logo search
IPPU_Ch_1_DM_i_SV

Религиозное единство Русская политико-правовая мысль с древнейших времен до конца XVII века

овременный мусульманский фундаментализм (провозглашение неизменности догматики, буквальное понимание содержания религиозных книг) выступает против модернизации ислама, за неуклонное соблюдение традиционных норм религии и права. В целом средние века - период спада в истории политических и правовых учений по сравнению с Античным миром. Общим для правовой идеологии Западной Европы и Арабского Востока было то, что та и другая строились на основе господствующего религиозного мировоззрения и в своих программных положениях отражали институты феодального общества.

Генезис русской политической мысли связан с историей Древнерусского государства. Становление и развитие не только феодализма, но и вообще российского государства было осложнено внешней опасностью. Общеизвестна ситуация в истории России конца первого тысячелетия, когда славянские племена вынуждены были находиться в позиции постоянного противоборства с южными и восточными соседями, отстаивая свою независимость. Ситуация не изменилась в следующем тысячелетии. В 1054 году отпал католический запад, с 1054 по 1462 (образование централизованного российского государства) на Россию было совершено 245 военных нашествий, с 1240 по 1462 годы - ни одного года без войны. Из 537 лет (с Куликовской битвы 1380г. по 1917 год) - Россия была в состоянии войны 334 года. В XVI веке - 43 года, в XVII веке - 48, в XVIII веке - 56.

В таких условиях складывались психология, менталитет русского человека: сословия в отношении к верховной власти имеют только повинности и обязанности, прав нет. Вполне естественно, что идеи независимости, единства русских земель, сильной княжеской власти становятся ведущими в политической мысли. Проблемы социальных противоречий отодвигались во вторую очередь.