Лекция 18. Политическая социализация личности
Важное место в системе целенаправленного развития политических структур общества занимают процессы политической социализации человека.
Социализация охватывает все сферы жизнедеятельности общества, и в первую очередь такую определяющую, как политика.
Политическая социализация в своей сущности представляет собой воспроизводство политических структур существующего общества, характерных для него общественно-политических отношений, направленности их дальнейшего развития, а также воспроизводство специфических качеств субъектов этих отношений — личностей, фактически воссоздающих, поддерживающих и реализующих эти отношения в процессе своей жизнедеятельности. Социализация выполняет роль своеобразного посредника, связывающего «прошлое с будущим», является способом организации исторической преемственности в политической сфере.
С точки зрения реализации специфической функции — сохранения традиционных общественных отношений — социализация с этой стороны предстает в виде «жесткого» вовлечения человека в уже сложившуюся до него систему политических отношений и соответствующих им форм деятельности и тем самым способствует фактическому «ограничению» его социально значимой жизни участием только в этих готовых формах и видах политической деятельности. Но это лишь одна сторона социализации — характеристика ее консервативной направленности.
Есть и другая сторона, дающая толчок прогрессивному развитию отношений, не позволяющая «уснуть» вечно тлеющему в душе каждого человека «огоньку» новаторства и активности.
Вспомним формулу К.Маркса, в наши дни незаслуженно забытую: «Социализация не есть механическое наложение на индивида готовой социальной формы. Индивид, выступающий как «объект» социализации, является в то же время субъектом общественной активности, творцом общественных форм»176. При этом, как подчеркивал К.Маркс, «изменяются не только объективные условия... изменяются и сами производители, вырабатывая новые качества, развивая и преобразовывая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык» .
Иначе говоря, нельзя забывать тот факт, что не только общество «творит» себе подобное существо — «homopoliticus», но и человек «творит общество», «творит самого себя и окружающих». Творческая активность личности, т.е. политическое «я» в дальнейшем развитии существующих общественных отношений, в решении назревших задач приобрели сегодня многократное значение.
Политическую социализацию следует рассматривать как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, передачу индивиду политической информации, знаний, его приобщение к существующим политическим ценностям и ориентирам, усвоение им социального опыта, норм и ролей, навыков и умений посредством вхождения в систему сформированных общественных отношений, с другой стороны, процесс не просто воспроизводства, но и дальнейшего развития индивидом существующей системы общественных отношений за счет его активной деятельности в процессе включения в социально-политическую среду.
В социологическом плане задачи, решаемые обществом в процессе политической социализации личности, могут быть выражены в виде: а) формирования способностей и свойств индивидов, необходимых для выполнения ими общественных функций; б) включения индивида в систему общественно-политической самореализации личности; в) замещения индивидами социальных ролей (позиций) в системе социально-политических отношений; г) развития и обогащения существующих общественных, и прежде всего политических, отношений.
Политическая социализация по своему содержанию представляет собой своеобразное введение человека в социально-политическую среду, приобщение его к системе функционирующих политических ориентаций, традиций, навыков, передачу и усвоение им существующих политических отношений, процессов, явлений, включение в систему политических связей посредством развития его социальной, и прежде всего общественно-политической, активности, иначе говоря, включение индивида в систему социально-политических отношений посредством наделения его свойствами, необходимыми для нормального функционирования присущих данному социальному строю общественных отношений.
В результате политической социализации человек при сохранении социальных различий, обусловленных материальным достатком и положением, наделяется такими общественными свойствами, которые предопределены его непосредственной принадлежностью к тому или иному социальному слою, общности людей, объединенных рамками одного государства.
Человек в процессе его социализации в сфере политики не просто усваивает характер существующих в данном обществе общественных отношений, накопленный опыт политической жизни, его особенности, существующие нормы, ценности и традиции, политические образы и роли, но и преобразовывает их в свои собственные ориентации и установки, в результате чего формируется социально-политическая зрелость и способность эффективно участвовать в жизни социальных групп и общества. Усвоенные политические нормы и ценности и сформированные у человека установки к осуществлению определенных социально-политических ролей, выработанные стереотипы и привычные реакции порождают у него более или менее стабильные модели возможного поведения в сфере политики. Характерная черта этого процесса не пассивное восприятие, а активное применение полученного, его преобразование, т.е. своеобразная отдача в виде развития существующих политических отношений, переход их на новую ступень. Таким образом, если общество в процессе социализации в сфере политики «творит» человека как гражданина, то социализируемый индивид, творчески влияя на развитие существующих политических структур и отношений, обновляет само общество.
Социализация в сфере политики существенно влияет на формирование и развитие личности. Она охватывает весь процесс становления человека как субъекта политических отношений и политической деятельности. Ее промежуточным и конечным результатом является формирование у личности определенного состояния политической культуры как качественной характеристики творческой адаптированности личности к существующим политическим отношениям и социально- политической активности. Причем следует подчеркнуть, что процесс социализации во всех ее направлениях и видах оказывает непосредственное влияние на политическую культуру как самого человека, так и общества в целом, характеризуя в нем качественный уровень политических отношений и существующих институтов власти и управления.
Процесс социализации в сфере политики может рассматриваться только как единство изменения социальных и личностных сторон жизнедеятельности индивида.
Он в целом имеет свои временные рамки. Границы основных стадий социализации принято увязывать с возрастными рамками развития личности . С таким утверждением можно согласиться, но вместе с тем следует оговорить, что определять временные рамки социализации индивида нельзя вообще, абстрактно, безотносительно к каким-то определенным сферам общественных отношений и предметной деятельности человека. Последние налагают существенный отпечаток как на само содержание социализации, так и на его временные рамки. При всей схожести этих временных рамок к различным видам социализации (нравственной, правовой, эстетической, трудовой и т.д.) применительно к сфере политики они имеют ярко выраженный специфический характер.
Временные рамки процесса политической социализации не ограничиваются, на наш взгляд, как принято считать в социальной психологии, стадией раннего детства и юности177, а наряду с ними включают в себя и более поздний период социального функционирования личности как субъекта политических отношений — гражданина соответствующего государства. Это в значительной степени обусловлено тем, что в период детства и юности идет в основном процесс «наращивания» политических знаний, познавательного и вместе с тем преимущественно эмоционального усвоения основных, присущих обществу политических ценностей и ориентаций. Как правило, их активная реализация и внесение своего «собственного» вклада в развитие политических отношений и связей начинаются примерно с 18 лет. Этот же возраст для политики определен конституционными положениями. А поскольку политическая социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе политической деятельности, практического «развития», «совершенствования» индивидом существующих общественных отношений, постольку стадии политической социализации охватывают не только периоды детства и юности, но и период зрелого развития человека.
Динамичная смена событий и явлений в политике, их скоротечность, известная подвижность соответствующих этому эталонов, ценностей и социальных регуляторов поведения оказывают существенное влияние на социализацию человека и его различные возрастные периоды, устраняют ее косность и консерватизм, придают ей гибкость и динамизм. Несомненно, что сам процесс социализации в сфере политики охватывает весь жизненный путь человека в обществе и не ограничивается лишь одними этапами формирования личности178.
В самом процессе политической социализации необходимо различать и соответственно выделять его активную фазу и стабилизирующе- корректирующие периоды. Активная фаза социализации длится не всю жизнь, а период, необходимый для устойчивой интериоризации комплекса коренных, основных для данного социального строя норм, ценностей, ролей и выработки устойчивой системы социальных ориентаций, установок и т.д., т.е. на протяжении времени, необходимого для становления индивида как активного субъекта политических отношений. В ней, как представляется, можно выделить подпериоды первичной, промежуточной, устойчивой и целостной социализации. Стабилизирую- щекорректирующие периоды охватывают отрезки времени, необходимые для внесения известных коррективов в сложившуюся систему взглядов, представлений и установок личности в соответствии с меняющейся международной или внутриполитической обстановкой и перспективами дальнейшего развития политических отношений в том или ином направлении. В связи с этим с идеологической и социологической точек зрения целесообразны во всем периоде политической социализации этапы и подэтапы, соответствующие физиологическому, умственному и психическому уровню развития человека. Это с точки зрения оптимального построения системы политической социализации и ее центральной составной части — идеологической, политико-воспитательной работы — позволит более четко определить, когда, в какой период, в какие сроки и в какой степени в проводимой работе надо делать упор на формирование тех или иных структурных элементов политической культуры личности (знаний, информированности, ценностных ориентаций, установок, убеждений, социальной активности).
На всех стадиях политической социализации личности общество оказывает на нее непосредственное воздействие. Последнее осуществляется в рамках институтов социализации с помощью передачи каждой политически становящейся личности некоторой системы норм и ценностей. Институтами политической социализации являются семья, дошкольные учреждения (ясли, детские сады), школы, ПТУ, техникумы, вузы, различные общественные объединения и организации, трудовой коллектив, само государство через его организации и учреждения власти и управления, формальные и неформальные возрастные группы, средства массовой коммуникации. Институты политической социализации действуют с разной степенью интенсивности на различных этапах и подэтапах социально-политического развития личности. Каждый институт решает определенные задачи, что позволяет достичь общего результата — сформировать зрелого, политически грамотного гражданина современного общества.
Центральным институтом ранней стадии политической социализации индивида была и остается семья. Родители, как, впрочем, и остальные члены семьи, принадлежат к определенной социальной группе, прослойке общества, отражают их интересы, потребности, политические ценности и ориентации. Это, естественно, в значительной степени влияет на формирование социальных установок индивида, его ценностные ориентации и их реализацию в будущем в сфере политики. Не менее важная роль на ранней стадии политической социализации отведена и таким специализированным учреждениям общественного воспитания, как детские дошкольные учреждения (ясли, детские сады, детские дома). И хотя в них на первый взгляд не проводится работа по сугубо политическому воспитанию в узком смысле этого слова, между тем именно здесь оказывается существенное влияние на формирование первичных социально-политических ценностных ориентаций, осознание таких понятий, как «добро» и «зло», «родина», «страна», «народ», зарождение таких эмоциональных гражданских чувств, как любовь к своей отчизне, преданность ей. Именно здесь ребенок получает, хотя и в самом общем виде, элементарные первичные политические знания, усваивает известные нормы общения, поведения, формирует зачатки прообразов будущих социальных ролей.
Большое значение в политической социализации индивида на промежуточной и устойчивой стадиях имеют такие учреждения, как школа, техникумы, ПТУ, вузы. И хотя семья продолжает по-прежнему (особенно в первые годы промежуточной стадии) играть большую роль, постепенно все же большее значение для политического развития личности приобретают школа, техникумы, училища, вузы, формальные и неформальные общественные организации (молодежные, ученические, спортивные клубы и т.д.). Именно эти институты предназначены и ведут целенаправленную работу по политическому воспитанию личности, расширению ее политических знаний и кругозора, выработке устойчивых ценностных ориентаций, интересов и потребностей. В становлении личности как будущего субъекта политических отношений на этой стадии все большее значение приобретают и средства массовой информации. Существенное влияние на политическую социализацию человека и его общественно-политическую активность оказывают резко увеличивающиеся в этот период межличностные связи в рамках формальных и неформальных групп. Именно в этот период социального и политического становления и развития человек решает для себя такие важные с политической точки зрения вопросы, как о смысле жизни, о своем месте в ней, примеряет к себе прообразы различных социально- политических ролей. Именно в этот период вырабатываются основные позиции становления социально зрелой личности. При этом, как справедливо отмечает И.С. Кон, «его реальный выбор, да и сами его стремления, сознает он это или нет, в огромной степени определяются предшествующим воспитанием и влиянием окружающих людей, социальной средой»179.
Подпериоды устойчивой и целостной политической социализации человека, как правило, совмещаются со стадией социальной зрелости личности и охватывают собой период активной трудовой и творческой общественно-политической деятельности. При этом реализуются все те статусные и функциональные возможности, которые были подготовлены на предшествующих стадиях политической социализации. Политическая сущность человека наиболее полно реализуется именно в этот период. Политически зрелого индивида характеризует широкая информированность, глубокие политические знания, относительная устойчивость ценностных ориентаций и установок, развитость политического мышления.
Наиболее значимые в эти подпериоды институты политической социализации — производственный коллектив, общественные организации, формальные и неформальные группы.
Причем проведенные исследования показывают, что средства массовой информации и трудовой коллектив являются центральными звеньями всей системы социализации человека, и прежде всего политической. Именно благодаря им человек в полной мере может получить и реализовать накопленные политические знания, проявить себя как субъект политической жизни страны. Особенности и специфика этих двух важнейших составных частей системы социализации в значительной мере предопределяют характер и направленность политической социализации человека и ее итог — уровень политической культуры личности. Так, результаты многочисленных опросов показали, что трудовой коллектив занимает второе место после средств массовой информации по объему передаваемых личности политических знаний, оказывает существенное влияние на процесс усвоения и осмысления полученной информации, а в процессе развития навыков и умений политической деятельности занимает первое место среди прочих институтов.
Трудовой коллектив является тем местом, где личность в процессе общения с друзьями, коллегами, товарищами глубже проникает в суть происходящих политических явлений и событий, вырабатывает определенные убеждения.
Социологические данные позволяют сделать вывод, что в настоящее время составные части системы политической социализации в трудовом коллективе работают недостаточно связанно. Яркий пример тому — еще имеющиеся противоречия между уровнем политических знаний и их реализацией в конкретной общественно-политической деятельности. В итоге — низкий уровень развитости умений и навыков политической деятельности части трудящихся.
В целенаправленной деятельности по укреплению системы политической социализации важен координированный учет всех ее функций.
Функциями политической социализации являются: информационная, ценностно-ориентировочная, установочно-нормативная, поведен- ческо-деятельная. При этом итоговая цель реализации всех этих функций — формирование политической культуры личности, формирование ее как гражданина соответствующего государства. Политическая социализация своей информационной функцией осуществляет передачу человеку определенных политических знаний, необходимых ему для развития его политического кругозора, политического мышления, правильной ориентации в вопросах социальной жизни. Вторичная цель информационной функции социализации — удовлетворение потребности и интересов развитой личности в политических сведениях, освещающих происходящие в мире события, явления, процессы.
Информационная функция направлена на решение познавательных задач в области политических и иных классовых отношений. Итог ее реализации — развитие когнитивных аспектов политического сознания личности, представляющих собой основу формирования ее политической культуры. В содержании политической информации знания: о форме бытующих в обществе социальных отношений и их политическом урегулировании, о существующем государственном устройстве, о правах и обязанностях гражданина, социальной роли личности на различных этапах и уровнях функционирования политической системы, о политических ценностях и общепринятых ценностных ориентациях. Итог реализации информационной функции политической социализации — накопление у личности определенного запаса специальных политических знаний, необходимых для осуществления различных социально-политических ролей в обществе. Это знания и представления о власти и политике, их классовой природе; знание существа политики, ее норм и принципов, идей и воззрений, лежащих в основе управления социальными процессами в различных общественных системах и позволяющих оценить характер политики, реализующих ее сил; знание политического устройства государства, форм и способов участия в управлении обществом, в решении политических вопросов.
Процесс политической социализации в обществе нельзя представить и без передачи личности информации о его принципах и идеалах; знаний об истории человечества и своего государства; конституции, правах, свободах и обязанностях гражданина своего государства.
Рассматривая информационную функцию политической социализации, следует особо подчеркнуть, что ее реализация означает передачу личности не только сугубо политических знаний, но и правовых, экономических и других, входящих в зоны соприкосновения и взаимодействия когнитивного аспекта политической культуры с иными видами культур. Это объясняется тем, что политическая социализация не происходит обособленно, самостоятельно, а тесно увязывается с нравствен- но-правовой, экономической социализацией.
Не менее важной по значимости является ценностно-ориентировочная функция. В ходе ее реализации человек приобщается к системе исторически сложившихся в данном обществе политических отношений, ценностей и ориентаций, у него вырабатывается определенный аппарат, аппарат политического мышления, своя собственная система ценностных ориентаций с тремя слоями: когнитивно-познавательным, эмоциональным и поведенческим. Важная роль в реализации ценностно-ориентировочной функции отведена политической культуре общества, находящей как духовное, так и материализованное выражение в существующих в обществе политических институтах. Реализуя данную функцию, политическая социализация первейшей своей целью имеет формирование мировоззренческого ядра политической культуры личности. Оно складывается как итог духовного развития субъекта, осмысления общественных отношений. Политическое мировоззрение каждого человека формируется на базе высокой степени обобщений и предполагает сравнительно развитую способность индивида к абстрагированию и теоретическому мышлению. Вот почему для формирования мировоззренческого ядра политической культуры личности решающее значение имеет теория.
Вместе с тем было бы упрощением считать, что мировоззренческий аспект политической культуры формируется и утверждается только в результате изучения философии как науки. В его содержание входят не только научно-философские знания, но и данные других наук, и прежде всего жизненный опыт, здравый смысл. Последнее нередко приводит человека к материалистическим, политическим выводам, если он даже недостаточно хорошо, полно знаком с диалектико-материалистической философией. В.И. Ленин именовал это стихийным материализмом и стихийной диалектикой. Более того, индивид осваивает политико-философские начала именно со знакомства с более простыми для понимания науками, в которых так или иначе содержатся мировоззренческие выводы. Но только овладение философией дает возможность делать глубокие мировоззренческие обобщения, приводит в систему политические взгляды, высвечивает идеологический аспект явлений, придает политическим знаниям завершенность и устойчивость.
Не менее важной и тесно связанной с ценностно-ориентировочной представляется реализация установочно-нормативной функции. Последняя охватывает собой процесс, направленный на выработку у формирующейся личности определенных установок на восприятие и потребление политической информации, отношение к происходящим политическим событиям и явлениям, действиям других лиц в сфере политики, выбор своего стиля и направленности поведения в политических отношениях.
Анализируя с этой точки зрения нынешнее состояние политической социализированности граждан нашей страны, что характеризует и состояние их политической культуры, следует отметить зафиксированный исследованиями низкий уровень политической убежденности в ранее пропагандировавшихся идеалах и принципах коммунистической идеологии и практики. С другой стороны, высок уровень гражданской позиции опрошенных в вопросах борьбы с имеющимися в обществе негативными явлениями. Среди опрошенных (свыше 95%) ярко выражен настрой на необходимость искоренения в обществе всяких антисоциальных проявлений, мешающих нормально жить.
Подводя итог, представляется необходимым отметить, что чем выше уровень политической социализированности индивидов, тем выше уровень развитости общественных отношений, их стабильности и динамичной поступательности развития. Вместе с тем следует отметить, что, к сожалению, в литературе уделяется очень слабое внимание анализу социализации как целенаправленному процессу воспроизводства и развития общества. Понятие же «политическая социализация» является вообще практически не разработанным. Неопределенность самого понятия «политическая социализация», а также малоизученность границ, структуры, механизма и институтов этого процесса нередко приводят к тому, что по адресу «социализации в политике» высказывается довольно критическое отношение.
Политическая социализация должна стать объектом более пристального внимания со стороны практических работников, ученых-об- ществоведов, и в первую очередь социологов и юристов. В настоящее время отсутствует какая-либо методика социологического анализа процесса социализации человека в сфере политики. Вместе с тем она является насущной потребностью сегодняшнего дня. В связи с этим хотелось бы обозначить отдельные возможные методологические подходы к социологическому анализу социализации.
Анализ итогов политической социализации следует производить не по одному какому-то критерию или показателю, а по их сложной и разветвленной системе. Последняя должна включать в себя на уровне личности оценки политической информированности, компетентности, убежденности, активности, включенности в политическое руководство обществом. При этом важнейшим показателем является степень достигнутого единства знаний, убеждений и действий в реализации политической линии.
В качестве объектов исследования процесса политической социализации человека могут выступать: система выработанных и используемых политических знаний; интерес к политической проблематике, система ценностных политических ориентаций, система политических убежденческих установок, система мотивов конкретного поведения, система поведенческих установок, система мировоззренческих позиций, система политических навыков и умений, характер конкретного поведения.
Рассмотрение политической социализации с точки зрения ее механизма и его эффективности предполагает и анализ политической социализации на уровне общества в целом. По нашему представлению, это не только допустимо, но и обязательно, ибо общество в целом — ее центральный субъект, порождающий как саму возможность социально- политического становления личности как гражданина, проявления политической власти, реализации политических прав и обязанностей, так и их государственное закрепление и выражение в форме определенного политического статуса личности.
С этой точки зрения политическая культура общества может быть проанализирована как по суммарным показателям уровней политической культуры его членов — граждан, их социальных групп и слоев, классов, так и по показателям, характеризующим только общество как единый организм, и прежде всего по присущим ему формам и способам политической социализации человека. В ходе анализа последних, по нашему представлению, следует рассмотреть: характер политической организации общества, формы и методы функционирования политических институтов, степень и способы участия членов общества в политической жизни страны, средства организации политической жизни, институализированный и неинституализированный исторический социально-политический опыт национальной общности, политические обычаи и традиции, систему выработанных обществом и активно используемых в своем развитии политических идей, принципов, ценностей и т.д. Каждый из названных показателей содержит в себе настолько широкую и богатую характеристику той или иной стороны механизма политической социализации, что требует самостоятельного изучения. Однако только суммарная качественная характеристика, основанная на данных анализа всех показателей, позволяет должным образом оценить механизм и процесс политической социализации в целом.
Политическая социализация предполагает рассмотрение и процессов функционирования в бытующих социальных отношениях таких принципов и ценностей, как гражданская дисциплина, социальная справедливость, равенство, интернационализм, законность и т.д. Исследование процесса политической социализации предполагает анализ совокупности методов и средств организации политической жизни, управления общественной жизнью, уровня научности политических теорий и их внедрения в массы.
Итог политической социализации — формирование политической культуры личности. Ее можно было бы определить как показатель, отражающий качественное своеобразие и уровень политической информированности, компетентности, убежденности и социально-политической активности трудящихся, выражающийся в деятельности, направленной на реализацию социально-политических отношений в рамках существующей политической системы. Политическая культура вносится в массы государством и партиями, общественными организациями, средствами массовой информации и т.д. Однако ключевая роль в ее воспитании принадлежит государству. Оно организует массовое обучение граждан политическим знаниям и навыкам управления обществом, государством, разрабатывает и совершенствует идейное ядро политической культуры всего общества.
- Политология
- Лекция 1. Политология: проблемы становления и перспективы развития
- Лекция 2. Предмет и структура политической науки
- Политическая жизнь как изменяющийся объект познания
- Аспекты политики и предмет политической теории
- Логика познания политики и структура политической науки
- 1. Общая теория политики и политологические субдисциплины
- 2. Эмпирический и теоретический уровни политического знания
- 3. Фундаментальные и прикладные исследования в политологии
- Лекция 3. Методы изучения политики
- Типы и уровни методов изучения политики
- Инструментальные подходы и современные методики исследования политической жизни
- Лекция 4. Содержание и основные этапы истории политических учений
- Лекция 5. Идеи правового государства в истории политической мысли
- Лекция 6. Развитие сравнительной политологии
- Лекция 7. Политическая власть понятие власти
- Градиенты власти
- Дифференциация власти
- Формы власти
- Власть и мораль
- Власть и собственность
- Дистанциональиая и институциональная власть
- Лекция 8. Субъективные основы и субъекты политики
- 1. Субъективное и объективное в политической жизни
- 2. Субъекты политики: система и функции
- 3. Народ и человек как субъекты политики
- Лекция 9. Личность как субъект политики
- Лекция 10. Политическая демократия и ее формы. Референдум как одна из форм прямой демократии
- Лекция 11. Политическая система общества
- Лекция 12. Политический процесс
- Лекция 13. Политическое участие
- Политическая мысль об участии
- Демократия и участие граждан в политической системе
- Лекция 14. Политическая культура
- 1. Сущность характеристики политической культуры
- 2. Политическая символика
- 3. Религиозный аспект политической культуры
- 4. Типологизация политической культуры
- Лекция 15. Политическая психология
- 1. Становление политической психологии как науки
- 2. Предмет политической психологии
- 3. Научный инструментарийполитической психологии
- Лекция 16. Политика и права человека
- Лекция 17. Политика, право, демократия (методологические проблемы соотношения)
- Лекция 18. Политическая социализация личности
- Лекция 19. Статус личности в политической системе общества
- Лекция 20. Политология международных отношений
- 1. Политология международных отношений — часть политической науки
- 2. Проблема войны и мира в современной общественно-политической мысли
- 3. От эпохи войн и социальных конфликтов к эпохе научно-технического, социального и нравственного прогресса
- Лекция 22. Политика и предвидение общая характеристика предвидения
- Содержание