11.2. Форма правления российского государства
Статья 1 российской Конституции гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Президент РФ провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство. Вместе с тем Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства, принимает решение о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства.
Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.
Кроме того, президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства.
Президент может быть отрешен от должности Советом федерации на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", принятый 17 декабря 1997 года, закрепил на основе Конституции новое положение Правительства РФ в системе органов государственной власти России как высшего органа, осуществляющего исполнительную власть и возглавляющего единую систему исполнительной власти в Российской Федерации
Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также характер ответственности правительства перед парламентом. С Государственной думой согласовывается назначение председателя правительства; эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии.
Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Правительство представляет Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, информирует Думу о ходе исполнения федерального бюджета, предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета. В соответствии с Конституцией и ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство дает письменные заключения на законопроекты, требующие финансирования из федерального бюджета, о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие проекты.
Правительство как высший государственный орган, осуществляющий исполнительную власть, должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. При этом в законах зачастую не только определяется компетенция правительства в соответствующей сфере, но и содержатся поручения по реализации законов. Деятельность федерального Правительства оценивается и при рассмотрении палатами Федерального собрания практики выполнения конкретных законов.
Как субъект законодательной инициативы правительство обеспечивает подготовку и внесение в Государственную думу значительной части законопроектов. Правительство может направлять в палаты Федерального собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах. Взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания обеспечивается полномочными представителями правительства в соответствующих палатах, назначаемыми на должность правительством, и статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти.
Председатель правительства или его заместитель дают в устной или письменной форме ответы на парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета федерации и депутатов Государственной думы.
Правительство взаимодействует с органами судебной власти, обеспечивает в пределах своих полномочий возможность независимого осуществления правосудия, исполнение судебных решений, участвует в проведении судебной реформы.
В случае признания судами актов правительства или их отдельных положений не соответствующими Конституции, федеральным законам и указам президента правительство принимает решения о приведении указанных актов в соответствие с федеральным законодательством. Конституция предоставляет право правительству обращаться в Конституционный суд с запросами о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов федеральных органов государственной власти, конституций республик, уставов, а также нормативных актов субъектов Федерации, некоторых других правовых актов, определенных Конституцией, с запросами о толковании Конституции, а также в связи с разрешением споров о компетенции.
Конституция определяет Федеральное собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции и международных договоров. Федеральное собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции. В случаях их противоречия федеральной Конституции они по решению Конституционного суда утрачивают юридическую силу. Акты любых других органов власти не должны противоречить федеральным законам.
Суды олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти. Правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
- Курс "Политические отношения и политический процесс в современной России"
- Тема 25. Политические интересы социальных групп. Лоббизм в политической жизни России 239
- Лекция 1. Структура и субъекты политического процесса в современной России
- 1.1. Понятие политического процесса
- 1.2. Структура политического процесса
- 1.3. Типология политических процессов
- 1.4. Субъекты политического процесса
- 1.5. Особенности политического процесса в России
- Литература
- Лекция 2. Политическая власть в России: проблема легитимности
- 2.1. Роль политической власти в России
- 2.2. Легитимность и делегитимация государственной власти в России
- 2.3. Легитимность государственной власти в ссср
- 2.4. Легитимность государственной власти в современной России
- Литература
- Лекция 3. Современная реформа политической власти в России
- 3.1. Конституционные основы принципа разделения властей в России
- 3.2. Конституционные основы деятельности Президента Российской Федерации
- 3.3. Конституционные основы деятельности Федерального Собрания Российской Федерации
- 3.4. Конституционные основы деятельности Правительства Российской Федерации
- 3.5. Конституционные основы деятельности судов в Российской Федерации
- 3.6. Особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России
- 3.7. Реформа политической власти в 2000-х гг.
- Литература
- Лекция 4. Коммунистическая правящая элита и политические лидеры советской эпохи
- 4.1. Коммунистическая правящая элита
- 4.2. Политические лидеры советской эпохи
- Литература
- Лекция 5. Особенности политического лидерства в современной России
- 5.1. Характеристика политического лидерства
- 5.2. Типы политического лидерства в современной России
- 5.3. Функции политического лидерства
- 5.4. Основные тенденции в политическом лидерстве современной России
- 5.5. Особенности российского политического лидерства
- 5.6. Популизм в современной России
- Литература
- Лекция 6. Современная политико-административная элита России
- 6.1. Понятие и функции политической элиты России
- 6.2. Характеристика политико-административной элиты
- 6.3. Воспроизводство элиты
- 6.4. Современная элита России
- 6.5. Политическая корпоративность
- 6.6. Региональная политическая элита
- 6.7. Привилегии как признак политической элиты
- Литература
- Лекция 7. Общая характеристика политической системы Российской Федерации
- 7.1. Структура и функции политической системы
- 7.2. Субъекты политических отношений
- 7.3. Общая характеристика политической системы ссср и рсфср
- 7.4. Отличительные особенности современной российской политической системы
- Литература
- Лекция 8. Политические режимы Советского государства
- 8.1. Политический режим
- 8.2. Ленинско-большевистский политический режим
- 8.3. Сталинско-большевистский политический режим
- 8.4. Десталинизация. Номенклатурно-коммунистический режим
- 8.5. Авторитарно-либеральный режим
- Литература
- Лекция 9. Политический режим современной России
- 9.1. Соотношение политической системы и политического режима в современной России
- 9.2. Осуществление власти в современной России
- 9.3. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России
- 9.4. Демократические тенденции в политическом режиме современной России
- 9.5. Влияние парламентских выборов 2003 года на формирование политического режима в России
- Литература
- Лекция 10. Становление современного Российского государства
- 10.1. Роль государства в современной России
- 10.2. Функции российского государства
- 10.3. Правовые основы новой российской государственности
- 10.4. Этапы становления современного российского государства
- 10.5. Проблемы в становлении современной российской государственности
- 10.6. Социальное государство
- 10.7. Правовое государство
- Литература
- Лекция 11. Формы правления и территориального устройства в России
- 11.1. Разновидности формы правления
- 11.2. Форма правления российского государства
- 11.3. Форма территориального устройства России
- 11.4. Конституционные основы российского федерализма
- 11.5. Особенности российского федерализма
- Литература
- Лекция 12. Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации
- 12.1. Система государственных органов Российской Федерации
- 12.2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- 12.3. Местное самоуправление
- 12.4. Ресурсы государственной власти в современной России
- 12.5. Эффективность государственной власти в современной России
- 12.6. Особенности государственной власти в современной России
- Литература
- Лекция 13. Перспективы становления и развития гражданского общества в современной России
- 13.1. Гражданское общество
- 13.2. Итоги радикальных реформ в России
- 13.3. Гражданские движения в России
- 13.4. Условия становления гражданского общества в современной России
- 13.5. Перспективы становления гражданского общества в современной России
- 13.6. Особенности взаимодействия общества и государства в России и в других странах
- Литература
- Лекция 14. Партии и партийные системы в российской истории
- 14.1. Возникновение партий в России
- 14.2. Деятельность Государственной думы России
- 14.3.Особенности формирования партий и партийных систем в буржуазной России
- 14.4. Создание однопартийной системы в Советском государстве
- Литература
- Лекция 15. Эволюция партийно-политической системы Российской Федерации
- 15.1. Возникновение партийной оппозиции в ссср в конце 1980-х гг.
- 15.2. Распад кпсс и возникновение многопартийности
- 15.3. Партийно-политическая система в конце 1991-1993 гг.
- 15.4. Партийно-политическая система в декабре 1993-1996 гг.
- 15.5. Политический плюрализм в России
- 15.6. Политические партии и власть
- 15.7. Ресурсы политических партий в современной России
- Литература
- Лекция 16. Избирательный процесс в России
- 16.1. Выборы как институт политической системы
- 16.2. Понятие и типы избирательных систем
- 16.3. Особенности избирательного процесса в России
- 16.4. Российское избирательное законодательство
- Литература
- Лекция 17. Политическое сознание современного российского общества
- 17.1. Основные тенденции развития политического сознания в современной России
- 17.2. Особенности массового политического сознания в современной России
- 17.3. Либеральные тенденции в массовом политическом сознании
- 17.4. Консервативные тенденции в массовом политическом сознании
- 17.5. Утопизм массового политического сознания
- 17.6. Особенности политического менталитета современной России
- Литература
- Лекция 18. Политическая культура России: традиции и современность
- 18.1. Политическая культура и политический процесс
- 18.2. Составные элементы политической культуры России
- 18.3. Основные традиции политической культуры России
- 18.4. Патернализм в политической культуре России
- 18.5. Типы политических культур в современной России
- 18.6. Политическая культура современной России
- Литература
- Лекция 19. Проблемы демократического процесса в Российской Федерации
- 19.1. Понятие демократизации
- 19.2. Модели перехода от авторитаризма к демократии
- 19.3. Российская модель демократизации
- 19.4. Особенности демократического процесса в России
- Литература
- Лекция 20. Становление правового государства в России: история и современность
- 20.1. Понятие правового государства
- 20.2. Принципы правового государства
- 20.3. История развития правового государства в России
- 20.4. Практика становления правового государства в России
- Литература
- Лекция 21. Права человека и гражданина в России
- 21.1. Характеристика прав человека и прав гражданина
- 21.2. Личные права и свободы
- 21.3. Политические права и свободы
- 21.4. Экономические, социальные и культурные права
- 21.5. Реализация политических прав граждан в России
- Литература
- Лекция 22. Политическая модернизация в России: поиск альтернативы
- 22.1. Содержание политической модернизации
- 22.2. История российской модернизации
- 22.3. Особенности современной российской политической модернизации
- Литература
- Лекция 23. Экономика и политика: условия взаимодействия
- 23.1. Влияние политического процесса на экономическую сферу общества
- 23.2. Особенности экономической политики в советское время
- 23.3. Исторический опыт новой экономической политики большевиков
- 23.4. Реформирование общества и экономика
- 23.5. Современная экономическая политика России
- 23.6. Альтернативные проекты экономической политики в современной России
- Литература
- Лекция 24. Революции в российской политической истории и их последствия
- 24.1. Революция как вид политического процесса
- 24.2. Революция 1905-1907 гг. И ее последствия
- 24.3. Февральская революция 1917 года: буржуазные партии у власти
- 24.4. Октябрьская революция 1917 года: суть и последствия
- 24.5. Путч 1991 года
- 24.6. Специфические особенности российских революций
- Литература
- Тема 25. Политические интересы социальных групп. Лоббизм в политической жизни России
- 25.1. Динамика социальной стратификации и ее влияние на политический процесс
- 25.2. Группы интересов как субъекты российской политики
- 25.3. Лоббизм в политической жизни России
- 25.4. Проблемы правового регулирования лоббистской деятельности
- Литература
- Лекция 26. Политические конфликты в современной России
- 26.1. Особенности политических конфликтов в России
- 26.2. Характеристика общего кризиса власти 1992-1993 гг.
- 24.3. Правительственные кризисы в современной России
- 26.4. Причины перманентного конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти
- 26.5. Перспективы политического согласия в современной России
- Литература
- Лекция 27. Терроризм и его проявления в современной России
- 27.1. История возникновения и определение терроризма
- 27.2. Международный терроризм
- 27.3. Типология терроризма
- 27.4. Особенности терроризма в современной России
- 27.5. Факторы, влияющие на развитие терроризма в современной России
- 27.6. Система мер борьбы с терроризмом
- Литература
- Лекция 28. Этнополитические процессы в Российской Федерации
- 28.1. Национальный вопрос и государственно-политические реалии России
- 28.2. Этнополитический процесс в советское время
- 28.3. Этнополитическая ситуация в современной России
- 28.4. Русский национализм в политической жизни современной России
- 28.5. Межэтнические конфликты и пути их разрешения
- 28.6. Особенности федеративного устройства современной России
- Литература
- Лекция 29. Россия в мировом политическом процессе
- 29.1. Россия в системе международных отношений
- 29.2. Внешняя политика современной России
- 29.3. Современные геополитические реалии
- 29.4. Геополитическое положение современной России
- Литература
- Лекция 30. Национальная безопасность и военная политика России
- 30.1. Национальная безопасность
- 30.2. Совет безопасности Российской Федерации
- 30.3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации
- 30.4. Национальные интересы России
- 30.5. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
- 30.6. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
- 30.7. Военная политика государства
- Литература