logo search
ПОЛИТОЛОГИЯ курс лек

10.3. Национальная политика

Понятие «национальная политика» характеризует одно из направлений политики, содержанием которой служит гармонизация межнациональных интересов в государстве. Главным носителем исубъектомнациональной политики выступает само государство в лице основных институтов власти. Вместе с тем, носителями национальной политики могут выступать и политические силы или крупные политические партии.

Формирование национальной политики в качестве самостоятельного направления деятельности институтов и представителей государства стало результатом складывания государства – нации в эпоху утверждения республиканизма и демократии с элементами представительной, т. е. избираемой власти. Именно в условиях рождающейся на протяжении 18-20 – х столетий демократии необходимо возникает и остро встает проблема социального равенства, в том числе равенства в положении представителей разных народностей и национальных групп. Проблема эта имела и внешнеполитическое выражение как проблема национально-политического доминирования в международных отношениях, так и в аспекте внутриполитического равенства прав граждан одной страны, различающихся языковыми и другими национально-культурными характеристиками.

Примером таких различий в политико-правовом статусе было положение украинцев в составе Австрийской империи в 19-м – начале 20 столетия в сравнении с положением тех же австрийцев, венгров, чехов или поляков так же составлявших подданных многонациональной империи. Политика австрийского имперского руководства того времени в отношении украинцев является яркой иллюстрацией государственного национализма, используемого как средства сохранения многонационального государства в условиях невозможности открытого доминирования титульной нации.

При реализации национальной политики правящая элита решает несколько задач:добивается целостности и единства коренной нации; обеспечивает политическое единство представителей всех народностей и этносов, входящих в государство; устраняет межнациональные противоречия и неравенство; обеспечивает экономическое, социальное, культурное и политико-правовое равенство граждан в стране независимо от их национальной принадлежности; а также стремится достигнуть национально-политической гармонии с государствами-соседями.

Эти конструктивные цели и задачи национальной политики не исключают использование национальных лозунгов и символов в качестве средства ослабления своих политических конкурентов. Межнациональные отношения создают весьма благоприятную почву для политических провокаций и манипулирования сознанием граждан для достижения узко партийных или корпоративных вопросов.

Проблема разработки концептуальных основ национальной политики в независимой Украине является весьма актуальной и в то же время достаточно непростой. Ее сложность обусловлена переходным характером политического процесса в Украине, имеющего двойственноесодержание: утверждение основ национальной государственности и одновременно – переход к демократическим принципам организации государственно-политической жизни. При этом создание суверенного государства в многонациональной стране требует разрешения противоречия между интересами коренной, преобладающей украинской нацией и интересами так называемых национальных меньшинств, прежде всего, русским.

К моменту провозглашения независимости процесс формирования украинской нации не был завершен. Поэтому построение суверенного государства на его начальном этапе неизбежно порождает элементы государственно-политического национализма со стороны титульной нации, что проявляется в необходимости обеспечения соответствующего государственному, статуса украинского языка. К началу 90-х годов ХХ века по данным научных исследований, украинским языком свободно владело меньше половины украинских граждан, в том числе, этничных украинцев. Таким образом, государственным языком не владеет значительная часть населения республики, что создает этим людям определенный дискомфорт в жизни, лишая их возможности разговаривать на равных с представителями государственных учреждений и институтов.

В результате, многие политические партии и группы граждан в Украине выступают с требованиями придания официального статуса русскому языку, которым владеет большинство населения страны. Эта проблема особенно остро звучит в периоды проведения избирательных кампаний.

Межнациональные противоречия достаточно остро проявляются в Крыму, где проживают три крупные этнических группы: русские, татары и украинцы, а также представители других национальностей. Их специфическому характеру способствует процесс возвращения на историческую родину крымско-татарского народа и возникающих при этом проблем расселения и распределения земельной собственности.

В условиях становления политической системы и институализации государственной власти периода политического перехода государственное руководство Украине не было готово к выработке квалифицированной и конструктивной национальной политики в республике. Свидетельством этому являются элементы идеологических противоречий, возникающих в отношениях России и Украины на почве национальных аспектов политики. О наличии таких противоречий свидетельствуют также лозунги, требования украинских политических партий на почве разных трактовок сути национальной политики в республике. Сугубую остроту этим проблемам придают общеэкономическая и социальная нестабильность в стране на фоне низкого уровня жизни большинства ее граждан.

Таким образом, национальная политика государства не может ограничиваться сферой проявления языковых, религиозных и культурных аспектов жизни народа, который включает граждан разных народностей и этнических групп. Она включает весь спектр средств государственного влияния на все аспекты жизни граждан. Приоритетными среди этих средств являются социально-экономические и политические.

Первые, социально-экономические, направлены на подъем уровня жизни основной массы граждан и обеспечения социально-экономической стабильности общества. Вторые, политико-правовые средства, в более точном их значении, служат утверждению механизма реальной демократии, обеспечивают равные возможности для различных национальных групп активно влиять на процесс государственного управления и принятие государственно-политических решений в интересах представителей всех наций и этнических групп. В идеале, в демократическом государстве должен быть слышен голос представителей всех наций, как и существовать механизм ответа на требования этих голосов.

Именно реальная демократия и реальный правовой режим выступают гарантами разрешения всего комплекса национальных проблем. Что требует определенного исторического времени или периода неизбежного созревания и государства и гражданского общества.