logo
Ответы по Мафтей (лекции)

16.2. Понятие и типы избирательных систем

Избирательная система — это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов про­ведения голосования, определения его результатов и рас­пределения депутатских мандатов.

Избирательная система — это также определенный порядок форми­рования выборов государственной и местной власти. Избира­тельная система является важнейшим элементом политиче­ской системы государства. Она урегулирована правовыми нор­мами, которые образуют избирательное право. Избирательная система охватывает принципы и условия участия в форми­ровании избираемых органов, а также организацию и порядок вы­боров.

В субъективном смысле избирательное право выступает, как право гражданина избирать и быть избранным в органы государ­ственной власти и в органы местного самоуправления. Избира­тельное право является одним из основных конституционных прав граждан и относится к группе политических прав.

Избирательные системы взаимосвязаны с формой прав­ления и политической культурой каждой страны. Они ме­няются в условиях крупных общественных перемен.

При оценке влияния избирательных систем на форми­рование политических институтов следует исходить, преж­де всего, из того обстоятельства, что они не идеальны и каждой из них присущ набор достоинств и недостатков.

Существуют две основные избирательные системы — ма­жоритарная и пропорциональная. Они оцениваются по трем критериям: репрезентативность, то есть способность от­разить в парламенте существующий спектр политических сил; простота механизма выборов; корректируемость результатов выборов в случае разочарования избирателей в депутатах.

При мажоритарной системе большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов — абсолют­ное и относительное.

При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании (50% плюс 1 голос). Если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства, то во втором туре участвуют два кандидата, избравшие большинство голосов в первом туре. Во втором туре могут действовать обе разновидности мажоритарной системы, но преобладает система относительного большинства. Она предпо­лагает, что кандидат-победитель должен набрать больше голосов, чем его соперник.

Относительным считается простое большинство голосов по сравнению с числом голосов, набранных другими кандидатами.

Мажоритарный выбор привлекает простотой, посколь­ку обеспечивает отсечение кандидатов, представляющих меньшинство в обществе. Однако это меньшинство зача­стую незначительно уступает большинству. В результате оказывается нереализованным критерий репрезентативности, поскольку «оппозиционная» точка зрения представ­лена в выборном органе не в той мере, в какой она распро­странена в обществе.

Наконец, мажоритарная система несовершенна ввиду практического отсутствия механизма отзыва депутатов. При мажоритарной системе, как правило, возникают непосредственные связи между кандидатом (а затем и де­путатом) и избирателями. Она способствует вытеснению из органов власти мелких и средних по своему влиянию пар­тий, становлению двух- или трехпартийной системы.

Мажоритарная система используется в настоящее вре­мя в Великобритании, США и Канаде. Она позволяет соз­давать устойчивые правительства, опирающиеся на проч­ное большинство в парламенте.

Главное отличие пропорциональной системы от мажо­ритарной состоит в том, что депутатские мандаты распре­деляются не между индивидуальными кандидатами, а меж­ду партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за партийные списки и опре­деленную программу. Естественно, партии стремятся вклю­чить в эти списки наиболее известных людей.

Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет две разновидности:

— пропорциональная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Избира­тельные округа не выделяются;

— пропорциональная система, основывающаяся на ок­ругах. В этом случае мандаты распределяются на ос­нове влияния партий в округах.

Достоинством пропорциональной системы является ре­презентативность, обеспечивающая наиболее адекватное представительство в парламенте различных партий и да­ющая избирателям возможность ранжировать свой выбор. Она обеспечивает обратную связь между государством и гражданским обществом, способствует развитию плюрализ­ма и многопартийности. Допускает эта система и возможность коррекции в результате замены депутата от партий - по решению самой партии, если он не отражает «партийную» точку зрения.

Вместе с тем система не вполне отвечает критерию простоты, поскольку требует от рядового избирателя широкой осведомленности в позициях партий. Она может стать и источником дестабилизации общества в случае изменения ориентации партии, за которую проголосовали избирате­ли, а также в результате внутрипартийного раскола после выборов.

Достоинства пропорциональной системы выборов реа­лизуются при устоявшейся многопартийности. В отсутствие же таковой эта система может привести к появлению фраг­ментарного депутатского корпуса и частой смене прави­тельств, что ослабит эффективность демократического уст­ройства.

Поскольку при пропорциональной системе осуществля­ется голосование не за конкретных кандидатов, а за партии, весьма слаба непосредственная связь между депутатами и избирателями. Зависимость депутатов от партий может негативно отразиться на деятельности представительных органов.

Кроме того, при пропорциональной системе может зна­чительно возрастать роль мелких партий, которые за под­держку крупных партий требуют постов и привилегий, не соответствующих их реальному весу в политической жиз­ни. Это создает условия для коррупции, сращивания партий с государственным аппаратом, перебежек из лагеря в ла­герь, борьбы за теплые места и т. д. В конечном счете, на­рушается сам принцип пропорциональности.

В некоторых государствах пропорциональные системы предусматривают распределение мандатов только между теми парти­ями, которые получают более трех—пяти процентов изби­рателей. Такой барьер установлен законодательством Герма­нии, Испании и Швеции. В России установлен пятипроцентный барьер для политических партий по выборам в Государственную Думу.

Пропорциональная избирательная система функциони­рует в таких странах, как Австрия, Бельгия, Италия, Нор­вегия, Финляндия и др. Причем в Австрии, Италии и Швей­царии избиратели голосуют за список партий в целом и за отдельных кандидатов в порядке предпочтения.

В послевоенный период началось становление смешан­ной избирательной системы, которая должна была во­брать в себя положительные характеристики мажоритар­ной и пропорциональной систем. На основе смешанной избирательной системы проходят выборы в Германии и России.

Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть — по пропорциональной. Один голос избира­тель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой — за политическую партию.

По способу организации и проведения к выборам близ­ка такая форма волеизъявления граждан, как референдум. В политической практике — это прямое, непосредственное обращение к избирателям для окончательного решения какого-либо законодательного или иного вопроса.

На общенациональный референдум глава государства или парламент выносят такие, например, вопросы, как принятие конституции, изменение формы государственно­го устройства или формы правления, принятие новых или отмена действующих законов, вступление страны в меж­дународные организации, присоединение к международным соглашениям и т. д.

Референдум может проводиться и в отдельных регио­нах по проблемам местного значения — таким, как введе­ние дополнительного налога, поступающего в городской бюджет, проект застройки нового квартала, строительство автомагистрали и т. п. Особенно широкое распространение местные референдумы получили в США и Швейцарии.

Принятым на референдуме считается то решение, за которое проголосовало большинство участвовавших в нем граждан. В настоящее время конституции многих госу­дарств предусматривают возможность или обязательность проведения референдумов.

Практика выявила слабые стороны референдума как способа принятия решений: велико число тех, кто не участ­вует в голосовании, решение нередко принимается незна­чительным большинством голосов, общественное мнение может быстро измениться, и результаты референдума уже не будут отвечать настроениям большей части общества.

Для последних десятилетий характерно усиление роли рациональных, прагматических мотивов в подходе к поли­тическим проблемам. Люди весьма критически оценивают программы и партийные лозунги, деятельность политиче­ских лидеров. Резкое неприятие вызывают моральная не­чистоплотность политиков, нарушения законности, злоупо­требления партийного и государственного аппарата.

Рациональной оценке подвергаются и устоявшиеся фор­мы политического участия. Далеко не все политически активные граждане получают удовлетворение от участия в выборах, от членства в политических партиях и профсо­юзах. Многие предпочитают новые формы гражданской и политической активности, различные виды самооргани­зации и самоуправления. Отсюда быстрое развитие и популярность разнообразных движений, ставящих перед со­бой задачи разрешения волнующих граждан конкретных проблем.