logo search
Ответы по Мафтей (лекции)

10.6. Социальное государство

Создатель идеологии социального государства Дж. Кейнс предложил гибкую систему воздействия государства на различ­ные стороны жизни, организованной по законам рынка и конку­ренции. Государство в случае необходимости должно контроли­ровать финансовую стабильность, финансировать фундаменталь­ные научные разработки, смягчать последствия кризисных явле­ний посредством реализации государственных социальных программ. Подобная форма политической организации получила название -«общества всеобщего благоденствия», или «социально­го государства».

Примерно до 1970-х гг. на Западе существовало убеждение, что найден наконец гармоничный вариант совмещения рыночной и плановой организации, который позволяет обеспечить большин­ству населения социально приемлемый жизненный уровень. Од­нако вскоре выявились внутренние противоречия социального го­сударства. Ограничение конкуренции привело к снижению про­изводительности труда и росту налогов. Эти процессы повлекли за собой воспроизводство кризисных явлений во всех сферах жизни общества. Современная политика в развитых странах ко­леблется между полюсами ограничения и восстановления конку­ренции, что позволяет компенсировать ограниченность социаль­ного государства.

В демократическом государстве реализуются культурные, образовательные, и иные социальные программы, что позволяет называть такое государство социальным. Это государство отличается отлаженностью механизмов воплощения различного рода инноваций, которые изменяют форму организации политической и общественной жизни и модернизируют социум.  

Реформирование общественных отношений в России предполагает переход от отношений сверхэксплу­атации, которые были при социалистической системе хозяйства, к рыночным капиталистическим отношениям. Но недостаточно высокое качество труда в России и бюрократизация производственного процесса не позво­лили осуществить такой переход. В результате реформы стали развиваться в значительной мере за счет снижения жизненного уровня большинства российских граждан. Получили развитие процессы «мультиэксплуатации», которые превратились в серьезную социальную проблему.

В этих условиях государство неминуемо берет на себя обя­занности по поддержанию прожиточного минимума, хотя бы на физиологическом и социальном уровне. В то же время такие меры нельзя назвать адекватными понятию «социальное» госу­дарство. В связи с тем, что оплата труда в современной России не в состоянии обеспечить работающих и членов их семей самым необходимым, поэтому в той или иной мере это приходится делать государству. Но это лишь свидетельствует о сохранении социальных функций тоталитарного государства, которое осуществляло эксплуатацию населения и в целях экономии выполняло многие социальные функции по отношению к населению. Минимальная зарплата в стране намного ниже минимального прожиточного уровня, а некоторые пособия, например, по уходу за ребенком являются неким символом, далеким от реальной действительности.

По официальным данным в начале 2003 года в России насчитывалось 38 миллионов человек, живущих за чертой бедности. К концу 2003 года эта цифра уменьшилась до 31 миллиона человек, составляя 21% населения страны, что является просто недопустимым для государства, претендующего на название социального.

Перед Россией стоит задача приведения оплаты наемного труда в соответствие с мировым рынком. Только в этом случае можно говорить о положительном резуль­тате социального реформирования. Пока же статья 7 Конституции, провозглашающая Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, является лишь декларацией о намерениях.