logo search
Ответы по Мафтей (лекции)

28.4. Русский национализм в политической жизни современной России

Национализм — это система идейно-ценностных ориентаций, признающих приоритет национальной идеи в политической жизни общества. Национальная идея, как истори­ческое предназначение нации, способна консолидировать обще­ство, не взирая на имеющиеся в нем социальные и политические различия. Политическая жизнь в постсоветской России сегмен­тирована, т.е. в ней присутствуют устойчивые идейно-политиче­ские блоки с поддерживающими их электоральными группами. Согласно исследованиям приблизительно 15% российских изби­рателей склонны поддержать политические идеи националистов (И. Клямкин, В. Лапкин).

Русский национализм в генетико-культурном плане исходит из «духовной миссии» России по отношению к остальному миру. В нем отразились устремление преобразовать общество в соответствии с традицион­ными ценностями. Русский национа­лизм мистифицирует политиче­ские институты образца «вечевого устройства», что приводит к проблемам в совместимости соборности и государственности в политической программе. Если западный национализм не отрицает демократических ценностей, то русскому национализму демократия является чуждой по духу.

Антидемократизм русского национализма обусловлен господ­ством в нем авторитарной традиции. В политических манифестах националистов присутствует ло­зунг «великой и неделимой России», который подразумевает сильную и ответственную государственность (державность), не­зависимую (от внешних влияний) «националь­ную» экономику и защиту духовных ценностей нации.

Следует различать «классическую» и «постклассическую» мо­дели русского национализма. Для первой свойственна жесткая зависимость политической практики от идеологических ценно­стей и иерархичность в постановке и реализации идеологических целей. К разновидностям классической модели в России можно отнести этнический, патриархальный и державный национализм.

Этнический национализм основывается на идее «кровного» родства и «врожденности» национальной идеи (РНЕ А. Баркашева, национал-республиканцы Н. Лысенко). Его сторонники, не­смотря на малочисленность, стремятся к созданию военизиро­ванных дружин, выступают с экстремистских позиций под лозунгом «Россия для русского народа».

Патриархальный национализм, уподобляющий нацию «боль­шой семье», ссылается на общинные традиции русской деревни. Его идеалом является допетровская Россия. Представители этого течения ведут в основном просветительскую деятельность с целью национального воспитания. В политической практике они примыкают к НПСР (Народно-патриотическому союзу России), играя роль «независимых интеллектуалов» (В. Распутин, В. Бе­лов, И. Шафаревич), их трибуной является журнал «Наш совре­менник». Особую позицию занимает писатель и общественный деятель А. Солженицын, который, в целом разделяя патриархаль­ные ценности, противится любым политическим коалициям с на­следниками коммунизма.

Державный национализм (РНС А. Стерлигова, часть КПРФ с Г. Зюгановым). Идейным центром выступает общественно-политическое движение «Духовное на­следие» (А. Подберезкин) и газета «духовной оппозиции» «За­втра» (А. Проханов). У этого национализма достаточно массовая социальная база (несколько миллионов избирателей), весьма мощный пропа­гандистский аппарат (около 100 региональных и местных изда­ний). Его сторонники проповедуют идею державы как безальтер­нативного типа российской государственности, основанной на мощном военном потенциале, жесткой вертикальной структуре государственной власти и приоритете управляемой государством экономики. Используется лозунг «соборности», приверженности русского народа православным традициям, социальной справед­ливости и «духу суверенности нации».

Постклассический национализм в России интересен тем, что его идейно-ценностные компоненты более прагматичны. Действуя по принципу политической целесооб­разности, он способен к компромиссу. Политически влиятельными в этой разновидности национализма являются национал-популизм и прагматический национализм. Возглавляемая В. Жириновским ЛДПР успешно сочетает классическую политическую риторику (идея «единой неделимой России») с национализмом, ориентиро­ванным на потребительские настроения российского общества. Национал-популизм, являясь рационализацией националистиче­ских чувств, опирается на люмпенизированные слои российского электората (лозунг ЛДПР на выборах в Государственную думу в 2003 году – «Мы за бедных, мы за русских»). В отличие от эмоционально-манипулятивного ха­рактера национал-популизма, в прагматическом национализме (Ю. Лужков, Ю. Скоков) просматривается тенденция к открытому диалогу с представителями иных идейно-политиче­ских течений. При этом национальные ценности используются им для достижения желаемых политических результатов. Для прагмати­ческого национализма более характерна постидеологическая си­туация, когда снимаются границы явного идеологического проти­востояния и происходит взаимопроникновение идеологических ценностей, и под различными идеологическими целями скрывает­ся однотипность политических интересов.

В целом русский национализм раздроблен идейно и организа­ционно. Постоянное соперничество различных националистиче­ских группировок не способствует расширению идеологического влияния национализма: сторонники национализма в российском электорате, как правило, не связывают свой политический выбор с политическими партиями, строго структурированными по идео­логическому принципу.

Идеологическая ситуация в современной России способствует маргинализации старых форм национализма, эволюциони­руя к широким идейно-политическим альянсам (коммунисты-державники, национал-либералы, национал-демократы). В силу ис­торического наследия и внутрисистемной расколотости национа­лизм приобретает характер «перманентной духовной оппози­ции», сосредоточившись на критике «внутренних» и «внешних» врагов нации. Конструктивные политические стремления русского национализма маловероятны, и он обречен на зависимую роль в российской политической жизни.