IPPU_Ch_1_DM_i_SV
Источник права
- законы императора
Принципы и методы управления в «идеальном государстве»
Всеобщая любовь
Методы поддержания порядка – наказание и награды
Единомыслие
Интересы имущественной и служилой знати отстаивали легисты (законники). Крупнейший представитель – Шан Ян(390-338 гг. до н. э.). Составленные им проекты реформ вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Легисты разработали идеал «законнического» государства, учение о технике отправления власти. Предполагалось установить единые законы, под которыми понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства. При этом управление должно опираться на законы (фа) и суровые наказания. Признание жестоких законов как основном средстве управления базировалось на понимании взаимоотношений между народом и государством как антагонистических, по принципу «кто кого»: «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна».
Для «законнического» государства совершенно чужды представления о правах подданных, об обязательности закона, о соответствии меры наказания тяжести содеянного, об ответственности лишь за вину. Закон выступает лишь как голая приказная форма, которую можно заполнить любым содержанием, снабдить любой санкцией. Существенную роль в управлении играл принцип коллективной ответственности, охватывавший круговой порукой общины.
По-новому толковался легистами принцип недеяния - как таинственность, которой следует сокрыть от подданных механизм властвования. Словом, отстаивая господство законов и критикуя самоуправство чиновников, они противопоставляли им «умных и сведущих в законах людей», законников. Отсюда название школы – фацзя (законники, легисты).
Представители школы намечали провести комплекс реформ: сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий, упразднить передачу должности по наследству. Реализация проектов районирования страны, службы чиновничества на местах положила начало территориальному подразделению граждан Китая. Их рекомендации по централизации государства были использованы при объединении страны императором Цинь Ши - хуанди (III в. до н. э.).
Л Е Г И С Т Ы
(Фацзя)
Шан Ян (390 – 338 гг. до н. э.), “Шан цзюнь шу”
(“Книга правителя области Шан”)
Идеал “законнического государства”
Содержание
-
Министерство образования и науки Российской Федерации
-
Российский государственный социальный университет
-
В.Г. Пахомов
-
История правовых и политических учений
-
Введение
-
История правовых и политических учений
-
Раздел I. Древний мир Древний Восток
-
1. Правовая мысль в период зарождения государственности
-
Древний Египет
-
Естественное равенство всех свободных
-
2. Древняя Индия
-
Брахманизм
-
Принц Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный),
-
Дела общества зависят от самих людей
-
Ко всем людям необходимо доброе отношение
-
Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием
-
Ч а н а к ь я (Каутилья) Советник и министр основателя империи Маурьев Чандрагупты I ( IV в. До н. Э)
-
Индийский Макиавелли
-
3. Древний Китай
-
Даосизм vі в. До н. Э.
-
Конфуций
-
Благородный
-
Человеколюбие жень
-
Правила ритуала
-
Патриархально – патерналистская теория государства
-
Концепция мелких собственников
-
Теория договорного происхождения государства
-
Источник власти
-
Источник права
-
Государство
-
Опирается на законы
-
Правовая мысль раннего периода
-
Миром и богами правит судьба
-
2. Обоснование демократии софистами
-
Платон (427 – 347)
-
Философы правители
-
Защитное
-
Пример Рима
-
Древний Рим
-
1. Марк Туллий Цицерон
-
Частное
-
Формы власти
-
Аристократическая сенатская республика
-
2. Римские юристы
-
Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин (іі – ііі вв.)
-
Деятельность
-
Разработка проблем права
-
Частное
-
Цивильное право
-
Преторское право
-
3. Ранние христиане
-
Создание идеального государства (Царство Божие)
-
Равенство, свобода
-
Труд обязателен для всех
-
Политическая эсхатология и мессианизм
-
4. Зарождение теократических доктрин
-
Аврелий Августин
-
Гиппонский епископ
-
Церковь
-
Здесь “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”
-
Общество “нечестивых”, насилия и разбоя
-
Раздел II. Средние века Западная Европа и исламский мир
-
1. Фома Аквинский
-
Фома Аквинский (1256 –1274)
-
2. Средневековые ереси
-
Средневековые ереси
-
Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.
-
4. Политические и правовые учения в исламе
-
Государство (Ибн - Хальдун) создано народом для совместной добычи средств к жизни (разделение труда - главное), защиты от внешней опасности, обеспечения общественной безопасности
-
Религиозное единство Русская политико-правовая мысль с древнейших времен до конца XVII века
-
1. Древняя Русь
-
Иларион (ср. Хі в.)Митрополит Киевский
-
Политико-юридические проблемы
-
(Конец хіі или начало хііі вв.)
-
2. Московское царство
-
Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах
-
История человечества – история трех великих государств: Рима – Византии - Москвы
-
” Сущность – божественная
-
Монах Кирилло-Белозерского монастыря
-
Максим Грек Умер 1556 г., монах Афонского монастыря
-
Правитель
-
Сословно – представительная монархия: царь и всесословный выборный “Вселенский Совет”
-
Иосиф Волоцкий
-
Игумен и основатель Волоколамского монастыря
-
(Около 1550) Служилый дворянин
-
Торговая
-
Иван IV Грозный
-
Наследственное Происхождение Наследственное
-
3. России в XVII веке
-
Иван Тимофеев
-
Служилый дворянин
-
Симеон Полоцкий
-
Придворный поэт
-
Обоснование просвещенной монархии
-
История правовых и политических учений
-
Брахманизм
-
Принц Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный),
-
Дела общества зависят от самих людей
-
Ко всем людям необходимо доброе отношение
-
Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием
-
Индийский Макиавелли
-
Даосизм vі в. До н. Э.
-
Конфуций
-
Благородный
-
Человеколюбие жень
-
Правила ритуала
-
Патриархально – патерналистская теория государства
-
Концепция мелких собственников
-
Теория договорного происхождения государства
-
Источник власти
-
Источник права
-
Государство
-
Опирается на законы
-
Миром и богами правит судьба
-
Платон (427 – 347)
-
Философы правители
-
Защитное
-
Пример Рима
-
Формы власти
-
Аристократическая сенатская республика
-
Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин (іі – ііі вв.)
-
Разработка проблем права
-
Частное
-
Цивильное право
-
Преторское право
-
Создание идеального государства (Царство Божие)
-
Равенство, свобода
-
Труд обязателен для всех
-
Аврелий Августин
-
Гиппонский епископ
-
Церковь
-
Здесь “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”
-
Общество “нечестивых”, насилия и разбоя
-
Фома Аквинский (1256 –1274)
-
Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.
-
Государство (Ибн - Хальдун) создано народом для совместной добычи средств к жизни (разделение труда - главное), защиты от внешней опасности, обеспечения общественной безопасности
-
Иларион (ср. Хі в.)Митрополит Киевский
-
Политико-юридические проблемы
-
Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах
-
Монах Кирилло-Белозерского монастыря
-
Иосиф Волоцкий
-
Игумен и основатель Волоколамского монастыря
-
(Около 1550) Служилый дворянин
-
Торговая
-
Иван IV Грозный
-
Иван Тимофеев
-
Служилый дворянин
-
Придворный поэт