logo search
Марченкко М

Содержание

1 См. более подробно о дискуссии: Основы политологии / Под ред. В.П.Пугачева. М., 1992\ Дегтярев А. А. Политологический учебник: Первые российские опыты сегодня и завтра, без опыта вчера // Кентавр. 1993. № 1.

2Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 83.

3См.: Липсет С. Политическая социология // Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы / Ред. Н.Смелзер. М., 1972. С. 203-219.

4Эта путаница приводит к тому, что задачу прикладной политологии сводят иногда к «доведению» выводов общей теории политики до эмпирического уровня (См., например: Шутов А.Ю. Прикладная политология: попытка систематизации // Вестник Московского университета. Сер. 12. Социально-политическиеисследования. М., 1994. № 3. С. 76-77).

5PaIL. Public Policy Analysis: An Introduction. Scarborough, 1992. P. 22.

6Фундаментальные и прикладные социальные исследования: Методологические вопросы взаимодействия // Под ред. В.Я.Ельмеева, В.Г.Овсянникова. Л., 1988. С. 11.

7Вазюлин В.А. Становление метода научного исследования К.Маркса. M., 1975. С. 26.

8См. подробнее об этом: Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974;

Быков В.В. Методы науки. M., 1974 и др.

9Одним из немногих исключений на этом этапе, связанном с постановкой вопроса о роли «числовых» (говоря современным языком, количественных) методов, была работа английского ученого В. Петти «Политическая арифметика» (1676 г.), где он отнес статистику к способам познания социально-политических явлений.

10 См., например: Горн В. Спасители России: Этюд политической статистики //

Современный мир. 1908. № 1.

11 Наиболее обстоятельный обзор современного состояния сравнительных исследований в политологии и социологии содержится в спецобзоре Международной социологической ассоциации «Сравнительная методология» (1990). См.: Comparative Methodology: Theory and Practice in International Social Research / Ed. by E. Oyen. L„ 1990.

12 К политическим партиям относятся «организации, которые проводят линию на открытое завоевание их представителями государственных позиций»UandaК. PoliticalParties: Cross-nationalSurvey. N.Y., 1980. P. 5). Под демократическим государством подразумевается «политическое устройство, в котором идеологически и социально различающимся группам открывается легальная возможность для соревнования за контроль над властью, и где агенты, контролирующие властные институты, избираются и ответственны перед народом». (Vanlianen Т.Process of Democratization: A Comparative Study of 147 States (1980-88). N.Y., 1990. P. 11.

13 См. об этом: Методы сбора информации в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г.Андреенков, О.М.Маслова. Кн. 1. M., 1990\ManheimJ., Rich R. Empirical Political Analysis: Research Methods in Political Science. N.Y., 1991, etc.

14 См.: Социологическое исследование: Методы, методика, математика и статистика: Словарь-справочник. Т. 4 / Отв. ред. Г.В.Осипов. М„ 1991. С. 163-164.

См.: Мелихов С.В. Количественные методы в американской политологии. M., 1979. Гл. 1; Кулик А.Н. Посттоталитарное развитие, политология и информатика: Проблемы взаимосвязи. M., 1990; и др.

15См.: Плотинский Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. М., 1992. С. 39-40; Леванский В. А. Моделирование социально-политических структур методом распознавания образов //Компьютерное моделирование социально-политических процессов / Под общ. ред. О.Ф.Шаброва. M., 1994.

16 См.: Известия. 1995. 5 апреля.

17История политических и правовых учений. Домарксистский период: Учебник. М., 1991.

18История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985; История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986; История политических и правовых учений. XVII-XVIIIвв. М., 1989; История политических и правовых учений. XIX век. М., 1993; История политических и правовых учений. XX век. М„ 1995.

19 Программы общепрофессиональных юридических дисциплин. Часть 1.

Государственно-правовой цикл. Специальность 02. И. 00, направление 52. 14. 00

«Юриспруденция». М., 1995. С. 44—51.

20 См.: Луковская Д.И. Теоретико-методологические проблемы истории политическихи правовых учений. Автореф. докт. дис. Л., 1986. С. 20-21.

Критику этих попыток см.: Ксчекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве.

М.-Л., 1947. С. 112-113;НерсесянцВ.С. Политические учения Древней Греции. M.,

1979. С. 184-189.

21См.: Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. M., 1971. С. 106-107.

22См.: Туманов В.А. Указ. соч. С. 11-14; Гурееич П С. Указ. соч. С. 163-165.

23Саляюстий Г. Заговор Кагилины. М., 1979. С. 38.

24 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 169-170; Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 1. С. 439; T39. С. 69, 72-73.

25 Всеобщая декларация прав человека (1948 г.). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и др. См.: Права человека. Основные международные документы. М., 1990.

26Гегель Г.В.Ф. Философия права. M., 1990. С. 55, 279, 283-285.

27Дж.Локк ограничивал деятельность государства внутри страны принятием законов, осуществлением правосудия и применением пенитенциарных мер: «Политической властью я считаю право создавать законы, предусматривающие смертную казнь и, соответственно, менее строгие меры наказания для регулирования и сохранения собственности, и применять силу сообщества для исполнения этих законов и для защиты государства от нападения извне — и все это только ради общественного блага» (Локк Дж. О государственном правлении // Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 2. M., 1960. С. 6; см. также: С. 31, 50-51).

Нетрудно заметить, что функции государства сведены здесь к охране правопорядка.

28См.: Кант И. Метафизика нравов // Соч.: В 6 т. Т. 4. 4. 2. М., 1965. С. 139.

29Руссо Ж.-Ж. Трактаты. M., 1969. С. 284.

30Преувеличивая возможности законодательного регулирования общественных отношений, теоретики демократии доводили свои рассуждения об идеальном государстве до крайних и вульгарных выводов, а порой и до абсурда. В «Проекте конституции для Корсики», составленном Руссо, законодательный процесс изображался так: «Пусть те, кто не согласны, удалятся, а те, кто согласны, поднимут руку». (Руссо Ж. -Ж. Трактаты. С. 294).

31Там же. Т. 6. С. 12, 294, 266.

32Там же. С. 12.

33«Государство представляет собой развитие и осуществление нравственности», — утверждал Гегель. Право и справедливость, долг и закон, по его словам, могут иметь значение «лишь как часть абсолютной истины» (Гегель Г.В.Ф. Энциклопедии философских наук. Т. 3. M., 1977. С. 373).

Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 243, прим.

34BahrО. DerRechtsstaat. Eine publicistische Skizze. Cassel; Gottingen, 1864;Gneist R. Der Rechtsstaat und die Verwaltungsgerichte in Deutschland. В., 1879.

35GrandeDizionarioEnciclopedico. T. IV. Torino, 1956. P. 70.

См.: Ачексеев А. С. К учению о юридической природе государства и государственной власти. М., 1894; Гессен В.М. Теория правового государства. Спб., 1913; Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. M., 1915. Подробнее см.: Власть и право. Из истории русской правовой мысли / Сост. А.В. Поляков, И.Ю. Козлихин. Л., 1990.

36Stahl Г.J. Philosophie des Rechts. Bd. 2. Rechts- und Staatslehre. Heidelberd, 1856. S. 137.

37См.:МарксfC, ЭнгельсФ.Соч. Т. 12. С. 704; Т. 18. С. 290.

38Armud A.-J. Les juristes face k la sociote du XIX slecle a nos jours. P. 1975. P. 32 etsuiv.

39Подтверждением тому могут служить материалы сборника «Правовое государство», изданного в Париже. Как отмечает один из его участников, выражение «l'Etatdedroit» не получило во Франции такого признания, каким пользуется «Rechtsstaat» в Германии. Говоря о необходимости ограничения государственной власти, французские юристы достаточно редко употребляют понятие «правовое государство». Показательно, в частности, что в обширном библиографическом аппарате сборника упомянуты лишь две работы, в названии которых содержится данный термин (L'Etatdedroit/ Sousladir. deD. Colas. P. PUF, 1987).

40Dicey A. V. Introduction to the Study of the Law of the Constitution. 1 Oth ed. L.; N. Y., 1961.

41Историютерминаиегоразличныезначениясм.: Oxford English Dictionary / Ed. by R.W. Buchfield. A Supplement. Vol. III. Oxf., 1982. P. 1391.

42Тамже. С. 210.

43МарксК, ЭнгельсФ.Соч. Т. 41. С. 125.

44Там же. С. 124.

45Там же. Т. 3. С. 75; Т. 45. С. 422.

46Там же. Т. 1. С. 641; Т. 3. С. 324; Т. 5. С. 471; Т. 7. С. 114; Т. 12. С. 714; Т. 21. С. 209. Ленинскую оценку концепций «правового» строя см.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 22. С. 47-48.

47См., например:HellerН.Rechtsstaatoderdictatur? Tubingen, 1930. Труды Г. Геллера содействовали распространению идей правового государства в Испании, куда он был вынужден эмигрировать с приходом Гитлера к власти.

Некоторые юристы, стремясь приспособиться к идеологии фашизма, писали о «национал-социалистическом правовом государстве», однако официальной поддержки не получили. Обзор и библиографию этих работ см.:MeisterR.FunktionundWandelderbiirgerlichenRechtsstaatsideologieinDeutschlandundderWegzumdemokratischenundsozialenRechtsstaatderZukunfinderBundesrepublik// Habilitationsschrift. Potsdam—Babelsberg, 1965. S. 92-95.

48Историю вопроса см.:RitterC.DerSozialstaat. MDnchen, 1991.

49Тамже. Т. 33. С. 28.

50Wiarda Н.Comparative Politics. Past and Present // Ed. bv H.Wiarda. New Directions in

Comparative Politics. L., 1985. P. 8.

51WiardaH. Op. cit. P. 1; A Model for Eastern Europe//The Washington Post. 1991.

17 Febr.

52The Politics of the Developing Areas / Ed. by G. Almond and J. Coleman. Princeton, 1960; Comparative Politcs / Ed. by H. Eckstein and D. Apter. N.Y., 1963;ApterD. The Politics of Modernization. Chicago, 1965;Pye£., Aspects of Political Development. Boston, 1966.

53Wiarda. H. Op. cit. P. 4.

54Verba S. Comparative Politics: where have we been, where are we going // Ed. by H. Wiarda. P. 28.

55Verba S. Op. cit. P. 36.

56Gorbachev's Reforms U.S. and Japanese Assessment / Ed. by P. Juvilcr, H. Kimura. N.J., 1988.

57WiardaH. Op. cit. P. 1.

58Verba S. Op. cit. P. 28.

59Brzezinski Zb., Huntington S. Political Power: USA / USSR. N.Y., 1963-1965.

60Goel М.Political Science research. A Methods Handbook. Ames: Iowa Univ. Press, 1988. P. 33.

Gallup G. The Gallup Poll. Public Opinion. 1988. Wash., 1989. P. 224.

61 Вебер М.Избранные произведения. М., 1990. С. 600.

62ЛоккДж. Избранные философские произведения. Т. II. М., 1960. С. 16—17.

63 Peterson М. Democracy, Liberty and Property // The State Constitutional Conventions of

the 1820-sIndianapolis. 1966. P. 338.

64Наблюдение Ю.Пивоварова и А.Фурсова.

! Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 45. С. 360.

65 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1973. С. 714.

66 Цит. по кн.: Коновалов В.К. Экономика и политика. Ростов н/Д: Изд-воРост. ун-та, 1995. С. 54.

67 «Демократия, ограниченная фальсификациями». М., 1995 С. 137.

68См.: Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. Т. 4. С. 138.

69Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 358.

70См.: Известия. 1995. 5 ноября.

71Sniderman P.M. Personality and Democratic Politics. Berkeley (Calif.), 1975. P. 306-308.

72Политическая система: вопросы демократии и самоуправления. М., 1988. С. 77.

73Ibid. P. 41.

74Ibid. P. 92.

75Dawson R.E., Prcwitt К.Political Socialization. Boston, 1969. P. 184.

76Upset S. Op. cit. 40.

  1. Rey V.O. Public Opinion and American Democracy. N.Y., 1961. P. 323-331.

  2. Almond G., Verba S. Civie Culture. Princeton, 1963. P. 380-381.

77 См. об этом: Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и политическое участие // Критические очерки теории и истории. М., 1986. С. 8, 12.

78Free Speech and Freedom from Speech: Hustler Magazine V. Falwall, The New York Times Actual Malice Standard., and International infliction of Emotional Distress // Indiana Law Journal. 1988. № 4. P. 877-897; The Washington Post. 1991. 15 February.

79Lipsitz L. American Democracy. N.Y., 1986. P. 303.

80Современное буржуазное государственное право. Критические очерки. Основные институты. Т. 2 / Отв. ред. В.А. Туманов. М., 1987. С. 203.

81Lipsitz L. Op. cit. P. 303;Butler L. and Ranney A. (eds.). Referendums: A. Comparative Study of Practice and Theory. Wash., 1978. P. 14-46; ZeitschriftfurSchweizerischesRecht. 1972. № 5. P. 492-494.

82Подробнее об этом см.: Современное буржуазное государственное право. С. 203-211.

83Hogg P. (ed.) Constitutional Law Canada. Toronto, 1985. P. 101.

84Hogg P. Op. cit. P. 102.

85Коток В.Ф. Указ. соч. С. 5.

86Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 252, 320; Dictionary of Sociology and Related Sciences. Fotowa, 1968. P. 222.

87Современное буржуазное государственное право. С. 203.

88См.: Сафаров Р. А. Институт референдума в условиях общенародного государства // Советское государство и право. 1963. N9 6. С. 18.

89 Gordon Y., Magleby D. Pre-Election Judicial Review of initiatives and Referendums //

Notre Dame Law Review. 1989. № 3. P. 298-320.

90Там же. С. 102.

91Италия. Конституция и законодательные акты. М., 1988. С. 57.

92Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 272; Т. 35. С. 307.

93Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 30. С. 201.

94Испания. Конституция и законодательные акты. С. 101.

95Тамже.

96Cronin Th. Direct Democracy: The Politics of the Initiatife Referendum and Recall. Cambridge, 1989. P. 1-24.

97Cronin Th. Public Opinion and Direct Democracy // Political Science and Politics. 1980. №3.P. 612, 614, 616.

98Ibid. P. 614.

99Cronin Th. Direct Democracy: The Politics of the Initiative, Referendum and Recall. Ch. 9.

100California Opinion index. Field institute. February. 1983;Cronin Th.. Public Opinion and Direct Democracy. P. 614.

101Cronin Th. Public Opinion and Direct Democracy. P. 618.

102Ibid. P. 616.

103Ibid. Р. 617.

104 Испания. Конституция и законодательные акты. С. 106-107.

105Hogg P. Constitutional Law of Canada. Toronto, 1985. P. 76-77.

106Lipsitz L. Op. cit. P. 305;Butler D., Ranney A. Referendums: A Comparative Study of Practice and Theory. Wash., 1978. P. 227-237.

107King P. Baltof Access for initiatives and Popular Referendums: The Importance of Petition Circulation and Signature Validation Procedures // '№6 Journalof Law and Politics, 1985. №2. P. 287-311,

108Pious R. American Politics and Government. 1986. № 7. P. 136;Lipsitz L. Op. cit. P. 303.

109American Government. Rev. by W.McClenaghan. Boston, 8970. P. 609-610.

110Pious R. Op. cit. P. 137.

111 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 42. С. 278.

112Лузан А. Указ. соч. С. 48-96.

113Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 37. С. 389, 491.

114 Подробнее об этом см.: Лузан А.А. Указ. соч. С. 49-74.

115 Барулин B.C. Отношение материального и идеального в обществе как проблема исторического материализма. Барнаул, 1969. С. 244.

116Madron Th., ChelfC. Political Parties in the United States. Boston, 1974. P. 1.

117Nettl P. The Concept of System in Political Sciene // Political Studies. 1966. Vol. XIV. № 3. P. 315-323.

118Easton D. Systems Analysis: An example of functionalism // Gould J., Thuarsby V. Contemporary Political Thought. Issues in Scope, Value and Direction. N.Y., 1969. P. 203.

119НотI. Op. cit. Р. 241.

120EastonD. The Political System. An inquiry into the Slate of Political Science. N.G., 1964. P. 173-174;Eastern D. Systems Analysis: An Example of Functionalism. P. 198;Weltman J. Op. cit. P. 305,329.

121Weinstein М.Systematic Political Theory. Columbus (Ohio), 1971, P. 12.

122Haas E. Op. cit. P. 149.

123NettlP. Op.cit. P. 314.

124АкеA. Definition of Political Stability II Comparative Politics. 1975. № 2. P. 273.

125Kaplan М.Op. cit. Р. 73.

  1. Coldsmith A. Does Political Stability lUnder Economic Development? // Comparative Politics. №4. P. 471-474.

  2. Green R. Political Structures asa Predictor of Radical Political Change // The Columbia Journal of World Business. 1974. Na 1. P. 29-30.

  3. Ibid. P. 31.

126 Плапюн. Государство. VII, 519 с; Политик. 298 с; Государство. vi, 493 в-с, 494 а.

127 Монтескье III. Избранные произведения. М., 1955. С. I 73.

128Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М„ 1969. С. 178-182, 200, 233.

129Milbrath L. W. Political Participation. How and Why Do People Get Involved in Politics? Chicago, 1965;Verba S., Nie N.H. Participation in America. Political Democracy and Social Equality. New York A.0.1972;Yerba S., Nie N.H., KimJae-on. Participation and Political Equality. A seven-nation comparison. Cambridge A.O. 1978;Yerba S., Schlozman K, L., Brady И.Е.Voice and Equality. Civic Voluntarism in American Politics. Cambridge A.O., 1995.

130Held D. Democracy and the Global Order. From the Modern State to Cosmopolitan Governance. Cambridge, Oxford, 1995. P. 159.

131Devine D. The political culture of the United States // Boston, 1972. P. 3.

132 См. Шестопал Е. Психоаналитическое движение в исторической науке // История

СССР. 1991. №5.

133 Лебон Г.. Психология народов и масс. Спб, Макет. 1995; Сигеле С. Преступна я толпа.

Спб., 1986; Михайловский Н.К. Герои и толпа. Спб., 1882.

134Benedict R. Configurations of Culture in North America // American Anthopologist, 1934,

vol. 34. p. 24.

135Ковалевский П. И. Психиатрические эскизы из истории // Диалог, 1991 -1993.

136Political Psychology: Contemporary Problems and lssies / Ed by M.Hermann. San

137Милюков П. Очерки по истории русской культуры. Спб, 1901.

138Сорокин П.А. О свободах. Неотъемлемые права человека и гражданина. Пг., ] 917.

139Сорокин П.А. Голод и идеология общества // Экономист. 1922. № 4-5.

140Чулков Г. Императоры. Психологические портреты. М., 1991.

141Эткинд Л. Эрос невозможного. История психоанализа в России. Спб, 1993.

142Шестопал Е. Очерки политической психологии. М., 1990; Юрьева А.И. Введение в политическую психологию. Спб., 1992; Дилшенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994; Гозмаи Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-наДону, 1996.

143Hoffman S.. On the Political Psychology of Peace and War: A. Critique and an Agenda // Political Psychology, 1986, N9 7(1).

144Там же.

145Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994.

146 Гадхиев К.С. Политическая наука. М., 1994.

147 Шестопал Е. Личность политика. М.: Мысль, 1988. Гл. III. § 2.

148См.: Шестопал Е. Восприятие образов власти: политико-психологический анализ // Полис. 1995. № 4.

149Аристотель. Политика. 1253 а.

150Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности II Психология личности. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 55-60.

151Такер Р. Сталин. Путь к власти. История и личность. М.: Прогресс, 1990.

152DowesR., Hughes J. Political Sociology. Chichester, 1983. Ch. 13.

153Лебон Г. Психология народов и масс. Спб., 1995.

154 Converse Ph. The Nature of Belief Systems in Mass Public 4Ideology and Its Discontent

/ Ed by D.Apter. N.Y., 1964. P. 21.

155Jervis R. Perception and Misperception in International Politics. Princeton N.J. 1976.

156 Nie N.. Verba S. Political Participation // in: F.Greenstein and N.W. Polsby (eds).

Handbook of Polilical Science. V. 4, Boston (maas), 1975.P. 17-22.

157См.: Юрьев А.Л. Введение в политическую психологию. Спб., 1992. С. 187.

158Winter D., Hermann М., Veintraub W., Walker S. The Leader as a Projective Scene II Political Psychology. 1991. V. 12. № 2.

159Kavatwgh D. Political Science and Political Behaviour. L., 1983. P. 183.

160Walke H., Eulau H. et at. The legislative System. N.Y., Wiley. 1962.P. 135.

161Clad В.CharlesEvans Hughes and the Illusions of Innocence, Urbana, University of Illinois Press, 1966.

162Winter D., Hermann M„ Vaintraub W., Walker S. The Leader as a projective scene // Political Psychology. 1991. V. 12. № 2.

163Петренко В.Ф., Митина О-В. Семантическое пространство политических партий // Психологический журнал. 1991. № 6.

164iMsswell Н.Psychopathology and Politics. Chicago, i 931.

165Tvenky A., Kahneman. The Fraiming of Decisions and the Psychology of Choise // Science. 1981. 221 (January 31). P. 453-458.

166Milgram S. Obedience to Authority: An Experimental View. N.Y Harper &Row, 1974.

167Lask C.M. and Judd C M. Political Expertise and the Structural Mediators of Candidate Evaluations //Journal of Experimental Social Psychology. 1988. 24. P. 105-126.

168lodge et all. An Impression-Ddriven Mode! of Candidate Evaluation // American Political Science Review. 1989. June.

169 Gewirth Alan. The Basis and Content of Hunan Rights H Human Rights Nomos. N.Y.:

New York University Press. 1981. P. 121.

170МарксК, ЭнгельсФ.Соч. Т. 19. С. L9.

171Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 340.

172См.: Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 447.

173Taw же. Т. 1. С. 12.

174 Forsthoff Е.Der Staat der Industriegesellschafi. Munchen, 1971; Sist emwandel und Demokratisierung. Festschrift fur Ossip K.Flechtheim, Hrsg. Ch.Fenner und B.Blanke. F. a/M., 1975; Naschold F. Politische Wissenschaft. Freiburg, Munchen, 1972; Einfuhrung in die politische Wissenschaft. Hrsg. Hamburg, 1971; Quaritsch H. (Hrsg) Die Selbstdarsteilung des Staates. West Berlin; Burdeau G. Einfuhrung in die politische Wissenschaft, Neuwid. Berlin, 1964.

175 ДЭстен Валери Жискар. Власть и жизнь. 1990. С. 154.

176Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 67.

177 См.: Кон И.С. Социология личности. М., 1967. С. 124; Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967; Андреенкова Н.В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970. С. 145; Шестопал Е.Б. Личность и политика. М., 1989.

178См.: Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 467; Аналогичной точки зрения придерживается и Б.Г. Ананьев (см.: Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации II Человек и общество. Вып. 9. Изд-во ЛГУ, 1971. С. 146.

179 КонИ.С. Указ. соч. С. 166.

180Гражданство в юридической науке традиционно определяется как основанная на законе устойчивая связь личности с государством, как принадлежность личности к государству. Гражданство можно, видимо, определить и как членство личности в государственно-организованном обществе.

181Иностранными гражданами обычно признаются лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Лицами без гражданства признаются те лица, которые не являются гражданами данного государства и не имеют доказательств своей принадлежности к гражданству иностранных государств.

182Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 17. С. 446.

183 Общий правовой статус гражданина охватывает собой те юридические права, обязанности и законные интересы, которые присущи всем гражданам и каждому гражданину в отдельности независимо от особенностей их социально-классового, половозрастного, семейного, служебного и тому подобного положения (принадлежности).

Специальные правовые статусы включают специфические права и обязанности отдельных категорий лиц, выделенных по признакам их социально-классового, половозрастного, семейного, служебного и тому подобного положения. Правовой статус гражданина и его специальные правовые статусы — взаимосвязанные, но самостоятельные явления. Взаимосвязь их заключается в том, что они в определенном объеме совпадают, так как специальные правовые статусы вытекают из общих прав, обязанностей и законных интересов граждан, основываются на них, конкретизируют, развивают и дополняют их.

184 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 62; см. также: С. 399.

185 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 62; см. также: С. 399.

186 Barnham W.D Democracy in the Making. Englewood Cliffs. N.Y., 1983. P. 286.

187Августин Аврелий. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М.,

1991.С. 63.

188 Вронский С. А. Астрология: суеверие или наука? М., 1991. С. 31.

189 Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 361.

190 Рассел Б. Практика и теория большевизма. М., 1991. С. 5.

191Гегель Г.В. Ф. Лекция по философии истории. Спб, 1993. С. 61.