Раздел II. Средние века Западная Европа и исламский мир
С падением Рима (476 г) завершается период истории Древнего мира и начинается история средних веков. К IX-X вв. Западная Европа раздробилась на множество мелких феодальных государств, фактически не зависимых от центральной власти. Сложилась феодальная структура общества, где каждое сословие имело права (привилегии) в строгом соответствии с иерархией.
Особое место занимала католическая церковь, организованная по феодальному образцу со строгой иерархией и возглавляемая на монархических началах папой. Ей принадлежало около трети земель, у нее были свои суды, вооруженные силы, каноническое право. Духовенство относилось к привилегированному сословию. Будучи мощной экономически и политически, обладая монопольным правом на толкование господствующей идеологии, идеологии христианства, церковь выступала единственной силой, объединяющей западноевропейский мир.
Господство религии и церкви в духовной сфере обусловило то обстоятельство, что политико-правовая идеология выступала в религиозном облачении. Идейной основой юридических доктрин были религиозные представления, тексты священного писания, догмы официального вероучения. В силу этого, проблемы государства и права обсуждались лишь в процессе борьбы за власть между духовенством и светскими феодалами.
Католическая церковь, опираясь на теократические теории, притязала на решающее участие в политической власти. В обоснование использовались доводы Аврелия Августина, теории “нравственного закона” и “двух мечей”, “солнца и луны», различные фальшивки (“Дарения Константина”, “Лжеисидоровы декреталии”).
Императоры и короли, обосновывая свою независимость от церкви в светских делах, ссылались на тексты св. писания о богоустановленности власти (“существующие власти богом установлены”), по-своему толковали “теорию двух мечей”. Самым острым вопросом был вопрос о праве назначать епископов (инвеститура).
С теоретической поддержкой светской власти выступали средневековые юристы (легисты) - глоссаторы (преподаватели в Х1-ХП вв. в Болонье римского права). Глоссаторы утверждали, что народ передал всю власть императорам, власть которых неограниченна и наследственна. Ссылаясь на законы Римской империи, легисты полагали, что главным источником права являются законы, установленные светской властью (императорами, королями, городами). В ответ, церковь запретила духовенству изучать римское право и преподавание его в Парижском университете.
В противовес глоссаторам в ХП в. была создана школа канонистов. Естественное право они отождествляли с божественным законом (изложен в священных книгах), а единственным источником человеческого права считали обычай. Борьба римских пап и императоров иногда принимала острые формы, но против движения народных масс и еретиков их усилия объединялись.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Российский государственный социальный университет
- В.Г. Пахомов
- История правовых и политических учений
- Введение
- История правовых и политических учений
- Раздел I. Древний мир Древний Восток
- 1. Правовая мысль в период зарождения государственности
- Древний Египет
- Естественное равенство всех свободных
- 2. Древняя Индия
- Брахманизм
- Принц Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный),
- Дела общества зависят от самих людей
- Ко всем людям необходимо доброе отношение
- Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием
- Ч а н а к ь я (Каутилья) Советник и министр основателя империи Маурьев Чандрагупты I ( IV в. До н. Э)
- Индийский Макиавелли
- 3. Древний Китай
- Даосизм vі в. До н. Э.
- Конфуций
- Благородный
- Человеколюбие жень
- Правила ритуала
- Патриархально – патерналистская теория государства
- Концепция мелких собственников
- Теория договорного происхождения государства
- Источник власти
- Источник права
- Государство
- Опирается на законы
- Правовая мысль раннего периода
- Миром и богами правит судьба
- 2. Обоснование демократии софистами
- Платон (427 – 347)
- Философы правители
- Защитное
- Пример Рима
- Древний Рим
- 1. Марк Туллий Цицерон
- Частное
- Формы власти
- Аристократическая сенатская республика
- 2. Римские юристы
- Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин (іі – ііі вв.)
- Деятельность
- Разработка проблем права
- Частное
- Цивильное право
- Преторское право
- 3. Ранние христиане
- Создание идеального государства (Царство Божие)
- Равенство, свобода
- Труд обязателен для всех
- Политическая эсхатология и мессианизм
- 4. Зарождение теократических доктрин
- Аврелий Августин
- Гиппонский епископ
- Церковь
- Здесь “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”
- Общество “нечестивых”, насилия и разбоя
- Раздел II. Средние века Западная Европа и исламский мир
- 1. Фома Аквинский
- Фома Аквинский (1256 –1274)
- 2. Средневековые ереси
- Средневековые ереси
- Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.
- 4. Политические и правовые учения в исламе
- Государство (Ибн - Хальдун) создано народом для совместной добычи средств к жизни (разделение труда - главное), защиты от внешней опасности, обеспечения общественной безопасности
- Религиозное единство Русская политико-правовая мысль с древнейших времен до конца XVII века
- 1. Древняя Русь
- Иларион (ср. Хі в.)Митрополит Киевский
- Политико-юридические проблемы
- (Конец хіі или начало хііі вв.)
- 2. Московское царство
- Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах
- История человечества – история трех великих государств: Рима – Византии - Москвы
- ” Сущность – божественная
- Монах Кирилло-Белозерского монастыря
- Максим Грек Умер 1556 г., монах Афонского монастыря
- Правитель
- Сословно – представительная монархия: царь и всесословный выборный “Вселенский Совет”
- Иосиф Волоцкий
- Игумен и основатель Волоколамского монастыря
- (Около 1550) Служилый дворянин
- Торговая
- Иван IV Грозный
- Наследственное Происхождение Наследственное
- 3. России в XVII веке
- Иван Тимофеев
- Служилый дворянин
- Симеон Полоцкий
- Придворный поэт
- Обоснование просвещенной монархии
- История правовых и политических учений
- Брахманизм
- Принц Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный),
- Дела общества зависят от самих людей
- Ко всем людям необходимо доброе отношение
- Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием
- Индийский Макиавелли
- Даосизм vі в. До н. Э.
- Конфуций
- Благородный
- Человеколюбие жень
- Правила ритуала
- Патриархально – патерналистская теория государства
- Концепция мелких собственников
- Теория договорного происхождения государства
- Источник власти
- Источник права
- Государство
- Опирается на законы
- Миром и богами правит судьба
- Платон (427 – 347)
- Философы правители
- Защитное
- Пример Рима
- Формы власти
- Аристократическая сенатская республика
- Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин (іі – ііі вв.)
- Разработка проблем права
- Частное
- Цивильное право
- Преторское право
- Создание идеального государства (Царство Божие)
- Равенство, свобода
- Труд обязателен для всех
- Аврелий Августин
- Гиппонский епископ
- Церковь
- Здесь “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”
- Общество “нечестивых”, насилия и разбоя
- Фома Аквинский (1256 –1274)
- Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.
- Государство (Ибн - Хальдун) создано народом для совместной добычи средств к жизни (разделение труда - главное), защиты от внешней опасности, обеспечения общественной безопасности
- Иларион (ср. Хі в.)Митрополит Киевский
- Политико-юридические проблемы
- Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах
- Монах Кирилло-Белозерского монастыря
- Иосиф Волоцкий
- Игумен и основатель Волоколамского монастыря
- (Около 1550) Служилый дворянин
- Торговая
- Иван IV Грозный
- Иван Тимофеев
- Служилый дворянин
- Придворный поэт