logo search
Ответы по Мафтей (лекции)

10.7. Правовое государство

Правовое государство как практика управления на основании законов, создаваемых людьми сознательно для общего блага (Солон, Ликург), зародилось в античном полисе. Однако право­вое государство, теорию которого разрабатывали Дж.Локк, Т.Джефферсон, И.Кант, стало политической реальностью толь­ко в XX столетии.

В правовом государстве основой всех отношений является закон, равный и обязательный для всех, как для граждан, так и для субъектов государственной власти. Само государство в своей деятельности также руководст­вуется законом. Критерием, который позволяет уста­новить наличие правового государства, можно считать возмож­ность в обычном порядке по суду восстановить законность в отно­шении любых государственных структур, включая и сам суд.

На гражданскую сферу власть государства не распространяется. Государство контролирует вы­полнение законов в этой сфере и в случае их нарушения приме­няет предусмотренные законом санкции, но в сами гражданские процессы не вмешивается.

В основе правового государства лежит развитая рыночная экономика и гражданские отношения, которые осуществляются вне политических организаций по усмотрению граждан в рамках закона. Атрибутом правового государства выступает разделение вла­стей, которое обеспечивает нейтрализацию чрезмерных притяза­ний власти на господство в обществе, возможность осуществле­ния надлежащего контроля за всеми действиями государства, гласности в отношении политической деятельности и т.д.

По содержанию правовое государство противоположно тому тоталитарному государству, которое подвергается реформирова­нию в России. Следует отметить, что в российских условиях между формой и содержанием правового государства существуют значительные различия. К форме правового государства можно отнести наличие демократического права, соответствующие усилия субъектов власти, а также формирующееся гражданское общество. Содержанием правового государства выступает развитое рыночное пространство, гражданский процесс и осуществление управле­ния посредством правовых механизмов.

Очевидно, что в содержательном плане Россия к правовому государству подойдет не скоро. Поэтому в начальной стадии ре­формирования политической системы можно говорить только о правовой форме.

Прежде всего, необходимо создать такое правовое пространство, которое позволило бы при сохранении демократи­ческой формы политики развивать рыночное содержание. Российская Конституция в основном декларирует права и обязанности субъектов правового пространства, которые государственной властью выполняются не в полной мере.

Существует насущная потребность в правовой ориентации российской политической элиты. До тех пор, пока не заработают правовые институты, необходимы значительные усилия субъектов высшей государственной власти, направленные на сохранение начал правовой организации. В соответствии с Основным законом государства гарантом конституционного права является Президент Российской Федерации. Однако, в связи с тем, что исполнительная власть испытывает серьезные трудности в управлении страной, создаются предпосылки для абсолютизации власти, сохранения условия для авторитарной политики.

Правовое государство невозможно без создания гражданского общества. Гражданский контроль, гражданская эксперти­за, гражданское участие являются необходимыми формами дви­жения к правовому государству. Для развития гражданских отно­шений требуется наличие свобод, осуществление прав человека, развитие рыночной инфраструктуры. Необходимым условием является достижение взаимной ответственности государства и гражданина.

Политическая практика в России конца 1990-х – начала 2000-х гг. свидетельствует о появлении формальных предпосылок для движения к правовому госу­дарству. К этим предпосылкам относятся элементы демократи­ческого политического пространства, идеология части правящей элиты, ее субъективные усилия по демократизации политической жизни, гласность, свобода слова, совести, печати, собраний и т.д. Можно говорить о возникновении содержательных предпосылок правового государства в виде института частной собственности и элементов рыночных отношений. В то же время содержательные основания недостаточны для упрочения правовых отношений. Важным аспектом в данном контексте является также активная политика всего мирового сообщества в соответствии с сегодняшними реа­лиями и тенденциями развития информационного общества.