logo search
ПОЛИТОЛОГИЯ курс лек

Политические идеи и теории Нового Времени

Период европейской истории с 17 по 19 век получил в науке название Новое Время. В западной Европе это начало эпохи бурного промышленного развития, научных и социальных революций, открывших путь ускоренной модернизации европейского общества. В политической сфере, на фоне буржуазных революций 17-18 веков развертывается процесс становления национальной государственности на принципах парламентаризма и конституционализма. На смену абсолютной монархии приходят парламентские монархии с ограниченной властью короля, а также появляются республики, с элементами представительской или избираемой власти. Политической кульминацией и символами этого времени выступают Великая французская революция 1879 г и появление молодого демократического государства нового типа – Соединенных Штатов Америки.

Политическая мысль Нового времени развивается по прежнему в системе философской науки. Ее принципиальной особенностью является освобождение от прямого влияния теологии, и тесная взаимосвязь с развитием естественных наук: механики, математики, биологии и других. Вместе с тем, в отличие от античной политической теории, концепции представителей Просвещения и Нового времени, как правило, анализируют политику вне прямой связи с этикой.

В виду усилившейся связи философии с развитием опытного естественнонаучного знания, политические концепции теряют чистый умозрительный или абстрактный характер, но все более основываются на реальном практическом опыте государственного управления и политических потребностях формирующегося гражданского общества в лице третьего сословия или буржуа.

В содержании политических теорий этого периода времени также намечаются серьезные отличия от традиций античности. Центр внимания переносится с вопросов о формах политического правления на проблемы оснований государственной власти, взаимоотношения общества, народа с субъектами власти, а также проблемы прав и свобод граждан.

Концептуальной основой политических доктрин Нового времени выступают теория естественных правиобщественного договора. Они служат обоснованием прав граждан и народа, как главных носителейгосударственного суверенитета. Идеологическое завершение всех теорий Нового времени осуществляется в концепции политической демократии и правового государства.

Если история Античной интеллектуальной традиции политики завершается определением государства у Цицерона как правового сообщества, то вся политическая теория Нового времени основывается на идее естественного права как принципа творения государства и как и высшей цели политики и деятельности государственной власти. Поэтому проблема обеспечения гражданских прав и свободы проходит красной нитью через все теории 17-19 веков. Переходными в этом плане выступали политические учения Макиавелли и Жана Бодена, жившего на исходе 16-го века. Именно у Макиавелли и Бодена впервые интересы государства ставятся выше интересов церкви, а в государстве они отстаивают сильную власть как главный гарант сохранности общества и собственности ее граждан.

Дополнением идеи сильной власти является сформулированная Ж. Боденом теория суверенностивласти. Единственным носителемсуверенитетавыступает монарх. Монархия – наиболее естественная форма власти, отвечающая естественному для общества имущественному неравенству.

Политическая мысль 17-го столетия наиболее полно представлена в творчестве голландских мыслителей Гуго Гроция и Бенедикта Спинозы, а также английских философов Томаса Гоббса и Джона Локка.

Их политические теории основываются на концепциях естественных прав человека и общественного договора как основы государства и государственной власти. В работах этих мыслителей впервые представлена идея гражданского обществакак непосредственного носителя государства, общества в котором естественные природные права людей, дополняются гражданскими правами.

Именно гражданское общество является одним из субъектов общественного договора, другой стороной его выступает монарх или группа правящих граждан, если речь идет о республике. При этом, Гроций и Гоббс являютсясторонниками монархии, сильной централизованной власти, а Спиноза и Локк –сторонники республики (коллективного правления)и больших прав гражданского общества по отношению ксуверенуили субъекту власти.

Г. Гроций считает, что после заключения общественного договора с сувереном, граждане практически теряют свои права, полностью передоверяя их правителю. Они при этом они теряют и право на всякое сопротивление властям. Близкую позицию занимает Гоббс, который, однако оставляет гражданам право на восстание или самозащиту от власти правителя в случае прямой угрозы для жизни. То есть, восстание против суверена оправдывается только в условиях полного произвола и угрозы для существования гражданина, которую может нести власть. Вместе с тем и Гроций и Гоббс отстаивают правовой режим правления, опирающийся на закон. Ибо государство согласно мысли Гроция – это «есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы».

По Гоббсу, для естественного состояния человека характерна «война всех против всех», так как человек от природы аргессивен и эгоистичен. Гражданское общество – новое состояние человека, обусловленное государственной жизнью с новыми (позитивными) или гражданскими законами. Именно государство в лице сильной власти монарха – суверена является гарантом гражданских законов и прав. Государство - есть результат человеческого творчества и главное условие общественного прогресса, в нем – «господство разума, мир, безопасность, богатство, благоразумие, взаимопомощь, науки, доброжелательность».

Мыслители-республиканцы, Спиноза и Локк, наделяют граждан и общество значительно более широкими правами по отношению к власти, государству. Они делают акцент на принципе гражданского и правового равенства, выступают за активное право граждан изменять условия гражданского договора с властью вплоть до восстания, революции, в случае нарушения своих прав правительством. Оба мыслителя считают более естественной коллективную или республиканскую форму правления, чем монархическую более склонную к произволу и тирании.

Наибольшее влияние на становление принципов республиканизма, либерализма и демократии оказали политические идеи Джона Локка (1632-1704 гг.). Он утверждает, что в естественном, догосударственном состоянии отношения людей носят достаточно упорядоченный и мирный характер, регулируется нормами природного права или разума. Гражданское или политическое общество и государство–результат такой же естественной эволюции, итог разумной деятельности людей. Поэтому при заключении общественного договора граждане не отказываются от части своих прав, а объединяются ради блага и стабильности.

Локк утверждает принцип всеобщего гражданского и политического равенства и вместе с тем отмечает значение, незыблемость права частной собственности, которое составляет основание свобод граждан, а также основание всей разумной организации общества. Интересами обеспечения прав граждан, ограничения власти и контроля за нею со стороны общества пронизана вся теория Локка. Центром этой концепции ограничения власти является принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и федеративную, среди которых главное место принадлежит законодательной ветви власти. «Власть общества или созданного людьми законодательного органа не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага».

Идеи Локка оказали существенное влияние на французских политических мыслителей, идеологов революции 1789 г., а также создателей американской Конституции.

Идейным продолжением политических учений мыслителей 17-го столетия стали концепции представителей французского Просвещения Шарля Монтескье и Жан-Жака Руссо. В своем фундаментальном труде «О духе законов» Монтескье разработал теорию представительского демократического государства, поэтому его считают одним из основателей современной политической науки. Принципиально новым для социальной науки было стремление сочетать естественные и социально-исторические факторы развития общества, государства, законов.

Монтескье, опираясь, как и его предшественники на идейные принципы теорий естественного права и общественного договора в качестве оснований государства, выделяет два фактора его развития: естественный и социально-исторический или моральный. Их влияние и взаимодействие определяет характер государства и характер или духего законов. К естественному фактору относится, географическое положение, ресурсы, характер местности, наличие рек, климат и т. д. Социально-исторический или моральный фактор включает: организацию общества, особенности населения, особенности правления, религию, традиции. В частности, Монтескье считает, что организация власти, политический режим в стране во многом зависят от физических размеров ее территории. Так, большая территория рождает тираническую власть, средняя – монархическую, а маленькая – демократическую.

Совокупность всех факторов рождает особенности устройства власти или политический режим, а также соответствующие ему государственные законы. Каждому государству отвечает свой духовный принцип организации общества, свой режим. Тирании отвечает страх, монархии – честь, а демократии – добродетель. Монтескье обосновывает необходимостьпредставительной, избираемой власти, а также ееразделение на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение власти – необходимый результат разделения труда и единственный механизм для предотвращения тирании или злоупотреблений властью правителем или правящей группировкой.

Именно Монтескье - автор фундаментальной теории разделения властей как способа контроля за ее носителями, средства противодействия общества монополизации властных функций. Сам мыслитель выступает последовательным сторонником представительной демократии как наиболее умеренной формы власти, находящейся под контролем народа.

Еще более радикальными были политические взгляды его современника и соотечественника Жана-Жака Руссо. Сердцевину демократической концепции Руссо составляет идея народа как единственного суверена и носителя государственной власти. Ее выражением должно выступать прямое представительство народа или реальная демократическая республика. Концепция Руссо носит явно антимонархический характер.

Одним из главных зол общества мыслитель считает частную собственность, однако он не является сторонником ликвидации права собственности. Наоборот, собственность он считает одним из краеугольных камней общественной жизни и государства. Руссо призывает к ограничению богатства и элементам уравнительности в обществе, к гражданскому контролю над властью и государственными структурами.

Идеями народного суверенитета, контроля за властью или прямого народовластия, а также разделения властей французский просветитель, фактически вооружил деятелей Великой революции 1789 г. Принципы свободы, равенства, демократии, защищаемые мыслителем стали главными революционными лозунгами для многих поколений политических борцов за справедливость, а также стали главными идеологическими ценностями для широких народных движений 19 и 20 столетий.

Своеобразным дополнением и углублением политических идей французских просветителей стали социально-философские взгляды и теории представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля, которые также принадлежали к различным идеологическим течениям.

Иммануил Кант стоял на позициях договорной теории государства и также разрабатывал концепцию разделения властей и политического республиканизма. Главным его вкладом в социально-политическую теорию стала концепция правового государства, объединенная им с общейтеорией морали.

Условием моральности человеческого поведения, согласно Канту, является его автономность, свобода, осознанность. Однако свобода индивида упирается в его несовершенство, незнание, рождающие безответственность, преступность. Такой индивид нуждается в ограничении свободы со стороны. В гражданском обществе таким главным ограничителем выступает право, закон, на страже которого стоит государство как выразитель общей воли. Поэтому внешним общезначимым критерием моральности гражданина и государства выступает соответствие их действий закону. Именно поэтому нормальное гражданское общество и государство – это правовое государство, где реализована идея закона.

Младший современник и последователь Канта, Гегель придал своей политической концепции характер метафизической (универсальной) целостности, рассматривая гражданское общество и государство как ступени развития мирового духа. Именно в гражданском сообществе и правовом государстве реализуются высшие духовные способности индивида.

Постижение этой системной целостности как единства моральности и законности возможно через сознательное участие индивида в функционировании системы гражданских и государственных связей. Их начальной ступенью выступает система личных потребностей, следующей - гражданские корпорации и наконец, представительства государственного правопорядка (полиция и суд). Естественно, что такой структурированной и строгой системе отношений отвечает по Гегелю монархическоегосударство с элементами разделения властей.

Для Гегеля идея государства – это идея реализованной свободы, означающей познанную необходимость правовой гражданственности. Поэтому она выглядит несколько романтичной и абстрактной, доступной лишь развитому теоретическому сознанию. Тем не менее, политическое учение Гегеля, особенно в области правового государства и целостной теории гражданского общества, сыграли важную роль в развитии политической теории и практики 19-20 –х столетий.

Дальнейшее развитие политической мысли (вторая половина 19 века – 20 век) происходит в условиях острого идеологического противостояния и борьбы политических партий, с одной стороны, и в контексте эволюции научного политологического знания, с другой стороны.