиционную поддержку, поскольку это может создать в лице России конкурентоспособную державу. Осознав это, руководство современной России стало проводить самостоятельную внешнюю политику, ориентированную, прежде всего, на интересы российского общества.
- Курс "Политические отношения и политический процесс в современной России"
- Тема 25. Политические интересы социальных групп. Лоббизм в политической жизни России 239
- Лекция 1. Структура и субъекты политического процесса в современной России
- 1.1. Понятие политического процесса
- 1.2. Структура политического процесса
- 1.3. Типология политических процессов
- 1.4. Субъекты политического процесса
- 1.5. Особенности политического процесса в России
- Литература
- Лекция 2. Политическая власть в России: проблема легитимности
- 2.1. Роль политической власти в России
- 2.2. Легитимность и делегитимация государственной власти в России
- 2.3. Легитимность государственной власти в ссср
- 2.4. Легитимность государственной власти в современной России
- Литература
- Лекция 3. Современная реформа политической власти в России
- 3.1. Конституционные основы принципа разделения властей в России
- 3.2. Конституционные основы деятельности Президента Российской Федерации
- 3.3. Конституционные основы деятельности Федерального Собрания Российской Федерации
- 3.4. Конституционные основы деятельности Правительства Российской Федерации
- 3.5. Конституционные основы деятельности судов в Российской Федерации
- 3.6. Особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России
- 3.7. Реформа политической власти в 2000-х гг.
- Литература
- Лекция 4. Коммунистическая правящая элита и политические лидеры советской эпохи
- 4.1. Коммунистическая правящая элита
- 4.2. Политические лидеры советской эпохи
- Литература
- Лекция 5. Особенности политического лидерства в современной России
- 5.1. Характеристика политического лидерства
- 5.2. Типы политического лидерства в современной России
- 5.3. Функции политического лидерства
- 5.4. Основные тенденции в политическом лидерстве современной России
- 5.5. Особенности российского политического лидерства
- 5.6. Популизм в современной России
- Литература
- Лекция 6. Современная политико-административная элита России
- 6.1. Понятие и функции политической элиты России
- 6.2. Характеристика политико-административной элиты
- 6.3. Воспроизводство элиты
- 6.4. Современная элита России
- 6.5. Политическая корпоративность
- 6.6. Региональная политическая элита
- 6.7. Привилегии как признак политической элиты
- Литература
- Лекция 7. Общая характеристика политической системы Российской Федерации
- 7.1. Структура и функции политической системы
- 7.2. Субъекты политических отношений
- 7.3. Общая характеристика политической системы ссср и рсфср
- 7.4. Отличительные особенности современной российской политической системы
- Литература
- Лекция 8. Политические режимы Советского государства
- 8.1. Политический режим
- 8.2. Ленинско-большевистский политический режим
- 8.3. Сталинско-большевистский политический режим
- 8.4. Десталинизация. Номенклатурно-коммунистический режим
- 8.5. Авторитарно-либеральный режим
- Литература
- Лекция 9. Политический режим современной России
- 9.1. Соотношение политической системы и политического режима в современной России
- 9.2. Осуществление власти в современной России
- 9.3. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России
- 9.4. Демократические тенденции в политическом режиме современной России
- 9.5. Влияние парламентских выборов 2003 года на формирование политического режима в России
- Литература
- Лекция 10. Становление современного Российского государства
- 10.1. Роль государства в современной России
- 10.2. Функции российского государства
- 10.3. Правовые основы новой российской государственности
- 10.4. Этапы становления современного российского государства
- 10.5. Проблемы в становлении современной российской государственности
- 10.6. Социальное государство
- 10.7. Правовое государство
- Литература
- Лекция 11. Формы правления и территориального устройства в России
- 11.1. Разновидности формы правления
- 11.2. Форма правления российского государства
- 11.3. Форма территориального устройства России
- 11.4. Конституционные основы российского федерализма
- 11.5. Особенности российского федерализма
- Литература
- Лекция 12. Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации
- 12.1. Система государственных органов Российской Федерации
- 12.2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- 12.3. Местное самоуправление
- 12.4. Ресурсы государственной власти в современной России
- 12.5. Эффективность государственной власти в современной России
- 12.6. Особенности государственной власти в современной России
- Литература
- Лекция 13. Перспективы становления и развития гражданского общества в современной России
- 13.1. Гражданское общество
- 13.2. Итоги радикальных реформ в России
- 13.3. Гражданские движения в России
- 13.4. Условия становления гражданского общества в современной России
- 13.5. Перспективы становления гражданского общества в современной России
- 13.6. Особенности взаимодействия общества и государства в России и в других странах
- Литература
- Лекция 14. Партии и партийные системы в российской истории
- 14.1. Возникновение партий в России
- 14.2. Деятельность Государственной думы России
- 14.3.Особенности формирования партий и партийных систем в буржуазной России
- 14.4. Создание однопартийной системы в Советском государстве
- Литература
- Лекция 15. Эволюция партийно-политической системы Российской Федерации
- 15.1. Возникновение партийной оппозиции в ссср в конце 1980-х гг.
- 15.2. Распад кпсс и возникновение многопартийности
- 15.3. Партийно-политическая система в конце 1991-1993 гг.
- 15.4. Партийно-политическая система в декабре 1993-1996 гг.
- 15.5. Политический плюрализм в России
- 15.6. Политические партии и власть
- 15.7. Ресурсы политических партий в современной России
- Литература
- Лекция 16. Избирательный процесс в России
- 16.1. Выборы как институт политической системы
- 16.2. Понятие и типы избирательных систем
- 16.3. Особенности избирательного процесса в России
- 16.4. Российское избирательное законодательство
- Литература
- Лекция 17. Политическое сознание современного российского общества
- 17.1. Основные тенденции развития политического сознания в современной России
- 17.2. Особенности массового политического сознания в современной России
- 17.3. Либеральные тенденции в массовом политическом сознании
- 17.4. Консервативные тенденции в массовом политическом сознании
- 17.5. Утопизм массового политического сознания
- 17.6. Особенности политического менталитета современной России
- Литература
- Лекция 18. Политическая культура России: традиции и современность
- 18.1. Политическая культура и политический процесс
- 18.2. Составные элементы политической культуры России
- 18.3. Основные традиции политической культуры России
- 18.4. Патернализм в политической культуре России
- 18.5. Типы политических культур в современной России
- 18.6. Политическая культура современной России
- Литература
- Лекция 19. Проблемы демократического процесса в Российской Федерации
- 19.1. Понятие демократизации
- 19.2. Модели перехода от авторитаризма к демократии
- 19.3. Российская модель демократизации
- 19.4. Особенности демократического процесса в России
- Литература
- Лекция 20. Становление правового государства в России: история и современность
- 20.1. Понятие правового государства
- 20.2. Принципы правового государства
- 20.3. История развития правового государства в России
- 20.4. Практика становления правового государства в России
- Литература
- Лекция 21. Права человека и гражданина в России
- 21.1. Характеристика прав человека и прав гражданина
- 21.2. Личные права и свободы
- 21.3. Политические права и свободы
- 21.4. Экономические, социальные и культурные права
- 21.5. Реализация политических прав граждан в России
- Литература
- Лекция 22. Политическая модернизация в России: поиск альтернативы
- 22.1. Содержание политической модернизации
- 22.2. История российской модернизации
- 22.3. Особенности современной российской политической модернизации
- Литература
- Лекция 23. Экономика и политика: условия взаимодействия
- 23.1. Влияние политического процесса на экономическую сферу общества
- 23.2. Особенности экономической политики в советское время
- 23.3. Исторический опыт новой экономической политики большевиков
- 23.4. Реформирование общества и экономика
- 23.5. Современная экономическая политика России
- 23.6. Альтернативные проекты экономической политики в современной России
- Литература
- Лекция 24. Революции в российской политической истории и их последствия
- 24.1. Революция как вид политического процесса
- 24.2. Революция 1905-1907 гг. И ее последствия
- 24.3. Февральская революция 1917 года: буржуазные партии у власти
- 24.4. Октябрьская революция 1917 года: суть и последствия
- 24.5. Путч 1991 года
- 24.6. Специфические особенности российских революций
- Литература
- Тема 25. Политические интересы социальных групп. Лоббизм в политической жизни России
- 25.1. Динамика социальной стратификации и ее влияние на политический процесс
- 25.2. Группы интересов как субъекты российской политики
- 25.3. Лоббизм в политической жизни России
- 25.4. Проблемы правового регулирования лоббистской деятельности
- Литература
- Лекция 26. Политические конфликты в современной России
- 26.1. Особенности политических конфликтов в России
- 26.2. Характеристика общего кризиса власти 1992-1993 гг.
- 24.3. Правительственные кризисы в современной России
- 26.4. Причины перманентного конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти
- 26.5. Перспективы политического согласия в современной России
- Литература
- Лекция 27. Терроризм и его проявления в современной России
- 27.1. История возникновения и определение терроризма
- 27.2. Международный терроризм
- 27.3. Типология терроризма
- 27.4. Особенности терроризма в современной России
- 27.5. Факторы, влияющие на развитие терроризма в современной России
- 27.6. Система мер борьбы с терроризмом
- Литература
- Лекция 28. Этнополитические процессы в Российской Федерации
- 28.1. Национальный вопрос и государственно-политические реалии России
- 28.2. Этнополитический процесс в советское время
- 28.3. Этнополитическая ситуация в современной России
- 28.4. Русский национализм в политической жизни современной России
- 28.5. Межэтнические конфликты и пути их разрешения
- 28.6. Особенности федеративного устройства современной России
- Литература
- Лекция 29. Россия в мировом политическом процессе
- 29.1. Россия в системе международных отношений
- 29.2. Внешняя политика современной России
- 29.3. Современные геополитические реалии
- 29.4. Геополитическое положение современной России
- Литература
- Лекция 30. Национальная безопасность и военная политика России
- 30.1. Национальная безопасность
- 30.2. Совет безопасности Российской Федерации
- 30.3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации
- 30.4. Национальные интересы России
- 30.5. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
- 30.6. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
- 30.7. Военная политика государства
- Литература