1. Субъективное и объективное в политической жизни
Возможно название лекции в своей первой части вызовет некоторые сомнения в правомерности употребления понятия «субъективные основы» применительно к политике в положительно-утвердительном смысле. Действительно, некоторые основания для этого имеются. На уровне обыденного сознания «субъективное» и «субъективизм» нередко воспринимаются как нечто ошибочное, тенденциозное. Однако на теоретическом уровне в это понятие вкладывается иной смысл: оно характеризует субъективный фактор общественной жизни, включающей ряд составных частей, в том числе и систему субъектов, к которым может быть применено понятие «субъектности».
Субъективное в своей сущностной определенности выражает активное, деятельностное начало, относящееся к субъекту. Оно ведет свое происхождение от латинского «subjectus», означавшего то, что является носителем предметно-практической деятельности. В современных условиях субъект осмысливается прежде всего как человек, обладающий способностью к деятельности и активно действующий, что сразу вызывает вопрос: является ли субъектом только человек или же наряду с ним субъектом может быть признано некое множество людей? В словаре русского языка Ожегова сказано следующее: «Субъект: в философии (выделено нами. — Е.А.) познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту» или же «Человек как носитель каких-либо свойств». Последнее иллюстрируется юридическим понятием человека как субъекта права65.
Если иметь в виду индивидуального субъекта, то есть два значения этого понятия: человека действующего и человека как носителя определенных свойств. При этом в первом случае человек рассматривается не только в качестве субъекта, но и в качестве объекта общественных отношений. Человеку присуща определенная степень проявления субъектности. Он совсем не обязательно должен быть субъектом во всех сферах и случаях общественной жизни, но объектом он будет всегда, поскольку живет в обществе и из под его влияния высвободиться не может. Отсюда переход ко второму из указанных значений индивида: к человеку как носителю определенных свойств и интересов.
В философском энциклопедическом словаре уже говорится, что субъектом может быть как индивид, так и социальная группа, и при этом указывается, что подлинным субъектом истории являются народные массы, как основная сила, творящая и революционно-преобразующая мир культуры и социального бытия. Согласно такому пониманию получается, что есть субъекты подлинные и неподлинные. К сожалению, философская энциклопедия не вносит ясность в вопрос о том, чем отличаются первые от вторых и каковы критерии подлинности.
Эти и другие подобные вопросы нельзя решить без анализа таких категорий, как «субъективное» и «объективное», и тех явлений, которые они выражают. Если объектом называется то, на что направлена деятельность субъекта, то «объективное» имеет более широкое значение, охватывая все то, что существует независимо от субъекта. Чаще всего при этом имеется в виду не столько сама объективная реальность, сколько объективные законы, которым подчиняется эта реальность и которые не зависят от субъектов. Иначе говоря, субъект может влиять на объект, но возможности и пределы этого влияния ограничены объективными законами, внутренне присущими каждому объекту. Речь, следовательно, идет о том, насколько действия самих людей соответствуют этим законам.
В своей повседневной жизни люди имеют дело с социальными нормами, но их связь с объективными законами осознается далеко не всеми, да и связь эта не носит характер определенности, поскольку те или иные нормы порой устанавливаются произвольно на основе субъективных предпосылок. Пренебрежение законами жестоко мстит, что хорошо видно на обострении экологических проблем. Конечно, общество во многом отличается от природы, но и в нем действуют объективные законы, хотя они не проявляются здесь столь отчетливо и столь независимо от людей, как в природе. На этом основании порой высказывается сомнение в том, подчиняются ли вообще общественные явления, в том числе и политические, объективным закономерностям? Однако это сомнение разделяется далеко не всеми. Большинство обществоведов полагает, что общественная жизнь развивается по своим внутренним законам, неподвластным воле людей. Вот что по этому поводу пишет известный философ и политолог А.Зиновьев: «Социальные законы суть то в жизни людей и человеческих сообществ, что при определенных условиях имеет место с необходимостью, причем независимо от того, осознают люди эти законы или нет. И с этой точки зрения социальные явления принципиально не отличаются от явлений природы» . В данном случае он полемизирует с идеологией западного общества (он называет ее «западнизмом»), которая отрицает наличие в общественной жизни объективных законов аналогичных законам природы.
Если политика как социальное явление подчиняется объективным законам, то субъективизм в политике эти законы игнорирует, что порождает немало отрицательных последствий. В сознании людей существуют различные представления о соотношении субъективного и объективного, часто преувеличивающие либо одну, либо другую сторону. Одни пасуют перед необходимостью, другие, наоборот, с ней мало считаются. Тем, кто обладает значительной властью, кажется, что их субъективные возможности беспредельны и они действуют в соответствии с такой установкой, а тем кто такой власти лишен, остается лишь переживать свое бессилие перед ходом вещей. Примером крайнего субъективизма может служить культ личности, пережитый нашей страной. Однако было бы неверным полагать, что культ был свойствен только социализму. Это явление более широкое, поистине международное. Сошлемся снова на А.Зиновьева. «На Западе, — пишет он, — издевались над культом личности в коммунистических странах. Но на самом Западе это же самое делается в масштабах, в сотни раз превосходящих эти страны. Тут постоянно создается и поддерживается культ заурядных президентов, премьер-министров, генералов, профессоров, киноактеров, спортсменов и даже преступников. Тут существует целая индустрия производства выдающихся личностей, причем индустрия настолько мощная, что западное общество можно считать культистским. А ведь это есть не воздание должного тому, что сделали люди, а идеологическая работа по оболваниванию населения. Людям ежеминутно по бесчисленным каналам вдалбливается убеждение, будто их общество и его эволюция суть результата усилий этих выдающихся личностей»1.
Итак, нельзя не признать, что есть намерения людей и есть результаты осуществления этих намерений, которые не всегда совпадают. Известны ставшие почти афоризмом слова одного государственного деятеля: «Хотели как лучше — получилось как всегда». К сожалению, автор этого изречения ничего не сказал о причинах этого феноменального парадокса, а они — в недостаточном теоретическом обосновании проводимых политических актов в отсутствии просчетов их результатов.
При анализе соотношения субъективных и объективных факторов в политике, необходимо учитывать еще одно обстоятельство — интересы людей, как субъективные, так и объективные. Это требование относится и к тем, кто управляет, и к тем, кем управляют. И к тем и к другим относится проблема осознания интересов. Объективные интересы, если взять, например, человека — одно, а то что человек думает и говорит о них бывает другим. Объективные интересы личности определяются и не могут не определяться объективными закономерностями той общности, в которой он живет и действует: прежде всего это государство.
В марксистской теории проблема субъективного и объективного определялась, исходя из основного вопроса философии, т.е. соотношения сознания и бытия. Обосновывая зависимость сознания от бытия, марксизм в то же время отстаивал почти безграничные возможности сознательного изменения людьми общественной жизни при условии их действий в соответствии с ее объективными законами. Ясно, что при таком подходе резко возрастала роль субъектов политики и субьектив ных начал в ней, хотя марксизм всегда выступал против субъективизма в политике, но только в аспекте отхода от закономерностей общественного развития, открытых и сформулированных в марксистской теории. Отсюда проистекала вера в почти безграничную созидательную силу политики, особенно партийно-государственной, якобы способной планомерно обеспечивать прогрессивное развитие общества в интересах широких слоев трудящихся. Эта вера породила немало социальных утопий, весьма привлекательных для широких масс, ожидавших от властей всяческих благ.
Парадокс состоял в том, что обосновывая зависимость субъективного от объективного, политики от экономики, марксизм придавал в большинстве случаев именно политике решающее влияние во всех сферах общественной жизни, в том числе и в экономике. Это отмечал в свое время еще Бернштейн: «То самое учение, которое исходит из мысли, что экономика оказывает влияние на власть... становится настоящей верой в чудесную созидательную силу власти»66. По сути дела в марксизме решающую роль играл классовый субъективизм, поскольку все развитие общества сводилось к борьбе классов и к руководству обществом со стороны рабочего класса.
Анализ соотношения политики и экономики не входит в задачу данной лекции, но мимо этого соотношения нельзя было пройти, поскольку в нем хорошо просматривается практическое значение субъективного и объективного. Известно, что либеральные концепции общественного развития ограничивают функции государства, рассчитывая на способность рынка стихийно регулировать экономическую жизнь при минимальном воздействии политической власти в отличие, скажем, от социально-социалистических концепций, которые, наоборот, отводят значительную роль государству в проведении эффективной социальной политики. Очевидно, что обе эти концепции в своих крайних проявлениях нарушают закон соответствия субъективного и объективного. Истина, по-видимому, лежит в сочетании социально ориентированной экономики и регулируемого рынка.
Продолжая анализ субъективного и объективного в политике, необходимо коснуться еще двух вопросов, с которыми приходится иметь дело в современной политической теории: с политическим субъективизмом и с субъективизмом в политике. Как отмечалось выше, понятие «субъективизм» несет отрицательный смысл. С его помощью часто характеризуются предвзятые, ошибочные, самовольные действия, не учитывающие реальные обстоятельства. Часто это приводит не к разрешению возникающих в обществе противоречий, а к их обострению, к выдвижению невыполнимых программ и задач, попытки решения которых наносят непоправимый ущерб обществу.
В прошлом отчетливо выраженным политическим субъективизмом отличались многие программы, проекты и решения, принимаемые Н.С. Хрущевым, обладавшим огромной политической властью: проект создания агрогородов в послевоенном советском государстве, объединение колхозов и ликвидация «неперспективных» деревень, ограничения подсобного хозяйства крестьян, ликвидация министерств и создание совнархозов, отправка ракетного вооружения на Кубу, чуть было не вызвавшее ядерную войну и др. Крайним проявлением политического субъективизма была утопическая задача построения коммунизма в течении 20 лет, т.е. к середине 80-х годов. Не менее утопичной была и задача догнать и перегнать Америку по производству некоторых видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Было бы недостаточно политический субъективизм сводить к ошибочным решениям и действиям. Часто это настоящий произвол, порожденный безграничной властью. Существует выражение: «Политика — грязное дело». Здесь уже субъективизм принимает форму обмана, цинизма, безнравственности. Политический субъективизм, если он не является рассчитанной политикой, может быть объяснен, но не оправдан недостаточной общей политической культурой субъектов политики, а так же негодными попытками применения в политике приемов и методов, присущих не политике, а другим сферам общественной жизни, или нежеланием воспринимать политику как специфическую науку.
Политический субъективизм следует отличать от субъективизма в политике. Субъективизм в политической деятельности как практической, так и аналитической нередко возникает спонтанно в деятельности тех людей, которые профессионально не подготовлены к этой деятельности, не обладают для нее необходимыми знаниями и опытом. Так происходит потому, что в политику часто вовлекаются люди — профессионалы в различных сферах общественной жизни, но не в политике. Так, среди кандидатов в депутаты Государственной Думы, которые предлагали себя избирателям в качестве политиков-законодателей на выборах 17 декабря 1995 года было немало артистов, спортсменов, ученых естественных специальностей, инженеров и др. Но среди них было явно недостаточно юристов-правоведов и профессионально подготовленных политологов. Немало людей, называющих себя, без достаточного на то основания, политологами и социологами, занимаются изучением, и далеко не бескорыстно, общественного мнения по важнейшим политическим вопросам, ничуть не смущаясь тем, что их прогнозы не сбываются. Здесь налицо тот же политический субъективизм, возникающий либо вследствие непрофессионализма, либо вследствие определенных идеологических установок. Примером могут служить данные о предполагаемом голосовании избирателей, опубликованные в канун выборов 1995 года С.Карагановым (Институт Европы РАН), которые оказались далеки от действительности. В «исследовании» А.Собянина и В.Суховольского, опубликованном так же перед выборами 1995 года, приведены данные о количестве избирателей, голосовавших в России за коммунистов на выборах 1917, 1991 и 1993 годов. Авторы показывали, что электорат коммунистов имеет четкую тенденцию к сокращению, с 30% в 1917 году до 21% в 1993 году и предсказывали полное поражение коммунистов на предстоящих выборах. «Коммунисты, — писали А.Со- бянин и В.Суховольский, — похоже, неотвратимо движутся к пятипроцентному уровню поддержки избирателями, ниже пределов которого партия перестает быть парламентской и скатывается на положение обычного политического «бомжа», способного при встрече напугать нормального обывателя, но не способного ни на какую серьезную политическую деятельность»67. Перед нами пример крайнего субъективизма в политике — следствие указанных выше причин. Авторы-специали- сты, имеющие ученые степени в области естественных наук, исходят из лозунга: «Не допустить к власти объединенные коммунистические и националистические силы». Что произошло в политической жизни России на самом деле — хорошо известно. Так мстит за себя политический дилетантизм, обусловленный ненаучным антикоммунизмом.
Рассматривая политический субъективизм, нельзя не сказать несколько слов о проблеме объективизма, отражающего противоположную субъективизму тенденцию. Под объективизмом понимали отказ от социально-критических оценок действительности, отрицание ценностного подхода, духовно-нравственных и гуманистических истоков политической деятельности. Понятием «объективизм» игнорируется все то, что относится к объективному фактору, в том числе и человека как субъекта политики. Заметим, что в марксистской традиции, объективизм подвергался не менее жестокой критике, чем субъективизм, но прежде всего за отказ от классового анализа и особенно от партийных выводов, хотя, как показала жизнь, многие партийные выводы были далеки от научной объективности.
Итак, ни субъективизм, ни объективизм не являются и не должны являться сущностной характеристикой субъектов политики. Иначе политика никогда не будет ни наукой, ни искусством, останется грязным делом, обслуживающим не интересы народа, а интересы различных групп людей со своими, порой, корыстными интересами.
- Политология
- Лекция 1. Политология: проблемы становления и перспективы развития
- Лекция 2. Предмет и структура политической науки
- Политическая жизнь как изменяющийся объект познания
- Аспекты политики и предмет политической теории
- Логика познания политики и структура политической науки
- 1. Общая теория политики и политологические субдисциплины
- 2. Эмпирический и теоретический уровни политического знания
- 3. Фундаментальные и прикладные исследования в политологии
- Лекция 3. Методы изучения политики
- Типы и уровни методов изучения политики
- Инструментальные подходы и современные методики исследования политической жизни
- Лекция 4. Содержание и основные этапы истории политических учений
- Лекция 5. Идеи правового государства в истории политической мысли
- Лекция 6. Развитие сравнительной политологии
- Лекция 7. Политическая власть понятие власти
- Градиенты власти
- Дифференциация власти
- Формы власти
- Власть и мораль
- Власть и собственность
- Дистанциональиая и институциональная власть
- Лекция 8. Субъективные основы и субъекты политики
- 1. Субъективное и объективное в политической жизни
- 2. Субъекты политики: система и функции
- 3. Народ и человек как субъекты политики
- Лекция 9. Личность как субъект политики
- Лекция 10. Политическая демократия и ее формы. Референдум как одна из форм прямой демократии
- Лекция 11. Политическая система общества
- Лекция 12. Политический процесс
- Лекция 13. Политическое участие
- Политическая мысль об участии
- Демократия и участие граждан в политической системе
- Лекция 14. Политическая культура
- 1. Сущность характеристики политической культуры
- 2. Политическая символика
- 3. Религиозный аспект политической культуры
- 4. Типологизация политической культуры
- Лекция 15. Политическая психология
- 1. Становление политической психологии как науки
- 2. Предмет политической психологии
- 3. Научный инструментарийполитической психологии
- Лекция 16. Политика и права человека
- Лекция 17. Политика, право, демократия (методологические проблемы соотношения)
- Лекция 18. Политическая социализация личности
- Лекция 19. Статус личности в политической системе общества
- Лекция 20. Политология международных отношений
- 1. Политология международных отношений — часть политической науки
- 2. Проблема войны и мира в современной общественно-политической мысли
- 3. От эпохи войн и социальных конфликтов к эпохе научно-технического, социального и нравственного прогресса
- Лекция 22. Политика и предвидение общая характеристика предвидения
- Содержание