Лекция 10. Политическая демократия и ее формы. Референдум как одна из форм прямой демократии
Политическая теория и практика разных стран выработали широкий набор самых различных форм и видов представительной и непосредственной демократии. Среди различных видов демократии, отличающихся друг от друга своим характером, а также сферой государственной и общественной жизни, в которых действуют демократические институты, выделяется политическая демократия.
В отечественной и зарубежной научной и учебной литературе ей уделяется огромное внимание . Что же касается ее форм, то здесь дело обстоит несколько иначе. Одним из них в научной литературе и публицистике уделяется значительное внимание, особенно когда речь идет о выборах в высшие и местные органы государственной власти и управления, а также о подотчетности должностных лиц.
Другим формам и институтам демократии уделяется гораздо меньшее внимание. Например, все или почти все авторы, исследующие проблемы демократии, традиционно и довольно много говорят и пишут
свободе слова, печати, ассоциаций, свободе доступа к информации и т.д. Но в то же время они полностью или почти полностью упускают из поля зрения такие немаловажные демократические институты, как право быть свободными от «всяких ассоциаций», право быть свободными от политических и иных речей и др. Такие права и свободы приобретают особый смысл и значение в таких странах, как наша и страны Восточной Европы, в условиях усиленной политизации общества, повсеместного создания самых разнообразных, нередко создающихся ради самих себя ассоциаций, в условиях бесконечно произносимых на всех уровнях государственной и общественной жизни в подавляющем большинстве своем пустых и бесплодных речей.
В научной литературе и публицистике много говорят и пишут преимущественно о формах представительной демократии. Но очень мало уделяется внимания раскрытию форм непосредственной демократии: петициям, собраниям, сходам, всенародным опросам, референдумам и др. Не претендуя на полный охват всех этих форм, остановимся на рассмотрении методологического аспекта референдума в системе западной демократии. Этот вопрос приобретает особую значимость для нас особенно в связи с принятием законов и проведением первых референдумов на различных уровнях: РФ, а также местном уровне.
Референдум в рамках демократии является далеко не новой формой непосредственного участия народа в решении глобальных вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутригосударственных и междгосударственных проблем. В специальной юридической литературе принято считать датой проведения первого в истории человечества референдума 1439 год, а его «родиной» — Швейцарию. В последующие годы и столетия, вплоть до настоящего времени, в этой стране на разных уровнях было проведено множество референдумов, из которых более ста только по конституционным вопросам'.
Референдумы неоднократно проводились во Франции, Италии, Дании, Норвегии, Ирландии, Бразилии, Уругвае и ряде других капиталистических и развивающихся стран. Среди наиболее известных референдумов, имевших место перед началом Первой мировой войны и привлекавших к себе внимание международной общественности, можно было бы назвать референдум 1905 года в Норвегии. Особенность этого референдума заключалась, во-первых, в том, что с его помощью решился такой немаловажный для судьбы данного государства вопрос, как вопрос о его дальнейшем пребывании в реальной унии со Швецией. А во-вторых, в том, что решение данного вопроса было заранее предопределено общественным мнением, явно сложившимся в пользу выхода Норвегии из этой унии. Оценивая результаты проведенного референдума, В.И. Ленин писал в статье «Итога дискуссии о самоопределении»: при капитализме «удалось одной маленькой стране, в виде исключения, в эру самого разнузданного империализма осуществить неосуществленное самоопределение и даже без войны и революции (Норвегия, 1905)»78.
Периодическое проведение референдумов практиковалось в буржуазных странах не только в предшествовавшие первой мировой войне, но и во все последующие годы. На основе сложившейся практики в конце XIX — начале XX века и под ее влиянием в конституциях некоторых капиталистических стран появились статьи, предусматривающие возможность обращения к референдуму при решении не только сугубо внутренних, но и отдельных внешнеполитических вопросов.
Так, в Конституции Швейцарии (п. 3 ст. 789) еще в 1912 году было зафиксировано положение, в соответствии с которым требовалось проведение общенационального референдума для утверждения международных договоров на неопределенный срок свыше 15 лет.
Институт референдума нашел свое законодательное закрепление в конце XIX — начале XX века и в конституционных актах ряда штатов США, начиная с 1898 года, пишут в связи с этим некоторые американские политологи. Отдельные штаты стали законодательно позволять людям принимать непосредственное участие в процессе правотворчества путем использования таких форм, как «инициатива и референдум» .
Следует заметить, что время законодательного закрепления и использования референдума в политической и правотворческой практике США иногда оспаривается самими же американскими социологами и юристами. Считается, например, по словам Л.Липситса, что референдум в стране восходит к американской революции, когда несколько штатов предоставили своим гражданам проекты конституций на рассмотрение и утверждение79. Бытует мнение, что «идея народных консультаций» в виде референдумов, проводившихся в связи и по поводу основных конституционных вопросов, появилась несколько позднее .
Однако не в конкретных датах или периодах сейчас дело. Важно другое, а именно, что институт референдума законодательно закреплялся уже на ранних стадиях развития капитализма, а также на начальных этапах развития монополистического капитала.
Нельзя не согласиться с утверждением отечественных ученых- юристов о том, что в начале нынешнего века референдум практиковался лишь в Швейцарии на всех уровнях, а также в США (на уровне штатов и местном уровне) и в Австралии. После первой мировой войны институт референдума вошел в конституции целого ряда европейских государств. При этом, помимо своего традиционного назначения, заключающегося в утверждении или отклонении предложенных актов, он получил «новую функцию — роль арбитра в конфликте между конституционными органами государства». Впервые это назначение референдума закрепила Веймарская конституция80.
В последующий период, и особенно после второй мировой войны, практика использования института референдума в политической жизни и правотворческой деятельности капиталистических стран получила еще более широкое распространение. Был дан новый, мощный толчок процессу дальнейшего развития и совершенствования референдума практически во всех высокоразвитых в промышленном отношении капиталистических странах. Трудно назвать в настоящее время страну, где референдум в той или иной степени не применялся или, по крайней мере, не рассматривался. Причем заметно возросла интенсивность использования данного института, особенно в 60-80-е годы.
Например, в США, где законодательством предусматривается проведение референдумов на уровне почти каждого штата (кроме Делаве- ра) и на местном уровне, количество обращений к данному институту ежегодно насчитывает от 12 до 15 тыс. случаев. В странах Западной Европы (исключая Швейцарию) количество референдумов, проведенных только на национальном уровне за время их конституционного закрепления, насчитывает более ста случаев. В Швейцарии, стоящей на первом месте по использованию референдумов на федеральном или общенациональном уровне, таких случаев, по подсчетам швейцарских государствоведов и правоведов, насчитывается, начиная с 1843 года более 24081.
Каждый референдум является уникальным в своем роде явлением и каждый по-своему вызывает тот или иной общественный интерес. В послевоенной Франции, например, значительный резонанс получили референдумы, касающиеся принятия конституции страны (1958), прекращения войны в Алжире (1961), изменения положения конституции относительно порядка избрания президента республики (1962), реформы сената и учреждения регионов (1969), расширения Европейского экономического сообщества за счет принятия в него Великобритании, Дании, Ирландии и Норвегии (1972), и др.
В Англии мировое общественное внимание привлекли референдумы, касающиеся вступления, а затем пребывания (в 1975 г.) этой страны в Европейском экономическом сообществе, а также проводившийся в 1979 году в Шотландии и Уэльсе референдум, на котором рассматривался вопрос о расширении местной автономии.
В Испании в последние годы огромный общественный резонанс получил проводимый в 1986 году общенациональный референдум по вопросу об участии этой страны в структуре НАТО; в Швейцарии — референдум 1985 года по вопросу о вступлении этого нейтрального государства в ООН и др.82
Особое внимание мировой общественности фокусировалось в 80-е годы на референдуме, проводившемся в Канаде. Он касался политического и правового статуса провинции Квебек. Вопрос, по существу, затрагивал будущее всей федерации, поскольку на повестку дня правительством провинции в очередно, раз (после обсуждения на выборах 1976г.) была поставлена проблема предоставления субъектам канадской федерации права на самоопределение вплоть до отделения.
Правительство Квебека намеревалось путем всенародного опроса, проводившегося в рамках провинции, получить мандат на проведение переговоров с правительством Канады с целью подготовки и заключения с ним соглашения о предоставлении Квебеку статуса «суверенной ассоциации». В переводе на язык практики это означало бы установление между данной провинцией и федерацией в целом такого характера взаимоотношений, который бы представлял собой «нечто среднее между прямым и открытым ее отделением как субъекта от всей федерации, с одной стороны, и продолжением ее существования как провинции Канады — с другой»83.
В бюллетене, прежде чем сформулировать вопрос, давалось следующее пояснение: «Правительство Квебека представило на суд общественности предложение относительно переговоров о заключении нового соглашения с остальной Канадой, основывающегося на равенстве наций. Это соглашение дало бы Квебеку возможность пользоваться исключительной властью в процессе правотворчества, установления налогов и поддержания отношений с другими странами — иными словами, иметь суверенитет. И в то же время позволило бы Квебеку находиться с Канадой в тесных экономических связях и иметь общую денежную систему. Любые изменения в политическом статусе Квебека, вытекающие из этих переговоров, были бы представлены людям на рассмотрение и выражение своего отношения к ним с помощью референдума».
В заключение данного пояснения ставился вопрос: «В свете того что было сказано, согласны ли вы предоставить правительству Квебека мандат на переговоры с целью заключения предлагаемого соглашения между Квебеком и Канадой? Да или нет?»84.
Большинством голосов, составляющих 59, 5% от общего числа избирателей Квебека, данное предложение было отвергнуто, 40, 5% избирателей проголосовали «за» .
Наряду с широким использованием института референдума в капиталистических странах, он нашел свое активное применение также в развивающихся и социалистических (бывших и нынешних) странах. В качестве примере активного использования референдума в странах, освободившихся от колониальной зависимости, можно сослаться на Алжир. Референдумы в этой стране проводились: в 1962 году по вопросу о предоставлении независимости стране и народу; в 1963 году — по поводу утверждения первой Конституции Алжирской Народной Демократической Республики; в 1976 году — по поводу принятия второй Конституции страны и в 1989 году (февраль) — по поводу принятия третьей со дня получения независимости Конституции страны.
Другими примерами использования референдумов в зарубежных некапиталистических странах могут служить всенародные голосования, проводившиеся в 1945 году в Монголии (в виде плебисцита) по вопросу сохранения независимого государственного существования; в 1946 году в Болгарии по вопросу о выборе (точнее, закреплении) формы государственного правления; в 1946 году в Польше по комплексу вопросов, касающихся утверждения западных границ страны на Балтийском море, Одере и Нейсе, сохранения или упразднения сената и др. Институт референдума был закреплен законодательно и проводился на практике в Восточной Германии, Венгрии, Кубе, Румынии, Югославии и других странах. Причем конституционная теория и политическая практика некоторых из них (например, Югославии) знает не один, а несколько видов или разновидностей референдума.
В мировой политической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. Нередко, например, он отождествляется со всенародным опросом и плебисцитом и рассматривается как «утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер»85.
Во многих монографиях и словарях, напротив, подчеркивается различие между референдумом и плебисцитом, с одной стороны, и всеобщими выборами — с другой. Референдум при этом рассматривается как «обращение к избирательному корпусу с целью принятия окончательного решения по конституционным, законодательным или иным внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам», а плебисцит (лат. plebiscitum, от plebs — народ и scitum — решение, постановление) — как опрос населения с целью установления судьбы определенной территории, как метод решения территориальных споров в международной практике, когда населению предоставляется возможность путем прямого голосования определять, к какому государству или государствам должна принадлежать территория, на которой оно проживает86.
Что же касается различий между референдумом и всеобщими выборами, то они чаще всего сводятся, во-первых, к тому, что в ходе выборов избираются выборщики или кандидаты, а в ходе референдума избиратель отвечает «да» или «нет» на поставленный вопрос. И, во-вто- рых, если выборы непосредственно связаны с представительной демократией, то референдум представляет собой институт прямой и непосредственной демократии.
Впрочем, отмеченные и иные различия весьма относительны и порой трудноуловимы. Ибо и в случаях с выборами и с референдумом приглашается высказать свое мнение один и тот же избирательный корпус, нередко используется одна и та же процедура и один и тот же порядок подсчета голосов. Наконец, зачастую по результатам проведения референдумов и выборов определяется одна и та же внутренняя и внешняя политика87.
Не случайным в силу сказанного представляется тот факт, что в некоторых зарубежных и отечественных актах референдум представляется не иначе как народным (ст. 75 Конституции Италии) или всенародным (ст. 921 Конституции Испании) актом и напрямую ассоциируется с выборами, голосованием или опросом.
Так, в упомянутой ст. 75 Конституции Италии говорится, в частности, что «вынесенное на референдум предложение считается принятым, если в голосовании (выделено мной. — М.М.) принимало участие большинство имеющих на это право и если предложение собрало большинство голосов, признанных действительными»).
Из приведенных и других выдержек следует, что референдум полностью отожествляется с голосованием или народным голосованием. По большему счету, хотя и с оговорками, что голосование, в отличие от референдума, проводится не только по конкретному вопросу, но и по конкретному лицу (кандидату), с этим утверждением можно согласиться. Однако трудно согласиться с мнением о том, что референдум всегда был и остается тождествен всенародному, народному и тому подобному вопросу. В значительной мере прав был Р.А. Сафаров, который еще в 60-е годы категорически отвергал такое отождествление и исходил из того, что всенародный опрос, в отличие от референдума, есть лишь не что иное, как выявление взглядов избирателей, консультирование голосования88.
Убедительность такого утверждения просматривается особенно тогда, когда всенародный опрос сравнивается с консультативным или законодательным референдумом, результатом которого являются принятие, отмена или изменение соответствующего акта. Вместе с тем спорность данного предположения выявляется тогда, когда он сопоставляется с консультативным референдумом. Известно, что консультативный референдум, о чем свидетельствует уже само его название, проводится лишь с целью выявления общественного мнения по тому или иному аспекту внутренней или внешней политики государства, с целью определения отношения общественности к различным структурам или функциональным изменениям в государственности или общественном механизме, к наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.
В качестве примеров законодательного закрепления и проведения консультативных референдумов можно сослаться на Конституцию Испании (ст. 91. 1), предусматривающую, что «политические решения, имеющие особую важность, могут быть вынесены на всенародный консультативный референдум всех граждан»89. В специальном Законе от 16 января 1980 года «О регулировании различных видов референдума» (часть II ст. 6) в связи с этим разъясняется, что консультативный референдум проводится с предварительного разрешения Конгресса депутатов, принятого абсолютным большинством, по ходатайству Председателя Правительства и что «указанное ходатайство должно содержать сформулированный в точных выражениях, выносимый на консультацию вопрос». Указываются также принципы и условия проведения такого рода референдумов. Пункт 1 ст. V данного закона гласит, что референдум проводится «на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании на территории, объявленной для опроса»90.
Примером нормативного закрепления конституционного или обычного законодательного референдума может служить ст. 138 Конституции Италии, в которой говорится, что законы, изменяющие Конституцию и другие конституционные законы, «принимаются каждой из Палат после двух последовательных обсуждений с промежутком не менее трех месяцев и одобряются абсолютным большинством членов каждой Палаты при втором голосовании. Эти законы выносятся на народный референдум, если в течение трех месяцев после их опубликования этого потребует пятая часть членов одной Палаты, или пятьсот тысяч избирателей, или пять Областных советов». Закон, вынесенный на референдум, «не считается принятым, если он не одобрен большинством признанных действительными голосов». И последнее. Референдум не проводится, если при повторном голосовании в каждой из Палат Парламента закон был одобрен большинством в две трети голосов их членов91.
Для выяснения специфических особенностей референдумов, а также при определении их места и роли в системе общества важным представляется не замыкаться на одном из каких-либо видов или подвидов референдумов, а учитывать все их многообразие. В приведенных примерах с подразделением референдумов на конституционные, законодательные и консультативные за основу их классификации или за критерии берется только их предмет и содержание. Однако вместе с данным подходом возможна и иная классификация, иное их подразделение .
В частности, в соответствии с государственно-правовой теорией и политической практикой по способу проведения референдумы подразделяются на обязательные (императивные), без которых не могут быть решены вопросы, предусмотренные в конституции или в специальном законе, и факультативные, которые проводятся лишь по усмотрению законодательного или любого иного компетентного на то органа.
Наконец, по сфере применения референдумы классифицируются на общенациональные, проводимые в масштабе всей страны или нации, и местные, осуществляемые в пределах одного или нескольких регионов или же отдельных административно-территориальных единиц (краев, областей, провинций и т.п.).
Референдум как форма выражения общественного мнения и как способ принятия принципиально важных нормативно-правовых актов и политических решений несомненно является достоянием не одной нации или народа, а всего прогрессивного человечества. Это общечеловеческая, а не узкоклассовая или тем более какая-либо групповая ценность. В силу этого представляется не только возможным, но и жизненно необходимым широкое использование зарубежного опыта позитивного опыта специального законодательного закрепления и проведения референдумов в нашей стране в их различных вариантах и разновидностях как в сфере политики, экономики, межнациональных связей и отношений, так и в других сферах общества.
Разумеется, место и роль института референдума в политической системе любого общества не следует преувеличивать, а тем более абсолютизировать. Этого не следует делать и с опытом использования референдума, накопленного в рамках западной, а точнее буржуазной демократии. Нельзя, в частности, забывать, что, несмотря на широкое использование референдумов в практике политической жизни Испании, Италии, США и других капиталистических стран, отношение к ним как со стороны господствующего класса буржуазии, так и со стороны пролетарских слоев общества всегда было и остается далеко не однозначным. Противоречивость отношения буржуазии к референдумам, особенно после второй мировой войны, объясняется, во-первых, тем, что существует возможность использования их, помимо воли и желания господствующего класса, в интересах эксплуатируемых классов. Возможность эта, как правило весьма незначительная, в силу доминирующего положения буржуазии во всех сферах жизни капиталистического общества и в средствах массовой информации, но она всегда сохраняется. Во-вто- рых, что в довоенный период институт референдума в значительной степени был дискредитирован в глазах мировой общественности, будучи активно используемым фашистской Германией в 1933 году при решении вопроса о выходе Германии из Лиги наций, в 1934 году — при решении вопроса о соединении поста президента с постом фюрера и рейхсканцлера и в 1938 году — при решении вопроса о присоединении Австрии к Германии. И, в-третьих, тем, что правящие круги некоторых капиталистических стран усматривают в институте референдума угрозу институту парламентаризма, опасность замены власти «цивилизованного» парламента властью «невежественной» толпы. Именно в этом заключается, судя по западным источникам, одна из причин продолжительной неприемлемости института референдума, например, в Англии.
Противоречивость отношения к референдуму, проводимому в условиях капитализма, со стороны рабочего класса и других слоев трудящихся масс объясняется в основном тем, что, несмотря на свою внешнюю демократичность и привлекательность, он лишь в крайне редких случаях знаменовался успехами прогрессивных сил. В подавляющем большинстве буржуазные референдумы оканчивались принятием далеко не прогрессивных законов или решений, выступая в качестве демократического щита для прикрытия официальных антидемократических акций. Не случайно Ф.Энгельс, наблюдавший и изучавший, по словам В.И. Ленина, «прямое народное законодательство» в условиях капитализма в прошлом столетии, решительно выступал против референдума как одной из форм народовластия. Ленин также в принципе отрицательно относился к буржуазным референдумам, считая, вполне правомерно, что они ставили своей задачей объединить волю всей нации и создать возможность дружно жить волкам и овцам, эксплуататорам и эксплуатируемым92. Однако полностью возможность поддержки и использования буржуазного референдума рабочим классом им вовсе не исключалась. Об этом свидетельствуют, в частности, написанные им в 1916 году тезисы под названием «Задачи левых циммервальдистов в Швейцарской с.д. партии», в которых высказывались советы и пожелания рабочему классу Швейцарии относительно того, как лучше использовать возможности буржуазного референдума в интересах трудящихся93.
О возможности использования референдумов в интересах правящих кругов, а не всего общества со всей очевидностью свидетельствует также практика проведения их на территории бывших союзных республик, России, в отдельных регионах. Нередко референдумы использовались и используются в сепаратистских и иных неблаговидных целях.
Следует заметить, что кроме сугубо классовых, узкосоциальных причин разноречивого, а нередко и сдержанного отношения различных социальных групп и слоев капиталистического общества к референдуму, есть и другие, условно говоря «общесоциальные», причины. Среди них выделяются прежде всего следующие.
А. Утвердившееся среди различных слоев населения, социальных групп и институтов мнение, что референдум неизбежно выступает как дестабилизирующий фактор в обществе, способствует ускоренному расслоению и противопоставлению различных составных частей общества друг другу, порождает дополнительную нагрузку и ограничения на сложившуюся парламентскую систему. Для многих политических партий, отмечают в связи с этим западные ученые Ст.Бергланд и Дж.Боард, проведение или участие в референдумах является с политической точки зрения «гораздо более рискованным и дорогостоящим мероприятием, чем проведение или участие в регулярно проводимых всеобщих выборах .
Учитывая дестабилизирующий потенциал, заложенный в референдумах, буржуазный законодатель вполне осознанно и целенаправленно ограничивает их проведение в ряде случаев. Яркой иллюстрацией в этом отношении может служить ст. 4 закона «О регулировании различных видов референдума» в Испании. Она, в частности, гласит, что «референдум не проводится в любом его виде ни в одной из территориальных единиц, в которых должен осуществляться опрос, во время действия чрезвычайного и осадного положения, а также в течение девяноста дней после их отмены. Если в день объявления упомянутых положений проведение референдума назначено, то он отменяется и назначается новый день его проведения»94. Эта же статья «запрещает проведение референдумов в течение девяноста предшествовавших и девяноста дней, следующих за днем проведения на той же территории всеобщих парламентских выборов в местные органы или проведения другою референдума»95.
Б. Сложившееся среди интеллектуальных слоев буржуазного общества, выступающих с радикальных позиций, представление о различных формах и институтах непосредственной демократии, и прежде всего о референдумах, как о средстве обычного, «повседневного усовершенствования», но не радикального изменения существующей политической системы, подготовки и проведения радикальных политических или иных реформ.
Отдавая должное прямой демократии в США и других западных странах, можно считать, что она способствует «восстановлению подлинного смысла и значений нашей демократии», «вовлечению большого количества людей в избирательный процесс» и «обогащению института гражданства». Некоторые западные политологи и социологи в то же время настоятельно подчеркивают, в частности, применительно к США, что большинство американцев рассматривают прямые демократические процессы отнюдь не как радикальные меры, направленные на глубинные изменения основного или базового характера американской формы правления, а как рутинные, «умеренные меры, направленные на совершенствование системы представительных институтов, на создание и укрепление гарантии того, чтобы они постоянно оставались и представительными и подотчетными»96.
В. Утвердившееся среди значительных слоев населения западных стран, и особенно в США, мнение, что профессиональной политикой должны заниматься не любители, а профессионалы, и что на первом плане должен стоять не популизм, а профессионализм.
В то время как многие американцы, пишет политолог из Колорадо Т.Кронин, стремятся ко все большему участию в процессе принятия решений на национальном уровне и на уровне отдельных штатов, не меньшее их число «проявляет» озабоченность по поводу своей слишком глубокой и непосредственной вовлеченности в политику. 43% из числа опрошенных по этому поводу высказали опасение, что в случае разрешения гражданам США принимать федеральные законы путем референдума «некоторые из них могли бы быть не только весьма слабыми, но и несправедливыми». Именно поэтому 58 % (при 29 против) из опрошенных на национальном уровне в 1987 году американцев высказывались лишь за совещательный (на федеральном уровне), но не общеобязательный референдум97. Эту категорию людей вполне устраивало бы то, как отмечается в американской литературе, что они периодически имели бы возможность высказывать свое мнение по проектам некоторых законов, не претендуя при этом на строгую обязательность своих суждений и решений для конгресса98.
Г. Традиционные для населения ряда западных стран представления о силе и приоритетах институтов представительной демократии перед институтами прямой непосредственной демократии. В США, например, как об этом свидетельствуют опросы различных слоев населения, довольно значительная часть общества предпочитает направлять свои усилия на совершенствование системы представительных органов, включая конгресс и легислатуры штатов, чем на установление и законодательное закрепление общенациональных референдумов. 67% из числа опрошенных считают, что в плане усиления роли и ответственности конгресса и его палат следовало бы внести изменения в Конституцию США, закрепив за избирателями право отзыва не оправдавших доверия или допустивших аморальные поступки выборных лиц не только на уровне отдельных штатов, но и на уровне федерации в целом. 55 % считают, что такое же право (наряду с импичментом) должно быть закреплено и в отношении президента страны99.
Иными словами, согласно опросам и сложившемуся общественному мнению большая часть населения США отдает предпочтение на федеральном уровне представительным органам и представительной демократии перед референдумом и другими формами непосредственной демократии.
Совсем иная картина складывается на уровне штатов. Здесь граждане в подавляющем большинстве случаев выражают желание и готовность непосредственно участвовать в решении политических, социальных и экономических проблем, нежели передоверять и отдавать их на откуп представительным органам.
На вопрос: «Должны ли граждане прямым голосованием сами решать проблемы, возникающие перед ними на уровне штата, или полагаться в их решении на избранных ими представителей?» — 66% опрошенных в штате Калифорния еще в начале 80-х отвечали утвердительно, 31 — отрицательно и 3% — не знали, что ответить, 71 % (при 27% — против и 2% — не знавших, что ответить) выразили мнение относительно того, что прямое участие граждан в решении местных или региональных проблем будет способствовать повышению их интересов в области политики и других сферах, усилит их причастность и вовлеченность в деятельность законодательных и исполнительных органов штата. 86% из числа опрошенных (при 11 % — против и 3% — не сформировавших своего мнения) выразили уверенность в том, что широкое использование референдумов (наряду с инициативами) на уровне штата будет стимулировать работу представительных органов и позволит общественности самой решать ряд принципиально важных вопросов, касающихся жизнедеятельности штатов100.
Аналогичный настрой общественного мнения в целом сохраняется и в настоящее время. Более того, как своевременное предостережение от постоянного принятия и законодательного закрепления референдума на национальном уровне в США в некоторых научных публикациях высказываются призывы и предложения не спешить с решением данного вопроса в масштабе федерации, предварительно не разрешив все противоречия, связанные с использованием института референдума на уровне отдельных штатов. До тех пор, пишет в связи с этим Т.Кронин, пока мы окончательно не убедимся в том, что демократические институты и «приспособления», именуемые референдумом, хорошо срабатывают на уровне отдельных штатов и на локальном уровне, мы «должны быть очень осторожны в своих действиях, направленных на их инкорпорацию и закрепление в национальной конституции»101.
Д. Укоренившееся в сознании различных слоев буржуазного, и особенно американского, общества опасение, что в условиях расширения прямой демократии и периодического проведения референдумов значительно возрастет роль денег, а вместе с тем и влияние «весьма состоятельных индивидов или отдельных групп» на результаты голосования и на сам избирательный процесс. 86% из числа опрошенных в 1982 году американцев были уверены в том, что самостоятельные группы давления или группы интересов обязательно используют открывшиеся, в случае установления общенационального референдума, возможности для проведения в жизнь своих интересов и усиления своей «неофициальной» власти. Причем 82% выразили убеждение в том, что эта власть и интересы не будут иметь ничего общего ни с властью, ни с интересами всего населения. Это будет власть большого бизнеса и огромных денежных вкладов102.
Конечно, рассуждают по этому поводу некоторые американские исследователи, деньги сами по себе не всегда играли и играют во время выборов или всенародных опросов решающую роль. Однако исследования, проводившие в этой области вплоть до конца 80-х годов, убедительно доказывают, что влияние больших, к тому же рационально истраченных на предвыборную рекламу и решение других избирательных проблем денежных сумм, нельзя недооценивать. Деньги всегда играли и продолжают играть весьма важную, трудно переоценимую роль в реализации почти всех сторон и аспектов прямой демократии. Они всегда выступали и выступают если не самым важным, то, по крайней мере, одним из самых важных указателей того, кто выиграет, а кто проиграет в протекающих или будущих всенародных опросах и выборах. В целях ограничения влияния «больших денег» на институты непосредственной демократии, включая референдум, 63% из числа опрошенных в США по этому поводу в 1987 году высказались за строгое ограничение денежных расходов при их осуществлении как со стороны государственных органов, так и со стороны частных лиц. 28% высказались против каких бы то ни было ограничений103.
Наряду с названными причинами противоречивого или сдержанного отношения граждан некоторых западных государств к референдуму есть и другие общесоциальные причины. В их числе можно указать, в частности, на такие, как понимание сложности и противоречивости правотворческого и иных процессов на национальном уровне, требующих от их участников специальных знаний и подготовки; высокая стоимость для налогоплательщиков референдумов и плебисцитов; недостаточная компетентность и информированность рядовых граждан в политических и иных делах для того, чтобы быть активнымиучастниками протекающих на национальном уровне процессов; и др.
Анализ причин и факторов, обусловливающих весьма неоднозначное и противоречивое отношение различных слоев западного общества к референдуму, позволяет глубже понять не только его социальную природу и характер, но и его место и роль в системе демократии, реальные возможности воздействия института референдума на конкретную политическую и социальную среду. Кроме того, он позволяет избежать в равной мере пагубных дел политической теории и практики крайностей в оценке значимости референдумов, дает возможность со значительной долей достоверности определить факторы, способствующие повышению эффективности референдумов в политической системе того или иного общества или, наоборот, препятствующие их усилению. Это имеет огромное не только теоретическое и методологическое, но и практическое значение.
Референдум в любой стране будет политически и идеологически эффективным с точки зрения интересов прогрессивных социальных сил и классов лишь в том случае, если он (по природе своей как весьма демократический институт) будет правильно понят и поддержан широкими слоями населения, будет иметь своей целью при решении политических вопросов четко выраженную гуманную цель, если общественное мнение не будет увлечено и дезориентировано псевдодемократическими лозунгами и призывами, а также ложными социальными ценностями и, наконец, если будут созданы все необходимые организационно- технические и иные условия для подготовки и проведения всенародных опросов.
Важное значение для эффективности референдумов имеют строгое установление и законодательное закрепление их статуса, процедуры проведения и порядка подведения итогов, места и роли в системе конституционного и текущего законодательства, принимаемых путем референдумов нормативно-правовых актов.
В настоящее время институт референдума законодательно закреплен в конституциях, декретах и других нормативно-правовых актах значительного числа высокоразвитых западных стран, включая в первую очередь ФРГ, Францию, США, Данию, Италию, Испанию, Норвегию, Швецию, Швейцарию и др. Причем имеет место не только одноразовое закрепление (например, в конституциях более чем 20 буржуазных стран), но и многоразовое, чаще всего двойное закрепление референдума в конституциях и в текущем законодательстве этих стран — в отдельных, специально принятых законах и положениях. Последние издаются, как правило, на основе и в развитие соответствующих конституционных положений. В качестве иллюстрации может служить законодательство Италии, Испании и ФРГ, где конституционные акты дополняются и развиваются неконституционными, обычными юридическими актами.
Так, в ныне действующем законодательстве Италии, наряду с тремя статьями (75,132 и 138) Конституции, посвященными референдуму, с 1970 года действует и специальный закон, посвященный данному институту, под названием «Положения о референдумах, предусмотренных конституцией, и законодательной инициативе народа».
В конституции закрепляются условия проведения или непроведения референдума, его предмет и ряд других принципиальных положений. Например, ст. 75 Конституции устанавливает, что референдум «назначается для полной или частичной отмены закона, когда того потребуют пятьсот тысяч избирателей или пять областных советов». Эта же статья предусматривает недопущение референдума в отношении законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях на ратификацию международных договоров. Ст. 132 Конституции Италии оговаривает возможность решения посредством референдума территориальных вопросов, возникающих между различными Провинциями и Коммунами страны; ст. 138 предопределяет условия и возможность окончательного принятия или неприятия с помощью референдума законов, изменяющих конституцию или другие конституционные акты.
Что же касается Положения о референдумах, то в нем предусматривается решение, скорее, организационно-технических, нежели принципиальных социально-политических вопросов. Имеются в виду вопросы, касающиеся подготовки и порядка проведения референдумов, формулировки вопросов, выносимых на референдум, подведения итогов референдума и др.
Аналогично обстоит дело и с двойным законодательным закреплением референдума в Испании. Наряду с соответствующими статьями Конституции (92, 151 и 168), в которых предусматривается возможность проведения референдума по вопросам, касающимся автономии национальностей и районов, ее составляющих, полного или частичного пересмотра Конституции, а также политических решений, имеющих особую важность, в стране с 1980 года действует специальный закон «О регулировании различных видов референдума». В нем, кроме организационно-технических вопросов, предусматривается решение проблем, связанных с финансированием референдумов, проведением наряду с ними опросов общественности, с подчинением процедуры референдума «общим принципам избирательного права» и др.
Особое внимание в данном нормативном акте, в отличие от аналогичных актов других стран, уделяется вопросам пропагандистского обеспечения проводимых в стране референдумов. Так, согласно ст. 14 средствам массовой информации, принадлежащим государству, предписывается в целях проведения пропагандистской кампании бесплатно предоставлять время и место политическим группировкам, представленным в Генеральных Кортесах. При этом оговаривается, что если опрос приводился на всей территории государства, то время и место этим группировкам предоставляются пропорционально количеству депутатских мест, полученных ими на последних всеобщих выборах, во всех общенациональных средствах массовой информации. В тех же случаях, когда референдум проводится на региональном уровне, время для различных политических группировок предоставляется в определенные часы в передачах, рассчитанных на большую аудиторию, а место — в изданиях, распространяемых в провинциях, где проводится референдум.
В соответствии со ст. 15 закона «О регулировании различных видов референдума» продолжительность пропагандистской кампании не может быть «менее десяти и более двадцати дней» и должна заканчиваться в «ноль часов суток, предшествующих дню, на который назначено голосование. Кроме того, согласно этой же статье за пять дней до голосования должны быть запрещены любые публикации, распространение или комментирование сведений или «общих результатов какого-либо опроса или исследования общественного мнения», а также «пробное голосование», с помощью которого определяются мнения, прямо или косвенно имеющие отношения к результатам решения вопроса, поставленного на референдуме104.
Двойное законодательное закрепление референдума в Германии заключается в том, что вопросы проведения референдума на федеральном уровне регламентируются одновременно и ст. 29 основного закона и законом «О порядке проведения референдума, народной инициативы и народного опроса» от 30 июля 1979 года. В соответствии с данными нормативными актами в ФРГ предусматриваются три вида народных голосований: референдум, народная инициатива, народный опрос. Они проводятся только по вопросу территориальной реорганизации федерации. Референдум на федеральном уровне проводится в ФРГ в двух случаях: обязательно — если принимается федеральный закон, имеющий целью изменение границы земель; и альтернативно — если успешно реализована народная инициатива. В последнем случае вопрос о необходимости проведения референдума решает федеральное правительство.
Следует отметить, что наряду с названными нормативными актами при проведении референдумов в ФРГ, применяются положения закона о выборах, касающиеся деления избирательных округов на избирательные участки, образования и деятельности избирательных органов, проведения выборов по почте, обеспечения тайны голосования и некоторых других вопросов.
Вполне понятно и объяснимо, что основные вопросы, касающиеся референдумов, обстоятельно решаются лишь в специальном законе о порядке проведения референдумов. «Подробности проведения референдума и волеизъявления народа регулируются федеральным законом», — говорится в связи с этим в Основном законе Германии. Однако и в конституционном акте им уделяется также довольно значительное внимание. Так, в ст. 29 Основного закона решаются наиболее важные вопросы, касающиеся предмета и условий проведения референдумов, порядка осуществления всенародных опросов и подведенных их итогов и др. Предусматривается, в частности, что «распределение федеральной территории осуществляется посредством издания федерального закона, по которому проводится референдум», с учетом мнения заинтересованных земель.
В этой же статье (п. 3) указывается на то, что референдум проводится в «землях, на территории которых или ее частях должна быть образована новая или со вновь установленными границами земля (заинтересованные земли)». Причем единственной целью референдума в этом случае является решение вопроса о том, «должна ли заинтересованная земля оставаться в прежних границах или должна быть образована новая земля, или со вновь установленными границами».
Согласно п. 3 ст. 29 решение по данному вопросу считается принятым, если на «будущей территории и в целом на территории или части территории заинтересованной земли, чей статус должен измениться, большинство выскажется за эти изменения». Если же большинство хотя бы на территории одной из заинтересованных земель отклонит предлагаемые изменения, то решение будет считаться непринятым. Однако и в этом случае результаты референдума могут считаться положительными, если «на части территории, чья принадлежность должна измениться, большинство в 2/3 голосов выразит согласие на изменение» .
Кроме приведенных примеров двойного законодательного закрепления референдума в западных странах есть и другие аналогичные примеры . В частности, организация и порядок проведения референдума во Франции, кроме Конституции, регулируется Декретом № 62- 1135 от 4 октября 1962 года. Декрет состоит из 12 статей, сгруппированных в 4 главы: I. Общие положения. II. Организация голосования и подсчет голосов. III. Порядок голосования. IV. Иные предписания. В Декрете предусматривается большей частью решение хотя и весьма важных, но в значительной мере процедурных вопросов. Они касаются, в частности, порядка голосования, оформления бюллетеней, определения условий проведения референдумов, состава и компетенции избирательных комиссий и др. Декретом предусматривается, что комиссии возглавляются чиновниками судебного ведомства. Председатели комиссий обязаны поддерживать связь с делегатами, которых может назначить Конституционный совет для контроля за правильностью проведения референдума. Председатели комиссий обязаны предоставлять любого рода информацию и документы, которые делегаты посчитают полезными иметь для выполнения своей задачи. Характерной особенностью референдума во Франции является, во-первых, допустимость в процессе его подготовки и проведения и фактическая урегулирован- ность не только с помощью названных (основных), но и других нормативных актов. Например, правила проведения всей пропагандистской и иной кампании, связанной с референдумом, определяются ордонансом правительства. В то же время ко всем вопросам, не урегулированным Декретом об организации референдума, ордонансом правительства и иными возможными актами, применяются положения Избирательного кодекса, имеющие отношение к проведению всеобщих выборов, а также соответствующие положения, действующие на заморских территориях.
Во-вторых, широкая вовлеченность в процесс подготовки и проведения референдумов во Франции самых различных государственных органов: президента страны, правительства, отдельных министров, парламента и его отдельных членов, Конституционного совета. Анализируя круг вопросов, которые решаются данными органами применительно к их взаимоотношениям в процессе подготовки и проведения всенародных голосований как об одной из наглядных иллюстраций попыток практической реализации, если не теории разделения властей, то, по крайней мере, теории разделения функций различных государственных органов.
В самом деле, если согласно Конституции Франции (ст. 11) правительство или обе палаты парламента обладают прерогативой предлагать любой законопроект, «касающийся организации государственной власти, содержащий одобрение какого-либо соглашения о Сообществе или имеющей целью разрешить ратификацию какого-либо договора, который, не противореча конституции, отразился бы на функционировании установлений», то президент страны обладает правом передавать этот законопроект по их предложению на референдум.
Аналогично обстоит дело и с пересмотром самой Конституции. В соответствии со ст. 89 инициатива такого пересмотра принадлежит президенту. Однако он действует «по предложению премьер-министра». Инициатива пересмотра Конституции принадлежит также членам парламента. Основной закон страны предусматривает, что проект или предложение конституции должны быть приняты двумя палатами парламента в идентичной редакции. Однако пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом.
Вместе с тем проект пересмотра не передается на референдум, когда президент республики решает представить его на рассмотрение парламента, созванного в качестве конгресса. В этом случае проект пересмотра считается одобренным только тогда, когда он получает большинство в три пятых общего числа поданных голосов. Бюро конгресса в этом случае выступает в качестве бюро Национального собрания. Особо оговаривается, что никакая процедура пересмотра конституции не может быть начата или продолжена при посягательстве на целостность территории. Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра (ст. 89).
Конституционный совет следит за правильностью проведения референдума и объявляет его результаты (ст. 60), т.е. в известной мере осуществляет контрольные функции за процессом подготовки и проведения народного опроса (Конституции буржуазных государств. С. 104).
Премьер-министр, государственный министр по заморским территориям, хранитель печати, министр юстиции, министр вооруженных сил, министр внутренних дел отвечают каждый в своей области за выполнение Декрета об организации референдума.
Говоря об особенностях правового регулирования референдумов в ряде западных стран, необходимо обратить внимание на особенности регулирования «петиционного» характера данных институтов105. Последнее тем более важно, что дает возможность отойти от чрезмерно упрощенных представлений о референдумах лишь как о политических средствах в руках господствующих классов. Законодательное закрепление «петиционного» характера референдумов создает определенные правовые гарантии того, что проведение референдумов в любой стране может иметь место не только по инициативе и в интересах властей предержащих, но и по инициативе рядовых граждан, определенной части населения.
Примеров проведения такого рода референдумов можно привести много из теории и практики ряда капиталистических стран. Но наиболее яркие примеры дает политическая теория и практика США. Петиции в этой стране выступают как составляющая часть более широкого и емкого явления и понятия — инициативы. Инициатива проведения референдума по тому или иному конкретному вопросу может сочетаться и зачастую сочетается с внесением на рассмотрение законодательных органов различных штатов отдельными лицами или группами лиц проектов текущих законов или добавлений и изменений (поправок) Конституции .
Начиная с 1902 года, когда впервые в США (в штате Орегон) появился институт внесения самими гражданами предложений по проектам обычных законов конституционных изменений, и вплоть до настоящего времени, такая практика получила широкое распространение в 14 штатах. Политическим и идеологическим обоснованием ее служил известный тезис, выдвинутый еще в начале XX века прогрессивистами США о том, что «лучшим средством лечения от всех болезней демократии является сама, непрерывно возрастающая демократия» .
Позитивные моменты прямого «законодательного представления», по мнению прогрессивистов, заключаются в том, что оно способствует «сближению простых людей с правительством», создает ситуацию, когда люди вместо традиционного давления на политических деятелей сами вносят предложения по тем или иным законодательным проектам и сами же их обсуждают; наиболее полно отражает общественные взгляды и настроения; пробуждает у широких слоев населения живой интерес к политической жизни и правовым проблемам; способствует непосредственному вовлечению рядовых граждан в государственные и общественные дела; гораздо лучше и эффективнее служит интересам граждан, чем любые другие традиционные институты, включая политические партии, официальные учреждения или же различные политические ассоциации.
Негативные моменты прямого «законодательного представления», по мнению прогрессивистов, заключаются в том, что появляется опасность механического преобладания неквалифицированного в области политики и права большинства над профессионально мыслящим меньшинством. Усиливается в связи с этим вероятность принятия весьма слабых или дискриминационных законов. Расширяется возможность ослабления или даже подрыва правительственных институтов и системы представительных органов в целом. Возникает опасность появления такой ситуации, когда простые граждане «будут уважать политических деятелей и законодательные органы еще меньше, чем они это делают сейчас, и когда потенциальные кандидаты в депутаты в значительной мере утратят желание баллотироваться в законодательные органы, поскольку не будут уверены в том, что власть последних не будет подорвана институтом прямого правотворчества»106.
Негативные моменты прямого «законодательного представления» как одной из разновидностей «инициативы» послужили наряду с иными факторами важной причиной, на наш взгляд, не только появления, но и прочного законодательного закрепления во многих штатах СШ Л другой не менее важной формы — «петиционного референдума»107.
Суть его заключается в том, как об этом свидетельствует уже само название данного института, что он служит одновременно и основанием и формально-юридическим поводом для подготовки и проведения всенародного опроса. Данный институт функционирует, как об этом свидетельствуют американские источники, в 23 штатах США, В то время, как «конституционный референдум», предлагающий вынесение на всенародный опрос (одобрение или неодобрение) любых конституционных изменений, существует практически во всех (кроме Делавера) штатах США108.
В политической теории и практике имеются значительные расхождения относительно применения петиционного референдума в различных штатах. К самим петициям предъявляются такие неодинаковые как по форме, так и существу требования. В частности, для того, чтобы петиция как юридическое основание для проведения референдума стала полноценной, в штате Массачусетс ее должны подписать 1,5-2% избирателей, принимавших участие в последних выборах губернатора. В штате Айдахо эта цифра должна быть равна 10%. В штате Северная Дакота такую петицию должны подписать не менее 20 тыс. квалифицированных избирателей; в штате Невада — не менее 10%; в Калифорнии — не менее 8 % от общего числа избирателей на последних выборах губернатора.
Законодательством некоторых штатов США предусматривается также необходимость сбора определенного количества подписей от лиц, проживающих в различных частях того или иного штата. Так, например, для проведения петиционного референдума в штате Арканзас требуется собрать подписи не менее чем у 10% избирателей от их общего числа принявших участие в последних выборах губернатора и проживающих в не менее чем 15 (из 75) графств этого штата109.
В некоторых штатах при установлении определенного количества подписей под петициями в расчет берутся данные по выборам не губернатора, а секретаря штата или судей Верховного суда штата.
Поставленный на петиционном или ином референдуме законопроект отклоняется во многих штатах тогда, когда за него не проголосовало простое большинство людей, принявших участие в таком референдуме.
В четырех штатах выдвигается дополнительное требование, в соответствии с которым в голосовании должно принять участие определенное число избирателей, т.е. закон должен быть одобрен определенным количеством голосов. Такое требование, учитывая большую пассивность избирателей в штатах, нередко приводит к тому, что закон не собирает нужного большинства голосов. Так, в штатах Массачусетс и Небраска в голосовании должно участвовать не менее 30 и 35% избирателей соответственно. Проблемы и трудности, возникающие при этом, очевидны. Они касаются фактически всех сторон процесса подготовки и проведения референдумов, но в первую очередь выполнения законодательных требований, касающихся сбора требуемого числа подписей под петициями и обеспечения участия в самом голосовании требуемого количества избирателей.
Опросы общественности и имеющаяся статистика указывают на то, что в избирательном корпусе США отнюдь не возрастает из года в год желание участвовать в проходящих на различных уровнях выборах, а, наоборот, время от времени постепенно снижается. Об этом, в частности, можно судить на основе данных участия американских граждан в президентских выборах. Так, если на выборах в 1856 году участвовало примерно 80% от общего числа избирателей, то в конце прошлого столетия, а именно в 1896 году число участников сократилось примерно до 76-77%. На президентских выборах 1912 года число участвовавших составило около 60%, в 1920 году — примерно 38 — 40%, в 1952 году — около 55, в 1968 году — около 51-55, в 1976 — примерно 52, в 1984 — около 54 %. Число участвовавших на выборах в Палату представителей США с 1920 по 1984 год никогда не превышало 47-48 %. В 1920 году это число составляло примерно 28-30%, а в 1984 году — около 44-45 %110.
Аналогичная картина, свидетельствующая о значительной пассивности избирательного корпуса, наблюдается не только на уровне федерации, но Г на уровне отдельных штатов США. Это можно видеть на примере проводившегося в 1982 году в 9 штатах страны референдума, касающегося замораживания строительства атомных электростанции и дальнейшего использования ядерной энергии. Число участников в нем не превышало 50% и колебалось от 49% (в штате Орегон) до 32% (в
^ГаГиТуя результаты референдумов и всеобщих выборов в США в течение по^ей декады, западные обозреватели и эксперты не без оснований заявляют, что петиций и референдумы не привлекают к себе большего процента от числа всех избирателен, чем это имеет место на всеобщих выборах. «Они никак не стимулируют участие избирателен в деятельности институтов прямой демократии и не пребывают тенденцию к уменьшению процента участвующих в выборах» .
Данные слова, как представляется, справедливо отражая реальную ситуацию, связанную с использованием институтов прямой демократии, включая петиции и разлитые виды референдумов на Западе, предостерегают нас, помимо всего прочего, от одностороннего подхода к оценке, а тем более от абсолютизации данных институтов на Востоке.
- Политология
- Лекция 1. Политология: проблемы становления и перспективы развития
- Лекция 2. Предмет и структура политической науки
- Политическая жизнь как изменяющийся объект познания
- Аспекты политики и предмет политической теории
- Логика познания политики и структура политической науки
- 1. Общая теория политики и политологические субдисциплины
- 2. Эмпирический и теоретический уровни политического знания
- 3. Фундаментальные и прикладные исследования в политологии
- Лекция 3. Методы изучения политики
- Типы и уровни методов изучения политики
- Инструментальные подходы и современные методики исследования политической жизни
- Лекция 4. Содержание и основные этапы истории политических учений
- Лекция 5. Идеи правового государства в истории политической мысли
- Лекция 6. Развитие сравнительной политологии
- Лекция 7. Политическая власть понятие власти
- Градиенты власти
- Дифференциация власти
- Формы власти
- Власть и мораль
- Власть и собственность
- Дистанциональиая и институциональная власть
- Лекция 8. Субъективные основы и субъекты политики
- 1. Субъективное и объективное в политической жизни
- 2. Субъекты политики: система и функции
- 3. Народ и человек как субъекты политики
- Лекция 9. Личность как субъект политики
- Лекция 10. Политическая демократия и ее формы. Референдум как одна из форм прямой демократии
- Лекция 11. Политическая система общества
- Лекция 12. Политический процесс
- Лекция 13. Политическое участие
- Политическая мысль об участии
- Демократия и участие граждан в политической системе
- Лекция 14. Политическая культура
- 1. Сущность характеристики политической культуры
- 2. Политическая символика
- 3. Религиозный аспект политической культуры
- 4. Типологизация политической культуры
- Лекция 15. Политическая психология
- 1. Становление политической психологии как науки
- 2. Предмет политической психологии
- 3. Научный инструментарийполитической психологии
- Лекция 16. Политика и права человека
- Лекция 17. Политика, право, демократия (методологические проблемы соотношения)
- Лекция 18. Политическая социализация личности
- Лекция 19. Статус личности в политической системе общества
- Лекция 20. Политология международных отношений
- 1. Политология международных отношений — часть политической науки
- 2. Проблема войны и мира в современной общественно-политической мысли
- 3. От эпохи войн и социальных конфликтов к эпохе научно-технического, социального и нравственного прогресса
- Лекция 22. Политика и предвидение общая характеристика предвидения
- Содержание