Защитное
Формы государства
Монархия – правит один философ Олигархия - власть богатых
Демократия – власть народа
Аристократия – несколько философов (идеально)
Тимократия – власть военных Тирания - наихудшая
Незаконные (не опираются на закон): тирания, олигархия, извращенная демократия
“Политики ” Законные (опираются на законы): монархия, аристократия, демократия
“Подлинное государство”: политик управляет единолично, руководствуясь знаниями
Разработку идеологии земледельческой знати продолжил Аристотель (384-322 гг. до н.э.), ученик Платона и воспитатель Александра Македонского.
Философское учение Аристотеля охватывает все отрасли знаний, известные античному миру. В его сочинениях рассматриваются вопросы логики и теории познания, натурфилософии и теологии, педагогики, риторики, эстетики и др. Свое политико-правовое учение он изложил в трактатах “Политика”, “Никомахова этика” и “Афинская полития”.
Не отрицая высших сил, он, в отличие от Платона, весь “земной”. Жизнь для него - реальность, а решающее средство познания - опыт. Аристотель исследовал свыше 150 конституций и проектов, основал около 14 наук, в том числе политическую науку. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитие представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов). Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Таким образом, этика предстает как начало политики, введение к ней.
Государство - творение природы, продукт естественного развития. В его основе- потребности человека к общению. Человек, по знаменитому определению Аристотеля - “животное политическое” или общественное. Он не может жить один, нуждается в контактах, в объединении. Социабельность - неотъемлемое качество человека. Основные ступени объединения: семья - селение, или род - полис. “Государство не есть общность местожительства, оно не создается для предотвращения взаимных обид или ради удобств обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии всех их, вместе взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни”. Фактически государство является целью существования семьи и селения. Таким образом, государство по Аристотелю - это “общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни”. Полис в этом плане идеален. С одной стороны, он достаточен, чтобы удовлетворить социальные потребности человека (занятия искусством, наукой, политикой и др.), а с другой - он мал, чтобы человек смог в нем затеряться.
Под людьми здесь понимаются только свободные граждане полисов. Гражданин, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти государства. Следовательно каждой его форме соответствует свое определение понятия государства.
Классификация форм государства проводится в “Политике” по двум критериям: по числу правящих лиц (один, немногие, большинство) и по целям (правильные государства, где власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные - личные выгоды). К правильным относятся монархия, аристократия и полития (идеальное государство). К неправильным - тирания, олигархия и демократия.
Политические симпатии Аристотеля - на стороне политии, возникающей из сочетания олигархии и демократии. Их порождением или смешением, (соотношение богатых и неимущих), являются все остальные разновидности власти. В политии преобладает собственность средних размеров, чем ослабляются противоречия в обществе. Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Лица, занятые физическим трудом исключены из числа граждан. Важнейшими частями государства являются воины и правители. Власть сосредоточена в руках воинов. Крестьяне имеют сильно урезанные права граждан.
Поскольку полития характеризуется сочетанием демократических и олигархических методов осуществления власти, то Аристотель различает два вида справедливости. Уравнивающая, принципом ее является “арифметическая пропорция”, затрагивает отношения обмена, возмещение ущерба, назначения наказания за имущественные преступления и т.п. Закон обращает внимание лишь на различие ущерба, а “с лицами обходится как с равными во всем”. Распределяющая (неравная справедливость) учитывает положение человека в обществе. Ее принципом служит “геометрическая пропорция” - воздаяние по достоинству и заслугам. Она применяется в политических отношениях, при выдвижении на должности, назначении наказаний за преступления против чести и достоинства.
Таким образом, концепция Аристотеля служила теоретическим оправданием привилегий и власти земледельческой аристократии.
Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет с политической справедливостью. В целом право как политическое явление он называет “политическим правом”. Это означает невозможность неполитического права, отсутствие права в деспотических формах правления. Нет права в отношениях господ и рабов, отцов и детей. Политическое право делится им на естественное и условное (волеустановленное). “Естественное право - то, которое имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его”. К нему относятся общественные явления, существующие “от природы”: семья, рабство, частная собственность, войны с варварами и др. Под условным (волеустановленным) правом подразумевается все то, что в последующем стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К нему относятся установление закона и всеобщих соглашений, включая писаные и неписаные правовые законы.
З акон должен соответствовать политической справедливости и праву. Отступление закона от права означало бы отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма. Поэтому естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. Политическое правление - это правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же - “уравновешенный разум”.
Несколько доводов приводит Аристотель в обоснование рабства. Решающий из них - естественные (природные) различия между людьми. Варвары, обладая могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому труду. Второй довод - экономический. Рабство, с этой позиции, вызвано потребностями ведения хозяйства и производственной деятельности. Подобно рабству, утверждал Аристотель, частная собственность коренится в природе и является элементом семьи. Частная собственность - это стимул к труду, производству и обогащению, что выгодно гражданину, то выгодно и полису. Общность имущества - противоестественна. Общий интерес - ничей интерес. Здесь нет стимула к производству, содействует лени, стремлению воспользоваться плодами труда других.
К бессмертным тезисам в защиту частной собственности Аристотеля и оправдание коллективной собственности, так называемый “коммунистический проект” Платона за более чем двухтысячелетнюю историю политической мысли мало что добавлено. Однако, предвидя последствия частной собственности - напряжение и конфликты в обществе, Аристотель высказывается о путях ее приобретения. Первый путь - труд, производство, создание материальных благ. Второй - торговля, спекуляция, ростовщичество. Он сторонник первого пути, при этом частная собственность распределяется равномерно, т.е. формируется средний класс, а плоды используются для общего блага.
В последствии эти идеи будут восприняты христианством и исламом.
Аристотель (384 – 322)
“Политика”, “Никомахова этика”, “Афинская полития”
Творение природы, продукт естественного развития, в его основе социабельность человека
Государство
Формы государства
Неправильные Личное благо Правильные Общее благо
Власть одного Тирания Монархия
Власть немногих Богатых Знатных
Аристократия Олигархия
(Олигархия + демократия) идеал Демократия Власть всех граждан Полития
Политическое право
Естественное Волеустановленное
Правильные общее благо
Писаное
Обычное
Монархия
4. Полибий
С середины IV в. до н.э. древнегреческие государства приходят в упадок. Кризис полиса и утрата независимости породили в обществе настроения упадничества, неуверенности, аполитизма. Политико-правовая мысль этого периода нашла свое выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.
Полибий (200-120 гг. до н.э.), последний крупный политический мыслитель Древней Греции. Основной труд “История” в 40 томах. Ее мотив - путь римлян к мировому господству.
Возникновение государств и смену форм правления Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по “Закону природы”. Подобно живым организмам, всякое общество проходит состояние зарождения, расцвета и упадка. Завершаясь, этот процесс повторяется сначала. История общества есть бесконечное движение по кругу, где “формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются”.
В ходе круговорота происходит последовательная смена форм государства. Первая монархия - единоличное правление вождя (царя), основанное на разуме. Разлагаясь, монархия переходит в свою противоположность - тиранию. “Благородные мужи” свергают тиранию и устанавливают аристократию, где власть немногих преследует общее благо. Аристократия вырождается в олигархию. Народ, разуверенный власти одного или немногих, устанавливает собственную власть - демократию. Ее извращением является охлократия (власть толпы). При ней водворяется господство силы, переделы собственности, “народ дичает и вновь приобретает властителя”. Преодолеть круговорот политических форм способен мудрый законодатель. Для этого необходимо установить, по примеру Рима, смешанную форму правления, сочетающую начала монархии (консулат), аристократии (сенат) и демократии (народное собрание).
Именно такое сочетание, полагал Полибий и позволило Риму стать могущественной державой, покорившей “мир”. Политическая концепция Полибия послужила связующим звеном правовых воззрений Древней Греции и Древнего Рима.
Полибий (210? – 123? )
“История” в 40 т.
Возникновение и смена форм государства – естественный процесс, совершаемый по “закону природы”
Монархия > тирания > аристократия > олигархия – > демократия > охлократия
Преодолеть круговорот способен правитель, создав мудрые законы и смешенную форму правления
Монархия (консулат) + аристократия (сенат) + + демократия (народное собрание)
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Российский государственный социальный университет
- В.Г. Пахомов
- История правовых и политических учений
- Введение
- История правовых и политических учений
- Раздел I. Древний мир Древний Восток
- 1. Правовая мысль в период зарождения государственности
- Древний Египет
- Естественное равенство всех свободных
- 2. Древняя Индия
- Брахманизм
- Принц Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный),
- Дела общества зависят от самих людей
- Ко всем людям необходимо доброе отношение
- Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием
- Ч а н а к ь я (Каутилья) Советник и министр основателя империи Маурьев Чандрагупты I ( IV в. До н. Э)
- Индийский Макиавелли
- 3. Древний Китай
- Даосизм vі в. До н. Э.
- Конфуций
- Благородный
- Человеколюбие жень
- Правила ритуала
- Патриархально – патерналистская теория государства
- Концепция мелких собственников
- Теория договорного происхождения государства
- Источник власти
- Источник права
- Государство
- Опирается на законы
- Правовая мысль раннего периода
- Миром и богами правит судьба
- 2. Обоснование демократии софистами
- Платон (427 – 347)
- Философы правители
- Защитное
- Пример Рима
- Древний Рим
- 1. Марк Туллий Цицерон
- Частное
- Формы власти
- Аристократическая сенатская республика
- 2. Римские юристы
- Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин (іі – ііі вв.)
- Деятельность
- Разработка проблем права
- Частное
- Цивильное право
- Преторское право
- 3. Ранние христиане
- Создание идеального государства (Царство Божие)
- Равенство, свобода
- Труд обязателен для всех
- Политическая эсхатология и мессианизм
- 4. Зарождение теократических доктрин
- Аврелий Августин
- Гиппонский епископ
- Церковь
- Здесь “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”
- Общество “нечестивых”, насилия и разбоя
- Раздел II. Средние века Западная Европа и исламский мир
- 1. Фома Аквинский
- Фома Аквинский (1256 –1274)
- 2. Средневековые ереси
- Средневековые ереси
- Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.
- 4. Политические и правовые учения в исламе
- Государство (Ибн - Хальдун) создано народом для совместной добычи средств к жизни (разделение труда - главное), защиты от внешней опасности, обеспечения общественной безопасности
- Религиозное единство Русская политико-правовая мысль с древнейших времен до конца XVII века
- 1. Древняя Русь
- Иларион (ср. Хі в.)Митрополит Киевский
- Политико-юридические проблемы
- (Конец хіі или начало хііі вв.)
- 2. Московское царство
- Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах
- История человечества – история трех великих государств: Рима – Византии - Москвы
- ” Сущность – божественная
- Монах Кирилло-Белозерского монастыря
- Максим Грек Умер 1556 г., монах Афонского монастыря
- Правитель
- Сословно – представительная монархия: царь и всесословный выборный “Вселенский Совет”
- Иосиф Волоцкий
- Игумен и основатель Волоколамского монастыря
- (Около 1550) Служилый дворянин
- Торговая
- Иван IV Грозный
- Наследственное Происхождение Наследственное
- 3. России в XVII веке
- Иван Тимофеев
- Служилый дворянин
- Симеон Полоцкий
- Придворный поэт
- Обоснование просвещенной монархии
- История правовых и политических учений
- Брахманизм
- Принц Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный),
- Дела общества зависят от самих людей
- Ко всем людям необходимо доброе отношение
- Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием
- Индийский Макиавелли
- Даосизм vі в. До н. Э.
- Конфуций
- Благородный
- Человеколюбие жень
- Правила ритуала
- Патриархально – патерналистская теория государства
- Концепция мелких собственников
- Теория договорного происхождения государства
- Источник власти
- Источник права
- Государство
- Опирается на законы
- Миром и богами правит судьба
- Платон (427 – 347)
- Философы правители
- Защитное
- Пример Рима
- Формы власти
- Аристократическая сенатская республика
- Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин (іі – ііі вв.)
- Разработка проблем права
- Частное
- Цивильное право
- Преторское право
- Создание идеального государства (Царство Божие)
- Равенство, свобода
- Труд обязателен для всех
- Аврелий Августин
- Гиппонский епископ
- Церковь
- Здесь “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”
- Общество “нечестивых”, насилия и разбоя
- Фома Аквинский (1256 –1274)
- Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.
- Государство (Ибн - Хальдун) создано народом для совместной добычи средств к жизни (разделение труда - главное), защиты от внешней опасности, обеспечения общественной безопасности
- Иларион (ср. Хі в.)Митрополит Киевский
- Политико-юридические проблемы
- Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах
- Монах Кирилло-Белозерского монастыря
- Иосиф Волоцкий
- Игумен и основатель Волоколамского монастыря
- (Около 1550) Служилый дворянин
- Торговая
- Иван IV Грозный
- Иван Тимофеев
- Служилый дворянин
- Придворный поэт