logo search
ПОЛИТОЛОГИЯ курс лек

8.2.Структура, функции, механизм функционирования и обновления политических элит

В основе механизма образования социально-политической элиты лежит объективный процесс структуризации общества на всех этапах его существования и развития. Социальная структура общества имеет вертикальные и горизонтальные линии раздела – членения общества на общности, слои, группы, между которыми устанавливаются связи координации и соподчинения, образующие более-менее целостную социальную иерархию-пирамиду отношений. На вершине этой пирамиды и утверждается наиболее авторитетная, влиятельная прослойка или группа людей, сосредотачивающая в своих руках, в конечном счете, и политическую, государственную власть.

Формирование элиты является результатом проявления общесоциологического закона, в основе действия которого лежит целый ряд объективных факторов: 1/ разделение и специализация труда; 2/ существование межличностного и социального неравенства; 3/ сложность устройства общества и системы управления организованными сообществами и организациями; 4/ социально-психологические особенности поведения индивидов и социальных групп, проявляющиеся в отношениях лидерстваиподчиненияи др.

Политическая организация и политическая жизнь общества создают дополнительные предпосылкидля акцентированного действия закона элитарности посредством во-первых,функционирования механизма государствакак органа контроля над социальными ресурсами общества, и во-вторых, через посредствоотчуждениягражданского большинства от участия в контроле над этими ресурсами и благами. Такое отчуждение между правящей элитой и большинством искусственно сохраняется самой элитой как основное условие сохранения ее привилегий.

В современном демократическом сообществе с расширенными возможностями для политического участия граждан разделение на меньшинство и большинство основано также на степени гражданской активности. Политически активные граждане образуют реальную и инициативную силу, своеобразный политический актив или элиту (которые формируют ядро членов политических партий, являются их активистами), а основная масса граждан относится либо к политически индифферентной массе, либо способна на эпизодические всплески политического участия.

Политическая элита – социально-историческое явление, природа которого изменяется вместе с развитием общества, всех аспектов цивилизации. Вследствие этого механизм ее образования, обновления и функционирования отражает конкретные особенности государственно-политического развития народов и стран в разные периоды их истории.

В государствах периода древности и Средневековья политическая элита носила наследственныйхарактер, формируясь на основе патриархально-родовых, сословных и религиозных традиций. Во многих странах мира эти принципы формирования и наследования власти элиты сохранялись вплоть до ХХ века, как, например, в царской России. Характер правления такой государственной верхушки, как и ее принципиальный состав, не менялся на протяжении десятилетий и даже столетий истории.

Вместе с развитием и усложнением государственного управления и параллельно с процессом утверждения элементов гражданского представительства, наследственная элита пополняется и дополняется прослойкой профессионалов – администраторов или бюрократии. Высшее чиновничество, бюрократия формируется с учетом профессиональных качеств, компетентности и лояльности к правителям. Таким образом, традиционная элита начинает утрачивать свой закрытый, узко сословный или классовый характер и делить свою власть садминистративной.

Политический процесс современноготипа, сложившийся в условиях западной демократии на рубеже ХХ столетия, осуществляется под управлениемдемократическихэлит. Их особенностью являетсяоткрытость,внутренняя подвижность, доступностьдля активных и способных представителей различных слоев и категорий граждан. Соответственно, создаются условия для усиления контроля над деятельностью политической элиты, политиков и администраторов со стороны структур, групп гражданского общества, прежде всего, через систему периодических выборов в центральные и местные органы власти.

Именно обновляемость, подконтрольность и представительностьинтересов всех групп общества высшим управленческим слоем составляют основание и критерии его политической зрелости и эффективности.Обновляемость, пополнение элиты новыми представителями, является условием ее гибкости, способности реагировать на изменения в политике и других сферах жизни общества, препятствовать его застою.Подконтрольностьправящих означает наличие влияния на государственное управление и его представителей со стороны граждан и общественных структур.Представительностьэлиты связана с наличием в ее рядах людей политиков, выражающих интересы максимально широкого круга социальных групп.

Важнейшей характеристикой политической элиты является ее компетентностьили способность осуществлять эффективное управление государством и обществом, координировать и консолидировать их усилия для решения важнейших социально-политических проблем.Профессионализм, компетентностьполитического управления является острейшей идеологической и политической мишенью в борьбе политических партий и групп влияния, спекулятивность этого вопроса особенно ярко проявляется в молодом украинском государстве.

Эффективность управленческих решений, как и компетентность в целом политической элиты страны, являются результирующей величиной от действия многих общесоциальных и политическихфакторов, влияющих на развитие страны. Но в реальной политике проблема политической компетентности чаще всего сводится к вопросу о поиске наиболее зрелой политической партии так называемых профессионалов, правительство и правление которых способны обеспечить максимально эффективное управление.

На самом деле, проблема рационального, компетентного и успешного правления решается, во-первых, как проблема историческая, то есть, в меру общей социально-экономической и политической стабилизации общества и выработки устойчивой модели его развития; во-вторых, как результат формирования механизма здоровой политической конкуренции политических партий, исключающего единоличное доминирование одной из них и стимулирующего проведение конструктивной политики правящей группировой в отношении широких слоев общества. Таким образом, наиболее показательным критерием профессионализма правящей элиты выступает ее социально-экономическая политика, обеспечивающая постоянный рост благосостояния большинства граждан.

Государственно - политическая элита неоднородна по своей структуре. Исследователи выделяют в ней несколько элементов-составляющих:

Элита также делится по горизонтали на три основных слоя: высший, средний и низший. Высший, наиболее авторитетный – самый малочисленный, ограничиваетсянесколькими десяткаминаиболее известных и влиятельных политиков, возглавляющих институты государственной власти и крупные партии. Всредний,включающий несколько сотен или даже тысяч человек, входят влиятельные политические активисты главных партий, крупные государственные чиновники и главы корпораций, лидеры крупных региональных органов власти и администраций. Третий,низший, наиболее многочисленный, насчитывающий несколько тысяч человек, слой элиты включает слой государственных служащих (руководители отделов и департаментов министерств, представителей исполнительной и законодательной властей), депутатов парламента, известных экспертов и т. д. По оценкам некоторых экспертов объем элиты – примерно 5% от всей численности населения.

Элита иногда подразделяется на политическую и правящую, непосредственно контролирующую рычаги власти или ключевые институты государства. Поэтому часть элиты, отделяющейся от правящей также называютконтрэлитой,занимающей по отношению к правящей позицию политического конкурента в борьбе за государственные посты. Что дает основания многим политологам говорить о возможности существования в стране нескольких политических элит или оплюрализме элит.

В современном динамичном обществе не прекращается процесс формирования новых влиятельных групп. Еще В. Парето в свое время отмечал, что в развитии элит просматриваются две тенденции:первая состоит в том, что старая, сложившаяся элита стремится де-юре и де-факто (юридически и фактически) закрепить свою власть, продлить ее. Вследствие этого происходит консервация и омертвление элиты, теряется ее гибкость, она становится замкнутой (закрытой) и потому начинает терять свои управленческие способности, превращаясь в тормозящую политическую силу. У такой элиты возрастает стремление к авторитаризму как попытке заменить силовыми методами демократические способы влияния на общество и политических конкурентов.

Вторая тенденция характерна наличием и стремлением новых политических сил-группировок к власти и ее обновлению. Если эти группировки достигают власти – наступает обновление элиты и самой власти, придающее динамику управлению и развитию общества, его демократизации.

Политические элиты как неотъемлемый механизм государственного управления реализуют ряд важных государственно-политических функций:

  1. Осуществляют выработку стратегии социально-политического развития общества;

  2. Осуществляют управление государством и обществом;

  3. Являются источником и резервом кадров высших государственных руководителей;

  4. Осуществляют политическое представительство общества и государства в международных отношениях;

  5. Осуществляют политическое посредничество в борьбе партий и политических группировок и др.

Существует две основные разновидности рекрутирования в элиту или их пополнения: систему антрепренерскуюи так называемыхгильдий.Антрепренерскаясистема основана на личностных способностях кандидатов, отбираемых из общественных групп. Она характеризуется открытостью конкурентной борьбы между кандидатами, посредниками в которой выступают граждане-избиратели при безусловно очевидной демократии. К недостаткам этой системы относится возможность прихода в политику случайных лиц авантюристов с сомнительными моральными и деловыми качествами. В этом случае усиливается неоднородность и нестабильность элиты, растет уровень конфликтности политического процесса.

Система гильдий характеризуется закрытостью для общества и консервативностью. Она предполагает медленное продвижение в политику при условии отбора кандидатов узким кругом лиц с учетом профессиональных и личностных их качеств, а также лояльности к правящим кругам. Такая консервативная система способствует превращению элиты в замкнутую касту, неуклонно деградирующую. Ее позитивом является предсказуемость и относительная устойчивость в определенных временных рамках. Элементы системы гильдий свойственны и для развитых демократий с устоявшимися партийными системами.

Разновидностью системы гильдий была так называемая номенклатура периода существования СССР.Она имела жестко иерархическую структуру с медленным продвижением кадров по ступеням служебной лестницы. При этом практически отсутствовали внутренние конфликты и осуществлялась строгая преемственность власти. Главным же принципом отбора был не профессионализм, а преданность системе в целом и начальству в частности, что, в конечном счете, и превратило советскую элиту в закрытую касту и обусловило ее социально-политическую деградацию с последующим крахом государства.

Таким образом, тип элиты и механизм ее функционирования определяется характером общества и, в свою очередь, либо способствует консервации его свойств и качеств, либо отвечает динамичному его развитию, создавая возможности для постоянного реформирования и политической модернизации в духе требований времени.