logo search
IPPU_Ch_1_DM_i_SV

Даосизм vі в. До н. Э.

Лао-Цзы “Дао дэ цзин” (Книга о Дао и дэ)

Дао (путь) – естественный ход вещей, естественная закономерность, справедливость.

В отношении к Дао все равны

Дао – естественное право непосредственного действия

Особая роль “принципа недеяния

Народ необходимо отлучать от знаний, “трудно управлять народом, когда у него много знаний”

Восстановить простоту человеческих отношений способны “умные вожди”

Специалисты истории правовых учений подчеркивают фундаментальную роль в истории Китая конфуцианства, родоначальник Конфуций(551-479 гг. до н.э.). Он славился умом, энергией и безупречной честностью. Его изречения собраны учениками в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Ее заучивали наизусть, к ее авторитету апеллировали в делах семейных и политических. Конфуций защищал интересы тех, кто стремился примирить имущественную и наследственную знать. Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала.

Благородный муж – это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Править должны аристократы добродетели и знания («благородные мужи», «лучшие»), а не знать и богатые. Простой народ («низкие», «простолюдины») полностью отстранялся от управления. Главная задача благородных мужей – воспитать в себе и распространить в обществе человеколюбие (жэнь): попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, справедливые отношения друг к другу несвязанных родственными узами. «Не делай другим того, чего не желаешь себе» – принцип взаимоотношений между людьми.

Перенесенные в сферу политики и права эти принципы должны были служить фундаментом всей системы управления. А начать ее реформу Конфуций предлагал с «исправления имен» (чжэ мин), то есть с восстановления изначального смысла титулов и вытекающих из них обязанностей, обозначения социальных, политических и правовых статусов лиц и групп населения в иерархической системе общества и государства. Государь должен относится к своим подданным как к своим детям (заботиться о достатке продовольствия, воспитывать и защищать). При этом воспитывать личным примером, «управлять – значит поступать правильно» Народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям и беспрекословно им повиноваться.

Такая концепция государства получила название патриархально-патерналистская. Государство по Конфуцию – это большая семья, где власть «сына неба» (императора) уподобляется власти отца, а отношения – семейным. Роль нормативной системы государства отводилась правилам ритуала (ли). Перечень правил поведения включал ритуальные и культовые обряды (почитание духов, культа предков), моральные нормы и нормы обычного права. Конфуций был противником управления на основе позитивных законов, устрашающих правовых запретах, выступал за сохранение религиозно-моральных методов воздействия на людей. Если «руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится». Необходимость в государстве отпадет вообще, если правила ритуала будут всеми соблюдаться.