29.1. Россия в системе международных отношений
Система международных отношений характеризуется совокупностью связей и взаимодействий между народами, государствами и группой государств. За последние десятилетия в системе международных отношений произошли коренные изменения. Эти изменения связаны с распадом «социалистического содружества», затем и самого его создателя — Советского Союза.
В истории крах одной системы международных отношений вызывался либо масштабными войнами, либо революциями. Своеобразие современного периода заключается в том, что замена системы международных отношений (или, как говорят, международного политического порядка), сложившейся после 1945 г., произошла в условиях относительно мирного времени, несмотря на наличие многочисленных региональных вооруженных конфликтов, и «холодной войны», вызывавших постоянную напряженность между двумя противоположными блоками.
Исследователи считают, что в 1945-1989 гг. существовала особая система международных отношений, для которой характерными были следующие черты: биполярная структура; придание мировой политике нормативного порядка, создание ООН, других международных организаций и институтов; углубляющиеся противоречия между экономически развитыми и слаборазвитыми странами. В этой системе СССР принадлежала одна из ведущих ролей, определяющая международный климат.
В условиях перехода к новой системе международных отношений Россия (преемник СССР) претерпела глубокую трансформацию как участник системы международных отношений. Российское государство столкнулось с серьезными геополитическими сдвигами, временной дезориентацией в определении главного противника на международной арене, перегруппировкой сил, коалиций и союзов, заменой ряда прежних идеологических стереотипов, сменой политических режимов, возникновением новых государств и т.д.
Подобные процессы не могли не ослабить внешнеполитические позиции России. На Западе широкое распространение получил тезис о том, что СССР проиграл холодную войну. Однако в холодной войне проиграли все, и все выиграли от ее окончания. Тем не менее основу взаимоотношений в период распада мирового социализма, Варшавского договора и СССР составляли заявления западных политиков о «ненанесении ущерба интересам СССР» (затем они трансформировались в «неиспользование нынешней слабости России в своих односторонних интересах»). Такие формулировки свидетельствуют об одном: сложилось новое соотношение сил не в пользу России. Возникла реальная перспектива утраты Россией статуса великой державы на мировой арене.
Россия не в состоянии была оказать противодействие созданию своего рода «санитарного кордона», расширению НАТО за счет бывших государств — членов Варшавского договора (Чехии, Венгрии, Польши), а в дальнейшем и за счет «второго эшелона» (стран Балтии и других стран). Все это — попытки исключить Россию из механизма принятия решения по ключевым вопросам европейской и мировой безопасности. Такое развитие событий может придать России роль «побежденной державы», не имеющей равноправного статуса в международных делах. В создавшихся условиях, т.е. в крайне невыгодной обстановке для обеспечения своего участия в формировании положения дел в Европе и мире, России нужно в максимальной степени использовать дипломатические средства, переговорный процесс.
Одним из результатов таких дипломатических усилий стало подписание Основополагающего акта, регулирующего отношения между Россией и НАТО (май 1997 г.). Этот документ предусматривает в рамках деятельности Совместного постоянного совета участие сторон на равноправной основе в случае достижения консенсуса в планировании и подготовке совместных операций, в том числе и миротворческих под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственностью ОБСЕ. Вместе с тем положения Основополагающего акта не дают России или НАТО права вето по отношению к действиям другой стороны, а также не ущемляют и не ограничивают права России или НАТО принимать решения и действовать самостоятельно. Они не могут быть использованы как средство ущемления интересов других. Тем самым партнерство между Россией и Западом получило свою институционализацию.
Для западных политиков, несмотря на определенную слабость, Россия по-прежнему остается «слишком большой» и потенциально «слишком сильной» страной. Не случайным является приглашение России присоединиться к «большой семерке» ведущих развитых государств и составить вместе с ними «большую восьмерку». По мнению ряда исследователей, «семерка» стала эффективным регулятивным центром международных отношений, продолжающих оставаться системой децентрализованной и подчас стихийной. Как регулятивный центр «семерка»/«восьмерка» решает две важные задачи функционирования системы международных отношений: 1) ликвидировать существующие и не допускать возникновения в будущем региональных конфронтационных военно-политических осей; 2) активизировать демократизацию стран с авторитарными режимами (создание единого мирового политического пространства).
Стать полноценным членом «большой восьмерки» — сложная задача, поскольку членство в ней связано не только с правами, но и определенными финансовыми обязательствами, которые сегодняшней России пока не по плечу. Улучшение же внутренних экономических показателей и выполнение взятых на себя серьезных обязательств, безусловно, скажется на повышении роли России в принятии экономических и политических решений мирового уровня в рамках «восьмерки».
Никто из внешнеполитических партнеров не сомневается, что главной задачей внешней политики самостоятельной России является возрождение и укрепление ее международных позиций. На реализацию этой задачи нацелены разработанные Правительством Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации.
Одной из особенностей данной концепции является отсутствие идеологических установок или политических пристрастий к какой-либо политической силе, поворот к национальным интересам России и ее гражданам, защита которых и есть предназначение внешней политики ответственного демократического государства.
К основным положениям относятся: обеспечение процессов формирования государственности России и защита ее территориальной целостности; создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ; активное и полноправное участие России в строительстве новой системы международных отношений, в которой ей было бы обеспечено достойное место.
В складывающейся системе международных отношений Россия, несмотря на переживаемый кризис, остается одной из великих держав и по своему потенциалу, и по влиянию в мире. Россия несет ответственность за формирующийся новый миропорядок, за построение новой системы позитивных взаимоотношений государств, ранее входивших в состав СССР.
Любые действия, направленные на подрыв целостности Российской Федерации, интеграционных процессов в СНГ, нарушение прав и свобод человека, вооруженные конфликты в сопредельных государствах рассматриваются как угроза безопасности страны и жизненно важным интересам ее граждан.
Принципиальное значение для защиты внешнеэкономических интересов России имеет сохранение и развитие хозяйственных связей с бывшими союзными республиками. В целях создания эффективной системы комплексной безопасности сотрудничество и в военно-политической сфере.
В фокусе внимания российской внешней политики остаются отношения со странами Востока и Центральной Европы, находящихся в исторически сложившейся сфере ее интересов. Ни в коей мере не должна ущемляться роль России в урегулировании ряда международных конфликтов, чреватых угрозой перерастания в широкомасштабную войну.
Для России большую значимость имеют отношения со странами Западной Европы. Они важны с точки зрения вхождения в формирующееся политическое, экономическое, правовое, социальное пространство, ядром которого выступает Европейское сообщество.
Объективной базой развития российско-американских отношений является взаимная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. Здесь ставятся задачи обеспечить на взаимной основе выполнение достигнутых договоренностей по сокращению и уничтожению ядерных, химических и иных вооружений, соблюдение положений Договора по ПРО.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе внешнеполитические приоритеты включают развитие сбалансированных и стабильных отношений со всеми странами, особенно с Китаем, Японией и Индией.
Российская внешнеполитическая концепция имеет целью сформировать вокруг себя необходимый общегосударственный консенсус. Наполнение конкретно-историческим содержанием внешнеполитической концепции поможет приобрести России свойственную ей самодостаточность. Россия найдет и займет свое неповторимое место в мире. Положение региональной державы с ограниченными международными интересами сменится ситуацией, в которой России будут обеспечены выходы на роль мировой державы.
- Курс "Политические отношения и политический процесс в современной России"
- Тема 25. Политические интересы социальных групп. Лоббизм в политической жизни России 239
- Лекция 1. Структура и субъекты политического процесса в современной России
- 1.1. Понятие политического процесса
- 1.2. Структура политического процесса
- 1.3. Типология политических процессов
- 1.4. Субъекты политического процесса
- 1.5. Особенности политического процесса в России
- Литература
- Лекция 2. Политическая власть в России: проблема легитимности
- 2.1. Роль политической власти в России
- 2.2. Легитимность и делегитимация государственной власти в России
- 2.3. Легитимность государственной власти в ссср
- 2.4. Легитимность государственной власти в современной России
- Литература
- Лекция 3. Современная реформа политической власти в России
- 3.1. Конституционные основы принципа разделения властей в России
- 3.2. Конституционные основы деятельности Президента Российской Федерации
- 3.3. Конституционные основы деятельности Федерального Собрания Российской Федерации
- 3.4. Конституционные основы деятельности Правительства Российской Федерации
- 3.5. Конституционные основы деятельности судов в Российской Федерации
- 3.6. Особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России
- 3.7. Реформа политической власти в 2000-х гг.
- Литература
- Лекция 4. Коммунистическая правящая элита и политические лидеры советской эпохи
- 4.1. Коммунистическая правящая элита
- 4.2. Политические лидеры советской эпохи
- Литература
- Лекция 5. Особенности политического лидерства в современной России
- 5.1. Характеристика политического лидерства
- 5.2. Типы политического лидерства в современной России
- 5.3. Функции политического лидерства
- 5.4. Основные тенденции в политическом лидерстве современной России
- 5.5. Особенности российского политического лидерства
- 5.6. Популизм в современной России
- Литература
- Лекция 6. Современная политико-административная элита России
- 6.1. Понятие и функции политической элиты России
- 6.2. Характеристика политико-административной элиты
- 6.3. Воспроизводство элиты
- 6.4. Современная элита России
- 6.5. Политическая корпоративность
- 6.6. Региональная политическая элита
- 6.7. Привилегии как признак политической элиты
- Литература
- Лекция 7. Общая характеристика политической системы Российской Федерации
- 7.1. Структура и функции политической системы
- 7.2. Субъекты политических отношений
- 7.3. Общая характеристика политической системы ссср и рсфср
- 7.4. Отличительные особенности современной российской политической системы
- Литература
- Лекция 8. Политические режимы Советского государства
- 8.1. Политический режим
- 8.2. Ленинско-большевистский политический режим
- 8.3. Сталинско-большевистский политический режим
- 8.4. Десталинизация. Номенклатурно-коммунистический режим
- 8.5. Авторитарно-либеральный режим
- Литература
- Лекция 9. Политический режим современной России
- 9.1. Соотношение политической системы и политического режима в современной России
- 9.2. Осуществление власти в современной России
- 9.3. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России
- 9.4. Демократические тенденции в политическом режиме современной России
- 9.5. Влияние парламентских выборов 2003 года на формирование политического режима в России
- Литература
- Лекция 10. Становление современного Российского государства
- 10.1. Роль государства в современной России
- 10.2. Функции российского государства
- 10.3. Правовые основы новой российской государственности
- 10.4. Этапы становления современного российского государства
- 10.5. Проблемы в становлении современной российской государственности
- 10.6. Социальное государство
- 10.7. Правовое государство
- Литература
- Лекция 11. Формы правления и территориального устройства в России
- 11.1. Разновидности формы правления
- 11.2. Форма правления российского государства
- 11.3. Форма территориального устройства России
- 11.4. Конституционные основы российского федерализма
- 11.5. Особенности российского федерализма
- Литература
- Лекция 12. Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации
- 12.1. Система государственных органов Российской Федерации
- 12.2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- 12.3. Местное самоуправление
- 12.4. Ресурсы государственной власти в современной России
- 12.5. Эффективность государственной власти в современной России
- 12.6. Особенности государственной власти в современной России
- Литература
- Лекция 13. Перспективы становления и развития гражданского общества в современной России
- 13.1. Гражданское общество
- 13.2. Итоги радикальных реформ в России
- 13.3. Гражданские движения в России
- 13.4. Условия становления гражданского общества в современной России
- 13.5. Перспективы становления гражданского общества в современной России
- 13.6. Особенности взаимодействия общества и государства в России и в других странах
- Литература
- Лекция 14. Партии и партийные системы в российской истории
- 14.1. Возникновение партий в России
- 14.2. Деятельность Государственной думы России
- 14.3.Особенности формирования партий и партийных систем в буржуазной России
- 14.4. Создание однопартийной системы в Советском государстве
- Литература
- Лекция 15. Эволюция партийно-политической системы Российской Федерации
- 15.1. Возникновение партийной оппозиции в ссср в конце 1980-х гг.
- 15.2. Распад кпсс и возникновение многопартийности
- 15.3. Партийно-политическая система в конце 1991-1993 гг.
- 15.4. Партийно-политическая система в декабре 1993-1996 гг.
- 15.5. Политический плюрализм в России
- 15.6. Политические партии и власть
- 15.7. Ресурсы политических партий в современной России
- Литература
- Лекция 16. Избирательный процесс в России
- 16.1. Выборы как институт политической системы
- 16.2. Понятие и типы избирательных систем
- 16.3. Особенности избирательного процесса в России
- 16.4. Российское избирательное законодательство
- Литература
- Лекция 17. Политическое сознание современного российского общества
- 17.1. Основные тенденции развития политического сознания в современной России
- 17.2. Особенности массового политического сознания в современной России
- 17.3. Либеральные тенденции в массовом политическом сознании
- 17.4. Консервативные тенденции в массовом политическом сознании
- 17.5. Утопизм массового политического сознания
- 17.6. Особенности политического менталитета современной России
- Литература
- Лекция 18. Политическая культура России: традиции и современность
- 18.1. Политическая культура и политический процесс
- 18.2. Составные элементы политической культуры России
- 18.3. Основные традиции политической культуры России
- 18.4. Патернализм в политической культуре России
- 18.5. Типы политических культур в современной России
- 18.6. Политическая культура современной России
- Литература
- Лекция 19. Проблемы демократического процесса в Российской Федерации
- 19.1. Понятие демократизации
- 19.2. Модели перехода от авторитаризма к демократии
- 19.3. Российская модель демократизации
- 19.4. Особенности демократического процесса в России
- Литература
- Лекция 20. Становление правового государства в России: история и современность
- 20.1. Понятие правового государства
- 20.2. Принципы правового государства
- 20.3. История развития правового государства в России
- 20.4. Практика становления правового государства в России
- Литература
- Лекция 21. Права человека и гражданина в России
- 21.1. Характеристика прав человека и прав гражданина
- 21.2. Личные права и свободы
- 21.3. Политические права и свободы
- 21.4. Экономические, социальные и культурные права
- 21.5. Реализация политических прав граждан в России
- Литература
- Лекция 22. Политическая модернизация в России: поиск альтернативы
- 22.1. Содержание политической модернизации
- 22.2. История российской модернизации
- 22.3. Особенности современной российской политической модернизации
- Литература
- Лекция 23. Экономика и политика: условия взаимодействия
- 23.1. Влияние политического процесса на экономическую сферу общества
- 23.2. Особенности экономической политики в советское время
- 23.3. Исторический опыт новой экономической политики большевиков
- 23.4. Реформирование общества и экономика
- 23.5. Современная экономическая политика России
- 23.6. Альтернативные проекты экономической политики в современной России
- Литература
- Лекция 24. Революции в российской политической истории и их последствия
- 24.1. Революция как вид политического процесса
- 24.2. Революция 1905-1907 гг. И ее последствия
- 24.3. Февральская революция 1917 года: буржуазные партии у власти
- 24.4. Октябрьская революция 1917 года: суть и последствия
- 24.5. Путч 1991 года
- 24.6. Специфические особенности российских революций
- Литература
- Тема 25. Политические интересы социальных групп. Лоббизм в политической жизни России
- 25.1. Динамика социальной стратификации и ее влияние на политический процесс
- 25.2. Группы интересов как субъекты российской политики
- 25.3. Лоббизм в политической жизни России
- 25.4. Проблемы правового регулирования лоббистской деятельности
- Литература
- Лекция 26. Политические конфликты в современной России
- 26.1. Особенности политических конфликтов в России
- 26.2. Характеристика общего кризиса власти 1992-1993 гг.
- 24.3. Правительственные кризисы в современной России
- 26.4. Причины перманентного конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти
- 26.5. Перспективы политического согласия в современной России
- Литература
- Лекция 27. Терроризм и его проявления в современной России
- 27.1. История возникновения и определение терроризма
- 27.2. Международный терроризм
- 27.3. Типология терроризма
- 27.4. Особенности терроризма в современной России
- 27.5. Факторы, влияющие на развитие терроризма в современной России
- 27.6. Система мер борьбы с терроризмом
- Литература
- Лекция 28. Этнополитические процессы в Российской Федерации
- 28.1. Национальный вопрос и государственно-политические реалии России
- 28.2. Этнополитический процесс в советское время
- 28.3. Этнополитическая ситуация в современной России
- 28.4. Русский национализм в политической жизни современной России
- 28.5. Межэтнические конфликты и пути их разрешения
- 28.6. Особенности федеративного устройства современной России
- Литература
- Лекция 29. Россия в мировом политическом процессе
- 29.1. Россия в системе международных отношений
- 29.2. Внешняя политика современной России
- 29.3. Современные геополитические реалии
- 29.4. Геополитическое положение современной России
- Литература
- Лекция 30. Национальная безопасность и военная политика России
- 30.1. Национальная безопасность
- 30.2. Совет безопасности Российской Федерации
- 30.3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации
- 30.4. Национальные интересы России
- 30.5. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
- 30.6. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
- 30.7. Военная политика государства
- Литература