logo search
IPPU_Ch_1_DM_i_SV

1. Правовая мысль в период зарождения государственности

История правовых и политических учений представляет собой процесс развития политико-правовой составляющей общественного сознания. Его теоретическая часть включает в себя учения, концепции, доктрины. Исходной точкой их генезиса являются идеи и мысли. Мысль отражает реальность: материю, субъект, то есть для появления мысли нужен предмет. И, следовательно, политико-правовая мысль не могла возникнуть ранее, чем появились правовые институты: государство, право, власть. К тому же политико-правовая теория, как и любая другая область знаний, не рождается вооруженной аргументами, фактами, знаниями, своей логикой и методами как Афина Паллада из головы Зевса. Сначала зарождаются проблески политико-юридических знаний, по мере того как вызревают учреждения, нормы, политические институты.

Такое состояние имело место несколько тысяч лет назад. Самый ранний тип общества, пришедший на смену первобытному, сложился в цивилизациях Древнего Востока - Египте, Индии, Палестине, Китае. Государственные образования возникли здесь в конце IV – начале III тысячелетий до н.э. Политическая мысль зародилась в русле религиозно – мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя. В то время человеческая мысль была не отдифференцирована в отрасли, находилась в синкретическом состоянии. Наук в строгом смысле этого слова не было, лишь мысли, знания в форме броуновского движения.

Каковы основные сюжеты политико-правовой мысли в эпоху зарождения государственно-правовых систем?

Во–первых, божественное происхождение и божественная легитимация всех существующих юридических институтов, правителей, власти, законов (правил, порядка).

В мифах говорится о первоначальном непосредственном правлении богов, которые после научили людей искусству управления и передали власть земным правителям. Так, Геродот сообщает, что, согласно источникам, со времени первого египетского царя по V в. до н.э. (посещение Геродотом Египта), прошло 341 поколение (11340 лет) и в течение этого времени правили люди, а до этого – боги. Сходные представления о богах как устроителях общества, первых правителях и законодателях и в древнегреческой мифологии (правление Урана, Крона, Зевса).

На самом деле правовые институты – дело рук человеческих, результат их деятельности. Но люди не понимали этого и объясняли божественным происхождением, порождением сверхъестественной силы. И оправдание божественной силой. А, следовательно, и тип отношений особый. По древнекитайскому мифу о божественном происхождении и характере земной власти именно персона верховного правителя Поднебесной является единственной точкой связи с высшими небесными силами. Вся власть сконцентрирована по этим воззрениям в особе верховного правителя в качестве его личной потенции и внутренней силы, а все остальные должностные лица – лишь помощники личностной власти императора.

Во–вторых, земные порядки - это часть общего, космического порядка. Люди не отличают себя от природы, они часть природы, их социум от нее не отделим. Космос в отличие от хаоса упорядочен, согласно мифам, усилиями богов. Земные же порядки – часть общемирового, космического порядка. В русле такого понимания и освещается в мифе земная жизнь людей, их общественное и государственное устройство, взаимоотношения, права и обязанности. Так, согласно зороастризму, государство должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда. Монархи – служители Ормузда, они должны защищать подданных, а их объединять - взаимная любовь, прощение и мир. У всех народов среди богов существует иерархия: деление на старших и младших и земная иерархия отражает небесную. Появляются фараоны, верховные жрецы, монархи, чиновники, вооруженные дружинники, профессиональные судьи, крестьяне и ремесленники.

В третьих, земные законы – это воплощение вечных божественных законов. Здесь два принципиальных момента. Первый момент. Почему земные законы вечны? Человечество развивалось очень медленно. Первобытное общество длилось примерно 3 млн. лет. Государство возникло после “неолитической революции” (7-5 тыс. лет до н.э.). И только в н.э. бег истории заметно ускорился, а в ХХ в. стал стремительным: век атома, кибернетики, информатики. В древности изменения нарастали медленно, незаметно. Сознание человека их не улавливало, все казалось неизменным и вечным. А коли установленный порядок вечен, то он справедлив и обязателен для всех. Второй момент. Человек представление о справедливости и правде всегда связывал с именем Бога. Бог – гарант справедливых законов.

У древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня Маат. Божественный характер земной власти (фараона, жрецов и чиновников), правил поведения, источников права (обычаев, законов, судебных решений) означал, что они соответствуют справедливости – маат. Понятие “маат” несет ту же смысловую нагрузку, что и “рта” в Ригведе, “дао” – в древнекитайской мифологии, “дике” – у древних греков. Везде речь идет о “правде – справедливости”, которая в последствии стала обозначаться как естественное (или естественно – божественное) право.

Политико-правовые взгляды в эпоху зарождения государственности

Божественное происхождение и божественная легитимация юридических институтов

Земные порядки – часть общего космического порядка, установленного Богом

Земные законы – воплощение вечных божественных законов

Восхваление божественной справедливости как основы земных порядков содержится в древнеегипетских источниках: в “Поучении Птахотепа” (ХХVIII в. до н. э.), «Книге мертвых»(ХХV – ХХIV вв. до н. э.), «Поучении гераклеопольского царя своему сыну» (XXII в. до н.э.), «Речение Ипусера».