logo search
IPPU_Ch_1_DM_i_SV

Опирается на законы

Примат наказаний над награждением

Устанавливает единство в мыслях, действиях и систему круговой поруки

Экзаменационная система замещения должностей

Вводит строгие законы, обеспеченные жестоким наказанием

Цензорский надзор над бюрократией

Постоянная война между правителями и подданными

Пресекает частнособственнические интересы

Цель и смысл существования общества

Защита интересов имущественной и служилой знати

Легисты предприняли попытки исторического подхода к закону (необходимости их применения в соответствии с изменившимися требованиями времени), что придавало их учению гибкость и возможность приспосабливаться к нуждам политики. В результате уже ко II в. до н.э. государственная идеология Китая совмещала положения легизма и конфуцианства. Школа моистов отмирает, а даосизм приобретает черты магии и утрачивает влияние на политическую мысль.

В целом в государствах Древнего Востока правовая мысль не обособилась от мифов, не получила завершенный характер.

Во-первых, юридическая мысль Древнего Востока оставалась сугубо прикладной. Ее содержание касалось лишь искусства управления, механизма осуществления власти и правосудия.

Во-вторых, правовая мысль Древнего Востока не отделялась от морали и представляли собой этико-политические доктрины.

В-третьих, для правовых учений Древнего Востока характерно то, что в них не только сохранялись, но и развивались религиозно-мифологические воззрения. Основы общества объявлялись божественными установлениями, и любая попытка посягательства на них рассматривалась как вызов богам.

Многие государства Древнего Востока погибли, их юридические мысли, как правило, не получили развития. Преемственность в истории правовой мысли сохранилась лишь в Индии и Китае.

Древняя Греция

В истории правовой и политической мысли Древней Греции выделяются три периода: ранний (IX-VI вв. до н.э.), связанный со временем возникновения древнегреческой государственности; классический (V- первая половина IV в. до н.э.) - время расцвета философской и политико-правовой мысли; эллинизм (вторая половина IV-II в. до н.э.) - время упадка древнегреческой государственности, подпадения под власть сперва Македонии, а затем Рима.

Социально-политический строй Древней Греции представлял собой систему полисов (независимых городов-государств), для которых была характерна борьба за власть родовой знати и обнищавших общинников. В результате этой борьбы устанавливалась соответствующая форма правления: демократия (Афины, Абдеры), олигархия (Фивы, Мегары), тирания (Сиракузы), аристократия (Спарта). Эти процессы нашли свое отражение в политико-правовых учениях Древней Греции.