logo search
IPPU_Ch_1_DM_i_SV

1. Древняя Русь

В Древней Руси шла активная политико-правовая жизнь: вечевые собрания, принятие первого правового сборника - Русской правды, внешнеполитическая деятельность - все это способствовало развитию политико-правового мышления. Уже летописи, появившиеся в первой половине XI века, содержат сюжеты политической идеологии. Но первым чисто политическим трактатом является “Слово о законе и благодати” киевского митрополита Илариона (ср. ХI в.). В «Слове» Иларион предпринимает попытку обосновать независимость Киевского государства от Византии и идею сильной княжеской власти.

Начинает он свое произведение с выяснения взаимодействия Закона (Ветхий завет) и Истины (Новый завет). Закон рассматривается как проводник чужой воли: Бога и Господина. Он призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли совершенства. Благодаря подзаконному состоянию человечество избегает взаимного истребления. Истина связана с достижением христианином высокого нравственного статуса, связанного с постижением Новозаветного учения и следованием ему в своей жизни. Достигнув внутреннего совершенства на основе Истины, христианин не нуждается в Законе. Закон и Истина не противопоставляются друг другу, они взаимодействуют в определенной последовательности. Законопослушное и нравственное поведение человека связано с постижением Истины и достижением в силу этого Благодати как идеала христианина. В распространении морально-этического идеала христианства Иларион видит путь к совершенствованию человечества и замене Закона Истиной.

Основываясь на этих идеях, Иларион излагает концепцию всемирной истории, которая делится на два периода. Период богоизбранности одного, иудейского народа, Ветхого Завета, период подчинения Закону. Сменивший его период Нового Завета - период Благодати, когда христианство стало достоянием всех народов, принявших его свободно и добровольно. Русский народ приобщился к христианству по собственному почину, а не под влиянием Византии и не нуждается в опеке. А поскольку центральной фигурой этого процесса был князь Владимир Святославич (Креститель), то киевский князь является главным среди остальных русских князей. Его власть крепка и основана на “правде”.