Противоречия политики и ее социальное значение
Многообразие социальных ролей политики служит серьезным препятствием для понимания ее сущности. Поскольку она представляет своеобразный род социальной деятельности, осуществляемой различными субъектами, вкладывающие в нее свой смысл, тосущностные характеристики ее очевидно меняются.
Вся политическая деятельность детерминируется властьюкак высшей еецельюи одновременноглавным средствомреализации политических интересов и стремлений. Без обладания рычагами власти политик не может решать какие-либо серьезные социальные проблемы, она – главный инструмент их разрешения. Поэтому, стремясь влиять на общество, политический деятель, прежде всего, целенаправленно стремится к завоеванию государственной власти как ксредствуивысшей цели. Однако, достигнув власти, политик не спешит поделиться ею с кем-то, уступить ее, поскольку она – единственно надежное орудие для решения всех вопросов. Так власть становится для негосамоцелью,а решение всех других вопросов естественно отходит на второй план.
Феномен превращения власти из инструмента, средства в самоцель раскрывает механизм изменения сущности политики и ее превращения из конструктивной деятельностипо регулированию общества и решению социальных проблем вполитиканство, политическийспекулятив,содержанием которого является пребывание у власти ради самой власти, радиестественных привилегийсвязанных с ее обладанием. Этот механизм изменения сущности политической деятельности действует закономерно и необходимо, влияя на поведение политиков во многом помимо их воли, неосознанно.
Возможность и необходимость превращения политики в социально-деструктивный, разрушающий инструментпроявляется на всех этапах истории государства и политики. Не являет исключение из этого закона и демократическое государство. Этот закон рождает в свою очередь другую объективную необходимость и закономерность, смысл которой –стремление политиков всеми возможными средствами отвлечь внимание граждан от этой тенденции к политиканству, которой они вынуждены служить, отдавать ежедневную дань.Одной из самых распространенных форм отвода от себя обвинений в стремлении к власти ради самой власти для политиков является перекладывание такой способности на своих политических конкурентов. Обвинения в узурпации власти или попытках ее осуществления лидерами разных партий и групп – наиболее доступный идейный аргумент в политической борьбе.
Указанная тенденция к сокрытию сути политикиявляется основаниеммистификацииполитической реальности, составляет вторую,темнуюсторону политики, вопрекипубличномуее характеру. Именно поэтому политическая жизнь рождала и рождает постоянно тот самый мир теней, как искусство сокрытия явных намерений или придания им приемлемых обществом форм. Хотя суть этих намерений часто бывает прозрачной, поскольку она - в простом нежелании уступать власть или делить ее с другими.
Двойственность, противоречивость позиции и поведенияв политике имеет под собой еще более глубокие основания, являясь воплощением ее своеобразногокорпоративного духа.Корпоративность происходит оттого, что основным носителем политических интересов и установок выступаетсоциальная группа. Индивид или политик выступает представителем определенной группы, вне поддержки которой достижение власти и политический успех немыслимы. Поэтому политическая самостоятельность, самодостаточность индивида является исключением, но не правилом. Следовательно, именноорганизованные группы являются главными действующими лицами или субъектами в политике.
В политической группе, партии индивидуальные интересы и интересы социальных общностей (классов, наций, общественных слоев) редуцируются, то есть деформируются. Поэтому смысл деятельности группы в политике – это своеобразная фальсификация реальности.Суть этой фальсификации – представить стремления и результаты положения и деятельности группы как отвечающие потребностям всех граждан и каждому человеку.
Кроме того, политический результат – итог деятельности не одной группы, а слагаемое взаимодействия многих группировок, некий своеобразный компромисс, означающий взаимные уступки и своеобразный отказ от части своих требований. Своеобразность его заключается в том, что политический компромисс не обязательно – соглашение равных партнеров. Это-компромисс (взаимное соглашение) с позиции силы, а потому носящий временный характер как остановка перед новым конфликтом интересов. В конечном итоге, и интересы лидирующих групп, и интересы социальных общностей, и каждого гражданина в отдельности не реализуются исчерпывающим образом.
В кривом зеркале политики реальные интересы реализуются только в измененной форме, а складывающаяся ситуация в общем и целом устраивает только правящую группу или партию. Поэтому в ее сверхзадачу входит убедить своих оппонентов и общество, что существующее положение отвечает общим стремлениям и таким путем узаконить илилегитимироватьсвое положение доминирующей силы.
В системе социально-групповых интересов главное место занимают экономические, носителями которых являются крупные предприниматели, корпорации, финансовая элита страны. Политика была и остается в первую очередь агентом крупных денег, капиталов, выразителем интересов состоятельных людей, элитных слоев общества. Этазакономерностьсвойственна и демократии. В силу нее демократический режим имеет устойчивую тенденцию колигархизации, к первоочередному обслуживанию потребностей состоятельного меньшинства. Чем слабее гражданское общество и примитивней государство, тем более открыто влиятельные партии и государственная власть защищают интересы представителей богатого слоя в противовес малоимущему большинству как реальному оппоненту открытой политической олигархии.
И только в условиях высокоразвитой демократии, и социально-благополучного общества, в котором относительное большинство граждан составляют средний (социально защищенный) классполитика в целом престает быть орудием прямого доминирования класса состоятельных людей. Это происходит потому, что социально-экономическое положение основной массы граждан перестает зависеть от непосредственной политической конъюнктуры, от повседневных государственно-политических решений. С другой стороны, в таких условиях и политика перестает выступать прямым и беззастенчивым агентом денег, сфера ее влияния на экономику уменьшается, что приводит также косвобождению от прямого влияния политики, идеологии системы культурных и духовных отношений общества.
Из всего предыдущего следует, что сфера государственно-политической деятельности – это совокупность неких четко очерченных социальных приоритетов. Формально, политика – способ организации всего общества, условие обеспеченияцелостности нации или сообщества наций, условие сохранения этой целостности.Содержание же политики характеризуется частностью, односторонностью, социальной неэффективностью или ее ограниченностью как средства разрешения социальных, гуманитарных проблем и задач. Эта ограниченность проявляется и в том, что в политике реализуются в первую очередь экономические и политические интересы доминирующих социальных групп, и в том, что политика ограничивается только определенным кругом социально-политических проблем и не способна реализовать общекультурные интересы и потребности всего социума и его членов.
Это значит, что политике и государству как основному ее инструменту не по силам решение многих общекультурных, человеческих задач. Культура и политика не тождественны. Наоборот, «политическое» часто противостоит культурному, разрушает культуру и духовность. Политика не способна обеспечитьгармоничное и вместе с тем органичное развитие общества. В ней не стоит искатьпанацею(универсальное средство) от социальных и человеческих болезней, недостатков.
С учетом специфической социально-исторической ограниченностиполитики необходимо рассматривать и ее основные социальныефункции, каковыми являются:
Публичное представительствоинтересов социальных групп, социальных слоев, общностей;
Интеграция и дезинтеграцияобщества и его составляющих;
Регулированиевнутрисоциальных и интерсоциальных отношений;
Экзистенциально-защитная (обеспечение самосохранения общества);
Организационно-мобилизующая (по обеспечению целостности общества и обеспечение решения социальных проблем);
Стратегическая, связанная с разработкой направления социально-политического развития, перспективной эволюции общества и др.
Таким образом, политика составляет действительно особый мир –систему, которой принадлежит важнейшее место в эволюции цивилизации на разных уровнях ее существования. Границы этого мира не являются четкими и устойчивыми. Поэтому политика была и остается нестабильной, несовершенной как комплекс институтов по управлению обществом и регулированию социальных отношений и ценностей. Именно постижению этих существенных сторон политики и служит политология.
- Министерство агарной политики украины
- Содержание
- Введение
- 1. Политология, ее предмет и социальный статус
- 1. Политология – наука о политике
- 1.2. Политическая наука как теоретическая система
- 1.3. История политологии – смена научных парадигм
- 1.4. Методы, функции и значение научно-политологического знания
- Литература:
- 2. Политика как явление, ее сущность и социальное значение
- 2.1. Понятие политики и проблема ее интерпретаций
- 2.2. Политика как социальное явление
- Противоречия политики и ее социальное значение
- Литература:
- 3. Основные этапы истории политической мысли
- 3.1. Политические взгляды и учения мыслителей древности и Средневековья
- Политические идеи и теории Нового Времени
- Политическая теория на стыке идеологии, политики и науки (19 – 20 век)
- 3.4. История политических идей в Украине
- Литература:
- Политическая система общества
- Политическая система общества как категория политологии
- Механизм функционирования политической системы
- Типология политических систем. Политическая система Украины
- Литература:
- 5. Государство и гражданское общество
- Государство как институт политической системы общества
- Форма и сущность государства, механизм его функционирования
- Социально-правовое государство и гражданское общество
- Литература:
- Государственно-политическая власть, демократия
- Политическая, государственная власть: сущность и механизм реализации
- Формы и принципы реализации государственно-политической власти. Политический режим
- Демократия как способ реализации государственно-политической власти
- Литература:
- 7. Политические партии, объединения, группы давления
- Политические партии и партийные системы
- 7.2. Общественно-политические организации и движения как субъекты политического процесса
- Группы давления
- Литература:
- 8. Элиты как субъекты политического процесса
- 8.1. Феномен политического элитаризма и его научное обоснование
- 8.2.Структура, функции, механизм функционирования и обновления политических элит
- Современные теории политического элитаризма
- Литература:
- 9. Политическое лидерство
- Политическая личность, политик, лидер
- Теории политического лидерства
- 9.3.Функции, типология и социальное значение деятельности лидера
- Литература:
- Нация, национальная политика, национализм
- 10.1. Нации и национальный вопрос в политике
- 10.2. Формы политического национализма
- 10.3. Национальная политика
- Литература:
- 11. Политическая культура и социализация
- Политическая культура и социализация
- Политическое сознание, идеология и психология
- Общественное мнение как фактор политики
- Проблема моральности политики
- Литература:
- 12. Мировые политические доктрины и идеологии
- Либерализм и неолиберализм
- Консерватизм и неоконсерватизм
- 12.3. Социализм и социал-демократия
- 12.4. Современный идеологический плюрализм
- Литература:
- 13. Мировой политический процесс
- Понятие, содержание и субъекты мирового политического процесса
- Внешняя политика, ее содержание и способы реализации
- Международные отношения
- 13. 4. Тенденции и противоречия современного политического развития. Глобализм и антиглобализм
- Литература:
- Примерный перечень контрольных вопросов
- Лагутин Анатолий Васильевич
- 334509, Г. Керчь, ул. Орджоникидзе, 82.