logo search
Жукова В

2. Исследование предвыборной ситуации и мониторинг избирательной кампании

Исследование предвыборной ситуации включает в себя комплекс вопросов об электорате, об избирательных предпочтениях, ответ на которые может быть получен различными методами. Один из них – изучение статистических данных о населении избирательного округа, включающее в себя получение информации об экономических [c.894]особенностях избирательного округа, об основных социальных, профессиональных, демографических, религиозно-национальных группах населения округа.

Важную информацию о политической и ценностной ориентации населения, проживающего на территории избирательного округа можно получить при анализе итогов предыдущих выборов. Немало ценной информации может дать политический контент-анализ материалов местной печати и других средств массовой информации, действующих в округе. При недостатке материальных ресурсов у кандидата частично дополнить анализ предвыборной ситуации поможет метод деловой игры.

Но наиболее достоверная и актуальная информация о предвыборной ситуации может быть получена только в результате социологического исследования. Нет необходимости говорить о том, что исследование должно проводиться репрезентативно не только по основным социально-демографическим общностям, но и по типичным избирательным участкам. В противном случае исследование вообще лучше не проводить, поскольку искаженная, неадекватная информация только дезориентирует кандидата и приводит его к неверным решениям.

Информацию, получаемую в ходе исследования предвыборной ситуации, можно разбить на несколько блоков. Определение социально-экономического фона избирательной кампании связано с оценкой социального самочувствия населения: общей удовлетворенности материальными, культурно-бытовыми, жилищными, экологическими условиями, выполняемой работой. Эта информация позволяет оценить уровень стремления населения к переменам или к сохранению социальных условий.

Политическая ориентация избирателей определяется ответами на вопросы об отношении респондентов к политическим партиям, их лидерам или к парламентских фракциям с отчетливыми политическими позициями. Для различных социальных групп составляется диаграмма политической ориентации населения в целом (см. рис. 1).

Эта диаграмма позволяет сделать предварительный вывод о том, в какой мере политическая позиция кандидата, представляющего определенную социально-политическую силу, будет поддержена или отвергнута населением избирательного округа. [c.895]

Рис. 1. Спектр политических ориентаций жителей избирательного округа (в %)

Для того, чтобы оценить, насколько активно будут поддерживать (или не поддерживать) кандидата основные социальные группы, составляется диаграмма интенсивности политической ориентации населения. В качестве примера взят избирательный округ, в котором основные группы рабочих и инженерно-технических работников составляют соответственно 20 и 40 процентов от общего числа избирателей (рис.2).

На примере видно, что социальная группа ИТР в целом более настроена на поддержку, а социальная группа рабочих на противодействие партии, представляющей кандидата. [c.896]

Рис. 2. Интенсивность политической ориентации основных социальных групп населения округа (в %)

Блок вопросов, связанных с определением политических ориентаций населения может быть дополнен выяснением отношения к органам и руководителям центральной и местной власти от данного округа.

Опыт избирательных кампаний показывает, что не менее важное значение, чем политическая ориентация кандидата, имеет его имидж. Поэтому в предварительное исследование включается определение социально-политического портрета ожидаемого избирателями округа кандидата. Этот блок вопросов позволяет выяснить значение профессии, образования, пола, партийности, возраста и других особенностей кандидата для основных социальных групп и для большинства населения. Из совокупности этих ответов можно[c.897]составить социальный портрет некоего идеального для данного электората кандидата.

Имея полученную предварительную информацию, a также зная свои ресурсы, кандидат сможет принять решение об участии в предстоящей избирательной кампании, оценив вероятность проведения выборов, свои шансы и шансы предполагаемых соперников на победу.

Мониторинг избирательной кампании. Мониторинговые исследования обеспечиваютслежение за состоянием целого ряда важных характеристик электората, а также раннее предупреждение кандидата о нежелательных для него изменениях в общественном мнении избирателей. Мониторинговые исследования обычно проводятся в период между регистрацией кандидатов и выборами и имеют несколько этапов (3-5). С целью получения наиболее надежных и полезных результатов, начальный этап мониторинговых исследований желательно проводить через несколько дней после регистрации кандидата, a заключительный – за 2-3 дня до выборов. В ходе полито–логического мониторинга могут решаться разные задачи. Рассмотрим наиболее важные из них для типичной избирательной кампании.

Готовность избирателей к участию в выборах. В ходе каждого из этапов мониторинга потенциальным избирателям предлагается ответить на закрытый вопрос: “Примите ли Вы участие в предстоящих выборах?” Варианты ответов могут быть следующие:

– буду участвовать обязательно; – скорее всего буду участвовать; – скорее всего не буду участвовать; – определенно не буду участвовать; – в данный момент затрудняюсь ответить.

На рисунке 3 приведено типичное распределение ответов на эти вопросы для четырех этапов мониторингового исследования.

В ходе слежения за готовностью избирателей к участию в выборах, как правило, увеличивается определенность их позиций. К нежелательным для кандидатов результатам исследования относится низкая готовность избирателей к участию в выборах, свидетельствующая обабсентеизме – неверии в органы власти и нежелании их избирать. Это может привести к тому, что выборы из-за низкой явки избирателей просто не состоятся.[c.898]

Рис. 3. Изменение готовности избирателей к участию в выборах [c.899]

Получаемая в ходе каждого этапа информация имеет важное значение для корректировки стратегии предвыборной борьбы кандидата. В зависимости от уровня готовности к участию в выборах принимается решение или о мерах по активизации гражданской активности безотносительно к выдвинутым кандидатам, либо разрабатываются меры по активизации пропаганды предпочитаемого кандидата.

Даже при очень высоком качестве проводимых исследований сохраняется некоторая неопределенность, которая зависит от следующих причин:

– довольно велика доля избирателей (А), принимающих решение о своем участии в голосовании в день выборов; – обычно число избирателей, участвующих в выборах, больше, чем проголосовавших (из-за недействительных или несданных бюллетеней (Б); – на участие населения в выборах могут сказаться непредвиденные обстоятельства (погодные условия, аварии, стихийные бедствия и т.д.).

Тем не менее мониторинг готовности к участию в выборах позволяет в большинстве случаев довольно точно прогнозировать, состоятся выборы или не состоятся и какая часть избирателей примет участие в голосовании. [c.900]