logo search
ПОЛИТОЛОГИЯ курс лек

Политическое сознание, идеология и психология

В комплекс политической культуры входит политическая духовность или политическое сознание. Какчасть общественного сознания, политическое сознание отражает мир политики во всем его многообразии. Его носителем выступает общество в лице составляющих политических формирований или субъектов: политических слоев объединений, организаций, групп и индивидов.

Политическое сознание – идеализированное выражение политических интересов и позиций соответствующих субъектов. По содержанию оно является реальной идеологиейилисубъективированным образомполитической действительности, отвечающей устремлениям этого субъекта.

Идеология как фактор духовной эволюции общества и государства на протяжении столетий и веков составляла лишь ограниченный элемент во всем комплексе традиционных духовных ценностей. Духовным ядром этих ценностей вплоть до Нового Времени (17-18 веков) выступали религиозно-мистифицированные образы человека, власти и государства, в которых государь и государство наделялись мессианско-сакральными свойствами и функциями.

Разграничение сфер влияния церкви и государства и отделение государственно-политического сознания от сознания традиционного, религиозного начинает осуществляться в ходе европейской Реформации. Принципиальную идейную основу формирующейся политической идеологии составляли идеи новой европейской философии Просвещения. Их средоточием выступала концепция разумного устройства общества и государства, построенного на принципах теории естественного права и общественного договора. Венчала эту концепцию идея общенародного государстваигражданского обществакак его главного носителя и главного суверена (источника и носителя власти).

В 18-м столетии складываются программы основных идеологических и политических течений, конкурировавших в практике межпартийной и межгосударственной борьбы на протяжении 19-20 – х столетий: либерализма, консерватизма, народничества и коммунизма, линией размежевания которых выступала проблема теоретического и идеологического истолкованиядемократии.

Сам термин «идеология» был введен в научный и политический язык именно в 18-м веке представителем французского Просвещения Дестютом де Трасси, который предполагал создать новую социальную науку – науку об идеях. Вопреки первоначальному замыслу, в социальной науке и политической практике идеология отождествляется с системой программных идей и лозунгов политических движений, партий, государств.

Идеологизация государственной жизни была обусловлена ее демократизацией, связанной со становлением европейского парламентаризма, представительной власти, вовлечением в политику представителей всех социальных слоев общества, трудящихся классов, прежде всего. Именно идеология выступает главным средством политического объединенияграждан, языкомвзаимодействияполитических элит и лидеров с общественностью, а также средствоммобилизации масс,управлениямассовым политическим поведением.

Идеология представляет собой теоретическийили высший уровень политического сознания, основанный назнании и пониманииполитики и ее элементов. Основными носителями идеологии выступают политические лидеры и активисты, составляющие элиту политических группировок, движений и общностей и имеющие более - менее рациональные и осмысленные представления о программных целях своей группы или политического объединения. Основными составляющими идеологии выступают:общественно-политические теории, программы, лозунги.

Теоретическая частьидеологии отражает «научное» понимание и объяснение основных закономерностей развития общества, государства, власти спозиций партийных лидеров и идеологов. Она также дает трактовку политической ситуации, оценку основных политических проблем, предлагает объяснение их причин и возможный прогноз тенденций политического развития. Концептуальная составляющая дополняетсяполитической программой, в которой обосновываются пути, средства и методы разрешения обозначенных проблем, устанавливаются принципы отношений с другими политическими силами, государством и его представителями, оговариваются другие вопросы реализации идейных и программных задач партии, движения.

Существенной частью партийной программы являются политические лозунги, а также своеобразнаяэмоционально-образнаясимволика, смысл которых в том, чтобы в наглядной, доступной и эмоционально насыщенной формуле донести главную политическую идею. При этом, в стремлении достучаться до чувств простых граждан, идеология пользуется яркимимифологическимиобразами, выражает сложные социальные проблемы в предельно элементарных словах и призывах. В этом ряду выделяются лозунги Великой французской революции конца 18-го столетия, которые наметили целые горизонты исторических стремлений не только французов, но многих поколений обездоленных людей всех стран мира: «Свобода! Равенство! Братство!»

Следует иметь в виду, что популярность политической идеологии, ее эффективность в 19-м и первой половине 20-го столетия во многом были обусловлены действительно низким уровнем образовательной культуры населения, а также остротой социальных проблем и противоречий, раздиравших общества во многих странах мира на резко враждующие группировки и движения. Именно тяжелое социальное положение трудящихсясоздает наиболее благоприятный эмоциональный настрой, психологическую почву для восприятия партийных лозунгов.

Основная масса граждан руководствуется в своем политическом поведении как раз эмоциями, настроениями и переживаниями или так называемой политической психологией, составляющейнизший уровеньполитического сознания. Вполитическую психологиювходят своеобразныеэмоционально окрашенные представления и образы, чувства, настроения, а также интуитивно-бессознательные установки и стереотипы восприятий и оценокобстоятельств окружающей государственно-политической действительности.

Все эти элементы психологии составляют эмпирическийуровень сознания, опирающийся нареактивное, сиюминутное восприятие политической жизни, нанастроение гражданина. Сознание такого типа лишено исторической перспективы, как правило, не зная прошлого или смутно его представляя, а также не задумываясь глубоко о стратегической перспективе.

Средний гражданин живет в политике преимущественно сиюминутными впечатлениями. Вот поэтому, его политическое поведение носит либо реактивно-разрушительный характер ответа на эмоциональный вызов, либо ориентируется на указания лидеров, вождей и их призывы. То есть, поведение обычного избирателя носит в основном мобилизационный характер, подтверждая закономерность его политической несамостоятельности. Рядовой массовый участник политики – марионетка политиков и заложник политических обстоятельств, руководствующийся бессознательными стремлениями, ощущениями и инстинктами группового поведения.

Стихийность, неосмысленность политических действий гражданина обусловлена их коллективистским характером. Так как индивиды участвуют в политических акциях или движениях в составе групп и формирований, ориентируясь на групповые установки, реакции и формы поведения. Именно принадлежность к политическому течению, партии, или обычной политизированной толпе – главная детерминанта поведения индивида с присущей ему стихийностью, реактивностью и безответственностью. Именно психология коллективно-массовых субъектов – составляет основание всей политической психологии, раскрывая механизм политики с его характернойдоминантой воли над разумом.

Наибольшей политической утопиейявляется миф-утопия о возможности правления разума или правления мудрых в государстве популярная со времен Платона до настоящего времени. К доказательству разумности своей политики и своих действий сводится вся идеологическая деятельность политиков и государственной элиты всех поколений и всех типов государств. Ибо признать возможность неразумности собственных действий для политика равносильно признанию собственной ограниченности, нечестности и неконструктивности.

Итак, политическое сознание как духовная составляющая политической культуры является в сути своей идеологией или политическим мировоззрением-программой политической группировки или партии, естественно отражающей интересы этой группировки. Но, адресуясь к обществу, гражданам, идеология стремится представить свою модель государства и власти как единственно правильную, соответствующую якобы интересам большинства, если не всех жителей страны. Поэтому – ложь, фальсификация реальности – неотъемлемая сущностная черта любой идеологии. Степень этой лжи может быть меньшей или большей, но ее элемент присутствует в любой идеологической программе.

«Историки фальсифицируют прошлое, а идеологи – будущее!» - отметил известный словенский писатель-публицист Жарко Петан, тем самым ярко выразив эту глубинную сторону политической духовности. Единственным относительным механизмом защиты от диктата идеологии является политический и идеологический плюрализм, т. е. легальное присутствие в социуме нескольких идеологических течений, свойственное странам реальной демократии. Это дает возможность сравнивать их содержание, выбирать наиболее оптимальную с точки зрения индивидуальных и групповых интересов.

Но даже идеологический плюрализмне защищает сознание граждан от политических манипуляций и идеологических спекуляций с целью превращения их в сторонников партии, ее программы. Чем острее идеологическая и политическая борьба тем, сложнее избирателю сделать свободный, осознанный выбор.

Степень идеологизации общества напрямую зависит от социально-экономического и политического положения в стране. В условиях социального кризиса она неизмеримо возрастает. Свидетельство этому – политическая ситуация в Украине, для которой характерны высокий уровень идеологического и политического противостояния, беззастенчивая манипуляция сознанием и настроениями граждан.

Другой образец идеологизированного общества являют страны с жесткими авторитарными или тоталитарными политическими режимами, где существует режим доминирования одной партийной, государственной идеологии, подобно тому, который присутствует на Кубе. В этих обстоятельствах идеология превращается в средство духовно-политического контроля над гражданами, главным инструментом управления поведением граждан.

Идеология накладывает определенные ограничения на другие духовные ценности: мораль, религию, право, способствует их обесцениванию, ослаблению. Поэтому основным условием социального и политического прогресса стран мира и мирового сообщества в ХХ1 – м веке является деидеологизацияполитики и общественной жизни. Освобождение от идеологических подходов и стереотипов означает возможность ведения социального диалога на языке гуманистических, моральных ценностей, требований, с позиций которых любая страна, нация или личность обладают самодостаточностью и ценностью. Осознание этого предполагает сознательное ограничение сферы влияния политических технологий, направленных на манипуляцию сознанием граждан.