Обоснование просвещенной монархии
«Царь – солне», «подобен Богу» Образованный и стремящийся к знаниям
Образ царя
Просвещать народ Действовать по закону
Не должен быть тираном
Суд Равный Однообразный
Своевременный «Суд – восстанавливает правду, а не совершает месть»
Внешнеполитическая ориентация
Освобождение всех славянских народов Мирное разрешение политических конфликтов
Идеи просвещенного абсолютизма Симеона Полоцкого свое продолжение и развитие получили у Юрия Крижанича (1618-1683 гг.). В работе “Политика” он рассматривает политико-правовые вопросы (сущность, происхождение и назначение государства, формы правления, соотношение справедливости, права и закона, судоустройство, внешняя политика).
О происхождении государства, его целях и задачах. Божественная сущность власти для Крижанича неоспорима, ибо “все законные короли поставлены не сами собой, а Богом”. “Король подобен некоему Богу на Земле”. Цель государства - достижение “общей пользы” для всех членов общества - “благочестие, справедливость, покой и изобилие”. Все формы правления он делит на три правильные: “совершенное самовладство” (абсолютная монархия), боярское правление и “общевладство” или посадское правление (республики) и три неправильные: тирания, олигархия и анархия (повтор Аристотеля). Наилучшая из них “совершенное самовладство”, самое древнее и самое крепкое, наилучшим образом обеспечивает справедливость, покой и согласие в стране. Все управление должно быть сосредоточено в руках правителя, “никаких сеймов и соборов” не допускается. И на местах все должности назначаются из центра. Управлять таким государством должен знающий правитель (“король-философ”). Королям мудрость особо необходима, так как они не имеют права учиться на собственных ошибках, чреватых последствиями для всего народа.
Абсолютный монарх должен быть просвещенным правителем, а не тираном. “Тиран - это разбойник. А на нашем языке тирана зовут “людодерцем”. Тираническое правление - господство, при котором правитель не заботится о благе народа, преследует личные интересы, нарушает “природные” законы. Но покарать такого правителя может все-таки бог, а не люди. Божественная сущность власти не позволяет этого народу.
Крижанич выдвигает гарантии для предотвращения тирании - на троне монарх-философ, принятие и контроль за соблюдением законов соответствующим божественным и естественным установлениям, нормативная регламентация всех сословий и чинов в государстве, когда каждому определены обязанности. Однако, сам король стоит над законами, так как “Король не подвластен никаким людским законам и никто не может осудить его или наказать”. В обязанности просвещенного монарха входит забота о благополучии страны: развитие промысла, упорядочение торговли, планирование распределения ремесел по городам, наделение их определенной самостоятельностью в управлении своими делами.
Крижанич предпочтение отдает наследственной монархии, женщины и чужестранцы не допускаются к трону в законодательном порядке. Коснулся Крижанич и организации правосудия, приведя в пример турецкого султана Баязета, который вынашивал идею собрать всех “мздоимных судей” и сжечь. Но по совету окружения учредил судьям хорошее жалованье и тем положил конец мздоимству. “И с тех пор суды у турок судят лучше и праведнее, чем где-либо на свете”.
Юрий Крижанич (1618 – 1683)
«Политика»
Происхождение - естественное
Государство Употребление-законное
Сущность - божественная Цель – достижение общей пользы
Формы правления Правильные Неправильные
Монархия (самовладство) Тирания (людодерство)
Боярское правление (аристократия) Анархия (безвластие)
Посадское правление (демократия) Ксенархия (власть чужеземцев)
Генкархия (власть женщин)
Абсолютная монархия (лучшая)
Органы власти Местные Воеводы
Центральные
Король («Живой Закон») Городские судьи (выборные)
Суды Боярская Дума
Коллегиальность, выборность на местах
Приказы
Что касается судебной системы, то высшей судебной инстанцией должен быть коллективный орган - Боярский суд (разрешает серьезные уголовные дела), а рассмотрение гражданских и мелких уголовных дел ведет один судья “из числа бояр”. Приказные судьи назначаются царем или правительством, а на местах судебные функции выполняют воеводы и, выбранные горожанами, городские судьи. Здесь как минимум два прогрессивных момента: коллегиальность суда и выборность судов на местах.
В отношении внешней политики Крижанич следует в русле традиций русской политической мысли ориентированной на добрососедские отношения с странами. Справедливые войны должны вестись по правилам: не начинать без достаточных причин и “без объявления о ее причине через гонца”. Посла задерживать или убивать нельзя. Обладая энциклопедическими знаниями, Крижанич во многом предначертал реформы Петра.
Русская политико-правовая мысль в XI-XVII вв. прошла большой путь развития. Характерными ее чертами были практически - политическая направленность, стремление ответить на основные вопросы времени, показать пути их решения. В ее истории выделяются три основные этапа: с древнейших времен до XIII века, XIV-XVI вв. и XVII век.
На первом - преобладало внимание к внешнеполитическим проблемам, идеям независимости Русского государства (митрополит Иларион), задачам единства Руси. На втором - на первый план выдвигаются внутриполитические проблемы: идея сильной самодержавной власти (Иван Пересветов). На третьем - в центре внимания мыслителей находятся вопросы сословно-представительной и абсолютной монархии, правовое положение правителей и подвластных, юридическое обоснование сопротивления подданных тирании (Иван Тимофеев, Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич).
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Российский государственный социальный университет
- В.Г. Пахомов
- История правовых и политических учений
- Введение
- История правовых и политических учений
- Раздел I. Древний мир Древний Восток
- 1. Правовая мысль в период зарождения государственности
- Древний Египет
- Естественное равенство всех свободных
- 2. Древняя Индия
- Брахманизм
- Принц Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный),
- Дела общества зависят от самих людей
- Ко всем людям необходимо доброе отношение
- Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием
- Ч а н а к ь я (Каутилья) Советник и министр основателя империи Маурьев Чандрагупты I ( IV в. До н. Э)
- Индийский Макиавелли
- 3. Древний Китай
- Даосизм vі в. До н. Э.
- Конфуций
- Благородный
- Человеколюбие жень
- Правила ритуала
- Патриархально – патерналистская теория государства
- Концепция мелких собственников
- Теория договорного происхождения государства
- Источник власти
- Источник права
- Государство
- Опирается на законы
- Правовая мысль раннего периода
- Миром и богами правит судьба
- 2. Обоснование демократии софистами
- Платон (427 – 347)
- Философы правители
- Защитное
- Пример Рима
- Древний Рим
- 1. Марк Туллий Цицерон
- Частное
- Формы власти
- Аристократическая сенатская республика
- 2. Римские юристы
- Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин (іі – ііі вв.)
- Деятельность
- Разработка проблем права
- Частное
- Цивильное право
- Преторское право
- 3. Ранние христиане
- Создание идеального государства (Царство Божие)
- Равенство, свобода
- Труд обязателен для всех
- Политическая эсхатология и мессианизм
- 4. Зарождение теократических доктрин
- Аврелий Августин
- Гиппонский епископ
- Церковь
- Здесь “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”
- Общество “нечестивых”, насилия и разбоя
- Раздел II. Средние века Западная Европа и исламский мир
- 1. Фома Аквинский
- Фома Аквинский (1256 –1274)
- 2. Средневековые ереси
- Средневековые ереси
- Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.
- 4. Политические и правовые учения в исламе
- Государство (Ибн - Хальдун) создано народом для совместной добычи средств к жизни (разделение труда - главное), защиты от внешней опасности, обеспечения общественной безопасности
- Религиозное единство Русская политико-правовая мысль с древнейших времен до конца XVII века
- 1. Древняя Русь
- Иларион (ср. Хі в.)Митрополит Киевский
- Политико-юридические проблемы
- (Конец хіі или начало хііі вв.)
- 2. Московское царство
- Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах
- История человечества – история трех великих государств: Рима – Византии - Москвы
- ” Сущность – божественная
- Монах Кирилло-Белозерского монастыря
- Максим Грек Умер 1556 г., монах Афонского монастыря
- Правитель
- Сословно – представительная монархия: царь и всесословный выборный “Вселенский Совет”
- Иосиф Волоцкий
- Игумен и основатель Волоколамского монастыря
- (Около 1550) Служилый дворянин
- Торговая
- Иван IV Грозный
- Наследственное Происхождение Наследственное
- 3. России в XVII веке
- Иван Тимофеев
- Служилый дворянин
- Симеон Полоцкий
- Придворный поэт
- Обоснование просвещенной монархии
- История правовых и политических учений
- Брахманизм
- Принц Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный),
- Дела общества зависят от самих людей
- Ко всем людям необходимо доброе отношение
- Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием
- Индийский Макиавелли
- Даосизм vі в. До н. Э.
- Конфуций
- Благородный
- Человеколюбие жень
- Правила ритуала
- Патриархально – патерналистская теория государства
- Концепция мелких собственников
- Теория договорного происхождения государства
- Источник власти
- Источник права
- Государство
- Опирается на законы
- Миром и богами правит судьба
- Платон (427 – 347)
- Философы правители
- Защитное
- Пример Рима
- Формы власти
- Аристократическая сенатская республика
- Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин (іі – ііі вв.)
- Разработка проблем права
- Частное
- Цивильное право
- Преторское право
- Создание идеального государства (Царство Божие)
- Равенство, свобода
- Труд обязателен для всех
- Аврелий Августин
- Гиппонский епископ
- Церковь
- Здесь “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”
- Общество “нечестивых”, насилия и разбоя
- Фома Аквинский (1256 –1274)
- Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.
- Государство (Ибн - Хальдун) создано народом для совместной добычи средств к жизни (разделение труда - главное), защиты от внешней опасности, обеспечения общественной безопасности
- Иларион (ср. Хі в.)Митрополит Киевский
- Политико-юридические проблемы
- Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах
- Монах Кирилло-Белозерского монастыря
- Иосиф Волоцкий
- Игумен и основатель Волоколамского монастыря
- (Около 1550) Служилый дворянин
- Торговая
- Иван IV Грозный
- Иван Тимофеев
- Служилый дворянин
- Придворный поэт