logo search
Ответы по Мафтей (лекции)

12.4. Ресурсы государственной власти в современной России

Ресурсы государственной власти — это потенциальные возможно­сти, средства, которые она может использовать для осуществления своих полномочий, функций. Ресурсы власти разнообразны. В зави­симости от этапа общественно-политического развития конкретной страны и политического режима ресурсы власти существенно раз­личаются между собой. Они изменчивы, подвижны и в то же время традиционны. На ранних этапах общественного развития ресурсом власти выступала сила. На стадии капиталистического развития превалировало богатство, деньги. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным ресурсом развития производства, власти и общества в целом.

Ресурсы классифицируются по раз­ным основаниям. Так, А. Этциони выделяет утилитарные, прину­дительные и нормативные ресурсы. Однако наиболее распростра­ненной является классификация ресурсов в зависимости от ос­новных сфер общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной.

К экономическим ресурсам государственной власти относят материальные ресурсы и ценности, составляющие фундамент власти. К ним относят плодородные земли, полезные ископае­мые, заводы, фабрики, деньги, технику и т.п. Использование данных ресурсов позволяет органам государственной власти прово­дить экономическую политику, направленную на повышение бла­госостояния своих граждан, регулировать оценку их вклада в трудовую деятельность, дифференцируя степень оплаты и т.п.

Социальные ресурсы государственной власти представляют собой совокупность социальных благ, статусов, областей соци­ального назначения (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и др.), которые являются средствами удовлетворе­ния интересов людей. Государство, обладая социальными ресур­сами, стремится акцентировать внимание в своей деятельности на социальных проблемах. Не случайно российское государство по Конституции характеризуется как социальное государство, по­литика которого направлена на создание условий, обеспечиваю­щих достойную жизнь людей.

К политическим ресурсам государственной власти можно от­нести ее политическую структурированность, организованность, легитимность, имидж руководителей, реализованные обществен­ные проблемы, значимые для масс, международно-политические средства решения глобальных и внешнеполитических проблем и др. Они могут быть внутригосударственными, межгосударст­венными и общими для этих направлений деятельности государ­ственной власти. Например, опыт политической деятельности выступает общим ресурсом, а дипломатический опыт есть ресурс международной, внешнеполитической деятельности.

Духовные ресурсы государственной власти включают в себя знания, информацию, средства их получения и распространения. Органы государственной власти являются важнейшими институ­тами, в которых аккумулирована информация о всех процессах, происходящих в России. Только на базе знаний и информации государственные органы могут принимать решения, верные для данного момента и максимально учитывающие интересы всех россиян. К духовным ресурсам относят также традиции общест­ва, культурное наследие, общественные настроения людей, пре­стижное образование (это и социальный ресурс) и многие другие. Их значимость в политике государственной власти, деятельности общественно-политических институтов резко возрастает. Прав­да, не все органы государственной власти учитывают данное об­стоятельство в своей деятельности.

Выделяют также силовые, демографические и иные ресурсы. Характерно, что в российской государственно-властной структуре не уделяют должного внимания такому ресурсу, как наука. Фундаментальная и прикладная наука являются мощным ресур­сом государственной власти, ориентированным на эффективное решение многих проблем российского общества.

Исследователи отмечают важность и нетрадиционных ресур­сов государственной власти. Например, традиционные ресурсы развития избирательного процесса — финансы, кадры, информа­ция, нетрадиционные — культура участия граждан в выборах. К ресурсам системы исполнительной власти в России относят, кроме традиционных, научно-исследовательскую работу, ряд кон­кретных предложений, направленных на совершенствование ор­ганизации и регулирования государственной службы, информа­ционного обеспечения исполнительной власти.