logo
Ответы по Мафтей (лекции)

17.3. Либеральные тенденции в массовом политическом сознании

В теории либерализма аксиомой считается, что частная собст­венность является основанием либеральных ценностей (свободы, достоинства человека), гражданского общества и правового государственного устройства. Либерально-демократическая культура немыслима без экономической свободы, так как без нее не может быть свободы личной и свободы политической.

Однако в России трактовки отличаются от общепринятых на Западе. Говоря о либеральных ориентациях россиян, некоторые политологи считают, что данные ориента­ции имеют основанием не «объективные» экономические факто­ры, а духовно-культурные; что нельзя связывать перспективу ус­тановления либерально-демократического строя в России только с развитием класса собственников. Но в целом, многие исследо­ватели полагают, что в массовом политическом сознании «соци­ально-либеральная» и «экономически-либеральная» тенденции стали реальностью и играют определенную политическую роль.

Социологические исследования по проблемам либеральных ценностей в массо­вом политическом сознании россиян, свидетельствуют, что значительная часть населения положительно относится к либеральным ценно­стям. К ним относятся следующие: жизнь отдельного человека выше любых других ценностей; закон обязателен для всех — от президента до рядового гражданина; собственность человека священна и неприкосновенна; государство тем сильнее, чем выше благосостояние граждан; государство тем сильнее, чем строже соблюдаются в нем права и свободы человека; главные права человека — право на жизнь и право на за­щиту чести и достоинства личности; россиянам свобода нужна не меньше, чем людям на Западе.

Однако следует отметить, что трактуются эти ценности на За­паде и в России, а также разными группами российского общест­ва («русскими националистами», «державниками», «интернацио­налистами», «демократами-западниками», «православными христианами») далеко не одинаково.

Проведенные исследования обнаружили тенденцию вытесне­ния в массовом сознании россиян государственных ценностей частными, прежде всего семейными, что свидетельствует о становлении в России человека, для которого благо­получие семьи является приоритетным.

В то же время готовность человека подчи­нить свои личные интересы интересам государства продолжает оставаться одним из проявлений самобытности в массовом со­знании россиян в том случае, если это имеет отношение к реальной, а не надуманной угрозе безопасности страны.

Востребованы ли либеральные методы на российской почве? Опыт демократизации 1990-х гг. свидетельствует о неприемлемости идей классического либерализма в политической практике современной России. Российский народ отвергает идеи индивидуализма, нерегулируемого рынка, как несоответствующие российским традициям и менталитету. Тем не менее другой альтернативы для модернизации российского общества нет. Поэтому проблемой для России, является совмещение рыночного развития экономики с обеспечением социальной защиты населения. С точки зрения Г.Рормозера, абсолютная необходимость либерализма не подлежит сомнению, но сфера действия его ограничена. Либерализм функционирует успешно лишь в условиях демократического развития общества и при достаточно высоком уровне благосостояния. Для преодоления же кризисной ситуации в России сил либерализма недостаточно. Свидетельство этому процессы, идущие в Восточной Европе и на пространстве бывшего Советского Союза, где народы борются за свою национальную идентичность. Россия также возвращается к своей собственной сущности, к своему историческому и национальному самосознанию, к православному христианству. Пока остаются без ответа такие вопросы как: возможно ли соединение либеральной идеи с национальной, либерализма - с православием?

Как свидетельствует опыт других стран, осознание необходимости либеральных преобразований в России придет через повышение благосостояния народа, обеспечение его первоочередных потребностей, связанных с материальной составляющей и безопасностью.