3. Основные направления политики в области прав и свобод человека
Современная политика международного сообщества в отношении признания прав и свобод личности вобрала в себя опыт истории, достижения прогрессивной мысли от глубокой древности до наших дней. Пройдя в первой половине ХХ века через две мировых войны, полосу революционных потрясений и социальных конфликтов, окровавленное человечество осознало необходимость выработки комплекса мер, поощряющих повсеместное уважение [c.559]прав и свобод человека, достоинство и ценности личности как таковой.
На базе веками сложившихся общечеловеческих стандартов морали, нравственности и гуманизма, Комиссия ООН по правам человека осуществила фундаментальную разработку “Международного билля о правах человека” (он включает в себя Декларацию, Пакт и практические меры по его осуществлению).
Состоявшаяся в Париже Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г. приняла и торжественно провозгласила “Всеобщую декларацию прав человека”. Ее участники выразили надежду, что этот выдающийся документ найдет всеобщее и эффективное признание, послужит “в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства”.
Всеобщая Декларация прав человека стала важным этапом в продвижении мирового сообщества по пути эволюции, определения степени уважения и соблюдения международных норм, касающихся равенства, прав и свобод личности. Принципы ООН нашли воплощение в международных договорах, которые в отличие от Декларации, имеют не рекомендательный, а обязывающий характер для государств-участников. Такими договорами стали Конвенция о политических правах женщин (1952), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1956), Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (оба приняты в 1966 г., вступила в силу в 1973 г.), Конвенция о правах ребенка (1989) и др. В общей сложности ООН за время своей деятельности приняла более 60 деклараций и конвенций, касающихся прав и свобод личности.
В результате плодотворного сотрудничества на пороге XXI века под правами человека понимается комплекс прав и свобод, существенных для определения правового статуса личности, которая по словам русского философа Н.Бердяева, “есть высшаяиерархическая ценность”.
Ныне права человека представляют собой установленные национальными законами юридические возможности граждан, отражающие общечеловеческие моральные нормы, в которых приоритет безоговорочно отдается [c.560]добру, справедливости, равенству, состраданию, милосердию, благотворительности.
Общемировая практика последних десятилетий показала, что в процессе разработки и закрепления юридических норм в области основных прав и свобод человека законодательная власть, как правило, учитывает три взаимосвязанных фактора.
1. Индивидуальный, относящийся непосредственно к человеку как таковому со всеми присущими ему биологическими и разнообразными социальными потребностями.
2. Общественныйфактор, обусловленный характером конкретного государственно-организационного общества, достигнутым уровнем его экономического, социально-политического, культурного и духовного развития, наличием демократических и здоровых национальных традиций.
3. Международныйфактор, отражающий степень зрелости мирового сообщества, развития взаимных связей и сотрудничества между государствами и народами, способность мирового сообщества выработать международное право и международные механизмы для его реализации в интересах прогресса человеческой цивилизации.
Уже сегодня факты грубого нарушения основных прав и свобод человека, в том или ином государстве, незамедлительно вызывают протест и возмущение людей в других странах, осуждение и принятие мер со стороны ООН и международной общественности.
Эволюция человечества во второй половине ХХ века, насыщенного острыми международными, политическими, социальными и экологическими проблемами, угрозой ракетно-ядерной войны, не остановила шествия институтов демократии по многим странам планеты. Их развитие активнее происходило в тех странах, где права и свободы были не только декларированы, но и защищены законами государства. И напротив, в тех государствах, где попирались права и свободы человека, наблюдалось отчуждение личности, нарастание социальной напряженности, авторитарных тенденций, острых конфликтов.
В нашей литературе 40-70-х гг. вопрос о правах человека нередко замалчивался или трактовался с позиций идеологической борьбы. Это было обусловлено, прежде всего, фактически умалением роли личности как субъекта [c.561]политических отношений. Считалось, что сформулированная в законодательстве социалистических государств система прав человека обеспечена, гарантирована общественной собственностью и осуществляется с достаточной полнотой в коллективных формах жизни.
Поэтому любое нарушение прав человека в прошлом в нашей стране расценивалось как преднамеренная клевета на социализм. Все это служило прикрытием фактов нарушений прав человека. Как следствие – возникло движение правозащитников (академик А.Д.Сахаров стоял во главе его). Пытаясь остановить движение, власти усиливали идеологическое давление и репрессии, но это лишь поднимало борцов за права человека на пьедестал мучеников, к которым, как известно, в России всегда относились с симпатией.
Фундаментальный анализ социального наследия и исторического опыта всех народов позволил Организации Объединенных Наций и ее комитетам определить современное содержание общечеловеческих стандартов основных прав и свобод личности, возвести их в нормы международной морали и международного права. Опираясь на эти нормативные регуляторы, мировое сообщество выработало общий взгляд на жизненно важные проблемы. Нам представляется, что каждый из нас должен основательно уяснить содержание основных прав и свобод личности, закрепленное в международных документах на основе Устава ООН и законах государств – ее членов, в том числе и России. Начнем с характеристики категории основных гражданских и политических прав.
Гражданские права– сумма прав и свобод, определенных законодательством человеку как члену гражданского общества. Ими в равной степени обладают как граждане данного государства, так и проживающие в нем иностранцы и лица без гражданства.
Политические права– предоставляются, как правило, только гражданам данного государства. Это обусловлено тем, что их реализация сопряжена на практике с непосредственным участием граждан во власти, в политической жизни страны. Как следствие – иностранцы и апатриды (лица без гражданства) не могут претендовать на обладание политическими правами в том или ином государстве. [c.562]
Международный пакт о гражданских и политических правах содержит 53 статьи, которым предпослана преамбула, формулирующая основы свободы: “признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их”. Одновременно подчеркивается, что идеал свободной человеческой личности включает в себяобязанностикаждого отдельного человека в отношении других людей в той общности, к которой он принадлежит.
Государства-участники Пакта обязались соблюдать право народов на самоопределение, самостоятельный выбор политического статуса, путей социально-экономического и культурного развития. Ибо не может быть свободен человек, если угнетен или зависим от другого государства его народ. Не может стать независимой личность, если нация, к которой эта личность принадлежит, подчинена или угнетаема другой нацией. Но и народы, реализующие свое право на самоопределение, должны решать эту непростую проблему демократическим путем, не допуская проявления национализма, игнорирования исторически сложившихся в регионе межнациональных отношений, экономических и культурных связей, ущемления прав и свобод национальных меньшинств.
Четко выделена в Пакте необходимость утверждения на практике принципов равноправия народов, обеспечения и защиты всех без исключения прав граждан, пресечения дискриминации. Запрет дискриминации распространяется на пользование всеми правами и свободами, которыми обладает человек. Международные документы ООН, запрещая дискриминацию, не включают различий в предоставление преимущества целому ряду групп населения, нуждающимся, например, в социальной помощи и защите (старые люди, инвалиды, многодетные семьи, дети-сироты или оставленные родителями, беженцы и т.п.). Такие различия в обращении являются разумными и объективными, свидетельствуют о гуманном отношении общества к нуждающимся в его помощи.
Весьма важна ст. 3 Пакта, определяющая статус женщины в современном мире, а это важнейший интегральный показатель, мерило общественного прогресса. Статья обязывает государства “обеспечить равное для мужчин и женщин право пользоваться всеми гражданскими и политическими правами”.[c.563]
Особенно пристального внимания и осмысления требует третья часть Пакта (ст. 6-27). Прежде всего потому, что в ней закреплено наиболее ценное, неотъемлемое и неповторимое право каждого человека – право на жизнь.
Право на жизнь не следует фокусировать только на каком-либо одном аспекте, даже если речь идет об отмене смертной казни, пресечения геноцида и наказания за него. В наш век – век лазеров и термоядерного оружия главным является сохранение мира и международной безопасности, исключение войн как средства решения возникающих между государствами споров и конфликтов. Любое вооруженное столкновение, а тем более война, есть крайнее отрицание священного права человека на жизнь. Ракетно-ядерная война, которую невозможно выиграть, стала бы коллективным самоубийством человечества. Право на жизнь приобрело поэтому такое значение, которого оно никогда не имело в прежние времена. “Всякая пропаганда войны, – гласит ст. 20, – должна быть запрещена законом”.
Самое непосредственное отношение к праву на жизнь имеют проблемы сокращения детской смертности, увеличения продолжительности жизни человека и в связи с этим усиление борьбы с наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией и курением, в особенности среди подростков, юношей и девушек, со СПИДом и другими опасными для человека заболеваниями.
В определении степени демократичности страны и ее правовой системы нам поможет содержание ст. 9-17 Пакта. В них формулируется право человека на свободу, справедливое судебное разбирательствопри строгом соблюдении принципов презумпции невиновности, гласности, процессуальных норм судопроизводства, независимости судей.
Достойное закрепление в Пакте получили такие политические свободы как свобода политических, религиозных и иных убеждений, свобода совести, свобода слова и печати, митингов и собраний, свобода объединений. Исходной в данном перечне свобод являетсясвобода убеждений. Каждый человек, указывается в ст. 19, имеет право беспрепятственно придерживаться и выражать свое мнение. “...Это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода[c.564]информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати”. Интеллектуальная свобода, наличие просвещенного, а не политизированного общественного мнения, плюралистический характер системы образования, свобода средств массовой информации от властных структур жизненно необходимы для устойчивого социального прогресса демократического общества. Тем более, что государства-участники Пакта обязались содействовать развитию принципов функционирования демократии (народовластие, гласность, выражение и учет общественного мнения). В этом контексте в Пакте закреплено право каждого гражданина принимать участие в ведении государственных дел своей страны, голосовать и быть избранным на периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. На равных условиях каждый гражданин должен допускаться к государственной службе.
Свобода убеждений – это не только плюрализм мнений. Она означает и свободу политических действий, плюрализм организаций. Пакт признает право каждого гражданина на свободу ассоциаций, то есть политических партий, блоков, общественных движений. Особо подчеркивается право граждан создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих жизненных интересов. С этой же целью могут беспрепятственно проводиться митинги, собрания, шествия, демонстрации, сбор подписей, пикетирование и т.д.
Пакт содержит запретительные меры, к которым могут прибегнуть государства, чтобы защитить права и свободы человека. Ряд статей рекомендует государствам принять законы, запрещающие всякую пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти. Запрещены рабство, работорговля, содержание людей в подневольном состоянии. Ст. 7 Пакта запрещает пытки и жестокое, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание.
Предусматривается также в отдельных случаях возможность ограничения некоторых прав и свобод (например, права на свободное выражение мнений и др.) на основании закона в целях охраны государственной [c.565]безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Заключительные IV и V части Пакта (ст. 28-53) содержат обстоятельное описание принципов организации, структуры, обязанностей и регламента Комитета по правам человека – вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН.
Стержнем прав человека выступают права экономические, социальные и культурные. И в этом, пожалуй, нет преувеличения. Ведь речь идет о законодательном закреплении таких условий жизни людей, позволяющих каждому свободно развивать свою человеческую природу, жить со своими близкими в человеческих отношениях и не опасаться насильственного разрушения своего благосостояния. В преамбуле Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), включающего 31 статью, указывается, что “идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами”.
Краеугольным положением Пакта является признание государствами – его участниками права на труд, в понятие которого входит “право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается...” (ст. 6). Особый упор сделан на признание права каждого (ст. 7) “на справедливые и благоприятные условия труда”.
Углубленный анализ истории цивилизации, насыщенной острыми противоречиями и конфликтами классов и социальных групп, многочисленными фактами произвола собственников по отношению к наемным работникам побудил мировое сообщество высказаться за гармонизацию общественных отношений, усиление социальной защиты личности. Это выразилось в признании в Пакте (ст. 7) права каждого человека “создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору”. В свою очередь за профсоюзами признано право беспрепятственно функционировать,[c.566]создавать или входить в национальные или международные объединения, проводить при необходимости забастовки (в рамках законов каждой страны).
Жизненно важным призвано в Пакте право каждого человека на социальное обеспечение(ст. 9). Для реализации этого права должна быть создана и надежно функционировать государственная система по материальному обеспечению и обслуживанию людей в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, в случае потери кормильца, безработицы. Существенная помощь должна оказываться семьям, в которых есть дети, в особенности многодетным семьям. Социальное обеспечение включает в себясоциальное страхование– систему мер по материальному обеспечению людей в старости, в случае временной или постоянной нетрудоспособности, с целью охраны здоровья граждан.
Особо отмечено в Пакте (ст. 10) великое предназначение семьи, “являющейся естественной и основной ячейкой общества”. Участники Пакта признали необходимым оказывать семье самую широкую помощь и охрану, в особенности в момент ее образования и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Особое внимание, включая предоставление достаточного пособия по социальному обеспечению должно уделяться матерям, которые растят детей. Не человек для семьи, а семья для человека – принцип, который поможет ее сохранить и обеспечить будущее для всего общества.
Духом гуманизма и человеколюбия пронизано содержание ст. 11, в которой признано “Право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище и на непрерывное улучшение условий жизни”.
Проявлением заботы мирового сообщества о будущем человеческой цивилизации стало признание права каждого человека “на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья” (ст. 12). Для более полного осуществления этого права Пакт предлагает государствам принять меры по сокращению детской смертности и обеспечению здорового развития детей, оздоровлению окружающей среды и гигиены труда, организации медицинской помощи всем нуждающимся. [c.567]
Составной частью гармонического развития личности Пакт признает право человека на образование и участие в культурной жизни(ст. 13-15). В этой сфере, как известно, у человечества еще много нерешенных проблем, но и накоплен полезный опыт.
Так, для многих поколений россиян и граждан республик, ранее входивших в СССР, вопрос о получении образования был решен в короткие исторические сроки.
С учетом сложившейся во всем мире в сфере образования ситуация Пакт выдвинул следующие положения: начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех; среднее, включая профессионально-техническое, образование должно быть общедоступным для всех путем постепенного введения бесплатного образования; высшее образование должно быть общедоступным “на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования” (ст. 12).
Пакт рекомендует развитие сети школ всех ступеней с установлением удовлетворительной системы стипендий, постоянным улучшением материального стимулирования труда преподавательского состава.
Государства-участники Пакта признали право каждого участвовать в культурной жизни. Только при условии всеобщей реализации права на образование и участие в культурной жизни человек способен, подчеркивается в Пакте, стать полезным участником социального и духовного прогресса страны, демократического общества, способствовать взаимопониманию и дружбы между всеми нациями, содействовать сохранению мира во всем мире. И напротив, без глобальной реализации прав человека на образование и культурное развитие мировому сообществу угрожает упадок личной и государственной морали, проявляющийся сейчас у части граждан многих стран, глубокий распад духовности, рост потребительского эгоизма. Мир стал свидетелем разрушительного распространения преступности, алкоголизма, наркомании, межнациональной вражды, падения нравов.
Рано или поздно, но человеческое сообщество должно придти к единству. Современникам трудно предсказать каким оно будет. Но чтобы двигаться по дороге к высшей цивилизации, необходимо сделать человека мерой [c.568]всех вещей, соблюдать и защищать его гражданские, политические, социально-экономические и культурные права, обеспечивая вместе с тем единство прав и обязанностей граждан страны, вытекающих из конституции и законов страны.
Не будем забывать, что демократическое общество сможет нормально функционировать, лишь при условии, если каждый человек будет выполнять свой гражданский долг и обязанности, поддерживать порядок и дисциплину, умножать силу и мощь своей страны. Права и свободы личности не должны ущемлять права и свободы других людей. Исходя из этого, в России, как и в большинстве стран мира, запрещена пропаганда и разжигание расовой, национальной, социальной, религиозной вражды и ненависти, а также насилия и войны. [c.569]
- Оглавление
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания предисловие
- Часть I. Общая политология [c.5] раздел первый. Введение в политическую науку
- Глава I. Политология – наука и учебная дисциплина
- 1. Предмет политологии
- 2. Система категорий политологии
- 3. Методы политологии
- 4. Функции политологии
- Глава I.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава II. Сравнительная политология
- Глава II. Литература:
- Глава III. Развитие политической мысли до возникновения политологии как науки и учебной дисциплины
- 1. Политическая мысль Древнего мира и Античности (от II тысячелетия до н.Э. – до IV в. Н.Э.)
- 2. Политическая мысль Средневековья. Возрождение и Реформация (V в. – первая половина XVII в.)
- 3. Политические теории Нового времени (вторая половина XVII-XVIII вв.)
- 4. Политическая мысль XIX века
- 5. Политическая мысль в России (X-XX вв.)
- Глава III.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава IV. Возникновение политологии как науки и учебной дисциплины. Основные периоды ее развития в хх в.
- 1. Становление политологии как самостоятельной науки на рубеже XIX-XX вв. И ее развитие до 40-х годов хх в.
- 2. Развитие политологии со второй половины хх в. До настоящего времени
- Глава IV. Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел второй. Политика
- Глава V. Политика как общественное явление
- 1. Сущность и основные черты политики
- 2. Классификация политики и ее взаимосвязь с другими формами общественного сознания
- 3. Политика и мораль. Соотношение целей и средств в политике
- Глава V.
- Литература:
- Глава VI. Политика и экономика
- 1. Взаимосвязь политики и экономики
- 2. Основные идеологии в экономике
- 3. Российская модель реформирования экономики
- Глава VI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава VII. Социальная политика
- 1. Социальная политика и механизм ее реализации
- 2. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- Глава VII. Литература:
- Глава VIII. Национальная политика (этнополитика)
- 1. Определение национальной политики, ее задачи, принципы и механизмы реализации
- 2. Национальная политика в Российской Федерации
- 3. Управление национальными процессами
- Глава VIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Глава IX. Политика и религия
- 1. Структура религии и реальность религиозных влияний
- 2. Церковь и государство. Вопросы этики
- 3. Религиозная политика. Поиск российской модели государственно-церковных отношений
- Глава IX.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература
- Глава X. Военная политика
- 1. Сущность военной политики
- 2. Политика и армия
- Литература:
- Глава XI. Внешняя политика
- 1. Определение внешней политики, ее функции, цели и средства реализации
- 2. Субъекты, классификация и принципы международных отношений
- 3. Особенности внешней политики современной России и ее роль в международном сообществе
- Глава XI.
- 2. Этнические факторы геополитики
- 3. Военный фактор геополитики
- Глава XII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел третий. Власть
- Глава XIII. Теория власти и властных отношений
- 1. Природа власти, ее психологические основы и источники
- 2. Проблема делегирования власти и разделения властей. Три “ветви” власти
- 3. Легитимность (законность) власти
- 4. Какая власть должна быть в России?
- 5. Гласность и контроль народа за деятельностью власти
- Глава XIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Диспут. Политическая власть сегодня.
- Литература:
- Глава хiv. Политическое представительство
- 1. Место и роль политического представительства в системе политических отношений
- 2. Партийное представительство политических интересов
- 3. Проблемы легитимности и отчуждения политического представительства
- Глава XIV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XV. Выборы в органы политической власти
- 1. Особенности выборов при различных политических режимах
- 2. Классификация выборов
- 3. Принципы выборов
- 4. Избирательные системы
- 5. Основные функции выборов
- 6. Условия эффективности выборов
- Глава XV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел четвертый. Политическая жизнь и политическая система
- Глава XVI. Политическая жизнь общества и ее демократические параметры
- 1. Понятие, содержание и уровни политической жизни
- 2. Политический плюрализм, оппозиция и гарантии защиты меньшинства в демократическом обществе
- 3. Роль средств массовой информации в политической жизни
- Глава XVI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XVII. Политические системы
- 1. Понятие и структура политической системы
- 2. Российская политическая система
- 3. Западноевропейские политологи о функциях и типологии политических систем
- Глава XVII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XVIII. Политические режимы
- 1. Демократия как политическая форма общественного прогресса
- 2. Тоталитаризм и авторитаризм как недемократические режимы
- Глава XVIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава хiх. Политические процессы
- 1. Понятие политического процесса, его содержание и структура
- 2. Способы реализации политического процесса
- Глава XIX.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XX. Политическая модернизация
- 1. Теории модернизации середины XX века и анализ опыта некоторых стран
- 2. Концепция российской модернизации
- Глава XX.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXI. Политические конфликты
- 1. Общая характеристика социальных конфликтов и специфика политических конфликтов
- 2. Конфликт и противоречие
- 3. Условия, возникновения и стадии развития политических конфликтов
- 4. Политические и военные провокации
- 5. Пути предупреждения и методы разрешения политических конфликтов
- Глава XXI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Круглый стол.
- Литература:
- Глава XXII. Этнополитические конфликты
- 1. Сущность и основные причины этнополитических конфликтов
- 2. Динамика этнополитических конфликтов
- 3. Технологии урегулирования этнополитических конфликтов
- Глава XXII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел пятый. Политические институты
- Глава XXIII. Понятие, структура и классификация политических институтов
- Глава XXIII. Литература:
- Глава XXIV. Государство
- 1. Государство как институт политической системы, орудие публичной власти
- 2. Функции государства и его исторические типы
- 3. Правовое государство
- Глава XXIV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXV. Идея гражданского общества: история и современность
- 1. Основные вехи исторической эволюции идеи гражданского общества
- 2. Современные интерпретации идеи гражданского общества
- 3. Особенности институционального подхода к исследованию современного гражданского общества
- Глава XXV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXVI. Гражданское общество и государство
- 1. Политическая наука о соотношении гражданского общества и государства
- 2. Основные признаки гражданского общества и механизм взаимодействия его структур с государственными
- Глава XXVI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXVII. Политические партии
- 1. Возникновение политических партий и их современная типология
- 2. Партийные системы
- 3. Группы давления (интересов)
- Глава XXVII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXVIII. Парламент и парламентаризм
- 1. Структура и функции парламента
- 2. Отличительные признаки парламентской системы власти от президентской
- Глава XXVIII.
- Вопросы для размышления, самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXIX. Институт президентства
- 1. Современные модели президентства
- 2. Кого и как выбирают в президенты?
- 3. Взаимоотношения президента с партиями, госаппаратом и парламентом
- Глава XXIX.
- 2. Бюрократия как социальная группа
- Глава XXX.
- Вопросы для размышления и самоконтроля, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXI. Политические институты и политическая стабильность
- 1. Определение и объяснение политической стабильности
- 2. Роль политических институтов в обеспечении политической стабильности
- Глава XXXI.
- Вопросы для размышления, самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел шестой. Субъекты политических действий
- Глава XXXII. Субъективные основы и субъекты политики
- 1. Субъективное и объективное в политике
- 2. Субъекты политики: система и функции
- 3. Народ и человек как субъекты политики
- Глава XXXII. Литература:
- Глава XXXIII. Личность в политике
- 1. Проблемы человеческого измерения политики
- 2. Две линии в личностном содержании политики
- 3. Основные направления политики в области прав и свобод человека
- Глава XXXIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXIV. Женщина и политика
- 1. Женщина и политика в России: иллюзии и реальность
- 2. Причины низкой политической активности женщин
- 3. Объективное и субъективное в восприятии женщины-политика
- 4. Женщины-депутаты Федерального Собрания
- 5. Новые моменты в политике ряда государств и политических партий в отношении женщин
- Глава XXXIV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXV. Молодежь и политика
- 1. Место и роль молодежи в политической жизни общества
- 2. Молодежная политика
- Глава XXXV.
- 2. Влияние политического лидерства на развитие общества
- Глава XXXVI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXVII. Политическая элита
- 1. Понятие, характерные черты и функции политической элиты
- 2. Особенности эволюции российской политической элиты
- 3. Механизмы образования новых элит
- 4. Элитное образование
- Глава XXXVII. Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Примерная тематика докладов и рефератов:
- Литература:
- Глава XXXVIII. Политические интересы
- 1. Содержательная характеристика политических интересов
- 2. Механизм реализации политических интересов. Политическое участие и политическая деятельность
- Глава XXXVIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел седьмой. Политическое сознание
- Глава XXXIX. Политическое сознание
- 1. Понятие, структура и формирование политического сознания
- 2. Политическая психология
- Глава XXXIX. Вопросы для размышления, самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава xl. Политические идеологии
- 1. Идеология и политика
- 2. Политический спектр современных видов идеологии
- Глава xl.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава xli. Политическая культура
- 1. Феномен и понятие
- 2. Структура и функции
- 3. Механизмы формирования политической культуры
- 4. Типология политической культуры
- 5. Россия: смена культурной парадигмы
- Глава xli.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава xlii. Политическая социализация
- 1. Понятие, особенности и стадии политической социализации
- 2. Содержание и механизм политической социализации военнослужащих российского государства
- Глава xlii.
- Глава xliii. Литература:
- Глава xliv. О системной методологии социально-политических трансформаций
- 1. Тайна общественной жизни и основное звено социально-политических преобразований
- 2. О новой социальной реальности, субъектах и критериях политических перемен
- 3. Открытое общество: социальная концепция и политика перехода
- 4. Социально-политический анализ: системные основания и принципы
- Глава xliv. Литература:
- Глава xlv. Новые информационные технологии и политика
- [C.756]
- [C.757]
- Глава xlv. Литература:
- Глава xlvi. Компьютерные технологии в политике и политологии
- 1. Компьютеры – инструмент политических технологий
- 2. Применение компьютерных технологий в политологическом анализе
- 3. Возможности компьютерного моделирования – системный подход
- 4. “От выборов до парламента” – использование компьютерной модели
- Глава xlvi. Литература:
- Глава хlvii. Политическое прогнозирование
- 1. Необходимость и сущность политического прогнозирования
- 2. Объективные основы и условия политического прогнозирования. Расчеты и просчеты
- 3. Принципы и методы политического прогнозирования
- 4. Основные этапы разработки прогноза и проблема его конкретности и точности
- Политологический дебют
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для размышления и самоконтроля
- Литература
- Раздел девятый. Технология политологических исследований
- Глава xlviii. Структурно-логическая модель общества
- Глава xlviii. Литература:
- Глава xlix. Анализ политической ситуации. Метод сценариев
- Глава xlix. Литература:
- Глава l. Методики оценки расстановки политических сил в обществе
- 1. “Правые” и “левые” в политике
- 2. Методика “линейная”
- 3. Методика “табличная”
- 4. Методика “динамичная”
- 5. Методика “блочная”
- Литература:
- Глава li. Политический мониторинг и контент-анализ в политическом исследовании
- Литература:
- Глава lii. Политическое решение: алгоритм и методы принятия
- 1. Место политического решения в политической деятельности и требования к нему
- 2. Возникновение проблемы, требующей принятия политического решения и основные этапы процесса его принятия
- 3. Методы принятия политического решения и создание механизма его реализации
- Литература:
- Глава liii. Политический риск
- 1. Сущность, уровни и оценка политического риска
- 2. Управление политическим риском
- Литература:
- Раздел десятый. Избирательная кампания. Имиджелогия глава liv. Общая характеристика избирательной кампании
- 1. Этапы и участники избирательной кампании
- 2. Избирательная инфраструктура
- Литература:
- Глава lv. Технология избирательной кампании
- 1. Структурно-логическая модель избирательной кампании
- 2.Участники событий, их интересы
- 3. Организация избирательной кампании и управление ею
- Литература:
- Глава lvi. Информационно-аналитическое сопровождение избирательной кампании
- 1. Этапы информационно-аналитического сопровождения
- 2. Исследование предвыборной ситуации и мониторинг избирательной кампании
- 3. Знание кандидатов и определение их рейтинга
- 4. Специальные политологические исследования
- 5. Заключительные политологические исследования
- Литература:
- Глава lvii. Имидж организации
- 1. Понятие “имидж”. Общее и особенное в имидже организации и ее лидеров
- 2. Формирование имиджа организаций, политических лидеров
- 3. Листовки как способ актуализации имиджа. Реклама
- Вопросы:
- Литература:
- Глава lviii. Инновационные технологии в политологии. Методические приемы, используемые при проведении организационно-мыслительных занятий
- Вступительная часть
- Основная часть
- Заключительная часть
- Программа курса “прикладная политология. Основы политического анализа”
- Анкета для молодежи
- 9. Вы бы хотели, чтобы Ваши интересы представлял политик -
- 17. Как Вы понимаете справедливость?
- Анкета для оценки политической ситуации в россии
- Вопросник
- Спасибо!
- Применение контент-анализа для изучения политических событий
- Процедура контент-анализа. Последовательность отдельных операций контент-анализа, каждая из которых основана на определенной технике
- Наличие эксплицитно сформулированных технических приемов при выполнении различных операций процедуры
- Фрагмент бланка кодирования
- Факторы, учитываемые при анализе политического участия
- Методы анализа характера политической власти
- Информация кандидату в депутаты для оценки политической ситуации в период избирательной кампании
- Распространение листовок