3. От эпохи войн и социальных конфликтов к эпохе научно-технического, социального и нравственного прогресса
Конец XIX и начало XX столетия ознаменовались резким углублением глобального конфликта в рамках способа производства общественной жизни и прежде всего между ростом населения и ограниченностью социальных условий для удовлетворения возросших потребностей. Углубление этого конфликта, захватившего по сути дела все человечество, было обусловлено целым рядом причин.
К началу нашей эры на Земном шаре насчитывалось примерно 200-250 млн человек. Для удвоения этой численности потребовалось 13 веков. Следующее же удвоение произошло уже за 600 лет. К началу XIX века на планете проживало 800 млн человек, а к концу этого века оно составило более 1 млрд 600 млн.
Итак, углубление конфликта было связано прежде всего с тем, что за период XIX столетия в мире произошел резкий рост населения.
Такого бурного роста населения за столь короткий срок не знала ни одна эпоха в истории человечества.
В то же время земледельческая цивилизация в большинстве стран исчерпала себя, а промышленная, за исключением Западной Европы л Северной Америки, еще не раскрыла всех своих возможностей и не обеспечила плодов своего утверждения. Более того, эта цивилизация буквально вызвала взрыв как традиционных, так и новых потребностей в развитых странах мира, резко усилила их потребность в источниках сырья и рынках сбыта. Кроме того, рост и утверждение промышленной цивилизации резко усилили связи между народами и странами мира, что сопровождалось ростом глобализации всех социальных процессов, конфликтов и противоречий в мире.
Все это привело к обострению социальных противоречий в одних странах между трудом и капиталом, а затем между социализмом и капитализмом, между самими империалистическими государствами, а также между колониями и метрополиями.
Различные противоречия сопровождались и различными путями их решения. Противоречие между трудом и капиталом породило в целом ряде стран мира, в том числе и в России, Китае величайшие революционные сдвиги, сопровождавшиеся переделом собственности и изменением всей социально-политической структуры общества внутри стран.
Противоречие между империалистическими странами привело к возникновению двух мировых войн и многочисленных локальных конфликтов, ставивших своей целью перераспределение собственности и материальных ресурсов уже не внутри страны, а между государствами.
Наконец, обострение конфликта между колониями и метрополиями привело к мощному взрыву национально-освободительного движения и развалу позорной колониальной системы империализма.
Таким образом, обострение глобального мирового конфликта между социальными и природными компонентами в рамках способа производства общественной жизни сопровождалось обострением целого ряда социальных противоречий в мировой системе, что привело в свою очередь к появлению своеобразной исторической эпохи, названной эпохой империализма, войн и социальных революций.
В условиях этой эпохи происходил глобальный процесс перераспределения собственности, богатств, привилегий как между классами в рамках отдельных государств, так и между государствами в мировом масштабе.
В середине и особенно в конце XX века положение в мире существенным образом начинает меняться. К этому времени промышленная цивилизация не только расширилась, но и раскрыла свои возможности, что привело к громадному росту материального производства и валового мирового общественного продукта. Достаточно отметить, что за период XX века валовой мировой общественный продукт увеличился в 20 раз. Подобного роста материального богатства человечество не знало за всю прежнюю историю.
Гигантский рост материального производства сопровождался в различных странах мира глубокими социальными сдвигами. В мировом населении появился т.н. «золотой миллиард». В результате в этом регионе ослабел внутренний конфликт между социальными и природными компонентами в рамках способа производства общественной жизни и увеличилась адекватность между ними, что привело к определенному ослаблению социальных противоречий. А это в свою очередь сопровождалось некоторым ослаблением социальной напряженности и внутри развитых стран, равно как и между этими странами. В результате этого Европа, которая явилась очагом двух мировых войн, первая встала на Путь экономической интеграции между странами.
Вторым важным обстоятельством, повлиявшим на все развитие человечества, явился драматический распад СССР и крах социализма в целом ряде стран.
При этом, если в странах Западной Европы происходит постепенный процесс интеграции, то на Востоке наблюдается усиление противоположной тенденции к созданию однонациональных государств. Произошедшие социальные сдвиги в странах Запада и Востока в значительной мере способствовали преодолению холодной войны.
Ослабление холодной войны стало новым поворотным пунктом в развитии современных международных отношений. Он означает крах политики силы, на протяжении долгого времени причинявшей народам огромные беды и страдания.
Третьим важнейшим событием мирового значения явился рост населения в развивающихся странах мира, а также появление новых центров экономической мощи — Японии, Китая и, по всей вероятности, в недалеком будущем, Индии.
В результате т.н. демографического взрыва и эксплуатации со стороны развитых стран, в развивающихся странах увеличивается бедность, нищета, обострились конфликты между растущим населением и возможностями удовлетворения его потребностей, что сопровождается обострением как внутренних социальных противоречий, так и межэтнических, межнациональных, религиозных конфликтов в регионах.
Четвертым важнейшим событием мирового значения второй половины XX века явилось обострение глобальных проблем. Если раньше противоречия между обществом и природой не принимало столь глобального характера, то теперь загрязнение окружающей среды, опасность ядерного уничтожения, голода в развивающихся странах достигли невиданных масштабов.
Если раньше человечество из-за недостатка в развитии своей, т.н. второй природы испытывало нищету, голод и т.д., то теперь развитие второй природы углубило ее конфликт с окружающей природной средой. Проблема среды обитания выходит за рамки политики и экономики, она затрагивает сами основы жизни человека.
Таким образом, глобальный конфликт в рамках способа производства общественной жизни, между обществом и природой, обострившийся в начале XX века, сохранился и даже в некоторых регионах углубился, хотя к концу века он изменил свои формы проявления.
Если раньше этот конфликт характеризовался глобальным несоответствием между ростом населения и острейшей недостаточностью материальных ресурсов для его обеспечения, то теперь он характеризуется сравнительной обеспеченностью т.н. «золотого миллиарда» и вместе с тем необеспеченности его в развивающихся странах. В результате углубляется разрыв между Севером и Югом, где богатые все богатеют, а бедные все беднеют.
Вследствие этого наряду с противоречиями внутри стран обострилось глобальное противоречие между Севером и Югом. А это создает опасность катастрофических военных столкновений. К этому же следует добавить, что если в развитых странах мира несколько ослабел конфликт между человеком и социальными условиями его жизни, но обострялся конфликт с окружающей средой, то в развивающихся странах обострились прежде всего внутренние социальные противоречия на базе углубления неадекватности между потребностями человека и его социальной средой.
Если раньше человечество и созданная в результате его исторической деятельности вторая природа не вступала в глобальный конфликт с окружающей средой, то теперь эта природа достигла такой степени развития, что ставит под угрозу окружающую природу, создавая всему человечеству новые опасности.
Наконец, если раньше материально-производственная основа, имеющаяся в распоряжении общества, не обеспечивала ему возможность для нормальной жизни, то теперь в результате роста общественного производства такие возможности постепенно увеличиваются.
В самом деле, если за XX век население Земли увеличилось в 6 раз, то мировой общественный продукт вырос за это время в 20 раз. В связи с этим следует отметить неправоту мальтузианцев, которые утверждают, что человечество растет быстрее, чем производимый им продукт.
Ускоренный рост общественного производства создает предпосылки для ослабления и преодоления многих социальных конфликтов и катаклизмов.
Таким образом, современная действительность представляет собой довольно пеструю и неоднозначную картину.
С одной стороны, в мире обострились многие прежние противоречия, а с другой — возникли новые социальные трудности и противоречия.
В самом деле, произошло определенное ослабление социальных противоречий в Западной Европе, но в то же время они усилились и обострились в странах Востока и развивающихся странах. Ослабла опасность мировых войн в Европе, но возросла опасность всякого рода столкновений и локальных конфликтов в странах Востока и Юга. Ослабели противоречия между Западом и Востоком, но обострились противоречия между Севером и Югом.
В результате всего этого можно говорить о наступлении новой эпохи всемирной истории, которую можно было бы охарактеризовать как эпоху коренных демократических преобразований, утверждения нового мирового экономического и политического порядка, глобальных проблем и локальных конфликтов.
Каковы же перспективы войны и мира в современную эпоху, в обозримом будущем начала XXI века?
Что же нам несет век грядущий? Кровопролитные войны, конфликты и социальные катаклизмы, или же он обещает быть более спокойным и гуманным нежели век XX?
В середине 80-х годов Ден Сяопин объявил о том, что большие войны не являются неизбежными по крайней мере в обозримом будущем. Другие же считают, что человечеству предстоит и дальше жить в условиях конфликтов, столкновений и войн между народами.
Как считает профессор Кембриджского университета Джонатан Рейли — ныне вполне может возникнуть ситуация, аналогичная той, что была раньше. После перерыва, по его мнению, некие фанатичные представители мусульман, турецкие религиозные фундаменталисты в Малой Азии и фанатики в Испании могут начать дестабилизировать границы соседних государств, заселенных приверженцами других религий . При этом некоторые западные исследователи не исключают возможности и новой мировой войны.
Проблемам мировых войн и развития человечества много внимания уделял известный западный политолог Г.Кан. В своих книгах «О термоядерной войне», «Мысли о немыслимом», «Об эскалации» он писал, что мировые войны будут происходить не только в ближайшем, но и в отдаленном будущем. Он рассмотрел восемь мировых войн: две из них уже имели место, а остальные шесть, по его мнению, человечеству предстоит еще пережить. Каждой из таких войн будет предшествовать техническая революция. При этом по мере технического прогресса люди со временем откажутся от применения ядерных бомб и ракет и перейдут к более тонким способам ведения войн — с помощью искусственных землетрясений, изменения температуры погоды на территории противника и т.д.
Это представление Г.Кана нельзя признать убедительным, так как он исходит из одного технократического подхода и не учитывает другие компоненты общественной структуры, которые также влияют на состояние отношений между народами. Г.Кан прежде всего не учитывает состояние и пути развития самого человека, человеческого потенциала, общественной жизни в целом и в частности процесса объединения человечества, который прокладывает себе дорогу по мере его развития. Здесь игнорируются также инстинкт самосохранения человека, глобальные проблемы и т.д.
Некоторые ученые считают, что информация, знания в современных условиях все больше и больше заменяют сырьевые ресурсы. Это позволяет бедным в ресурсном отношении странам добиваться успеха иными путями. В таких условиях по их мнению может возникнуть новый передел мира по совершенно новым основаниям. При таком положении большие размеры территории и богатств в недрах не всегда могут служить залогом богатства страны.
Вместе с тем теперь богатство может возникать как бы из ничего, так как его создает индустрия развлечений, досуга, образования и т.д. Это свидетельствует о том, что богатство увеличивается за счет увеличения энергетического потенциала самого человека, его сил, способностей, разума как своеобразного неотъемлемого неотчужденного орудия труда.
Известный западный политолог Самуэль Хантингтон считает, что если раньше войны велись между народами и странами, то теперь войны будут происходить между цивилизациями и прежде всего на религиозной почве.
В качестве подкрепления своей мысли он приводит рост арабского фундаментализма, появление новых экономических центров (Япония, Китай и т.д.).
Противоречия и столкновения между сложившимися цивилизациями, действительно, могут стать в обозримом будущем определяющим фактором мировой и региональной стабилизации. Однако для того, чтобы оценить мировую обстановку в целом, необходимо учитывать и противоположные тенденции, которые неуклонно прокладывают себе дорогу и усиливают свое действие.
При этом, по нашему мнению, при анализе перспектив будущего развития следует исходить не из одной какой-либо стороны способа производства общественной жизни, как это делают Г.Кан и С.Хантингтон, а учитывать все его компоненты в их совокупности. Лишь всесторонний учет всех компонентов способа производства общественной жизни позволит выявить господствующую тенденцию в развитии человечества на ближайшую перспективу.
Если рассматривать мировое развитие именно под таким углом зрения, то следует иметь в виду, что в современных условиях меняется сам человеческий потенциал общественной жизни — ее сердцевина и движущая сила. Происходит не только переход от национально-государственных к цивилизационным общностям, но и постепенное формирование человеческого сообщества в рамках всего мира. Этот процесс по разным причинам особенно усилился в современной обстановке. В ходе технизации и урбанизации, развития техносферы и ноосферы, усиления контактов между людьми возникает планетарное человечество, о чем пророчески писали Т.де Шарден и В.И. Вернадский. Более того, происходит интеграция природно-социального человека с техникой, что может привести к трансформации его социально-природной сущности. А это может служить важной гарантией и фактором усиления тенденции к преодолению по крайней мере мировых войн между народами. Но дело не только к этом. Меняется также и отношение человечества к мировым войнам.
Вопрос о войне и мире в современную эпоху приобретает особенно актуальный характер, так как не только прогресс человечества, но и его сохранение зависит от того, найдет ли оно в себе силы и мужество одолеть угрозы, таящиеся в современном мире.
Во все времена естественное чувство или инстинкт самосохранения человека, тенденции, объединяющие людей, выступали одной из важнейших причин предотвращения войн между народами, борьбы за мир. Однако это естественное чувство, выступающее отражением естественной природы человека, его самосохранения и развития наталкивалось на социальные законы антагонистических общественных отношений, на эгоистические интересы правящих классов, которые порождали войны между народами.
К тому же до сих пор не вставал вопрос о самом существовании человечества как целого. Лишь в современных условиях, с изобретением оружия массового уничтожения, вопрос о его самосохранении приобрел для человечества все более актуальный характер. А это не может не повысить роль инстинкта самосохранения и как следствие этого гарантии сохранения мира между народами.
В современных условиях складывается своеобразная ситуация. С одной стороны, хищнические устремления агрессивных сил — это специфический исторический закон общества, в котором господствует частная собственность. В то же время в общественной жизни действуют более глубокие естественные законы самосохранения, которые находят свое выражение во всех странах и в деятельности всех народов. Хотя социальные исторические законы могут на время отодвинуть естественные законы, однако в конечном счете приоритет остается за естественными законами, которые носят более фундаментальный характер.
Разумеется, утверждение естественных законов не происходит автоматически. Для этого требуется активная деятельность миролюбивых сил.
В современных условиях меняется не только человеческий потенциал, но и материально-производственная сфера общественной жизни. Переход от промышленной к постпромышленной цивилизации, рост мирового общественного производства и мирового совокупного общественного продукта также уменьшает степень напряженности в отношениях между народами.
Рост техники, появление ядерного оружия, с одной стороны, порождает военную опасность, создает угрозу для жизни человечества, а с другой — это оружие массового уничтожения служит сдерживающим фактором на пути развязывания агрессивных войн, а тем более мировых.
Самое же главное, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, заключается в том, что, как уже отмечалось, соотношение между собирательством, собственным производством и грабежом других у человека не остается постоянным, а носит конкретно-исторический характер. Чем выше производство, чем лучше обеспечиваются его потребности, тем соответственно при прочих равных условиях сужается роль и сфера перераспределения материальных ресурсов из одних рук в другие путем насилия и грабежа. При этом играет роль также и качество природной среды.
Нынешний рост мирового производства, в том числе и в таких густонаселенных странах, как страны Юго-Восточной Азии, ряда государств Африки и Латинской Америки позволяет надеяться, что производственная тенденция в жизни современного человечества будет преобладать и неуклонно одерживать верх над его грабительскими устремлениями господствующих классов некоторых стран.
Коренные изменения происходят также и в сфере отношений общества с природой. С одной стороны, глобальные проблемы усиливают противоречия между странами, а с другой — они способствуют сплочению человечества по их преодолению.
С одной стороны, наличие ядерного оружия порождает военную опасность, создает угрозу для жизни человечества, а с другой — это оружие массового уничтожения служит сдерживающим фактором на пути развязывания агрессивными силами всевозможных конфликтов, а тем более мировых войн.
С одной стороны, глобальные проблемы обостряют ситуацию в мире, усиливают противоречия между странами, а с другой — они способствуют сплочению человечества на их преодоление.
Что касается социальных противоречий и конфликтов, путей их разрешения, то некоторые западные социологи считают, что утверждение либерализма означает конец истории, так как она якобы уже пришла к своему логическому завершению. Однако нужно заметить, что современное западное общество с его господством рыночной экономики, представительной демократией — это отнюдь не последнее слово в развитии человеческой цивилизации. Человечество будет стремиться идти дальше по пути поиска новых, более совершенных форм своей жизни и деятельности. Но и на этих путях нельзя не замечать новых наметившихся тенденций.
В свое время К.Маркс писал, что после того как исчезнут классы и классовые антагонизмы, социальные революции перестанут быть политическими революциями.
Следует обратить внимание на то, что Маркс говорит не только об исчезновении политических революций как своеобразной формы преобразования общества, но и о коренном изменении характера общественного прогресса вообще — переходе от социальных революций к социальным эволюциям. По всей вероятности эта тенденция в XXI веке будет все сильнее прокладывать себе дорогу в развитии человеческой истории.
Исторический опыт свидетельствуют, что далеко не все возможности, созданные объективными условиями, превращались в действительность. Для превращения возможности в действительность в качестве непременного условия должна выступать активная творческая деятельность самих людей.
Этому же способствуют не только объективные, но и субъективные условия, постепенно складывающиеся в современном мире. К ним относятся: рост планетарного сознания, горькие уроки и тупиковый характер двух мировых воин, ничего не давших человечеству кроме неисчислимых жертв, страданий и слез, а также пример Японии и Германии, которые на путях мира и научно-технического прогресса достигли неизмеримо больших результатов, чем на тропе войны. Усиливающаяся роль ООН и другие факты позволяют смотреть на XXI век с надеждой на позитивный результат.
Ненасилие рано или поздно в конце концов одержит верх над насилием, а эпоха империализма, войн и социальных революций сменится эпохой научно-технического, социального и нравственного прогресса.
Перед человечеством выдвигается в качестве неотложной задача установить такой общественный и международный порядок, который соответствует социальной природе человека, причем все больше нарастают необходимые условия для установления такого нового порядка.
Во все времена характер прогресса в обществе носил как революционный, скачкообразный, так и эволюционный, или постепенный, характер. Во все времена человек стремился обеспечить свой прогресс с наименьшей затратой сил, средств, а тем более жертв и человеческих жизней. Это закономерно вытекает из тенденции к самосохранению и самореализации общества.
В процессе общественной жизни исторические законы, выступающие прежде всего продуктом социальных условий, либо устранялись, либо утверждались путем насилия и ожесточенной борьбы, либо самоотрицались более или менее постепенно естественными законами, заключенными в природе человека. Именно последние в той или иной мере и прокладывали себе дорогу. При этом чем больше имеет место неадекватность социальных условий потребностям человеческого потенциала, тем в большей степени прогресс общества осуществляется путем крутой ломки прежних структур и общественных отношений и наоборот.
На определенном этапе общественного развития в силу неадекватности социальных условий природе человека, доминирующей формой прогресса выступало скачкообразное революционное развитие, а плата за прогресс была чрезвычайно высокой и взималась неисчислимыми жертвами, человеческими жизнями, кровью, горем и слезами людей.
На новом этапе в связи с тем, что социальные условия становятся все более адекватными природе человека и новым отношениям человека с природой, цели, характер, средства, а также и цена прогресса существенно меняются. В качестве доминирующей формы прогресса может стать постепенное развитие.
При этом само собой разумеется, что это не исключает возможных скачков, трудностей и даже жертв при осуществлении тех или иных социальных преобразований, революций в технике, в области культуры и т.д. И тем не менее все же на первый план будут выдвигаться нравственные формы прогресса самого человека.
Конечно, современная обстановка создает немало препон на пути утверждения настоящего мира на нашей планете. Сюда относятся не только проблемы, связанные с состоянием самого общества и его социальной структурой, но также и глобальные проблемы, перед которыми встало современное человечество, проблемы, которые могут разделить мир по новым параметрам.
В процессе последующего развития можно ожидать столкновения различных исторических тенденций. Одна, вытекающая из развития современного производства, улучшит перспективу мирных отношений между народами. В то же время ей будет противостоять тенденция, вытекающая из природных основ общественной жизни, устоявшихся традиций, антинародных общественных порядков в целом ряде стран мира и т.д.
В начале и середине XX века, как уже отмечалось, обострилось несоответствие между базисом силы отдельных империалистических государств и распределением колоний и зависимых стран. Это несоответствие привело к двум мировым войнам и бесчисленному множеству локальных. На современном этапе возникло глобальное несоответствие в рамках целостного человечества между распределением населения, которое сосредоточено главным образом в странах Юга и центрами мировой экономической и политической мощи, которые сосредоточены главным образом в странах Севера. И если обострение социальных противоречий, связанных с экономическим неравенством внутри отдельных стран, вызвало глубочайшие социальные сдвиги и потрясения, то можно лишь представить, какой гигантский катаклизм может вызвать конфликт между богатыми и бедными нациями в мировом масштабе.
Способны усилить различные социальные катаклизмы в обществе и агрессивная политика некоторых кругов на Западе, их беспощадная эксплуатация развивающихся стран, попытки превратить Россию в страну третьего мира, попытки расширить НАТО на Восток и т.д.
И все же будем оптимистами. Мир неуклонно движется от эпохи насилия к ненасилию и нравственному прогрессу.
Следует иметь в виду, что если начало XX века ознаменовалось утверждением промышленной цивилизации в целом ряде стран, то начало XXI века будет ознаменовано вступлением многих стран в этап постпромышленной цивилизации.
А это в свою очередь будет приводить к изменению самой цели и характера исторического прогресса. Разумеется, конечной целью прогресса во все времена выступал человек. Что же касается непосредственной цели, то в качестве таковой до сих пор выступал не человек сам по себе, а собственность, богатство, прибыль, материальные блага и т.д.
Теперь же человек все более и более превращается не только в опосредованную, но и непосредственную самоцель прогресса.
В современных условиях в связи с этим могут измениться не только цели прогресса, но и средства его достижения. Раньше в силу определенных исторических обстоятельств в качестве «средства» прогресса нередко выступали грабежи, насилие, войны и другие социальные катаклизмы.
По мерс дальнейшего развития человеческого общества вероятнее всего на мировом социальном «рынке» будут все больше и больше терять спрос варварские формы прогресса, которые связаны с разрушениями и кровавыми жертвами и, наоборот, повысятся в цене научно-технические, а главное нравственные формы прогресса, связанные с совершенствованием самого человека. Это будет означать, что удельный вес обеспечения собственного благополучия за счет грабежа других и перераспределения собственности будет постепенно сужаться за счет достижений таких результатов на путях научно-технического прогресса. А это может привести к смене в XXI веке эпохи империализма, войн и социальных революций эпохой технического и нравственного прогресса.
Почти все XX столетие прошло под знаком глубокого противоборства двух общественных систем — капитализма и социализма. В результате драматических событий конца 80-х и начала 90-х годов двухполюсный мир распался. Он все более стал превращаться в многополюсный. В нем появились новые очаги цивилизации в виде Объединенной Западной Европы, Японии, Китая, мусульманских стран со своими интересами и тенденциями. В отличие от биполярности, где существовал значительный отрыв ряда государств мира от всех остальных, для многопо- люсности или многополярности характерна примерная сопоставимость возможностей одновременно нескольких государств мира. В таких условиях особую роль приобретает сбалансированность интересов различных народов и государств. Роль гаранта «сбалансированного мира»могла бы играть в таких условиях Россия, расположенная на евроазиатском пространстве.
Однако качественно изменившаяся геополитическая и военно- стратегическая ситуация в мире требует радикального и комплексного переосмысления всей внешнеполитической линии, основанной на биполярной основе баланса сил.
С одной стороны, необходим отказ от непомерных внешнеполитических амбиций и противостояния с США, а с другой — необходимо добиваться обеспечения «оборонной достаточности», безопасности страны, недопущения распространения НАТО на Восток.
Задачи политики в области международных отношений заключаются в том, чтобы, исходя из объективной оценки обстановки, обеспечить безопасность страны на международной арене путем: а) привлечения необходимых союзников (в качестве таковых могут выступать прежде всего страны СНГ); б) использования или нейтрализации своих настоящих или потенциальных противников; в) налаживания взаимовыгодного экономического и политического сотрудничества со всеми странами. Здесь перед Россией открываются широкие возможности в смысле объединения сил Запада, Востока и исламского Юга.
Безусловно, всеобщий мир — это не всеобщее братание и не устранение всяческих противоречий, а способ их ненасильственных разрешений.
Борьба различных общественных тенденций неизбежна, но она не должна вести к разрушению государства, его экономики, социальной и духовной сфер.
Лекция 21
МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВЫХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ МОМЕНТОВ
За сравнительно короткий отрезок времени, прошедший с момента выхода в свет первого издания данной работы, выражение «адаптация политической системы» уже достаточно прочно вошло в лексикон отечественных политологов. Это не означает, однако, что мы полностью постигли все тонкости этого чрезвычайно сложного, многомерного процесса, выявили его закономерности. По мере изучения данного явления перед исследователями встают все новые и новые проблемы. Об одной из них, а именно о соотношении правовых, политических и социальных моментов в ходе адаптации политической системы и пойдет речь в этой лекции. Свою концепцию мы будем строить, опираясь на успешный опыт адаптации политической системы США в годы «нового курса», на серьезную попытку подобного рода, предпринятую в годы «прогрессивной эры», а также на тот интереснейший материал, который дает социально-политическая история России в XX веке и ее сегодняшняя действительность.
Прежде всего хотелось бы пояснить, почему из всех многочисленных вопросов, встающих при изучении механизма адаптации политической системы, мы выбрали именно проблему соотношения правовых, политических и социальных начал в интересующем нас явлении. Да потому, что к этому нас активно подталкивают драматические реалии нашей сегодняшней действительности. Справедливости ради надо сказать, что над этими сюжетами ученые и политики-практики начали задумываться еще в начале нашего века, когда человеческая цивилизация (по крайней мере западная и евразийская) вышла на один из самых крутых поворотов в своей истории. Дж.Гобсон, Ч.Мерриам, Р.Гильфердинг на Западе, В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, П.Н. Милюков, Н.Д. Кондратьев в России — вот лишь некоторые, достаточно известные имена тех, кто в своих трудах так или иначе затрагивал эти вопросы. При всех весьма серьезных различиях для большинства исследователей и политиков того периода была характерна убежденность в том, что кардинальные сдвиги в экономике напрямую диктуют и предопределяют ход, характер и темпы изменений в организации общества, в том числе и в политической сфере. Это был своего рода экономический детерминизм применительно к политологическим и социологическим сюжетам.
Безусловно, любая сколько-нибудь серьезная перестройка экономического организма общества оказывает заметное воздействие на всю совокупность политических отношений. Можно наметить несколько каналов такого влияния. Сдвиги в экономике, как правило, ведут к изменению социальной структуры, появлению новых групп со своими специфическими интересами. А это ведет к созданию новых общественно-политических объединений, корректировке программно-целевых установок старых партий и движений. В итоге обновляется политическая повестка данного общества. Новые социально-политические проблемы, порожденные трансформацией экономики, ставят перед государственными институтами целый комплекс подчас совершенно неожиданных вопросов. Естественно, в их функционировании, а иногда и в структуре происходят определенные подвижки, ибо они вынуждены реагировать на давление социума. Наконец, изменения в экономической сфере, особенно в век бурного научно-технического прогресса, влияют и на политические технологии, а это не может не сказаться самым серьезным образом на работе политического механизма. Вот лишь некоторые каналы, по которым осуществляется «давление» экономики на политическую систему.
Весь вопрос в степени детерминированности этого давления. В трудах ученых, анализировавших эту проблематику в начале нашего века, масштабы этого взаимодействия, как сегодня очевидно, явно преувеличивались, а характер упрощался.
Пожалуй, одной из первых стран, где в полной мере проявились многообразие, многомерность, многофакторность и зигзагообразность процесса адаптации политической системы, стали Соединенные Штаты Америки. Именно там, в годы «прогрессивной эры» была предпринята крупномасштабная попытка осуществить перестройку всей политической системы, с тем, чтобы позволить ей более уверенно отвечать на непростые вызовы новой эпохи. Эти бурные события были вызваны к жизни теми огромными качественными изменениями, которые произошли в Америке в последней трети XIX века. Правда, в политической сфере они сказались далеко не сразу. Если в экономике становилось все очевиднее, что США превращаются в страну классического монополистического капитализма (и с этим мало кто спорил), то о перестройке политической системы в это время говорили лишь наиболее радикальные круги. Американский истеблишмент отнюдь не жаждал перемен. Его вполне устраивал существующий порядок вещей, а господствовавшая в то время социал-дарвинистская идеология освящала своим авторитетом сложившееся статус-кво.
Однако огромные подвижки в экономике неуклонно разрушали привычный уклад жизни, ее ценности, которыми руководствовались многие поколения американцев. Почему на глазах исчезает «американская мечта»? что надо сделать, чтобы предотвратить гибель традиционного общества? — эти вопросы будоражили умы американцев, вносили мощный заряд социальной напряженности в жизнь общества. Именно в этом бурлящем социальном котле зарождались те импульсы, которые через какое-то время вынесли на повестку дня вопрос о модернизации политической системы, ее приспособления к меняющемуся социуму. Иными словами, проблема перестройки, усовершенствования составных компонентов надстройки общества переходила уже в политическую плоскость, становясь предметом острейшей межпартийной борьбы.
Поскольку основные элементы партийно-политической системы прочно контролировались противниками модернизации, для радикальных кругов американского общества оставалась единственная возможность — создать инструмент для оказания внесистемного давления на государственные структуры. По всей видимости, такой сценарий начала перестройки партийно-политической системы, иногда перераставший в революционный взрыв, разрушавший всю прежнюю модель государственного устройства, был характерен для ранних попыток модернизации политических систем. Это и неудивительно. У правящих кругов еще не было в распоряжении эффективного идеологического и политико-правового инструментария, с помощью которого можно было без особого риска осуществить интеграцию как целей, так и самих участников движения протеста в лоно политической системы и на этой основе добиваться ее адаптации к меняющемуся социуму. Без этого любое требование перемен вызывало резкое отторжение у правящей элиты, которая видела в этом покушение на свои господствующие позиции.
«Прогрессивная эра» (1900-1916 гг.) как раз и интересна тем, что стала одним из первых примеров нового подхода к вопросам адаптации политической системы. В правящей элите США на рубеже веков сложилась довольно влиятельная группировка, которая сознательно встала на путь реформирования политической системы своей страны. Теоретические подходы этой группировки разрабатывали такие крупные ученые, как Г.Кроули, У.Уэйл, Ч.Ван-Хайз, Л.Брендайс и др. Ведущими политическими лидерами этих кругов стали Т.Рузвельт и В.Вильсон. Если суммировать их действия, направленные на адаптацию политической системы США к изменившимся условиям, то прежде всего следует сказать о двух обстоятельствах.
Во-первых, «прогрессисты» отказались от прежней тактики правящих кругов, нацеленной на лобовую конфронтацию с любыми проявлениями социального протеста. Наоборот, на вооружение были взяты совершенно иные методы борьбы — перехват у них наиболее популярных идей и лозунгов, их интерпретация, позволяющая выхолостить из них излишне радикальный дух, а затем активное использование для интеграции в рамки политической системы рядовых участников движения протеста. Во-вторых, такая тактика требовала от правящих кругов готовности идти на определенные уступки и перемены в политической жизни.
И действительно, в годы «прогрессивной эры» был проведен ряд реформ политических механизмов США, позволивших в значительной мере адаптировать его к новой ситуации . Наиболее существенную роль в этом процессе сыграла исполнительная власть. Важнейшим результатом ее деятельности в эти годы, на наш взгляд, следует признать постепенное внедрение в политическую практику концепции «позитивного государства», совершенно по-иному, чем прежде, трактовавшую роль и место этого института в жизни общества. В соответствии с новым взглядом на задачи государства, оно стало искать пути упорядочения и регулирования трудовых отношений, укрепления своих позиций в сфере валютно-финансовых операций, определенной регламентации деятельности трестов и устранения наиболее одиозных форм социальной несправедливости. Исполнительная власть все явственнее стремилась к тому, чтобы играть роль верховного арбитра в жизни плюралистического общества.
Новые идеи требовали правового обрамления — только тоща они могли заработать. И вот здесь процесс адаптации натолкнулся на серьезные препятствия. У сторонников реформ хватило сил для того, чтобы разработать соответствующее законодательство и даже провести его через легислатуры штатов и конгресс, но явно не доставало для того, чтобы добиться признания их соответствующими конституционному праву.
Без правового закрепления нововведений не может быть и речи о консолидации обновленной модели политической системы, а пока не достигнуто данное состояние, вряд ли есть основания рассчитывать на ее эффективное функционирование. Но именно в правовой сфере сторонникам модернизации как раз и не удалось тогда сколько-нибудь существенно потеснить последователей «правового фундаментализма». «Лучше терпеть зло, нежели прибегать к разрушительным нововведениям, которые могут оказаться хуже этого зла» , — эти слова кумира консерваторов У .Тафта стали своеобразным девизом всех противников перемен. Им казалось, что тормозя эрозию традиционной модели «американской системы», препятствуя введению в нее новых элементов и модификации функций старых институтов, Верховный суд укрепляет ее устои. Консервация отживших свой век политических форм внешне выглядела как стабилизация. По сути же она оборачивалась стагнацией, в ходе которой в организме общества нарастала раковая опухоль социальных противоречий. Конфликт «прогрессистов» с судебной властью, поставившей под сомнение все реформы, ярко продемонстрировал всю значимость правового компонента в процессе адаптации политической системы.
Таким образом, судьба данной перестройки партийно-политической системы США в итоге оказалась обусловленной сложным сочетанием социальных, политических и правовых факторов. Их переплетение, взаимодействие формировало ту сложную результирующую, которая определяла динамику изменений в политическом организме США, темпы приспособления основных его институтов к новым условиям и в конечном счете степень эффективности их адаптации. Последняя проблема вызвала и продолжает вызывать нескончаемые споры в научной среде. Это не случайно, ибо итоги «прогрессивной эры» действительно весьма противоречивы. С одной стороны очевидно, что в политической системе США произошли определенные изменения. Начавшееся усвоение азов теории «позитивного государства» меняло всю схему функционирования политической системы. На законодательном уровне многие идеи прогрессистов были воплощены в жизнь, что позволило несколько стабилизировать социально-политическую ситуацию, перекрыв каналы для расширения влияния и дальнейшей радикализации движения протеста. А ведь это одна из ключевых задач процесса адаптации.
Другое дело — насколько устойчивы в долгосрочном плане были эти изменения. Нестыковка социально-политических и правовых моментов в ходе адаптации политической системы привела к тому, что прочность усвоения новых идей, надежность их закрепления в политической практике оказались не столь значительными, чтобы предотвратить ревизию достижений реформаторов. Особенности политико-правовой системы США, заключавшиеся в том, что еще на самой ранней стадии американской истории, когда только-только вырабатывался модус взаимоотношений властей в механизме «сдержек и противовесов», Верховный суд присвоил себе право интерпретации любого законодательства и определения его конституционности, открывали массу лазеек для пересмотра итогов «прогрессивной эры». Как справедливо отмечает известный американский политолог У.Д. Бернхэм, судебные власти «по существу, полностью оградили элиту общества от атак со стороны жертв процесса индустриализации» . И все-таки, несмотря на незавершенность и непрочность реформ, проведенных в данный период, опыт адаптации политической системы США к изменившимся условиям можно назвать позитивным. Даже частное изменение тех принципов, на которых строилась политика правящих кругов и функционирование основных государственных структур, позволило Соединенным Штатам избежать жестоких социально-политических катаклизмов, потрясших многие европейские страны. Революционная волна погребла не один политический режим, радикально видоизменила карту мира и грозила вообще похоронить старый мир. Неслучайно в эти годы, как никогда интенсивно дебатировался вопрос о «закате западной цивилизации».
Насколько основательны были эти опасения? Ответ на этот кардинальный вопрос во многом дает сопоставление уже упоминавшегося опыта перестройки партийно-политической системы США в годы «прогрессивной эры» и событий, связанных с крахом «старого порядка» в России. Бурное индустриальное развитие России стремительно размывало прежний уклад жизни, перекраивало социальную структуру общества. Все это во многом напоминало ситуацию, сложившуюся в те годы в США, но были и весьма существенные различия. Оставался нерешенным острейший аграрный вопрос. Однако правящая элита категорически отказывалась даже ставить эту проблему, разжигая тем самым костер социального конфликта. Упорное игнорирование политической верхушкой новых и старых, унаследованных от прошлой эпохи, экономических проблем с каждым днем уменьшало шансы на нахождение цивилизованных развязок накопившихся противоречий. Все это усилило поляризацию общества, увеличило привлекательность радикальных рецептов выхода из кризиса .
Если в Соединенных Штатах в правящей элите оформилась влиятельная реформистская группировка, стремившаяся всеми силами ввести социальный конфликт в русло легитимной политической борьбы, то в России верхи общества предпочитали силовое решение конфликтных вопросов. Именно на это были нацелены все политические институты империи. Жесткая, закрытая политическая система, традиционная для нашей страны, плохо контактировала с новыми социально-политическими силами, вышедшими на арену общественно-политической жизни. Если в Соединенных Штатах адаптация политической системы проходила в результате сложного взаимодействия движений протеста и реформистски настроенной части политической элиты, то в России в рамках существовавшей политической системы о таком развитии событий не могло быть и речи. Вся политическая традиция была нацелена на подавление оппонента, диалог с ним воспринимался не как мудрость, а как слабость.
Экономический кризис, вкупе с неудачами в войне с Японией продемонстрировал, что у власти нет рецептов решения ключевых проблем, нет видения перспектив развития общества. Любые альтернативные варианты с порога отвергались правящей верхушкой. Апогеем этой близорукой политики стали события 9 января 1905 года, когда власти своими действиями перекрыли все возможности для диалога с подданными, а следовательно, уничтожили всякие шансы на реформирование общества, на постепенную адаптацию его политических институтов к требованиям новой эпохи. А поскольку легитимного выхода противоречия не получили, произошел революционный взрыв. Конфликт достиг наивысшего накала осенью 1905 года. Именно тогда правительство под мощнейшим прессом обстоятельств, наконец отказавшись от силовых мер, решилось на политический маневр. Были предприняты очень скромные и осторожные попытки реформы политической системы Российской империи, ее частичного приспособления к сложившейся ситуации. Несколько позднее начались реформы в сфере социально-экономических отношений, связанные с именем П.А. Столыпина.
Если раньше в нашей литературе явно принижалось значение этих событий, то сегодня модно максимально завышать их историческое значение, преувеличивая эффективность столыпинских реформ. Бесспорно, сам факт их начала свидетельствовал о больших изменениях в обществе. Бурные революционные события за короткий срок существенно видоизменили его лицо. Однако правящая верхушка далеко неадекватно оценивала эти изменения. Более того, все рядах действительные сторонники реформ находились в подавляющем меньшинстве. Для большей же части политической элиты Российской империи все эти новации представлялись чисто временной, конъюнктурной мерой. Да и от силового варианта решения конфликтных проблем они не собирались отказываться. Российская аристократия не оставляла надежд на тотальную реставрацию «старого порядка». Ясно, что в такой ситуации говорить об эффективной адаптации политической системы не приходится. Посуществу, вплоть до 1917 года правительству так и не удалось перевести социальный конфликт в плоскость легитимной политической борьбы, а оппозиции закрепить на правовом уровне свои хотя бы наиболее умеренные социально-экономические и политические предложения. Это постоянно подпитывало социальную базу радикальных сил, утверждавших, что в России эволюционный вариант развития общества не имеет будущего. Только радикальная, революционная ломка всех существующих социально-политических институтов может открыть дорогу для общественного прогресса, утверждали лидеры радикальной оппозиции.
Нежелание и неумение правящей верхушки царской России находить конструктивные ответы на вызовы времени перекрывали все каналы, все возможности для адаптации политической системы к новым условиям, к новой расстановке социально-политических сил, к новым запросам общественного развития. Это и предопределило судьбу империи. Победа Октябрьской революции в России поставила массу сложных проблем и перед политиками-практиками и перед теоретиками-государствоведами. С одной стороны, революция одним махом устранила все препятствия на пути социально-экономического развития страны. Правда, за это пришлось заплатить весьма дорогую цену. Но в то время вопрос о цене успеха мало кого волновал, тем более, что новое государство уверенно брало все новые рубежи и всего за три десятилетия Россия, ставшая называться Советским Союзом, не только вернула себе статус великой державы, но и превратилась в сверхдержаву, во многом определявшую динамику развития всего мирового сообщества.
С другой стороны, по мере оформления принципиально иной модели политической системы стали возникать и накапливаться новые вопросы, которые ждали своего решения. Иными словами, временно снятая революцией проблема адаптации политической системы спустя некоторое время встала, но уже в иной плоскости. Сложившаяся в СССР жесткая «закрытая» или «тоталитарная» модель политической системы развивалась и функционировала по своим, особым законам и те варианты адаптации, которые уже были хотя бы частично апробированы в США и Великобритании, здесь явно не могли сработать, а выработать свои подходы, догматизированное советское обществоведение так и не сумело. Правда, этот факт стал очевидным спустя почти 70 лет после революции, а в первые 10-15 лет во всем мире шла ожесточенная полемика о том, какая модель политической системы — закрытая «тоталитарная» или открытая «демократическая», имеет лучшие перспективы.
Значительную лепту в этот спор внесли Соединенные Штаты, которые в 30-е годы, под руководством Ф.Д. Рузвельта осуществили один из самых удачных экспериментов по модернизации американского общества в целом и адаптации его политической системы к новым условиям. Эта проблема встала во весь рост в связи с великим экономическим кризисом 1929-1933 годов, до основания потрясшим все здание американского капитализма. Известный американский политолог У .Д. Бэрнхэм отмечал: «Кризис был равнозначен полному краху нашей экономики и породил такую нужду и страдания, которые большинству современных американцев просто трудно представить» . Кризис продемонстрировал, что «система свободного предпринимательства» дала не просто серьезный сбой, но исчерпала свои возможности как саморегулируемого, самонастраиваемого организма. А это уже выходило за рамки чисто экономических проблем. По существу, на рубеже 20-30-х годов обанкротилась вся прежняя политическая философия, исходившая из презумпции невмешательства государства в сферу социально- экономических отношений. Только форсированное вторжение федерального правительства в эту область могло выправить положение и стабилизировать ситуацию. Как уже отмечалось, в годы «прогрессивной эры» в этом направлении был сделан определенный шаг, но надежно закрепить наметившиеся изменения в характере функционирования политической системы не удалось. Процесс ее адаптации остался явно незавершенным и это сказывалось на эффективности всех политических институтов, на их способности чутко реагировать на все нараставший ком проблем, порожденных новым витком развития буржуазного общества. С началом кризиса неспособность политической системы уверенно решать стоявшие перед ней задачи проявилась достаточно отчетливо.
Кризис 1929-1933 годов, бурные события в Европе убеждали американских реформаторов, что развал экономики и эффективное функционирование демократических политических институтов — вещи несовместимые, а вне этих реалий они не мыслили себе существования и развития Америки. Иными словами, кризис привел к тому, что экономический, социальный и политический аспекты процесса адаптации оказались переплетенными теснейшим образом. Не найдя комплексного решения этого сложнейшего клубка проблем, трудно было рассчитывать на успех в осуществлении перестройки политической системы. Ответ нащупали уже «прогрессисты», но, во-первых, они не сумели довести задуманные преобразования до логического завершения; и, во-вторых, жизнь не стояла на месте, и перед обществом за прошедшие полтора десятилетия встали новые, более сложные проблемы.
И все же ключ, с помощью которого реформаторы могли открыть дорогу для движения вперед был: теория Кейнса давала шанс на стабилизацию экономической ситуации, а наработки западноевропейских социал-демократов обрисовывали фронт работ в сфере социальных отношений. Оставалось найти политические рецепты, позволявшие государству эволюционным путем внедрить новые установки в жизнь. Эту миссию взяла на себя демократическая партия, ставшая инициатором и главным катализатором крупнейшей в истории США партийно-политической перегруппировки. Именно с перестройки двухпартийной системы началась адаптация всего политического организма к новым запросам общественного развития. Опять-таки демократическая партия начала утверждаться в роли генератора новых идей и новых политических технологий еще с конца XIX века, но полностью эта роль перешла к ней лишь в годы «нового курса». Выдвижение Ф.Д. Рузвельта на роль лидера партии, его успех на выборах радикально изменили соотношение сил в высших партийных эшелонах, а это позволило быстро и достаточно глубоко осуществить ревизию программно-целевых установок этой организации. На вооружение была взята либерально-этатистская идеология, «которой присущи две взаимосвязанных черты. Во-первых, это форсированное развитие государственного регулирования экономики, во-вторых, это огосударствленный подход к решению социальных проблем в духе широкого социального маневрирования»186, — отмечал известный отечественный исследователь Н.В. Сивачев. Получив в свои руки основные рычаги государственного управления, ведомые Ф.Д. Рузвельтом демократы смогли в короткий срок существенно перестроить всю социально-экономическую инфраструктуру американского общества. Бурная законотворческая деятельность ньюдилеров изменила весь политический ландшафт Америки и характер функционирования государственных институтов. Инициатива в политическом процессе прочно перешла к исполнительной власти, прерогативы которой заметно расширились, что привело к временной разбалансировке «системы сдержек и противовесов» — станового хребта американского государства. Деформацию «системы сдержек и противовесов», имевшую место в это время, вряд ли можно оценивать однозначно.
С одной стороны, резкий крен в сторону усиления исполнительной власти помог вытащить страну из трясины кризиса. Именно ее усилиями были созданы «встроенные стабилизаторы», которые помогли упорядочить мощнейшие стихийные силы частнопредпринимательской экономики. Социальная инфраструктура при всей своей дороговизне помогла усовершенствовать механизм интеграции движений социального протеста, что, естественно, увеличивало устойчивость политической системы. Однако, с другой стороны, разбалансировка «системы сдержек и противовесов» таила в себе в долговременном плане немало проблем и опасностей, ибо эффективно выполнять свои функции этот механизм может только, когда в отношениях его составляющих устанавливается устойчивый модус, который можно охарактеризовать как «сотрудничество—соперничество». Когда же одна из ветвей власти начинает подавлять остальные, диктовать им правила игры, это быстро снижает потенциал всего данного механизма, вызывает обострение политической борьбы, ведет к эрозии партийно-политического консенсуса.
Несмотря на острейшие политические коллизии, характерные для середины 30-х годов, когда перегруппировка достигла своего пика, в обоих противостоящих лагерях осознавали, что дальнейшее «раскачивание лодки» может привести к тому, что она опрокинется, и это будет катастрофой и для противников и для сторонников реформ. Именно понимание угрозы, исходящей от неконтролируемой эскалации конфликта, толкало соперничавшие стороны к поиску путей воссоздания консенсуса и восстановлению баланса в отношениях трех ветвей власти. Особое значение в этом процессе приобретай правовой фактор: ведь именно неспособность реформаторов закрепить свои политические успехи на правовом уровне помешала довести до логического конца адаптацию политической системы в годы «прогрессивной эры». И в годы «нового курса» эта проблема стояла достаточно остро. Верховный суд США стал последним бастионом противников реформ. Рупор консерваторов, газета NewYorkHeraldTribune писала: «Два препятствия остаются на пути нового курса — Конституция и Верховный суд. Эти два оплота свободы, два стража конституционных принципов государственного устройства и прав меньшинства только и являются сдерживающей силой против тенденции к усилению президентской власти, развивающейся последние четыре года» . Опираясь на них, консерваторы вновь попытались повернуть вспять процесс адаптации политической системы. Но на этот раз события пошли по другому сценарию. Ф.Д. Рузвельт сумел добиться того, что Верховный суд признал конституционными основные законы «нового курса» и таким образом закрепил в праве новые подходы к решению социально-экономических проблем и институционализировал те изменения в политическом механизме, которые были порождены новыми потребностями общественного развития.
С другой стороны, и сама оппозиция, под влиянием тех изменений, которые происходили в стране, начала постепенно менять свои программно-целевые установки и, как следствие, тактику. Ее лидерам становилось очевидно, что бескомпромиссное отрицание этатических реалий, призывы к возврату к «нормальным» временам не имеют перспектив. Изменение уже достаточно прочно вошли в плоть и кровь «американской системы». Демонтаж новых структур, новых норм социально-экономических отношений грозил такими катаклизмами, которые могли бы почти наверняка до основания разрушить эту самую «американскую систему». Осознание этой истины заставило лидеров оппозиции признать правомерность этатистского подхода к социально-экономическим проблемам, но при этом они стали стремиться к интерпретации новых законов в консервативном духе, к использованию новых структур в интересах тех социальных сил, которые они представляли. На этой основе уже можно было вести диалог с умеренными реформаторами. Иными словами, создавалась почва для воссоздания на новой основе межпартийного консенсуса. А это означало, что адаптация политической системы США к новым историческим условиям на сей раз завершилась вполне успешно. Те социальные импульсы, которые породили саму потребность в адаптации, получили целостное политическое выражение в реформах «нового курса», были надежно институционализированы и закреплены на правовом уровне и в общем плане признаны оппозицией. По существу, Ф.Д. Рузвельт успешно «построил в рамках старой конституции совершенно иную государственную систему» . Он вывел политическую систему США на новую, более высокую орбиту, что открыло широкие горизонты для очередного витка общественного прогресса.
Проблема адаптации политической системы очень остро встала в нашей стране в середине 80-х годов. Во весь рост ее поставил на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС М.С. Горбачев, который очень любил, когда его сравнивали с Ф.Д. Рузвельтом и называли крупнейшим реформатором конца XX века. Однако в нашей стране повторить эксперимент, адекватный «новому курсу», не удалось. В принципе, задачи, стоявшие перед руководством страны, были ясны: необходимо было повысить эффективность нашей экономической системы, улучшить качество жизни населения и добиться повышения гибкости и мобильности основных политических институтов. Тем не менее, несмотря на многочисленные заверения Горбачева о наличии у него четкой «концепции перестройки», ни он, ни его сподвижники так и не смогли сформулировать ее в доступной и понятной для населения форме. В итоге, вместо мобилизации общества на осуществление реформ, происходило нарастание хаоса и неразберихи. Управляемость процессом адаптации политической системы стало быстро теряться.
Фатальной для судеб начатой адаптации политической системы стала XIX партийная конференция (1988 г.), когда было принято решение о параллельном проведении экономической и политической реформ. В результате государство (у нас это было равнозначно партии) стало стремительно терять контроль над экономикой, в которой не менее интенсивно начали нарастать кризисные процессы. Вместо улучшения качества жизни происходило ее ухудшение. Как следствие росла социальная напряженность, падало доверие к властям и тем ценностям, на которых базировалось наше общество и его политическая система.
Бесспорно, любые адаптационные процессы сопряжены с определенными кризисными явлениями. Но в оптимальном варианте смысл адаптации как раз и состоит в том, чтобы найти политические рецепты лечения болезней, которыми страдает общество. В данном случае бессистемные действия реформаторов лишь усугубляли положение. Полная неопределенность ситуации, утеря ориентиров рождала растерянность в рядах самих инициаторов «перестройки», вела к серьезной переоценке изначальных целей и задач реформ. В верхнем эшелоне партийной элиты резко обострилась борьба по вопросу о том, какими программно-целевыми установками следует руководствоваться в процессе осуществления преобразований. Горбачев и его ближайшее окружение стали быстро склоняться к мысли о том, что смысл перестройки должен заключаться не в усовершенствовании существовавших общественных отношений и политических институтов, а в замене их на принципиально иную модель. Иными словами, речь пошла (вначале в завуалированной форме) не об адаптации существующей политической системы к новым условиям, а о ее ликвидации.
На этой волне на авансцену политической жизни стали быстро выдвигаться новые силы, новые лидеры, которые именовали себя «демократами». В отличие от инициаторов перестройки, они уже прямо говорили о том, что страна должна принципиально изменить маршрут своего движения, срочно демонтировать все якобы устаревшие социальные и политические институты. Хотя лидеры «радикальных демократов», так же как и Горбачев, любили апеллировать к опыту «нового курса», их действия в корне отличались от того, что делал Ф.Д. Рузвельт, какие идеалы он стремился утвердить . Всемерно осуждая революционный путь общественного прогресса, всячески подчеркивая свою приверженность эволюционному варианту движения вперед, они, на деле, попытались осуществить тот же самый «великий скачок», за который в начале века ратовали большевики.
Скачок наша страна действительно осуществила. Весь вопрос—куда? То ли вперед, в XXI век, то ли назад, в век XIX. Это — во-первых. А, во-вторых, еще предстоит подсчитать, во что обошелся России этот новый, на сей раз «демократический» скачок. Это вопрос будущего. Но уже сейчас ясно, что попытка адаптации, подчеркиваем—адаптации политической системы в нашей стране вновь закончилась неудачей. Энергия социального недовольства оказалась направленной не на конструктивную деятельность по усовершенствованию всей совокупности социально-политических отношений, а на разрушение основ советской государственности.
Могут возразить — возможно, она отжила свой век и не так уж плохо, что мы от нее отказались. Допустим это, но ведь смысл любой замены одной формы государственного устройства и присущих ей отношений собственности другой заключается в переходе к более высокоразвитым и эффективным. Мы же по многим показателям оказались отброшены далеко назад. Цена свершившейся трансформации намного превысила все разумные пределы.
Что еще, кроме цены, заплаченной за эксперименты наших реформаторов, заставляет говорить о неудаче предпринятой попытки адаптации политической системы? Во-первых, раскол общества и почти критическая поляризация общественно-политических сил, при которой трудно рассчитывать на слаженную, продуктивную работу всех элементов политической системы. Во-вторых, жесточайший экономический кризис, порожденный политическими катаклизмами, ставит под сомнение само будущее демократических политических институтов, ибо уже давно аксиомой стало положение о том, что нищих демократий не бывает. В-третьих, до сих пор не удалось сформулировать приемлемой для большинства системы идейных ценностей, на которую могла бы уверенно опираться новая политическая система — без этого она повисает в воздухе. В-четвертых, не выработана стабильная правовая основа функционирования новых политических механизмов, правовую сферу постоянно лихорадит, следовательно, до прочной институциона- лизации всех тех многочисленных и весьма принципиальных нововведений в сфере социально-политических отношений еще далеко. Наконец, вся эта совокупность неразрешимых социальных, политических, правовых проблем препятствует формированию устойчивого общественно-политического консенсуса, без которого ни одна политическая система не может считаться стабильной, а следовательно, приспособленной к текущим потребностям общественного развития.
Итак, мы рассмотрели четыре различных попытки адаптации политических систем, предпринятых в XX веке в США и России, и попытались выявить соотношение социальных, политических и правовых моментов в этих процессах, понять, как эти факторы влияли на успех или неуспех начатых преобразований. Очевидно, что объяснить успех или неудачу процесса адаптации, отталкиваясь от роли только одного из этих факторов, нельзя: это явление многослойное, многоплановое, комплексное, в нем теснейшим образом переплетаются все указанные факторы, и именно их взаимодействие обуславливает общую динамику процесса адаптации политической системы. Когда какой-либо из этих факторов по тем или иным причинам выпадает из общей связи, в ходе адаптации немедленно возникают перекосы, ставящие под сомнение конечный результат преобразований. Важно подчеркнуть, что успех процесса адаптации детерминируется не просто объединением указанных факторов в единый комплекс. Необходимо, чтобы содержащийся в этом комплексе потенциал был направлен в конструктивное русло, иначе вместо постепенного, эволюционного приспособления базовых элементов политической системы к новым реалиям произойдет обвал и страна будет ввергнута, по крайней мере временно, в состояние хаоса и анархии.
Что обеспечивает направление накопившегося в обществе потенциала перемен в конструктивное русло? Думается, прежде всего это зависит от политической мудрости и гибкости тех сил, которые инициируют начало преобразований. Многое зависит от доминирующей в обществе политической культуры, системы ценностей. Одной из центральных задач, стоящих перед теми, кто хочет добиться вывода общества на новую, более высокую ступень развития, без неизбежных при революционных скачках разрушительных катаклизмов, является минимизация конфликта и порождаемого им раскола общества на непримиримо противоборствующие группировки. Иными словами, можно примириться с глубокой эрозией общественно-политического консенсуса, но ни в коем случае нельзя допустить его исчезновения — это вернейший шаг к гражданской войне. А для этого исполнительная власть и правящая партия, выступающие, как правило, в качестве инициирующей и движущей силы реформирования политической системы, обязаны выработать такой сплав новых концептуальных идей и тра- диционныхдля данного общества ценностей, который бы позволял, содной стороны уверенно двигаться вперед, а с другой создавал возможность конструктивно участвовать в процессе усовершенствования общества.
Наконец, любые, самые интересные и перспективные идеи, связанные с расширением адаптационного потенциала политической системы, не обретут устойчивых, законченных, а следовательно, и эффективных форм без правовой институционализации, без закрепления в конституционном праве тех подвижек, которые произошли в ходе адаптации в социально-политической сфере.
Конечно, даже оптимальное сочетание социальных, политических и правовых факторов в процессе адаптации не избавляет общество от болезненных катаклизмов, ибо бесконфликтного развития не бывает. Важно, однако, каким путем происходит разрешение конфликтов. Уходящий в историю XX век позволил человечеству в ходе трудных поисков нащупать пути сравнительно цивилизованного (по сравнению с веком XIX) разрешения конфликтных ситуаций. Необходимо и дальше укреплять те тенденции, которые способствуют усилению эволюционных начал в общественном развитии, а это в частности предполагает интенсификацию научных исследований об общих закономерностях функционирования политических систем, об особенностях их приспособления ко все более стремительно меняющемуся социуму.
- Политология
- Лекция 1. Политология: проблемы становления и перспективы развития
- Лекция 2. Предмет и структура политической науки
- Политическая жизнь как изменяющийся объект познания
- Аспекты политики и предмет политической теории
- Логика познания политики и структура политической науки
- 1. Общая теория политики и политологические субдисциплины
- 2. Эмпирический и теоретический уровни политического знания
- 3. Фундаментальные и прикладные исследования в политологии
- Лекция 3. Методы изучения политики
- Типы и уровни методов изучения политики
- Инструментальные подходы и современные методики исследования политической жизни
- Лекция 4. Содержание и основные этапы истории политических учений
- Лекция 5. Идеи правового государства в истории политической мысли
- Лекция 6. Развитие сравнительной политологии
- Лекция 7. Политическая власть понятие власти
- Градиенты власти
- Дифференциация власти
- Формы власти
- Власть и мораль
- Власть и собственность
- Дистанциональиая и институциональная власть
- Лекция 8. Субъективные основы и субъекты политики
- 1. Субъективное и объективное в политической жизни
- 2. Субъекты политики: система и функции
- 3. Народ и человек как субъекты политики
- Лекция 9. Личность как субъект политики
- Лекция 10. Политическая демократия и ее формы. Референдум как одна из форм прямой демократии
- Лекция 11. Политическая система общества
- Лекция 12. Политический процесс
- Лекция 13. Политическое участие
- Политическая мысль об участии
- Демократия и участие граждан в политической системе
- Лекция 14. Политическая культура
- 1. Сущность характеристики политической культуры
- 2. Политическая символика
- 3. Религиозный аспект политической культуры
- 4. Типологизация политической культуры
- Лекция 15. Политическая психология
- 1. Становление политической психологии как науки
- 2. Предмет политической психологии
- 3. Научный инструментарийполитической психологии
- Лекция 16. Политика и права человека
- Лекция 17. Политика, право, демократия (методологические проблемы соотношения)
- Лекция 18. Политическая социализация личности
- Лекция 19. Статус личности в политической системе общества
- Лекция 20. Политология международных отношений
- 1. Политология международных отношений — часть политической науки
- 2. Проблема войны и мира в современной общественно-политической мысли
- 3. От эпохи войн и социальных конфликтов к эпохе научно-технического, социального и нравственного прогресса
- Лекция 22. Политика и предвидение общая характеристика предвидения
- Содержание