logo search
Марченкко М

Формы власти

Система власти глубоко эшелонирована, слагается из сети полити­ческих, экономических, военных, дипломатических, бюрократиче­ских, финансовых, правовых институций, придающих дисциплинар­ную организованность общественным связям и очерчивающих значи­мое пространство власти. В нем обосабливаются центральные инстан­ции (административный аппарат), непосредственно подчиненные им структуры (управление среднего уровня) и предметы манипулирования — индивиды, малые группы, прочий «человеческий материал» — масса.

Если власть обладает безраздельной монополией социальных ини­циатив на выработку, принятие и реализацию решений, она приобре­тает вид жестко централизованной (интегральной) власти. Если же сферы приложения власти регламентированы (итог давления оппози­ции, волнений демоса и тому подобного), радиусы ее действия обозна­чены (совершенство законодательства), локализованы (механизм сдер-жек и противовесов), власть отправляется в режиме дифференцирован­ной (интеркурсивной) власти. Основанием такой типологизации, оче­видно, является интенсивность властных потоков, степень силового влияния властных структур на элементы социума. Пограничными точ­ками в диапазоне властного регулирования общественной жизни соот­ветственно будут абсолютизм — гипертрофированная государственная (этатизм) или личная (авторитаризм) власть и анархия — универсаль­ное отрицание консолидирующей ценности властного фактора. По­скольку и всевластие, и властный нигилизм — нетерпимые социально- политические аномалии, на значительных временных интервалах ци­вильной жизни воплощаются гораздо более умеренные формы.

Логика властной организации общества, включающая формы прав­ления, типы политических режимов, виды государственного устройст­ва, в целом векторизована. На масштабных промежутках истории от­четливо направленное движение от безграничной к ограниченной вла­сти. Безграничная власть вбирает многочисленные модификации политико-государственного абсолютизма от моно- до полидержавности. Абсолютизм (самодержавно-тиранический строй) как разновидность апостольства в вопросах власти представляет самовластное всевластие, во многом бессмысленный политический произвол, в принципе свойст­вен добуржуазному состоянию, однако, в варианте диктаторских, де­спотических, авторитарно-хунтистских, феодально-монархических клик, фундаменталистских, бонапартистских тираний реставрируется в современности. Характерные предпосылки абсолютизма — слияние зако­нодательных и исполнительных структур, организующих и контролиру­ющих инстанций, узурпация власти одним лицом (группой лиц), беспо­щадное и беззаконное ущемление прав и свобод подвластных.

Абсолютизму противостоит опирающийся на либерализм и пар­ламентаризм демократизм, который на деле реализует гражданскую самодостаточность и самодостоинство граждан посредством повсеме­стно гарантируемого и соблюдаемого всеобщего равенства и ответст­венности.