3.6. Особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России
Конституционное закрепление принципа разделения властей, впервые осуществленное в Конституции России 1993 г., послужило основой не только правового, но и политического понимания особенностей взаимодействия различных ветвей государственной власти. Разделение властей представляет собой функциональный разрез единой государственной власти и не означает многовластия. В правовом демократическом государстве власть является единой, так как ее единственным источником является народ. Поэтому речь идет только о разграничении полномочий между ветвями единой неделимой государственной власти.
Разделение властей на практике позволяет эффективно выполнить важные государственные полномочия каждой из ветвей, исключить концентрацию власти в руках одного человека или государственного органа, которая ведет к злоупотреблениям, коррупции. Отсюда очевидна исходная основа взаимоотношений между ветвями государственной власти в России — правовое закрепление принципа разделения властей.
Поскольку государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют, что порождает борьбу, столкновение, соперничество. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможности каждой из них оставаться бесконтрольной.
В президентской республике России при «жестком» разделении власти полномочия отдельных ее ветвей, их институтов явно не сбалансированы, что влияет на процесс взаимоотношений между ними, ведет к конфронтации. Кроме того, в России нет четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения властей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства в целом. Очевидно, что в сложных, кризисных условиях ветви власти должны сплотиться для поиска механизмов решения общих проблем. Но в России каждая из них старается стать автономной, независимой, что может привести к неуправляемости страной.
Особенностью российской Конституции является то, что Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, он как бы стоит над ними, выполняя роль арбитра, гаранта обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Институт президентства для России новый и он не может сложиться быстро. Для его успешного функционирования необходимо четкое разделение власти, сложившаяся исполнительная вертикаль, легитимность, опора на влиятельную организацию и парламентскую фракцию. Ни одно из этих условий в России до последнего времени не выполнялось. Лишь на парламентских выборах 2003 года президентской команде удалось сформировать парламентскую фракцию, обладающую конституционным большинством. В результате Президент вынужден был порой поступаться принципами, подменять указами правотворческую деятельность парламента, вступать в конфронтацию с ним. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд.
В российском поле взаимодействия ветвей власти речь идет, как правило, о законодательной (представительной) и исполнительной. О судебной власти как одной из ветвей государственной власти, ее месте и роли в системе властей говорят и пишут мало.
Эта российская особенность отражает традиционный взгляд на судебную власть как на силу, полностью подконтрольную партийно-государственной номенклатуре. Судебная власть призвана поддерживать систему правового регулирования в обществе, защищать права и свободы человека. Она обладает такими средствами для реализации данных задач, что способна стать мощным фактором взаимозависимости и взаимодействия различных ветвей власти.
Кроме общепризнанных трех ветвей власти ряд исследователей утверждают о наличии четвертой власти – средств массовой информации, которые по своему влиянию могут соперничать с другими ветвями власти. Здесь речь идет прежде всего о влиянии на принятие государственных решений, политическую ситуацию в стране, а не реальном осуществлении власти.
Взаимодействие разных ветвей власти есть одна из важных предпосылок их собственного существования и развития, а также обеспечения единства государственной власти, основанного на принципе разделения властей. Если каждая из ветвей государственной власти пытается достичь поставленных целей только на базе собственной автономии, самостоятельности, исключительности, абсолютной независимости от других ветвей власти, то она попадает в поле отчуждения от единства, целостности государственной власти. Нарушается не столько индивидуальный порядок функционирования конкретной ветви власти, сколько единство, суверенитет, целостность государственной власти. Подобное характерно для взаимодействия ветвей государственной власти России.
Отсутствие опыта демократизации управления и руководства при постановке цели либерализации демократического процесса привело к децентрализации власти, усилению региональных властей и «приватизации» государства административным аппаратом. Реформы сверху были очень слабо поддержаны народом. Поэтому социальная база реформ, в отличие от многих постсоциалистических обществ, была не просто размытой, но индифферентной по отношению к кардинальным преобразованиям. Ветви государственной власти объективно получили шанс экспериментирования без опаски контроля со стороны народа.
В отличие от стран Восточной Европы, в России не оказалось в наличии политических институтов, способных мобилизовать социальную базу поддержки реформаторского курса верхов. При наличии объективных условий и субъективной поддержки реформ страны Восточной Европы сделали довольно значительный шаг в сторону единства ветвей государственной власти, эффективности каждой из них. В этих странах действенно заработал общественный договор между властью и народом, чего в России не случилось.
С началом реформ в России возникла проблема разделения и перераспределения власти. Причем ее надо было решать параллельно с другими задачами демократических преобразований, что не могло не сказаться на характере и механизме преобразовательного процесса. Впервые закрепленный в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позднее в Конституции принцип разделения властей не мог заработать в силу отсутствия правовой базы.
В условиях федеративного государства очень важно не нарушать основополагающих принципов взаимодействия всех ветвей власти, не допускать появления органов, которые по статусу были бы выше конституционно закрепленных. В России президентская администрация, Совет Безопасности не являются конституционно закрепленными органами федеральной государственной власти. Но они занимают важное место в нынешней системе государственных органов, оказывают заметное влияние на ветви государственной власти, что может порождать появление корпоративных структур, вносящих неразбериху в механизмы властного взаимодействия.
- Курс "Политические отношения и политический процесс в современной России"
- Тема 25. Политические интересы социальных групп. Лоббизм в политической жизни России 239
- Лекция 1. Структура и субъекты политического процесса в современной России
- 1.1. Понятие политического процесса
- 1.2. Структура политического процесса
- 1.3. Типология политических процессов
- 1.4. Субъекты политического процесса
- 1.5. Особенности политического процесса в России
- Литература
- Лекция 2. Политическая власть в России: проблема легитимности
- 2.1. Роль политической власти в России
- 2.2. Легитимность и делегитимация государственной власти в России
- 2.3. Легитимность государственной власти в ссср
- 2.4. Легитимность государственной власти в современной России
- Литература
- Лекция 3. Современная реформа политической власти в России
- 3.1. Конституционные основы принципа разделения властей в России
- 3.2. Конституционные основы деятельности Президента Российской Федерации
- 3.3. Конституционные основы деятельности Федерального Собрания Российской Федерации
- 3.4. Конституционные основы деятельности Правительства Российской Федерации
- 3.5. Конституционные основы деятельности судов в Российской Федерации
- 3.6. Особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России
- 3.7. Реформа политической власти в 2000-х гг.
- Литература
- Лекция 4. Коммунистическая правящая элита и политические лидеры советской эпохи
- 4.1. Коммунистическая правящая элита
- 4.2. Политические лидеры советской эпохи
- Литература
- Лекция 5. Особенности политического лидерства в современной России
- 5.1. Характеристика политического лидерства
- 5.2. Типы политического лидерства в современной России
- 5.3. Функции политического лидерства
- 5.4. Основные тенденции в политическом лидерстве современной России
- 5.5. Особенности российского политического лидерства
- 5.6. Популизм в современной России
- Литература
- Лекция 6. Современная политико-административная элита России
- 6.1. Понятие и функции политической элиты России
- 6.2. Характеристика политико-административной элиты
- 6.3. Воспроизводство элиты
- 6.4. Современная элита России
- 6.5. Политическая корпоративность
- 6.6. Региональная политическая элита
- 6.7. Привилегии как признак политической элиты
- Литература
- Лекция 7. Общая характеристика политической системы Российской Федерации
- 7.1. Структура и функции политической системы
- 7.2. Субъекты политических отношений
- 7.3. Общая характеристика политической системы ссср и рсфср
- 7.4. Отличительные особенности современной российской политической системы
- Литература
- Лекция 8. Политические режимы Советского государства
- 8.1. Политический режим
- 8.2. Ленинско-большевистский политический режим
- 8.3. Сталинско-большевистский политический режим
- 8.4. Десталинизация. Номенклатурно-коммунистический режим
- 8.5. Авторитарно-либеральный режим
- Литература
- Лекция 9. Политический режим современной России
- 9.1. Соотношение политической системы и политического режима в современной России
- 9.2. Осуществление власти в современной России
- 9.3. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России
- 9.4. Демократические тенденции в политическом режиме современной России
- 9.5. Влияние парламентских выборов 2003 года на формирование политического режима в России
- Литература
- Лекция 10. Становление современного Российского государства
- 10.1. Роль государства в современной России
- 10.2. Функции российского государства
- 10.3. Правовые основы новой российской государственности
- 10.4. Этапы становления современного российского государства
- 10.5. Проблемы в становлении современной российской государственности
- 10.6. Социальное государство
- 10.7. Правовое государство
- Литература
- Лекция 11. Формы правления и территориального устройства в России
- 11.1. Разновидности формы правления
- 11.2. Форма правления российского государства
- 11.3. Форма территориального устройства России
- 11.4. Конституционные основы российского федерализма
- 11.5. Особенности российского федерализма
- Литература
- Лекция 12. Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации
- 12.1. Система государственных органов Российской Федерации
- 12.2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- 12.3. Местное самоуправление
- 12.4. Ресурсы государственной власти в современной России
- 12.5. Эффективность государственной власти в современной России
- 12.6. Особенности государственной власти в современной России
- Литература
- Лекция 13. Перспективы становления и развития гражданского общества в современной России
- 13.1. Гражданское общество
- 13.2. Итоги радикальных реформ в России
- 13.3. Гражданские движения в России
- 13.4. Условия становления гражданского общества в современной России
- 13.5. Перспективы становления гражданского общества в современной России
- 13.6. Особенности взаимодействия общества и государства в России и в других странах
- Литература
- Лекция 14. Партии и партийные системы в российской истории
- 14.1. Возникновение партий в России
- 14.2. Деятельность Государственной думы России
- 14.3.Особенности формирования партий и партийных систем в буржуазной России
- 14.4. Создание однопартийной системы в Советском государстве
- Литература
- Лекция 15. Эволюция партийно-политической системы Российской Федерации
- 15.1. Возникновение партийной оппозиции в ссср в конце 1980-х гг.
- 15.2. Распад кпсс и возникновение многопартийности
- 15.3. Партийно-политическая система в конце 1991-1993 гг.
- 15.4. Партийно-политическая система в декабре 1993-1996 гг.
- 15.5. Политический плюрализм в России
- 15.6. Политические партии и власть
- 15.7. Ресурсы политических партий в современной России
- Литература
- Лекция 16. Избирательный процесс в России
- 16.1. Выборы как институт политической системы
- 16.2. Понятие и типы избирательных систем
- 16.3. Особенности избирательного процесса в России
- 16.4. Российское избирательное законодательство
- Литература
- Лекция 17. Политическое сознание современного российского общества
- 17.1. Основные тенденции развития политического сознания в современной России
- 17.2. Особенности массового политического сознания в современной России
- 17.3. Либеральные тенденции в массовом политическом сознании
- 17.4. Консервативные тенденции в массовом политическом сознании
- 17.5. Утопизм массового политического сознания
- 17.6. Особенности политического менталитета современной России
- Литература
- Лекция 18. Политическая культура России: традиции и современность
- 18.1. Политическая культура и политический процесс
- 18.2. Составные элементы политической культуры России
- 18.3. Основные традиции политической культуры России
- 18.4. Патернализм в политической культуре России
- 18.5. Типы политических культур в современной России
- 18.6. Политическая культура современной России
- Литература
- Лекция 19. Проблемы демократического процесса в Российской Федерации
- 19.1. Понятие демократизации
- 19.2. Модели перехода от авторитаризма к демократии
- 19.3. Российская модель демократизации
- 19.4. Особенности демократического процесса в России
- Литература
- Лекция 20. Становление правового государства в России: история и современность
- 20.1. Понятие правового государства
- 20.2. Принципы правового государства
- 20.3. История развития правового государства в России
- 20.4. Практика становления правового государства в России
- Литература
- Лекция 21. Права человека и гражданина в России
- 21.1. Характеристика прав человека и прав гражданина
- 21.2. Личные права и свободы
- 21.3. Политические права и свободы
- 21.4. Экономические, социальные и культурные права
- 21.5. Реализация политических прав граждан в России
- Литература
- Лекция 22. Политическая модернизация в России: поиск альтернативы
- 22.1. Содержание политической модернизации
- 22.2. История российской модернизации
- 22.3. Особенности современной российской политической модернизации
- Литература
- Лекция 23. Экономика и политика: условия взаимодействия
- 23.1. Влияние политического процесса на экономическую сферу общества
- 23.2. Особенности экономической политики в советское время
- 23.3. Исторический опыт новой экономической политики большевиков
- 23.4. Реформирование общества и экономика
- 23.5. Современная экономическая политика России
- 23.6. Альтернативные проекты экономической политики в современной России
- Литература
- Лекция 24. Революции в российской политической истории и их последствия
- 24.1. Революция как вид политического процесса
- 24.2. Революция 1905-1907 гг. И ее последствия
- 24.3. Февральская революция 1917 года: буржуазные партии у власти
- 24.4. Октябрьская революция 1917 года: суть и последствия
- 24.5. Путч 1991 года
- 24.6. Специфические особенности российских революций
- Литература
- Тема 25. Политические интересы социальных групп. Лоббизм в политической жизни России
- 25.1. Динамика социальной стратификации и ее влияние на политический процесс
- 25.2. Группы интересов как субъекты российской политики
- 25.3. Лоббизм в политической жизни России
- 25.4. Проблемы правового регулирования лоббистской деятельности
- Литература
- Лекция 26. Политические конфликты в современной России
- 26.1. Особенности политических конфликтов в России
- 26.2. Характеристика общего кризиса власти 1992-1993 гг.
- 24.3. Правительственные кризисы в современной России
- 26.4. Причины перманентного конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти
- 26.5. Перспективы политического согласия в современной России
- Литература
- Лекция 27. Терроризм и его проявления в современной России
- 27.1. История возникновения и определение терроризма
- 27.2. Международный терроризм
- 27.3. Типология терроризма
- 27.4. Особенности терроризма в современной России
- 27.5. Факторы, влияющие на развитие терроризма в современной России
- 27.6. Система мер борьбы с терроризмом
- Литература
- Лекция 28. Этнополитические процессы в Российской Федерации
- 28.1. Национальный вопрос и государственно-политические реалии России
- 28.2. Этнополитический процесс в советское время
- 28.3. Этнополитическая ситуация в современной России
- 28.4. Русский национализм в политической жизни современной России
- 28.5. Межэтнические конфликты и пути их разрешения
- 28.6. Особенности федеративного устройства современной России
- Литература
- Лекция 29. Россия в мировом политическом процессе
- 29.1. Россия в системе международных отношений
- 29.2. Внешняя политика современной России
- 29.3. Современные геополитические реалии
- 29.4. Геополитическое положение современной России
- Литература
- Лекция 30. Национальная безопасность и военная политика России
- 30.1. Национальная безопасность
- 30.2. Совет безопасности Российской Федерации
- 30.3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации
- 30.4. Национальные интересы России
- 30.5. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
- 30.6. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
- 30.7. Военная политика государства
- Литература