logo search
ПОЛИТОЛОГИЯ курс лек

Типология политических систем. Политическая система Украины

Механизм деятельности политических систем разных стран характеризуется очевидным своеобразием. Можно утверждать, что каждая страна имеет особую, неповторимую модель политической системы, выражающую специфику социально-исторических, экономических, национальных, политических и других ее условий. Вместе с тем, в развитии многих стран имеются характерные общие черты принципиального сходства. Эти элементы принципиального сходства являются необходимым предметом научного анализа, так как их изучение позволяет проследитьзакономерностив развитии политических процессов и систем на различных уровнях их существования. Их выявление связано с разработкойтипологии политических систем.

В основу типологии могут быть положены различные основания или критерии, согласно которым всю совокупность политических систем можно с той или иной степенью условности разделить на подгруппы или виды. В политологии наиболее распространена типология, основанная на характереполитического режима, в соответствии с которым выделяютдемократические, авторитарные и тоталитарныесистемы. Они отличаются принципами взаимоотношений между властью и обществом, степенью влияния общества, гражданских групп на власть.

Демократическаясистема строится на свободной политической конкуренции социальных групп, предполагает участие граждан в избрании представителей государственно-политической власти, постоянное взаимодействие между институтами власти и структурами гражданского общества, а также наличие механизма влияния гражданских структур на принятие государственных решений.

Авторитарная система характеризуется взаимным отчуждением власти и общества с одновременным доминированием политических структур над гражданами, их произволом, который не исключает определенной автономии личности по отношению к государству.

Главной особенностью тоталитарнойсистемы является полное поглощение личных и гражданских интересов правящей группировкой во главе с ее лидером, контролирующим ключевые государственные посты, а также и положение в стране. Тоталитаризм приводит к политизации всей общественной жизни, придает ей форму военизированной корпоративности, вдохновляемой идеологией мессианского, исторического толка. К таким тоталитарным системам в начале ХХ1 века относится Северная Корея.

Еще одна типология принадлежит Г. Алмонду, американскому аналитику, который разделил политические системы на четыре типа, в соответствии с уровнем и характером политической культуры: англо-американский, континентально-европейский, доиндустриальный или частично индустриальный и тоталитарный. Наиболее устойчивой, как утверждает Алмонд, является англо-американская система, для которой характерны: высокая степень внутренней интеграции, выраженность ролей политических участников и другие качества развитой демократии.

По характеру взаимодействия с окружающей средойполитические системы разделяются наоткрытые и закрытые системы, различающиеся соответственно более и менее интенсивными связями с обществом.

Политические системы можно также классифицировать и по другим существенным признакам, характеризующим качество системы, политического процесса, особенности функционирования и модернизации политических институтов и т. д.

Несмотря на качественное многообразие политических моделей, можно наблюдать общие тенденциив развитии современных государств и политических систем, свидетельствующих о формировании некоейцелостнойполитической цивилизации, предполагающей наличие единой системы критериев политической развитости, достаточности. К этим тенденциям относится:

- усложнение механизма политики и ее взаимосвязей с комплексом социальных структур и подсистем;

- усиление влияния внешнеполитических и международных факторов на развитие национальных политических систем;

- развитие межсистемной политической интеграции на уровне международных отношений и складывание наднациональных суперсистем (Европейский Союз и др.);

- развитие и укрепление конституционно – правовых регулятивных механизмов в политике и во внутрисистемной среде и на межсистемном уровне;

- укрепление социальных оснований процесса функционирования политических систем посредством расширения гражданского контроля над властью, развития демократических начал политики и др.

Общим результатом этих тенденций является стабилизация политического системного развития многих стран и мировых регионов, их переориентация на общедемократические политические ценности и критерии общественно-политической жизни.

Именно эти глобальные обстоятельства и тенденции во многом определяют противоречивый характер процесса утверждения политической системы в Украине.

Несмотря на то, что к моменту провозглашения национально-политической независимости республика имела основные признаки и институты государства, процесс становления политической системы современного демократического типа (как стратегической политической цели общества), по всей видимости, займет в Украине достаточно большой исторический промежуток. Его замедленность определяется целым рядом внутренних и внешних причин.

К главным внутренним причинам замедленного процесса политического созревания необходимо отнести: отсутствие демократических традиций в стране, слабость гражданского общества и его общую деморализацию; отсутствие права частной собственности и развитых рыночных экономических отношений; низкий социально-экономический уровень населения и отсутствие среднего класса; наличие социально-политического раскола в социуме и слабость политических партий, неразвитость механизма правового регулирования политики и защиты прав граждан и др.

Основным внешнеполитическимфактором торможения процесса созревания политической системы в Украине является ее геополитическое положение на стыке стратегических интересов между странами Западной Европы и США, с одной стороны, и Россией со странами Востока – с другой стороны. Вследствие такого положения украинская политика является предметом постоянного и целенаправленного воздействия и манипулирования на глобальном уровне, что, безусловно, мешает укреплению ее суверенитета, самодостаточности, вовлекает во внутриукраинский политический процесс многочисленных участников, представителей многих государств и международных политических организаций.

В итоге, процесс становления политической системы за полтора десятилетия его развертывания не достиг своего завершения. Переходный характер политики и недоразвитость системы выражаются отсутствием достаточной политической стабильности, которая выступает фактором дестабилизации экономики и всей системы социальных отношений. Слабость системы проявляется во всех аспектах ее функционирования, в ее неспособности осуществлять свои стратегические функции по отношению к другим подсистемам общества.

Основанием слабости украинской политической системы служит также незрелость государственных институтов и, прежде всего, нечеткое разделение полномочий между законодательной, исполнительной и судебной властями, что выражается в их постоянном противоборстве. Незавершен процесс законодательно-правового оформления принципов государственного управления и деятельности основных институтов и субъектов политики. В стадии формирования находится партийная и избирательная системы страны, а также комплекс средств политической информации и коммуникации.

Решению политических проблем служит комплекс административно-политических реформ, осуществляемых в Украине. Их содержание направлено на изменение формы украинского государства и превращение его в парламентско-президентскую республику. Преобразования сопровождаются изменением избирательной системы, преодолением политического раскола в стране, укреплением механизма государственной власти в центре и на уровне местной власти, совершенствованием правовых регуляторов политической деятельности.

Слабость украинской политической системы проявляется также в отсутствии целостной национально-политической идеологии и стратегии, приводит к резким изменениям в политическом курсе государственного руководства. Государственная элита республики, не будучи готовой к выработке консолидированной, самодостаточной национальной стратегии, вынуждена колебаться то в сторону сближения с Россией, то навстречу Европейскому союзу.

Из всех составных политической системы наиболее медленно трансформируется ценностно-мотивационная ее часть, тоесть сознание и психология людей, их привычки, складывающиеся десятилетиями. Именно традиции свободного образа жизни, гражданской активности и автономности, утверждение здорового прагматизма – основная предпосылка закрепления демократических принципов в политике. Правилом такого прагматизма есть политическая формула: «Свобода каждого – является условием свободы всех!», означающей, что демократия может быть только общим достоянием всех граждан и бессмысленно какой-либо политической силе или политику присваивать право ее единственного носителя.

Таким образом, понятие политической системы позволяет составить целостный образ политической жизни в отдельной стране, дать ее качественную сравнительную оценку в контексте развития общемировых политических процессов и систем.