logo search
Жукова В

4. Специальные политологические исследования

Специальные политологические исследования могут проводиться как автономно, так и параллельно с другими видами исследований. Их назначение – получение информации для решения стратегических и тактических задач избирательной кампании. Рассмотрим некоторые наиболее характерные виды специальных социально-политических исследований избирательной кампании.

Составление карты проблемного поля. Важное значение для кандидата имеет выявление проблем, которые представляют повышенный интерес для населения данного избирательного округа. Свое решение этих проблем или отношение к ним должно так или иначе найти отражение в предвыборной программе кандидата, в его выступлениях, интервью, а также в пропагандистских материалах. Следует .отметить, что каждая из социальных групп по своему относится к этим проблемам. Выяснить их приоритетность для различных слоев населения позволяетсоциальная карта проблемного поля, получаемая в ходе социологического опроса избирателей (Табл. 1).

В таблице 1 приведены распределения рангов значимости проблем различными социальными группами при ответе на вопрос: “Какие явления в нашем обществе вызывают у вас наибольшие опасения?” Отметим, что проблемные ориентации можно выявить и другими вопросами, но предлагаемая в данном случае наиболее острая форма позволяет зафиксировать страхи и опасения, которые выступают важнейшими в электоральном поведении.

Различные группы населения видят проблемное поле под своим углом зрения, по-разному оценивают приоритетность проблем. Это необходимо учитывать кандидату, агитаторам и доверенным лицам при выступлениях перед разными социальными аудиториями. [c.904]

Таблица 1

СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ

Эффективность средств пропагандистского воздействия. Ограниченность ресурсов не позволяет кандидатам использовать на полную мощность все средства пропагандистского воздействия, а краткосрочность[c.905]избирательной кампании не позволяет найти методом проб и ошибок оптимальное соотношение этих средств. Слишком велика цена ошибок. Многие кандидаты большую часть времени и энергии отдают личным встречам или организации работы агитаторов, хотя в условиях данного избирательного округа эти средства могут быть малоэффективны. Специальные исследования позволяют выяснить уровень доверия населения к различным источникам информации, а также определить эффективность средств пропагандистского воздействия на различные слои населения.

В таблице 3 приведена оценка избирателями источников информации о кандидатах при выборах народного депутата России в Дмитровском избирательном округе № 63 в 1992 году.

Таблица 3

№ п/п

Источники информации

Главные для избирателей (%)

1.

Публикации в газетах

51

2.

Выступления по радио

30

3.

Предвыборные плакаты и листовки

20

4.

Информация от друзей и знакомых

20

5.

Выступления кандидатов по телевидению

10

6.

Личные встречи с кандидатами

6

7.

Личное знакомство с кандидатом

6

8.

Распространяемые по почте агитационные материалы

4

9.

Агитация по месту жительства

4

10.

Пикетирование

3

Эффективность средств пропаганды для различных социальных групп населения Первомайского избирательного округа № 41 по выборам народного депутата России в 1991 году выглядела так (см. табл.4). [c.906]

Таблица 4

Источники информации

Социальные группы

 

рабочие

служащие

ИТР

студенты

пенсионеры

предприниматели

Встречи с избирателями по месту жительства или работы

4

5

5

3

7

0

Предвыборные плакаты и листовки

17

24

27

30

18

17

Выступления кандидатов в СМИ

32

32

39

30

42

42

Встречи с агитаторами

4

4

3

3

2

8

Таким образом, для каждого избирательного округа и для различных его социальных сегментов можно определить наиболее эффективные средства воздействия и в полной мере использовать их командой кандидатов в своей пропагандистской работе. [c.907]