3. Народ и человек как субъекты политики
При анализе вопроса о роли народа и отдельной личности в политике необходимо избавляться от идеологического подхода, которого традиционно придерживались ортодоксальные марксисты. Они обосновывали роль народных масс в политической жизни (об отдельной личности вопрос обычно не ставился) с помощью нескольких тезисов о прогрессивных и реакционных классах, классовой борьбе, коммунистической партии как выразителе интересов трудящихся и вождях, способных вести народ к светлому будущему. Тем не менее, сложившаяся на этой идейной основе политическая практика, ставила народ в положение объекта, которым партия и государство свободно манипулировали. В то же время постоянно подчеркивалось, что «подлинным субъектом являются народные массы как основная сила, творящая и революционно преобразующая мир культуры и социальное бытие»1. В современных условиях идеологические подходы к этой проблеме не исчезли. Только на место прежних идеологических штампов пришли новые, но не менее одиозные. Теперь уже не народные массы, а политическая элита стала выдвигаться на роль подлинного субъекта политики. Понятие «народ» стало вообще исчезать из лексикона современных политиков. Сейчас они больше говорят не о народе, а об «электорате». Более того, приходится читать и слышать негативные оценки народа как темной силы, неспособной к конструктивной творческой деятельности. К сожалению, такие оценки приходится слышать из уст некоторых представителей российской интеллигенции, которая по самой своей изначальной сути и по российской традиции должна быть защитницей и выразителем воли народа. Ведь заявил же во всеуслышание один из ее представителей, которому не понравились результаты выборов в Государственную думу в 1993 году: «Россия, ты одурела.» Оценка красноречивая, ничего не скажешь. Нечто подобное повторилось в 1995 году накануне новых выборов в Государственную думу: известный театральный деятель М.Захаров, прикормленный власть имущими, в статье, опубликованной в «Известиях», тоже органе, обслуживающим действующую власть, написал следующее: русский народ не способен правильно голосовать по причине того, что он «...потомственный раб, с удовольствием впитавший в свою генетику нормы раба-отца и раба-деда, освободившись от рабства, может стать только рабом». По М.Захарову это объясняется тем, что «после реформы 1861 г., упразднившей в России крепостное право, прошло слишком мало времени, и многие россияне не успелипочувствовать себя свободными людьми, поменять стиль мышления, обрести необходимое достоинство»70.
Право народа голосовать на выборах так, как он хочет, у народа никто не отнимал. Тем более это не дано М.Захарову. Другой вопрос: насколько политически сознательны массы, как они информированы? Да и то, говоря об этом, следует учитывать присущий народу здравый смысл, о котором так любили говорить наши некоторые «демократы», когда рвались к власти. Другой вопрос: насколько политически активны народные массы? Многие аналитики отмечают, что в современных условиях достаточно широкие слои народа не воспринимают себя в качестве субъектов политической жизни, смотрят на политику глазами не участников, а зрителей. Например, поданным М.Назарова, если в 1991 году интересовались политикой 87,8% от числа опрошенных респондентов, то в 1993 году заинтересованных оказалось лишь 58,7%. При этом резко возросло число людей мало или совсем не заинтересованных в политике — с 12 до 37,9 %. За этот же период параллельно с усилением политической апатии наблюдалось уменьшение доли лиц, проявивших желание участвовать в акциях протеста2.
Проблема участия народа в государственной политике возникла не сегодня. Часто ее связывают с ленинскими высказываниями о привлечении чернорабочих и кухарок к управлению государственными делами. В наше время над этим высказыванием немало иронизируют критики социализма. Но вряд ли эта ирония в данном случае уместна. Действительно, Ленин говорил о любом чернорабочем и любой кухарке, которые хоть и не способны сейчас же вступить в управление государством, но должны к этому готовиться. Вряд ли следует понимать эту мысль буквально. Ленин, конечно, понимал, что любая отдельно взятая кухарка с управлением государственными делами не справится. Для него был важен весьма гуманный и разумный принцип: «Привлечение к управлению государством всех трудящихся»3. Отказать в демократичности этому принципу нельзя. Другое дело, как этот принцип был впоследствии реализован последователями Ленина.
Формируя сверху органы государственной власти, партия требовала, чтобы значительное количество мест отводилось рабочим и колхозникам, т.е. непосредственным представителям народа, который, якобы, через них и должен был управлять всеми делами государства. Конечно, на практике депутаты из рабочих и крестьян никакой самостоятельной роли не играли и не могли играть поскольку не обладали для этого ни политическим опытом, ни знаниями, ни достаточной информацией. Однако такая практика выдавалась чуть ли не за вершину социалистической демократии. При этом считалось, что если человек хорошо работает на производстве, обладает незапятнанной биографией, то уже в силу этого он способен управлять государством. С другой стороны, принадлежность к депутатскому корпусу рассматривалась как высокая награда за труд, как почетное звание, к тому же приносившее определенные привилегии. Разумеется, сказанное нельзя понимать так, будто сейчас следует ограничивать участие рабочих и крестьян в органах власти. Сейчас такое участие явно недостаточно. Нелишне в связи с этим напомнить, что представители рабочих и крестьян были в составе почти всех государственных дум прежней России и голос их был там хорошо слышан.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что если общество хочет быть демократическим, а государство служить народу и опираться на народ, оно должно создавать все необходимые условия для того, чтобы представители народа привлекались к выполнению государственных функций в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. К сожалению, сейчас обнаруживается другая тенденция — усиление во властных структурах оторванной от народа и не считающейся с ним политической элиты по западной модели, которая, строго говоря, далека от идеала демократии и к тому же не соответствует нашему российскому менталитету. Существует опасность концентрации власти в руках тех слоев населения, в руках которых сосредоточена крупная собственность, то есть — новой буржуазии. Много лет назад один из виднейших русских мыслителей Бакунин предупреждал: буржуа, выдвигающие свою кандидатуру на выборах, «снимают шляпы перед его величеством народом — повелителем только в минуты выборов и раз оказывающиеся избранными, оборачиваются к нему спиной» .
Нелишне напомнить, что понятие «демократия» определяется как власть народа. Но о какой демократии может идти речь, если власть народа подменяется властью для народа, осуществляемую теми, для кого превыше всего собственные интересы. В упоминавшейся книге А.Зиновьев предлагает принять для обозначения людей, профессионально занятых политической деятельностью, понятие «политический класс» и, ссылаясь на ряд западных теоретиков, дает им весьма непривлекательную характеристику: «Преимущество в классе политиков имеют люди, свободные от моральных ограничений, тщеславные, склонные к закулисным связям и махинациям, способные притворяться, склонные к позерству и демагогии и т.д.» .
Остается выяснить: при каких условиях народ может быть действительным субъектом политики? Отвечая на него, нельзя не учитывать политическую культуру народа, которая должна способствовать правильной оценке политической ситуации и тех сил, которые действуют в политике. Другим фактором является наличие соответствующих социально-политических условий, в которые поставлены люди. Они могут стимулировать участие масс в политике, но могут и ограничивать это участие или придавать ему определенную политическую направленность. Эти условия должны сочетаться с российским менталитетом. У россиян есть свое, выработанное веками, отношение к власти и людям, власть осуществляющим. Русский народ по-своему относился к государственности (державности). Он был сторонником сильного, централизованного государства. Это объясняется тем, что он был поставлен в особые геополитические условия, находился под давлением различных агрессивных сил с Запада, Востока и Юга. Нельзя так же не учитывать, что наш народ жил в суровых климатических условиях.
Анализируя вопрос о субъектах политики, нельзя обойти вниманием отдельную, «рядовую» или «массовую» личность. Судя по современной политологической литературе и по опыту политической практики, рядовой человек из числа субъектов политики исключен. И это несмотря на многочисленные разговоры о создании подлинной демократии в России. Очень часто объективные обстоятельства, в данном случае государственная власть, представляется рядовому человеку в качестве силы, на которую он никакого существенного влияния оказать не может. На этой основе порой возникает политический конформизм, т.е. приспособление человека к политическим обстоятельствам, чем часто и пользуется власть в своих интересах. Нередко встречается личная политическая индифферентность — равнодушие или безразличие, а то и враждебное отношение к политике и даже к науке о политике. Люди, придерживающиеся подобных взглядов, не учитывают того обстоятельства, что если они отстраняют себя от политики, то политика все равно будет на них влиять. Из системы политических отношений человеку выключиться не дано. Другое дело, если он согласен на роль пешки, которую двигают независимые, а то и враждебные ему силы. К сожалению, все еще многих приходится убеждать, что жить в политическом обществе и не знать его правил, значит дать собой манипулировать.
Над вопросом, как влияют на человека объективные обстоятельства, в том числе и власть, задумывались многие мыслители. Уместно в связи с этим сослаться на Ф.Достоевского. Ему принадлежит одно произведение, в котором очень образно рассмотрена эта проблема. Это «Записки из подполья». У героя, от лица которого ведется повествование, есть своеобразная теория, которую он называет «теорией стены». Он исходит из того, что все в человеке от среды, которая представляется ему стеной, стеной закономерностей, стоящей перед ним. Поэтому никакого творческого начала в человеке нет и он низводится до винтика, до объекта. В качестве субъекта он никому не нужен. Однако при этом человек может чувствовать себя весьма уютно: не надо ни о чем думать, ничего предпринимать, к чему-то стремиться. Правда, герой понимает неизбежность деградации личности в этих условиях, но против этого не возражает, обвиняя во всем стену. «Я не только злым, но даже и ничем не сумел сделаться: ни злым, ни добрым, ни подлецом, ни честным, ни героем, ни насекомым» . Перед стеной человек пасует с разными мотивами. Одни считают, что стену невозможно преодолеть. Другие видят в стене предлог для того, чтобы не делать того, чего делать не хочется. Одни из воспринимающих стену — делающие, но не думающие, другие — думающие, и потому не делающие. Герой так размышляет на этот счет: «Для них стена — не отвод, как например, для нас, людей думающих, а следственно, ничего не делающих; не предлог, в который наш брат обыкновенно и сам не верит, но которому всегда очень рад. Нет, они пасуют со всей искренностью. Стена имеет для них что-то успокоительное, нравственно-разрешающее и окончательное, пожалуй, даже что- то мистическое». Конечно Достоевский прямо не говорит о стене, как
политической системе и власти, но мы можем именно так истолковывать приведенные слова. Ведь и у нас, порой, появляется ощущение стены.
Рядовой человек может быть субъектом политики при наличии тех же условий, о которых говорилось выше применительно к народным массам. К ним относятся: политические знания и политическое сознание, наличие политических интересов, политическая психология и другие, то есть все то, что должно создавать у человека научное представление о государственной власти и путях влияния на нее. Его оружием перед политической стеной является система прав и свобод, зафиксированная в соответствующих правовых документах. Другой ряд условий относится к уровню развития демократии, средствам массовой информации, функционированию политического механизма, наконец, к людям, стоящим у власти.
Одним из важнейших условий политической субъектности личности является ее взаимодействие с другими людьми. Трудно представить человека в качестве субъекта политических отношений, если он пытается влиять на политику в одиночку, исключая, конечно, террористическую деятельность и другие насильственные акты. Человек, не обладающий властными функциями и соответствующими правами, сам по себе подлинным субъектом политики быть не может, хотя определенные политические действия с его стороны возможны и бывают не лишены эффекта. Но речь в данном случае идет о политической субъектности по большому счету. В общем и целом политические действия отдельной личности мало результативны. Поэтому люди объединяются в соответствующие организации — партии, союзы, движения и др. Однако это неозначает, что отдельный человек не может быть признан субъектом политики, и лишь говорит о том, как реализуется или должна реализоваться политическая субъектность личности. Собственно, как общности, так и объединения могут быть субъектами политики, в зависимости от политической активности входящих в них людей.
При этом нужно иметь в виду еще одно обстоятельство: идущее из Америки и западных стран культивирование «суверенной личности», имеющее своей целью «атомизацию» общества, расщепление его на изолированные одиночки, с которыми властям легче иметь дело, но которые, естественно, в этом случае не могут быть субъектами политических отношений. Отсюда идут возражения против коллективизма и против политических партий, якобы ограничивающих демократию.
С учетом сказанного выше об условиях становления личностной субъектности становятся яснее некоторые причины неудач проводимых в России реформ. Они — в резком усилении властной, государственно- бюрократической машины, стремящейся к господству над «маленьким, простым человеком», к которым относится большинство населения России. Как это ни покажется парадоксальным, но «суверенизация» человека делает политический процесс бессубъектным.
- Политология
- Лекция 1. Политология: проблемы становления и перспективы развития
- Лекция 2. Предмет и структура политической науки
- Политическая жизнь как изменяющийся объект познания
- Аспекты политики и предмет политической теории
- Логика познания политики и структура политической науки
- 1. Общая теория политики и политологические субдисциплины
- 2. Эмпирический и теоретический уровни политического знания
- 3. Фундаментальные и прикладные исследования в политологии
- Лекция 3. Методы изучения политики
- Типы и уровни методов изучения политики
- Инструментальные подходы и современные методики исследования политической жизни
- Лекция 4. Содержание и основные этапы истории политических учений
- Лекция 5. Идеи правового государства в истории политической мысли
- Лекция 6. Развитие сравнительной политологии
- Лекция 7. Политическая власть понятие власти
- Градиенты власти
- Дифференциация власти
- Формы власти
- Власть и мораль
- Власть и собственность
- Дистанциональиая и институциональная власть
- Лекция 8. Субъективные основы и субъекты политики
- 1. Субъективное и объективное в политической жизни
- 2. Субъекты политики: система и функции
- 3. Народ и человек как субъекты политики
- Лекция 9. Личность как субъект политики
- Лекция 10. Политическая демократия и ее формы. Референдум как одна из форм прямой демократии
- Лекция 11. Политическая система общества
- Лекция 12. Политический процесс
- Лекция 13. Политическое участие
- Политическая мысль об участии
- Демократия и участие граждан в политической системе
- Лекция 14. Политическая культура
- 1. Сущность характеристики политической культуры
- 2. Политическая символика
- 3. Религиозный аспект политической культуры
- 4. Типологизация политической культуры
- Лекция 15. Политическая психология
- 1. Становление политической психологии как науки
- 2. Предмет политической психологии
- 3. Научный инструментарийполитической психологии
- Лекция 16. Политика и права человека
- Лекция 17. Политика, право, демократия (методологические проблемы соотношения)
- Лекция 18. Политическая социализация личности
- Лекция 19. Статус личности в политической системе общества
- Лекция 20. Политология международных отношений
- 1. Политология международных отношений — часть политической науки
- 2. Проблема войны и мира в современной общественно-политической мысли
- 3. От эпохи войн и социальных конфликтов к эпохе научно-технического, социального и нравственного прогресса
- Лекция 22. Политика и предвидение общая характеристика предвидения
- Содержание