logo search
ПОЛИТОЛОГИЯ курс лек

Формы и принципы реализации государственно-политической власти. Политический режим

Говоря о механизме проявления, функционирования политической власти, мы имеем в виду власть государственно-политическую, во-первых. А во-вторых, речь при этом идет о деятельностисубъектавласти и о взаимодействии субъекта с объектом в процессе реализации властных отношений.

Действия, деятельность субъекта государственно-политической власти по реализации своих полномочий и возможностей осуществляется в виде специфических форм воздействия или влияния на объект. Это влияние реально и возможно только при соответственных качествах самой власти, ее субъекта. К таким качествам, составляющим принципиальные основания или принципыфункционирования государственно – политической власти относятся:

К существенным принципам функционирования власти в демократическом государстве также относится принцип политического плюрализма, который предполагает необходимость и возможность влияния на субъект государственной власти, на процесс принятия важнейших его решений многочисленных гражданских групп или деятельностьгрупп давления, отражающих широкий спектр общественных интересов.

Основными функциональными направлениямидействия государственно-политической власти илиформами ее проявленияявляются:господство, управление, руководство, мобилизация, организация, координация и контроль.Их реализация опосредуется, как уже отмечалось ранее, наличием реального властного авторитета, который в современном государстве есть авторитет закона, правопорядка и одновременно, авторитет моральный, основанный на популярности правящей партии, ее программы и ее лидеров, на поддержке их общественным мнением.

Поэтому технология влияния власти основана на двойственностиее носителя,двойственности ее сущности, проистекающей из необходимости служить укреплению и сохранению доминирующего положения правящей политической группировки, партии, с одной стороны, и служить организационно-управленческим началом по удовлетворению социально-экономических и культурных потребностей и интересов основных групп и слоев гражданского общества, с другой. Двойственность государственно-политической власти и ее структурное разделение на три главных ветви (законодательную, исполнительную и судебную) являются объективным основанием и предпосылкой неэффективности государственно-политического управления, неспособности субъекта власти решать многие общественные проблемы.

Камнем преткновения в существовании государственно-политической власти является вопрос о создании оптимального режима ее функционирования, деятельности. Оптимальность режима власти предполагает органичное сочетание таких параметров как: наличие более-менее устойчивого компромисса, баланса сил между политической и государственно-административной составляющими, наличие согласованности между тремя ветвями, органами государства; наличие равновесия между центральной и местными властями, а также – между государственно-политической элитой и гражданским обществом.

Однако, политический опыт и практика современных развитых, демократических государств показывают, что существование устойчивого сбалансированного режимафункционирования власти, отсутствие внутриполитических и внутривластных конфликтов – явления исключительные и очевидно кратковременные. И наоборот, конфликты между группами внутри правящей элиты, трения между органами государственной власти, а также – столкновение гражданских групп и правящих группировок – обычная повседневность в политическом процессе самых развитых стран мира.

При нарушении равновесия между политическими группами, представляющими государственные и гражданские интересы, осуществляется естественный выход за пределы конституционно установленных рамок полномочий и прав субъектов политики и власти, общественно-политических формирований. Такой выход имеет двоякие последствия: с одной стороны, усиливается возможность незаконных действий агентов политики или проявления анархии; с другой, политические группы проявляют склонность к узурпации власти, превышению своих полномочий с целью подавления и ослабления своих политических конкурентов. При этом неизбежность проявлений политического авторитаризматакже становится очевидной. Все это – явления практически естественные и характерные для политики и власти всех стран-демократий.

Поэтому политический режим в стране, как способ функционирования государственно-политической власти, развивается в условиях двух противоположностей: анархии или охлократии (власти толпы) иавторитаризма или узурпации власти с соответственным ослаблением политического и гражданского контроля над деятельностью господствующей политической группы.

Склонность к двум политическим крайностям особенно отчетливо проявляется в условиях трансформацииполитических систем, их реформирования либо настадии утверждениядемократии, которая может занимать достаточно большой исторический отрезок времени. Иллюстрацией такой политической нестабильности политического процесса и режима власти являет собой развитие Украины, после провозглашения независимости в 1991 году.

Демократический режим как динамичный, постоянно возобновляемый политико-правовой компромисс влиятельных политических сил, включающих и структуры государственной власти, складывается только на заключительном этапе социальной и политической эволюции общества и государства. Он выступает итогом их системной зрелости, предполагающей наличие экономической и социальной стабильности в стране, определенную степень единства власти и граждан, в рамках сложившихся правовых норм, как комплекса универсальных правил, в соблюдении которых заинтересована подавляющая часть населения.

Итак, политический режим есть результирующая взаимодействия субъекта и объекта государственно-политической власти. При этом, становление политического режима – длительный исторический процесс, в ходе которого изменяется, развивается само общество как естественное основание режима. Режим демократии соответствует высокой степени организованности гражданского общества, способного не только выступать предметом манипулирования со стороны влиятельных группировок, но и активно противодействовать корпоративному и индивидуальному произволу.