Политическая система общества как категория политологии
Исходным понятием для анализа современной политики является понятие политической системы общества. Под политической системой понимается совокупность политических институтов, организаций, норм, материальных и духовных компонентов политики, образующих более-менее устойчивый комплекс связей и отношений, системообразующим центром которых выступает государственная власть.
Эта категория была введена в политологию американскими учеными Д. Истоном, Т. Парсонсом, Г. Алмондом и др. на рубеже 50-60-х гг. ХХ века с целью отделения политики от комплекса неполитических отношений общества. Политическая подсистема взаимосвязана с экономической, социальной и духовной подсистемами, имеет границы и собственные внутренние источники, обеспечивающие ее функционирование. Ее существенную сторону составляют, согласно с определением Д. Истона, «взаимодействия, посредством которых в обществе авторитарно распределяются ценности».
Выступая средством распределения, регулирования социальных ценностей через инструменты государственной власти, политическая система характеризуется и другими важными отличительными признаками, выделяющими ее из других подсистем и определяющими ее специфические функции. К этим признакам относится:
- верховенство политической системы над остальными системами, закрепленное ее реальным доминирующим положением и влиянием, оформленным конституционно;
- активное воздействие на другие подсистемы;
- нормативно-формализованный характер, определяемый правовой регламентацией политической деятельности;
- относительная самостоятельность, обусловленная специфическим динамизмом политики, ее способностью дистанцироваться от социальных процессов и замыкаться на внутренних проблемах;
- обусловленность общим состоянием социальной системы и др.
Главным показателем системного состояния политики является устойчивость и стабильностьобщественно-политического развития страны, при котором все социально-политические проблемы и конфликты, кризисные ситуации разрешаются вконституционно-правовом поле, не приводят к фундаментальным потрясениям и революциям, не сопровождаются попытками насильственного захвата государственной власти. Отмеченные качества политики также свидетельствуют о высокой степени регулируемости и управляемости развития на стадии сложившейся политической системы.
Следовательно, становление политической системы в реальности –результат общей эволюции общества и государства,достигающих необходимой ступени зрелости и стабильности, слагаемыми которых являются определенный качественный уровень развития экономических, социальных и культурно-духовных отношений. В частности, естественной и полноценной социальной основой такой стабильности является преодоление бедности в стране и превращение большей части ее населения всредний, т. е. материально обеспеченный класс.
Развитие политики как самостоятельной системы предполагает не только усложнение ее структуры, появление новых политических элементов и явлений, но также означает качественнуюее трансформацию. Сутью этой трансформации является уменьшениедоли политического субъективизма,волюнтаризма,и как следствие, снижение доли политических рисков. В практическом плане такие изменения вместе с тем предполагает уменьшениероли индивидов, отдельных политиковв принятии политических решений, в определении направлений политического развития и решении соответствующих проблем.
- И наоборот, незрелость политической системы, или переходный характер общества сопровождаются повышенной социально-политической нестабильностью, нерегулируемостью политики и других социальных сфер жизни, повышенной ролью индивидуального и группового произвола. Общим выражением такого состояния в стране есть существование правового беспредела или беззакония, в условиях которого выживают сильнейшие. Подобного рода ситуация характерна для Украины, где общество и государство все еще не достигли высокого уровня системной стабильности. Именно поэтому системные характеристики и методология не всегда применимы к анализу украинской политики.
Политическая подсистема не является закрытой,она связана с социальной средой, взаимодействует с другими подсистемами. Это взаимодействие осуществляется посредством«входа», через который другие подсистемы влияют на политическую; и«выхода», посредством которого политическая система влияет на окружение. Между влиянием и реакцией (входом и выходом) системы существует тесная, взаимообусловленная связь. Д. Истон под входом в систему понимает действие двух векторов сил разной направленности: первый – в виде так называемых «требований» к центру системы – власти; второй – в виде «поддержки». Смысл требований – заставить власть пойти на уступки гражданам, побудить ее к решению определенных проблем. Поддержка же – эта своеобразная опора власти, группы ее сторонников и защитников.
В ответ на давление-требование со стороны общественных групп, граждан, власть принимает решения, реализует свою политику, направленную на частичное или полное удовлетворение соответствующих требований либо на их нейтрализацию, а также на укрепление своего авторитета, усиление своей поддержки. Эта политика и есть «выход» системы, служащий изменению содержания «входа».
Таким образом, динамика функционирования системы представляет серию непрерывных циклов, в границах которых развиваетсяполитический процесс, направленный на поддержание, сохранение политической системы и ее обновление. Внешним выражением динамики являются ситуации периодически возникающих состояний политической напряженности и политической стабилизации в стране, которые все же не приводят систему к разрушению.
Включение категории политической системы общества в язык политической науки не было случайной находкой отдельного теоретика. Оно стало теоретическим отражением факта изменения качественного состояния государственно-политического развития общества на определенной стадии его эволюции. Поэтому область применения этой категории ограничивается историческими рамками современности, государства ХХ века,т. е. социального и правового государства, политическое развитие которого обусловлено наличием комплекса сложных взаимосвязей с системой неполитических отношений.
Политическая система как понятие политологии выполняет важные научно-методологические функции. Оно позволяет, во-первых, воспринимать и анализировать все элементы политической реальности как единый, целостный комплекс, во взаимосвязи всех ее элементов;во-вторых, оно дает возможность отделять сферу политики от других подсистем общества, четче представлять взаимные границы политического и неполитического, а также механизм их взаимосвязей;в-третьих, оно позволяет исследовать сложный мир политики с позиций общенаучного системного метода с его техностью, точностью и определенностью.
- Министерство агарной политики украины
- Содержание
- Введение
- 1. Политология, ее предмет и социальный статус
- 1. Политология – наука о политике
- 1.2. Политическая наука как теоретическая система
- 1.3. История политологии – смена научных парадигм
- 1.4. Методы, функции и значение научно-политологического знания
- Литература:
- 2. Политика как явление, ее сущность и социальное значение
- 2.1. Понятие политики и проблема ее интерпретаций
- 2.2. Политика как социальное явление
- Противоречия политики и ее социальное значение
- Литература:
- 3. Основные этапы истории политической мысли
- 3.1. Политические взгляды и учения мыслителей древности и Средневековья
- Политические идеи и теории Нового Времени
- Политическая теория на стыке идеологии, политики и науки (19 – 20 век)
- 3.4. История политических идей в Украине
- Литература:
- Политическая система общества
- Политическая система общества как категория политологии
- Механизм функционирования политической системы
- Типология политических систем. Политическая система Украины
- Литература:
- 5. Государство и гражданское общество
- Государство как институт политической системы общества
- Форма и сущность государства, механизм его функционирования
- Социально-правовое государство и гражданское общество
- Литература:
- Государственно-политическая власть, демократия
- Политическая, государственная власть: сущность и механизм реализации
- Формы и принципы реализации государственно-политической власти. Политический режим
- Демократия как способ реализации государственно-политической власти
- Литература:
- 7. Политические партии, объединения, группы давления
- Политические партии и партийные системы
- 7.2. Общественно-политические организации и движения как субъекты политического процесса
- Группы давления
- Литература:
- 8. Элиты как субъекты политического процесса
- 8.1. Феномен политического элитаризма и его научное обоснование
- 8.2.Структура, функции, механизм функционирования и обновления политических элит
- Современные теории политического элитаризма
- Литература:
- 9. Политическое лидерство
- Политическая личность, политик, лидер
- Теории политического лидерства
- 9.3.Функции, типология и социальное значение деятельности лидера
- Литература:
- Нация, национальная политика, национализм
- 10.1. Нации и национальный вопрос в политике
- 10.2. Формы политического национализма
- 10.3. Национальная политика
- Литература:
- 11. Политическая культура и социализация
- Политическая культура и социализация
- Политическое сознание, идеология и психология
- Общественное мнение как фактор политики
- Проблема моральности политики
- Литература:
- 12. Мировые политические доктрины и идеологии
- Либерализм и неолиберализм
- Консерватизм и неоконсерватизм
- 12.3. Социализм и социал-демократия
- 12.4. Современный идеологический плюрализм
- Литература:
- 13. Мировой политический процесс
- Понятие, содержание и субъекты мирового политического процесса
- Внешняя политика, ее содержание и способы реализации
- Международные отношения
- 13. 4. Тенденции и противоречия современного политического развития. Глобализм и антиглобализм
- Литература:
- Примерный перечень контрольных вопросов
- Лагутин Анатолий Васильевич
- 334509, Г. Керчь, ул. Орджоникидзе, 82.