2. Проблема войны и мира в современной общественно-политической мысли
XX столетие ознаменовано многими крупнейшими событиями и сдвигами в историческом развитии. Две мировые войны, социальные революции в целом ряде стран, в том числе в России и Китае, крушение колониальной системы империализма, разгром фашизма, начало холодной войны, крах социализма в ряде стран — вот неполный перечень тех событий, которые буквально потрясли мир.
Но XX век это вместе с тем и век крови, страдания и мук миллионов людей нашей планеты. Лишь первая половина этого века унесла с собой около 140 млн человеческих жизней. Такова тяжелая плата человечества за совершенные преобразования.
З.Бжезинский назвал XX век эпохой «мегасмерти». По нашему мнению, все же более верно определить начало и середину XX века как эпоху империализма, войн и социальных революций.
В чем же причина тех исторических преобразований и сдвигов, которые свершились на мировой арене в начале и середине XX столетия? Какие перспективы открывает перед нами век грядущий? Суждено ли человечеству и дальше жить с войнами, социальными конфликтами и противоречиями, или передним могут возникнуть иные перспективы?
Несмотря на множество теорий, гипотез, представлений в мировой общественной мысли, можно выделить две основные линии в объяснении причин коренных социальных преобразований, в том числе и войн между народами.
Одни социологи стремятся объяснить причины социальных изменений, происходящих в человеческой истории, прежде всего внешними условиями, в которых живет общество и человек. По их мнению человек сам по себе ни добр, ни плох, таким делают его обстоятельства. Другие стремятся найти причины коренных социальных изменений, а равно и войн между народами в самом человеке, в присущей ему природе, в стремлении к насилию и агрессивности, перешедших к человеку от его животных предков. Святой Августин, например, считал, что причиной зла в обществе выступает свободная воля человека и ее извращенность. Он уподобил все общество шайке разбойников, которые постоянно воюют друг с другом.
В буддийских текстах говориться в связи с этим: «Ты сам себе хозяин. Может ли кто-либо быть твоим хозяином? Когда ты обрел контроль над собой, ты нашел хозяина редкой ценности». И далее: «Будьте сами себе светильниками. Полагайтесь на самих себя. Твердо придерживайтесь закона, как светила, не полагаясь ни на что иное».
М.Ганди, Л.Толстой — два гениальных мыслителя проповедовали непротивление злу насилием. Другой, не менее гениальный мыслитель, К.Маркс исходил из того, что классовая борьба является движущей
Неслучайно, что хотя Ленин и Ганди исходили из разных посылок, но в вопросах войны и мира они пришли к одинаковым выводам. Мир без войны — идеал социализма — говорил Ленин. Ганди также стремился к отказу от войны и обеспечению всеобщего мира.
Исходя их всего этого, необходимо брать человека в определенных социально-природных условиях, т.е. рассматривать не только с позиции, определяющей роли способа производства материальных благ, но и способа производства всей общественной жизни, т.е. в единстве человеческого потенциала как основы, способа производства материальных благ и той природной среды, в которой функционирует данное общество. Иначе говоря, человек как активное, самостоятельное, творческое существо должен рассматриваться в определенных социально-природ- ных условиях.
Если из всеобщих принципов, обусловленных коренными человеческими потенциями, вытекает необходимость свободы, равенства, дружбы и сотрудничества между людьми, то из конкретных социальных условий могут возникнуть политическая несвобода, экономическое неравенство, различные классы, классовая вражда, а также национальные антагонизмы.
При этом парадокс заключается в том, что одни законы, вечные законы человеческой природы, могут предписывать людям дружбу, сотрудничество, взаимопомощь, а законы, вытекающие из конкретных условий, могут ставить их в отношение вражды и ненависти друг к другу. В результате этого в истории могут иметь место как сотрудничество и взаимопомощь, следующие из «вечных законов» человеческой природы, так и борьба, определяемая теми или иными конкретными условиями и вытекающими из них так называемыми «историческими законами», а следовательно, и насилие одного человека или класса над другими. Именно отражением этого противоречивого состояния и является различие взглядов разных мыслителей по поводу насилия, классовой борьбы и т.д.
По-видимому при оценке роли ненасилия и насилия в обществе следует исходить из того, насколько и то и другое способствует развитию общества, обеспечивает его оптимальную в данных условиях самореализацию. За этими рамками добродетель, если она не борется со злом, будет иметь отрицательный характер и должна быть отвергнута и осуждена. Вместе с тем насилие, если оно способствует прогрессу общества, совершается в рамках определенных нравственных норм, будет носить справедливый характер.
Под этим углом зрения, следует, по нашему мнению, анализировать и причину войн в человеческой истории.
Исследуя состояние общества в условиях острейшей неадекватности социальных и природных компонентов, традиционная социология в значительной степени абсолютизировала материально-производственную сферу общественной жизни, а вместе с ней и классовую борьбу, рассматривая ее в качестве доминирующей формы существования общества. Поэтому не случайно нравственность в значительной мере была сведена к политике и идеологии, а отечество и нация к социально-классовой основе, причем классовое зачастую ставилось выше национального и т.д.
Кроме того, анализ войн и социальных конфликтов преимущественно велся с позиции отношений между отдельными индивидами, или в лучшем случае группами и социальными общностями, тогда как сами эти отношения — продукт функционирования и развития социальной целостности, которая включает в себя эти отношения. Поэтому для анализа причин войн в человеческой истории необходимо исследовать не только отношения между самими партнерами, но и состояние, характер и структуру всего человеческого потенциала в целом, которому почему-то присущи эти явления, а также уровень социальных условий и характер природной среды, в которой функционирует и развивается то или иное общество. При этом необходимо, повторяем, исследовать не только отношения между различными странами, народами, классами и т.д., приводящие к конфликту, но и ту субъективную основу и необходимость, которые порождают тс или иные отношения.
Человечество представляет собой своеобразный единый организм, определенную целостность, состоящую в то же время из относительно самостоятельных общностей, наций, цивилизаций и т.д. В соответствии с этим в его основе должно лежать единство. Но так как до сих пор общество жило в условиях острейшей неадекватности социальных условий природе человека, его потребностям, то это систематически порождало конфликты между его различными частями. И это естественно, так как неравномерное развитие различных компонентов общественной структуры требует периодического перераспределения материальных ресурсов, территорий, накопленных богатств и т.д. между различными социальными общностями в целях обеспечения более или менее равномерного распределения этих богатств в рамках всей человеческой целостности. В условиях же острой недостаточности такое перераспределение с неизбежностью приводит к конфликтам между различными индивидами и человеческими общностями.
Человек, общество в целом в соответствии со своим основным законом стремится к оптимальной самореализации, что требует определенных социальных и природных условий. Основными средствами такой самореализации человека служит собирательство жизненных ресурсов из природной среды, а также производство новых посредством и на основе совершенствования орудий труда. Но когда орудия труда не достигают определенного уровня и не могут обеспечить необходимых накоплений, применяется и такой вид самореализации, как передел собственности, в том числе и путем насильственного отнятия богатств и ограбления себе подобных, или, иначе говоря, реализация права сильнейшего.
Разумеется, определяющей линией прогресса общества в конечном счете выступает все же производство материальных и духовных благ путем совершенствования орудий труда. Однако, чем в меньшей мере человек способен удовлетворить свои потребности посредством либо окружающей природы, либо собственного производства, тем больше при прочих равных условиях он стремиться удовлетворить их посредством грабежа и насилия. На такой именно основе и строились нередко отношения между различными государствами, социальными группами, да и самими индивидами на протяжении предшествующей истории. При этом, если путем революции происходит смена одних социальных сил другими, а также перераспределение собственности и богатства внутри отдельных стран, то в результате войн совершается перераспределение территорий, богатств и т.д. между государствами.
В ходе революций и войн внутри стран и между странами и народами прокладывал себе дорогу закон преимущественного развития, согласно которому в условиях острейшего дефицита материальные ресурсы попадали в руки более жизнеспособных социальных сил и общностей, что в своей совокупности обеспечивало больший и эффективный прогресс всего человечества.
Следовательно, и войны, и революции — это в конечном счете насильственная форма перераспределения материальных ресурсов между элементами целостности при наличии жесткого дефицита, своеобразная стихийная и варварская форма прогресса человечества в неадекватных для него условиях.
Разумеется, далеко не все войны и не все революции способствовали прогрессу общества. Многие из них приводили к обратному результату. И все же, если их рассматривать в целом, то можно сказать, что в процессе и войн и борьбы классов, завершившихся революциями, осуществлялся прогресс общества. Точнее говоря — это были вынужденные, но в определенных условиях необходимые формы осуществления прогресса человечества.
- Политология
- Лекция 1. Политология: проблемы становления и перспективы развития
- Лекция 2. Предмет и структура политической науки
- Политическая жизнь как изменяющийся объект познания
- Аспекты политики и предмет политической теории
- Логика познания политики и структура политической науки
- 1. Общая теория политики и политологические субдисциплины
- 2. Эмпирический и теоретический уровни политического знания
- 3. Фундаментальные и прикладные исследования в политологии
- Лекция 3. Методы изучения политики
- Типы и уровни методов изучения политики
- Инструментальные подходы и современные методики исследования политической жизни
- Лекция 4. Содержание и основные этапы истории политических учений
- Лекция 5. Идеи правового государства в истории политической мысли
- Лекция 6. Развитие сравнительной политологии
- Лекция 7. Политическая власть понятие власти
- Градиенты власти
- Дифференциация власти
- Формы власти
- Власть и мораль
- Власть и собственность
- Дистанциональиая и институциональная власть
- Лекция 8. Субъективные основы и субъекты политики
- 1. Субъективное и объективное в политической жизни
- 2. Субъекты политики: система и функции
- 3. Народ и человек как субъекты политики
- Лекция 9. Личность как субъект политики
- Лекция 10. Политическая демократия и ее формы. Референдум как одна из форм прямой демократии
- Лекция 11. Политическая система общества
- Лекция 12. Политический процесс
- Лекция 13. Политическое участие
- Политическая мысль об участии
- Демократия и участие граждан в политической системе
- Лекция 14. Политическая культура
- 1. Сущность характеристики политической культуры
- 2. Политическая символика
- 3. Религиозный аспект политической культуры
- 4. Типологизация политической культуры
- Лекция 15. Политическая психология
- 1. Становление политической психологии как науки
- 2. Предмет политической психологии
- 3. Научный инструментарийполитической психологии
- Лекция 16. Политика и права человека
- Лекция 17. Политика, право, демократия (методологические проблемы соотношения)
- Лекция 18. Политическая социализация личности
- Лекция 19. Статус личности в политической системе общества
- Лекция 20. Политология международных отношений
- 1. Политология международных отношений — часть политической науки
- 2. Проблема войны и мира в современной общественно-политической мысли
- 3. От эпохи войн и социальных конфликтов к эпохе научно-технического, социального и нравственного прогресса
- Лекция 22. Политика и предвидение общая характеристика предвидения
- Содержание