logo search
IPPU_Ch_1_DM_i_SV

2. Московское царство

После Куликовской битвы Москва становится центром объединения русских земель. Ведущими направлениями русской политической мысли в XV-ХVI вв. были проблемы происхождения русского государства, родословия их князей, формы организации верховной власти и способов ее реализации, взаимоотношений церкви и государства, отправление правосудия в стране. Они нашли свое развитие и завершение в теории “Москва - третий Рим” монаха псковского Елиазарова монастыря Филофея - русского писателя и публициста начала ХVI в.

По теории Филофея вся история человечества представляет собой историю трех великих всемирных государств, чья судьба направлялась богом. Первое (Рим - пало из-за ереси. Второе (Византия) было завоевано турками из-за Флорентийской (1439 г.) унии. Третьим Римом стала Москва - хранительница православия. Она будет им до предначертанного богом конца света, “а четвертому не быти”, и московский государь - “высокопоставленный”, “вседержавный”, “богоизбранный” наследник власти великих государств.

Россия, сохранившая верность православию, не только осталась невредима, но и явно набрала силу: сбросила монгольское иго, успешно обороняет свои границы, укрепила свой международный авторитет. Слава и могущество Рима и Византии не исчезли, они возродились в России как преемницы православия.

Легитимность царской власти на Руси, Филофей обосновывает в послании великому князю Василию Ивановичу ссылкой на его «древнейшее родословие». В числе «великих предков князя» он называет «Великого Константина, … святого Владимира … и богоизбранного Ярослава».

Соотношение светской и церковной властей Филофей решает следующим образом. Царь является наместником бога на земле и его слуга, «сердце царево в руке божией», в его лице светская и духовная власть совмещаются. Светская власть должна руководствоваться законами, царь жить праведно, наблюдая за тем, чтобы подданные жили по закону и заповедям. Церковь же представляет одно из ведомств государства, поэтому царь должен назначать епископов, искоренять недостатки в православии, содержать церковь и монастыри, бороться с ересями.

Таким образом, Филофей увеличивает объем светской власти и одновременно ограничивает духовную власть, ее полным подчинением светским правителям, но с сохранением за духовенством права «говорить правду» царям. Но при этом, светская власть должна осуществляться в законных формах, царю надлежит жить «праведно», наблюдать за тем, чтобы подданные жили по закону и «заповедям». Не выделяя право как самостоятельный социальный регулятор, Филофей подчеркивает, что законы государства – лишь часть «правды», поддерживаемая силой власти. Они основаны на божественных заповедях и через них реализуются.

Таким образом, Филофей увеличивает объем светской власти и одновременно ограничивает духовную власть, ее полным подчинением светским правителям, но с сохранением за духовенством права «говорить правду» царям. Но при этом, светская власть должна осуществляться в законных формах, царю надлежит жить «праведно», наблюдать за тем, чтобы подданные жили по закону и «заповедям». Не выделяя право как самостоятельный социальный регулятор, Филофей подчеркивает, что законы государства – лишь часть «правды», поддерживаемая силой власти. Они основаны на божественных заповедях и через них реализуются.