1. Проблемы человеческого измерения политики
Проблема человеческого измерения политики показывает, какую роль играет в современной политике отдельная личность и, прежде всего, “рядовая”, “массовая” личность, к числу которых относит себя подавляющая часть населения. Иногда эта проблема формулируется как “человеческий фактор” в общественной жизни. На заре перестройки, это понятие было широко распространено в политическом лексиконе и по существу приобрело значение идейно-политической программы. В то время по указанию сверху была развернута широкая кампания по активизации народных масс, в которой виделось чуть ли не решающее условие преодоления консерватизма и застоя во всех сферах общественной жизни, и, конечно, очередное средство повышения производительности труда и жизненного уровня населения.
Сейчас становится все яснее, что одной из важнейших причин кризиса социализма оказалась его несостоятельность решить проблему человека, отрицание им индивидуальности, поскольку последняя, якобы, была обусловлена частной собственностью. Между тем, существовали и другие взгляды. Так, известный английский писатель О.Уайльд в своей работе “Душа человека при социализме” писал об индивидуализме как [c.548]гуманистической ценности целиком совместимой с социализмом. “Индивидуализм это то, к чему придем через социализм... В сущности индивидуализм вовсе не навязывается человеку извне. Он естественным и необходимым образом вытекает из самой человеческой сущности... Новый индивидуализм, на службе которого состоит, сознает он это, или нет, социализм, явится идеальной гармонией”(1).
Понятие “человеческий фактор” подвергалось критике и со стороны чистых философов еще в одном аспекте: якобы оно превращает человеческую личность в чью-то цель, в условие, тогда как человек должен рассматриваться как самоценность и самоцель. Иными словами, в человеке нельзя видеть фактор. Однако с этим трудно согласиться. Фактор все же применительно к человеческой личности воспринимается скорее как действующий субъект, нежели как условие. Другое дело, когда мы говорим, например, о факторе времени, факторе риска, духовном факторе и т.п. Такое понимание фактора вряд ли стоит отождествлять с “человеческим фактором”. Иногда “человеческий фактор” отождествлялся с психологией, менталитетом, особенностями человека. Вспоминается публиковавшейся у нас роман известного английского писателя Г.Грина о советском разведчике. Роман так и называется “Человеческий фактор”.
К настоящему времени проблема человеческого фактора и само это понятие оказались вытесненными из общественно-политических и социально-гуманитарных наук.
Однако огульная критика социализма и коммунистической идеологии отнюдь не привела к возрастанию ценности и значения отдельной личности. Незаслуженно забытая проблема “человеческого фактора” имела своим следствием сохранение человека в качестве объекта манипулирования со стороны властных структур. В новой идеологии господствующего элитарного меньшинства для гуманизма и в массово-коллективистском и личностно-индивидуалистическом смысле места не оказалось. Правящую элиту и “новых русских” гуманизм не только не интересует, но и мешает их стратегическим установкам на ускоренную капитализацию общества. Рядовой человек по сути дела вытесняется из политической жизни, а его политические функции не выходят за рамки участия в выборах. Все это не может не создавать[c.549]социальной напряженности, в обществе. Проблема человеческого фактора в политике – это проблемы человека как субъекта общественных отношений, это проблема его социальных и политических прав и их гарантий.
Сейчас идет процесс перехода от коллективизации к индивидуализации личности. В целом он носит положительный характер.
Есть еще одно основание обратиться к проблеме человеческого фактора в политике. В декабре 1995 г. на Ученом Совете Московского университета с докладом на тему “Человеческий фактор и безопасность” выступал вице-президент РАН К.Фролов. На большом фактическом материале крупнейший русский ученый показал человеческие причины многих аварий и катастроф, принесших нашей стране огромные человеческие жертвы и убытки. При этом К.Фролов подчеркнул, что данная проблема касается не только знания и опыта, но и ряда других человеческих качеств, которые неадекватны многим современным техническим достижениям и технологическим процессам. Сложный мир современной техники ставит человека в условия, которые не были предусмотрены его естественной природой.
В этой связи представляется обоснованной постановка вопроса о роли человеческих качеств в процессе его взаимоотношений не только с технической, но и с социально-политической и информационной средой.
Роль личности в политике – основная проблематика политологии – обычно рассматривается исходя из общества как политической системы, состоящей из определенного множества индивидов как объекта, которым управляет государство. Но при таком подходе многие важные для политической науки вопросы остаются невыясненными, что имеет важное значение не только для теории, но и для политической практики. Возможен и другой подход: анализ политической проблематики, взяв за исходное личность, – с ее политических позиций. Однако здесь сразу же встает вопрос, о какой личности идет речь? Разные люди выполняют различные политические функции и роли. Одно дело политические лидеры или люди облеченные властью, другое – рядовые индивиды, из которых состоит общество.
Общностный и личностный аспекты определяют различную методологию политического анализ и при их [c.550]последовательной реализации могут привести к различным политическим выводам. Кто является актерами мира политики?, – спрашивает французский политолог Дэнкен и предлагает разные ответы: “Можно сказать, что действуют только индивиды. Можно сказать, что в мире политики в качестве субъектов выступают такие большие группы, как классы и нации. Наконец, можно согласиться с промежуточной точкой зрения, т.е. признать в качестве субъектов группы, составленные на базе процесса институционализации: они существуют независимо от индивидов, являющихся их конкретной опорой”(2). Дэнкен считает только первый ответ правильным. Вопрос о субъектах политики имеет самостоятельное значение и должен рассматриваться особо.
Политическая роль личности или роль личности в политике в общем плане рассматривалась во многих политических учениях и, как правило, под углом зрения определенных политических интересов, которые эти учения отражали. При этом менее всего оказался разработанным вопрос о роли в политике “рядовой” или “массовой” личности. Лишь во второй половине ХХ века под влиянием крушения тоталитарных режимов и дальнейшей демократизации общественной жизни, это направление в политических учениях стало постепенно занимать подобающее ей место. Общество стало рассматриваться уже не как обезличенный коллектив, которым руководит герои и вожди, а как совокупность индивидуальностей, личностей.
Разработка вопросов, связанных с политической ролью личности в нашем современном переходном обществе представляется не только очень важной для становления политологии как науки и учебной дисциплины, но и для современной политической практики. Выяснение всех сторон взаимоотношений политики, власти и человека помогут учащейся молодежи правильно ориентироваться в сложных вопросах политической жизни. Оно будет предохранять нашу политическую систему от возвращения в прошлое, когда человек рассматривался лишь как функция государства, как незначительный винтик, от которого ничто в функционировании государственной машины не зависело. Личностное измерение политики имеет исключительно важное значение при анализе[c.551]текущих политических процессов, конфликтов и ситуаций. Нельзя не согласиться со словами, недавно высказанными известным политическим деятелем Г.Поповым: “Политика на высшем уровне не может не быть личностной. А в России – особенно. И тем более – при нынешней конституционной концепции президентства”(3). Грамотно оценить социально-политическую ситуацию, особенно, если она не имеет временной дистанции, невозможно без учета поведения отдельных личностей, их действий – правильных или неправильных или бездействий, из которых складывается социально-политическая жизнь современного общества и не только личностей, обладающих властью. Между тем, на практике часто приходится сталкиваться с игнорированием личностных аспектов в политической науке и политической практике. И только в последнее время этот аспект политической науки стал привлекать к себе достаточно серьезное внимание. Данный вывод можно подтвердить хотя бы тем, что все чаще и чаще в политологической литературе встречается обращение к такому понятию как менталитет(4).
Конечно было бы неверным утверждать, будто политическая теория, имеющая длительную историю, не затрагивала проблему личности в политике. Наоборот, многие политические учения уделяли этой проблеме немало внимания, однако, в их трудах речь шла преимущественно о политической роли выдающихся личностей – государственных деятелей, руководителей политических движений, идеологов, ученых, то есть тех, кто оказывал заметное влияние на политику и массы. Поэтому политика часто персонифицируется, получает имя того, кто ее определял или осуществлял. Различные направления политики связаны с именами Рузвельта, де Голля, Сталина, Горбачева и других менее значительных лиц. Тех, кто делает политику в наше время называют политической элитой, а личностную проблему в данном аспекте политическим лидерством.
Деятельность выдающихся политиков, как правило, рассматривалась в различных политических учениях в соотношении с деятельностью народных масс, классов или даже толпы и осуществлялась по степени и результатам ее влияния на исторические процессы. Марксистская политическая мысль при решении проблемы политического [c.552]лидерства всегда делала акцент на объективных закономерностях, познание которых и действия в соответствии с ними признавались важнейшими критериями исторической роли личности.
Однако, как показывает опыт, зигзаги истории не раз зависели от качеств и деятельности отдельной личности, никак не связанных с объективными закономерностями. Поэтому, говоря о роли политического лидерства в современных условиях, нельзя обойти вопрос о личностных качествах политических деятелей, которые оказывают гораздо большее воздействие на исторические события, чем массы. [c.553]
- Оглавление
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания предисловие
- Часть I. Общая политология [c.5] раздел первый. Введение в политическую науку
- Глава I. Политология – наука и учебная дисциплина
- 1. Предмет политологии
- 2. Система категорий политологии
- 3. Методы политологии
- 4. Функции политологии
- Глава I.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава II. Сравнительная политология
- Глава II. Литература:
- Глава III. Развитие политической мысли до возникновения политологии как науки и учебной дисциплины
- 1. Политическая мысль Древнего мира и Античности (от II тысячелетия до н.Э. – до IV в. Н.Э.)
- 2. Политическая мысль Средневековья. Возрождение и Реформация (V в. – первая половина XVII в.)
- 3. Политические теории Нового времени (вторая половина XVII-XVIII вв.)
- 4. Политическая мысль XIX века
- 5. Политическая мысль в России (X-XX вв.)
- Глава III.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава IV. Возникновение политологии как науки и учебной дисциплины. Основные периоды ее развития в хх в.
- 1. Становление политологии как самостоятельной науки на рубеже XIX-XX вв. И ее развитие до 40-х годов хх в.
- 2. Развитие политологии со второй половины хх в. До настоящего времени
- Глава IV. Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел второй. Политика
- Глава V. Политика как общественное явление
- 1. Сущность и основные черты политики
- 2. Классификация политики и ее взаимосвязь с другими формами общественного сознания
- 3. Политика и мораль. Соотношение целей и средств в политике
- Глава V.
- Литература:
- Глава VI. Политика и экономика
- 1. Взаимосвязь политики и экономики
- 2. Основные идеологии в экономике
- 3. Российская модель реформирования экономики
- Глава VI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава VII. Социальная политика
- 1. Социальная политика и механизм ее реализации
- 2. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- Глава VII. Литература:
- Глава VIII. Национальная политика (этнополитика)
- 1. Определение национальной политики, ее задачи, принципы и механизмы реализации
- 2. Национальная политика в Российской Федерации
- 3. Управление национальными процессами
- Глава VIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Глава IX. Политика и религия
- 1. Структура религии и реальность религиозных влияний
- 2. Церковь и государство. Вопросы этики
- 3. Религиозная политика. Поиск российской модели государственно-церковных отношений
- Глава IX.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература
- Глава X. Военная политика
- 1. Сущность военной политики
- 2. Политика и армия
- Литература:
- Глава XI. Внешняя политика
- 1. Определение внешней политики, ее функции, цели и средства реализации
- 2. Субъекты, классификация и принципы международных отношений
- 3. Особенности внешней политики современной России и ее роль в международном сообществе
- Глава XI.
- 2. Этнические факторы геополитики
- 3. Военный фактор геополитики
- Глава XII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел третий. Власть
- Глава XIII. Теория власти и властных отношений
- 1. Природа власти, ее психологические основы и источники
- 2. Проблема делегирования власти и разделения властей. Три “ветви” власти
- 3. Легитимность (законность) власти
- 4. Какая власть должна быть в России?
- 5. Гласность и контроль народа за деятельностью власти
- Глава XIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Диспут. Политическая власть сегодня.
- Литература:
- Глава хiv. Политическое представительство
- 1. Место и роль политического представительства в системе политических отношений
- 2. Партийное представительство политических интересов
- 3. Проблемы легитимности и отчуждения политического представительства
- Глава XIV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XV. Выборы в органы политической власти
- 1. Особенности выборов при различных политических режимах
- 2. Классификация выборов
- 3. Принципы выборов
- 4. Избирательные системы
- 5. Основные функции выборов
- 6. Условия эффективности выборов
- Глава XV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел четвертый. Политическая жизнь и политическая система
- Глава XVI. Политическая жизнь общества и ее демократические параметры
- 1. Понятие, содержание и уровни политической жизни
- 2. Политический плюрализм, оппозиция и гарантии защиты меньшинства в демократическом обществе
- 3. Роль средств массовой информации в политической жизни
- Глава XVI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XVII. Политические системы
- 1. Понятие и структура политической системы
- 2. Российская политическая система
- 3. Западноевропейские политологи о функциях и типологии политических систем
- Глава XVII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XVIII. Политические режимы
- 1. Демократия как политическая форма общественного прогресса
- 2. Тоталитаризм и авторитаризм как недемократические режимы
- Глава XVIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава хiх. Политические процессы
- 1. Понятие политического процесса, его содержание и структура
- 2. Способы реализации политического процесса
- Глава XIX.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XX. Политическая модернизация
- 1. Теории модернизации середины XX века и анализ опыта некоторых стран
- 2. Концепция российской модернизации
- Глава XX.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXI. Политические конфликты
- 1. Общая характеристика социальных конфликтов и специфика политических конфликтов
- 2. Конфликт и противоречие
- 3. Условия, возникновения и стадии развития политических конфликтов
- 4. Политические и военные провокации
- 5. Пути предупреждения и методы разрешения политических конфликтов
- Глава XXI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Круглый стол.
- Литература:
- Глава XXII. Этнополитические конфликты
- 1. Сущность и основные причины этнополитических конфликтов
- 2. Динамика этнополитических конфликтов
- 3. Технологии урегулирования этнополитических конфликтов
- Глава XXII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел пятый. Политические институты
- Глава XXIII. Понятие, структура и классификация политических институтов
- Глава XXIII. Литература:
- Глава XXIV. Государство
- 1. Государство как институт политической системы, орудие публичной власти
- 2. Функции государства и его исторические типы
- 3. Правовое государство
- Глава XXIV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXV. Идея гражданского общества: история и современность
- 1. Основные вехи исторической эволюции идеи гражданского общества
- 2. Современные интерпретации идеи гражданского общества
- 3. Особенности институционального подхода к исследованию современного гражданского общества
- Глава XXV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXVI. Гражданское общество и государство
- 1. Политическая наука о соотношении гражданского общества и государства
- 2. Основные признаки гражданского общества и механизм взаимодействия его структур с государственными
- Глава XXVI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXVII. Политические партии
- 1. Возникновение политических партий и их современная типология
- 2. Партийные системы
- 3. Группы давления (интересов)
- Глава XXVII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXVIII. Парламент и парламентаризм
- 1. Структура и функции парламента
- 2. Отличительные признаки парламентской системы власти от президентской
- Глава XXVIII.
- Вопросы для размышления, самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXIX. Институт президентства
- 1. Современные модели президентства
- 2. Кого и как выбирают в президенты?
- 3. Взаимоотношения президента с партиями, госаппаратом и парламентом
- Глава XXIX.
- 2. Бюрократия как социальная группа
- Глава XXX.
- Вопросы для размышления и самоконтроля, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXI. Политические институты и политическая стабильность
- 1. Определение и объяснение политической стабильности
- 2. Роль политических институтов в обеспечении политической стабильности
- Глава XXXI.
- Вопросы для размышления, самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел шестой. Субъекты политических действий
- Глава XXXII. Субъективные основы и субъекты политики
- 1. Субъективное и объективное в политике
- 2. Субъекты политики: система и функции
- 3. Народ и человек как субъекты политики
- Глава XXXII. Литература:
- Глава XXXIII. Личность в политике
- 1. Проблемы человеческого измерения политики
- 2. Две линии в личностном содержании политики
- 3. Основные направления политики в области прав и свобод человека
- Глава XXXIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXIV. Женщина и политика
- 1. Женщина и политика в России: иллюзии и реальность
- 2. Причины низкой политической активности женщин
- 3. Объективное и субъективное в восприятии женщины-политика
- 4. Женщины-депутаты Федерального Собрания
- 5. Новые моменты в политике ряда государств и политических партий в отношении женщин
- Глава XXXIV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXV. Молодежь и политика
- 1. Место и роль молодежи в политической жизни общества
- 2. Молодежная политика
- Глава XXXV.
- 2. Влияние политического лидерства на развитие общества
- Глава XXXVI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXVII. Политическая элита
- 1. Понятие, характерные черты и функции политической элиты
- 2. Особенности эволюции российской политической элиты
- 3. Механизмы образования новых элит
- 4. Элитное образование
- Глава XXXVII. Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Примерная тематика докладов и рефератов:
- Литература:
- Глава XXXVIII. Политические интересы
- 1. Содержательная характеристика политических интересов
- 2. Механизм реализации политических интересов. Политическое участие и политическая деятельность
- Глава XXXVIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел седьмой. Политическое сознание
- Глава XXXIX. Политическое сознание
- 1. Понятие, структура и формирование политического сознания
- 2. Политическая психология
- Глава XXXIX. Вопросы для размышления, самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава xl. Политические идеологии
- 1. Идеология и политика
- 2. Политический спектр современных видов идеологии
- Глава xl.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава xli. Политическая культура
- 1. Феномен и понятие
- 2. Структура и функции
- 3. Механизмы формирования политической культуры
- 4. Типология политической культуры
- 5. Россия: смена культурной парадигмы
- Глава xli.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава xlii. Политическая социализация
- 1. Понятие, особенности и стадии политической социализации
- 2. Содержание и механизм политической социализации военнослужащих российского государства
- Глава xlii.
- Глава xliii. Литература:
- Глава xliv. О системной методологии социально-политических трансформаций
- 1. Тайна общественной жизни и основное звено социально-политических преобразований
- 2. О новой социальной реальности, субъектах и критериях политических перемен
- 3. Открытое общество: социальная концепция и политика перехода
- 4. Социально-политический анализ: системные основания и принципы
- Глава xliv. Литература:
- Глава xlv. Новые информационные технологии и политика
- [C.756]
- [C.757]
- Глава xlv. Литература:
- Глава xlvi. Компьютерные технологии в политике и политологии
- 1. Компьютеры – инструмент политических технологий
- 2. Применение компьютерных технологий в политологическом анализе
- 3. Возможности компьютерного моделирования – системный подход
- 4. “От выборов до парламента” – использование компьютерной модели
- Глава xlvi. Литература:
- Глава хlvii. Политическое прогнозирование
- 1. Необходимость и сущность политического прогнозирования
- 2. Объективные основы и условия политического прогнозирования. Расчеты и просчеты
- 3. Принципы и методы политического прогнозирования
- 4. Основные этапы разработки прогноза и проблема его конкретности и точности
- Политологический дебют
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для размышления и самоконтроля
- Литература
- Раздел девятый. Технология политологических исследований
- Глава xlviii. Структурно-логическая модель общества
- Глава xlviii. Литература:
- Глава xlix. Анализ политической ситуации. Метод сценариев
- Глава xlix. Литература:
- Глава l. Методики оценки расстановки политических сил в обществе
- 1. “Правые” и “левые” в политике
- 2. Методика “линейная”
- 3. Методика “табличная”
- 4. Методика “динамичная”
- 5. Методика “блочная”
- Литература:
- Глава li. Политический мониторинг и контент-анализ в политическом исследовании
- Литература:
- Глава lii. Политическое решение: алгоритм и методы принятия
- 1. Место политического решения в политической деятельности и требования к нему
- 2. Возникновение проблемы, требующей принятия политического решения и основные этапы процесса его принятия
- 3. Методы принятия политического решения и создание механизма его реализации
- Литература:
- Глава liii. Политический риск
- 1. Сущность, уровни и оценка политического риска
- 2. Управление политическим риском
- Литература:
- Раздел десятый. Избирательная кампания. Имиджелогия глава liv. Общая характеристика избирательной кампании
- 1. Этапы и участники избирательной кампании
- 2. Избирательная инфраструктура
- Литература:
- Глава lv. Технология избирательной кампании
- 1. Структурно-логическая модель избирательной кампании
- 2.Участники событий, их интересы
- 3. Организация избирательной кампании и управление ею
- Литература:
- Глава lvi. Информационно-аналитическое сопровождение избирательной кампании
- 1. Этапы информационно-аналитического сопровождения
- 2. Исследование предвыборной ситуации и мониторинг избирательной кампании
- 3. Знание кандидатов и определение их рейтинга
- 4. Специальные политологические исследования
- 5. Заключительные политологические исследования
- Литература:
- Глава lvii. Имидж организации
- 1. Понятие “имидж”. Общее и особенное в имидже организации и ее лидеров
- 2. Формирование имиджа организаций, политических лидеров
- 3. Листовки как способ актуализации имиджа. Реклама
- Вопросы:
- Литература:
- Глава lviii. Инновационные технологии в политологии. Методические приемы, используемые при проведении организационно-мыслительных занятий
- Вступительная часть
- Основная часть
- Заключительная часть
- Программа курса “прикладная политология. Основы политического анализа”
- Анкета для молодежи
- 9. Вы бы хотели, чтобы Ваши интересы представлял политик -
- 17. Как Вы понимаете справедливость?
- Анкета для оценки политической ситуации в россии
- Вопросник
- Спасибо!
- Применение контент-анализа для изучения политических событий
- Процедура контент-анализа. Последовательность отдельных операций контент-анализа, каждая из которых основана на определенной технике
- Наличие эксплицитно сформулированных технических приемов при выполнении различных операций процедуры
- Фрагмент бланка кодирования
- Факторы, учитываемые при анализе политического участия
- Методы анализа характера политической власти
- Информация кандидату в депутаты для оценки политической ситуации в период избирательной кампании
- Распространение листовок