logo search
IPPU_Ch_1_DM_i_SV

Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием

Установка на индивидуальный путь спасения

и достижения нирваны

С критикой брахманизма выступали представители школы локаяты (более позднее – чарвака), основатель - мудрец Брихаспати (VI в. до н. э.). Основой их правопонимания было представление о естественности правил поведения: законы имеют естественный характер и управляют мирозданием и общественными отношениями. Все в мире совершается в силу внутренней природы самих вещей (свабхава). «Все явления естественны. Ни в опыте, ни в истории не находим мы никакого проявления сверхъестественной силы…Мораль естественна: она вызвана общественным соглашением и выгодностью, а не божественным указанием».

Это был один из ранних вариантов светской концепции естественного права.

Особое место в древнеиндийской правовой мысли занимает трактат «Артхашастра» («Наставление о пользе», IV-III вв. до н.э.). Автор Чанакья (литературный псевдоним Каутилья, годы жизни неизвестны), древнеиндийский государственный деятель. Исторической традицией ему приписывается важная роль в свержении династии Нандов в Магадхе и воцарении Чандрагупты I, основателя империи Маурьев (IV в. до н.э.), министром и советником которого Каутилья состоял.

«Артхашастра» - это наука о том, как следует приобретать и сохранять власть, другими словами - наставление правителю по искусству управления подданными. В трактате описывается идеальное государство с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства. Каутилья не считал себя создателем этого жанра, он ссылается на древних учителей. Но предшественники известны науке лишь по цитатам, приводимым в его работе - единственно дошедшей до нас целиком.

Каутилья поглощен проблемами этого мира и при рассмотрении их не руководствуется религиозно-догматической методологией. Конечно, он не отрицает веды, а наоборот, всячески подчеркивает свою верность им. Но его рассуждения об искусстве управления свободны от теологии, рационалистичны и реалистичны. Он опирается на обобщение и осмысление исторических и эмпирических данных. Он говорит не столько о долге, сколько об искусстве и ремесле правителя - что и как нужно делать, чтобы сохранить и приумножить власть и богатство. «Артхашастра» Каутильи - самый знаменитый образец особого жанра индийской литературы - светской политической науки.

Во-первых, в трактате, в полном соответствии с брахманизмом, воспроизводятся идеи о кастовом строе, о превосходстве жречества и его монополии на отправление религиозного культа, подчинения им светских правителей. Однако, во-вторых, явное предпочтение отдается артхе (практической пользе), а главная роль в законодательстве – государю.

Согласно «Архашастре», из четырех видов узаконивания дхармы – царского указа, священного закона (дхармашастры), судебного решения и обычая – высшей силой, в случае, если священный закон не согласуется с дхармой, обладает царский указ. При отсутствии разногласий религиозному закону отдавалось предпочтение перед всеми другими.