logo
электронный курс политология

2. Философско-этическая концепция государства.

Политические учения эпохи Возрождения

Марсилий Падуанский (1280-1343)

В сочинении «Защитник мира» (1324-1326 гг.) Марсилий Падуанский возлагает на церковь ответственность за все беды и несчастья мира. Они устранимы, если только впредь церковники будут заниматься исключительно сферой духовной жизни людей.

Духовная власть должна быть отделена от вмешательства светской власти и наоборот. Он выделял божественный закон, указывающий пути достижения вечного общего блага, и здесь авторитетом является духовная власть (церковь); и человеческий закон, который должен отражать божественный закон на земле, обеспечивая его исполнение принуждением, и здесь авторитетом является светская власть (государство). Грешников (нарушителей божественного закона) наказывает Бог, а преступников (нарушителей человеческого закона) наказывает государство.

Власть и представляющее ее государство возникли в процессе постепенного усложнения форм человеческого общежития. Поначалу семьи во имя общего блага и с общего согласия соединяются в роды, роды – в племена. Затем таким же путем и во имя той же цели консолидируются города. Завершающая стадия – появление государства, базирующегося на общем согласии всех составляющих его лиц и преследующего их общее благо.

Настоящий источник всякой власти – народ. От него исходит как власть светская, так и духовная. Только он один – носитель суверенитета и верховный законодатель. Народ -- не все население государства, а лишь лучшая, достойнейшая его часть.

Делил членов общества на две категории: высшую и низшую. Высшая служит общему благу; низшая заботится о своих частных интересах. В обществе выделял 6 социальных групп: земледельцы, ремесленники, торговцы (первая категория, заботящаяся только о своих личных интересах), духовенство, администрация, военные (вторая категория, исполняющая общественные обязанности).

Государственная власть действует посредством издания законов. Они суть веления, подкрепляемые угрозой реального наказания или обещания реальной награды. Этим законы государства отличаются от законов божеских, сопровождаемых посулами наград или наказаний в загробной жизни.

Право издавать юридические законы имеет народ. Законодательствовать должны наиболее заслуживающие выполнять подобную миссию люди, выбираемые народом. Законы обязательны как для самого народа, так и для издающих их лиц.

Одним из первых стал проводить четкое различие между исполнительной и законодательной властями государства. Законодательная власть определяет компетенцию и организацию исполнительной власти. Последняя вообще действует благодаря тому авторитету, которым ее наделяет законодатель, и призвана строго держаться рамок закона.

Обобщая опыт итальянских республик, важное место отводил выборности. Избираемый монарх наиболее подходящий правитель.

Колюччо Салютати (1331-1406) в работе «О фатуме, фортуне и случае» проводил различие фатума – власти внеземных сил, и фортуны – социальной необходимости.

Свобода воли в отношении фатума подконтрольна лишь Богу, а в отношении фортуны находится в руках самого человека.

Марсилио Фичино (1433-1499) считал, что человек повелевает социальным миром и космосом.

Пико дела Мирандола Полагал, что Бог ставит человека в центр космоса, делая его судьей мудрости, красоты и величия воздвигнутого им мироздания.

Человек составляет особый четвертый мир наряду с подлунным, поднебесным и небесным мирами.

Николо Макиавелли

Симпатии на стороне народа (popolo), т.е. купцов и ремесленников, зажиточных горожан (будущей буржуазии).

Враждебное отношение к городским низам, плебсу и духовенству, церковно-клерикальным кругам папского Рима.

Эпикуреизм, подчеркивание эгоизма человека: «Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества».

Людей отпугивает опасность, влечет нажива.

Эгоизм человеческой природы требует создания государства как ограничительной меры.

Макиавелли впервые в истории отделил политику от морали и религии и сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной.

Политика имеет свои собственные цели и свои законы, независимые не только от религии, но и от морали.

Сама религия оказывается подчиненной политическим соображениям.

Моральные соображения всегда подчинены целям политики.

Политическая деятельность, создание и укрепление государства, имеет единственный собственный критерий оценки, заключенный в ней самой.

Единственный критерий - польза и успех, достижение поставленных целей.

Цель политической деятельности -- создать могучее, единое государство.

Хорошим и благим объявляется все, что содействует укреплению государства; похвалы удостаиваются те политические деятели, которые добиваются успеха любыми средствами, в том числе и с помощью обмана, хитрости, коварства и открытого насилия.

Макиавелли ввел понятие «государственный интерес» для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно призвано гарантировать, в случае, если этого требуют так называемые «высшие государственные интересы».

Целью действий правителя является успех, а не добродетель или порочность.

Мудрый правитель обязан «по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла». Сочетать качества льва и лисицы.

Государь должен проявлять гибкость, постоянно учитывая изменчивость времен.

Государь Макиавелли -- это разумный политик, применяющий на практике правила политической борьбы, ведущие к достижению цели, к политическому успеху.

Цель автора «Государя» -- практические советы фактическому политику ради достижения реального результата: захвата и удержания политической власти.

Реальная политическая действительность не оставляет места для прекраснодушных мечтаний: «так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности».

«Государь» Макиавелли – технологическое руководство по захвату, удержанию и использованию государственной власти.

Преступления, совершенные во имя Родины, -- это «славные преступления. «Ни один порядочный человек не упрекнет другого, если тот пытается защитить свою страну всеми возможными средствами».

В 1546 году среди «отцов» Тридентского собора было распространено, что автором «Государя» является сам Сатана.

В 1559 году все труды Макиавелли были внесены в первый «Индекс запрещенных книг».

Томас Мор (1478-1535)

«Утопия» – нигдея.

Первая часть – критика современной Англии, вторая – изложение утопийского образа жизни.

Государство – заговор богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах.

Идеальное государство должно носить антииндивидуалистический характер. Необходимость отмены частной собственности. Обращение к первоначальному христианству с его идеалами всеобщего равенства.

«Утопия» - идеальное государство, построенное на принципе отрицания частной собственности. В Утопии все, и земля, и производимая продукция, общественное, нет ничего частного.

Процветание государства возможно только тогда, когда правитель будет глубоко образованным философом и морально безупречным человеком.

В Утопии нет денег, а из золота делаются ночные горшки и цепи для преступников.

Все граждане должны обязательно заниматься ремесленным и сельскохозяйственным трудом. Рабочий день – 6 часов.

Наличие рабов, которыми становятся преступники и военнопленные.

Утопийская республика – одна большая семья, так как в ней нет противоречия между частным и общим. Нет бедных и нищих.

Производственную структуру утопийского общества составляет семейно-ремесленная организация труда.

Сельскохозяйственные работы ведутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбывать все граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые должностные лица следят за тем, как работают утопийцы.

Жители Утопии пребывают в достатке, который основан на сокращении потребностей. Все ходят в одинаковой одежде.

Грязную работу выполняют рабы - военнопленные и преступники, рабство не является наследственным.

Должностные лица выбираются ежегодно из старейшин, умудренных жизненным опытом.

Томмазо Кампанелла (1568-1639)

Во главе управленческой пирамиды города Солнца - Метафизик.

Военным делом руководит правитель Мощь, наукой - правитель Мудрость, воспроизводством населения, обеспечением его пищей и воспитанием граждан - правитель Любовь.

В городе Солнца нет частной собственности. Земледелие, ремесла и прочие занятия являются делом совместного труда соляриев.

Все, в чем солярии нуждаются, они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше, чем ему следует.

Государство вмешивается во все (даже в творчество поэтов) в интересах общего блага, чтобы все были одинаково счастливы.

Господствуют принципы аскетизма, авторитаризм, отдельная человеческая личность пренебрегается, даже имена детей подбираются не случайно, но подбираются Метафизиком.

У всех одинаковые жилье, одежда, пища, занятия, развлечения, строй мысли.

Интересы личности и государства совпадают.

Жан Боден (1530-1596)

Известен своим трактатом «О демонической одержимости ведьм» (1580). Книга имела огромный успех и часто переиздавалась в странах Европы. Убеждал местные власти поощрять тайные доносы и установить в церквах черные ящики для анонимных писем.

Выступал за пытки и наказания ведьм. Считал, что детей надо заставлять давать показания против родителей. Одним из его излюбленных методов было прижигать тело раскаленным докрасна железом, а затем вырезать начавшее гнить мясо. Как он говорил, эта пытка — лишь бледная тень ада, предстоящего осужденным ведьмам.

Основной труд Ж. Бодена: «Шесть книг о государстве» (1576).

Разделил всю систему знаний на:

Выделял три способа происхождения государства.

Первый - обычный. Семья постепенно превращается в род. Затем старейшины получают власть по неписаным законам, наконец это фиксируется "на бумаге". Таким способом происходили государства в эпоху зарождения Древнего Мира и варварские государства на рубеже Древнего Мира и Средних веков.

Второй - общественный договор. Это идеальный путь. Таким образом из слабых родов складываются могущественные королевства и империи. Так появлялись новые государства в период расцвета Древнего Мира (в Греции и в момент образования единого Римского государства, а также и в других случаях), а также в средний период Средних Веков.

Третий способ - это распад крупных государств. Он характерен для последнего периода Древнего Мира и для средневековой раздробленности.

Договор происходит не между отдельными людьми, а между родами. Внутри рода или семьи происходит подчинение власти главы семьи. Боден пишет, что было бы нелепым, если внутри семьи вопросы решались голосованием. Получается, что семья организована как монархия, власть одного. Видя преимущества такой организации в семье, Боден полагает, что она будет также эффективна и на уровне государства.

Лишь сильная и абсолютная королевская власть может положить конец религиозным войнам и удержать французское общество от распада; государство есть объединение множества семей, возникшее за счет их подчинения политической власти; его главные функции – обеспечение внутреннего мира, справедливости и социальной стабильности, защита от внешних врагов.

Важнейший признак политической власти – «суверенитет», т.е. ее постоянный и абсолютный характер. Абсолютность власти означает ее независимость от какого-либо иного субъекта политики.

«Как судно - лишь бесформенный кусок дерева, если лишить его всех форм, таких, как борт, нос корабля, корма, штурвал, так и Государство - ничто без той суверенной власти, которая скрепляет всех их членов и позволяет всем семействам и позволяет всем семействам и коллегиям стать единым телом. Если продолжить уподобление судну, то как оно может быть частично покалечено или полностью уничтожено, так и народ, хотя и со своей территорией может быть разметан по всему миру, и даже полностью истреблен; в действительности не население формирует государство, но союз народа под одной единственной суверенной властью. В общем, суверенитет - истинный фундамент, основа, на которую опирается вся структура Государства, и от нее зависят все судебные ведомства, законы и распоряжения; оно является единственным обязательством, которое связывает семейства, тела, коллегии, частные лица в единственное совершенное тело, именно которое и называется Государство».

Власть не свободна от соблюдения законов Бога, природы и универсальных человеческих законов, на которых основаны нравственные нормы, институт семьи, неприкосновенность частной собственности, обязанности государства перед подданными. Нарушение этих законов ведет к потере властью своей легитимности.

В зависимости от носителя суверенной власти, выделяются три формы правления – монархия, аристократия и демократия (исходя из постулата о неделимости суверенитета, Боден отрицал учение о смешанных формах правления).

Наилучшей является наследственная монархия как наиболее полно соответствующая суверенному характеру политической власти и принципу единоначалия, лежащему в основе не только общества, но и мироздания в целом.

Гуго Гроций (1583-1645)

Голландский юрист и политический мыслитель. Делит право на:

Государство – следствие из естественных начал, проистекающее из требований естественного права справедливости и пользы. Это совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и пользы. В отличие от Бодена, Гроций определяет государство именно как союз свободных (а также и равных) людей. То есть, элементом государства у него является отдельный человек.

Догосударственная стадия жизни людей – естественное состояние людей, без частной собственности. По развитию ремесел, изысканного образа жизни развились пороки, справедливость и приязнь людей ослабли, появилась частная собственность.

Люди объединились в государство не по божественному велению, но по собственной воле, убедившись в бессилии отдельных семейств. Т.е. государство – чисто человеческое установление, выступающее по социальному смыслу союзом большинства слабых и угнетенных против меньшинства – сильных и могущественных.

Сущность верховной власти – суверенная власть, которая не подчинена другой власти.

Общий носитель верховной власти – государство в целом. Носитель власти в собственном смысле – несколько лиц согласно законам и правам народа. Его классификация форм правления – царская (единодержавная), власть вельмож, свободная гражданская община, демократическая республика.

Форма не имеет существенного значения – народ может выбрать любую. Отрицательно относится к тирании и отдает предпочтение единоличной и аристократической власти, не отвергает демократическую форму.

Не отрицая суверенитета народа, опровергает мнение что власть везде и всюду принадлежит ему.

Закон о непротивлении власти, отступать от которого можно только в случае крайней необходимости (если вооруженное сопротивление подданных не причинит величайшего потрясения государству и гибели невиновных).

Эпоха Просвещения

Томас Гоббс (1588-1649),

По мнению  Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной  свободы людей, равных в своих правах и способностях.

Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми  же  правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле «состояние войны всех против всех».

Абсолютная свобода человека - стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком.

В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя  блага и  порядка всех.

Люди должны  взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира.

Они договариваются между  собой  об  этом ограничении. Это  взаимное самоограничение называется общественным договором.

Ограничивая свою  естественную  свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной  группе  или  отдельному  человеку. Так  возникает государство, власть которого суверенна, т.е.  независима ни  от  каких  внешних  или внутренних сил. Власть  государства  ,по  убеждению Гоббса, должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества в  целом  предпринимать любые  меры  принуждения  к своим гражданам.

Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная  власть  по отношению к обществу.

Дж. Локк (1632-1704).  «Два  трактата  о  государственном правлении» Локк считает первоначальной абсолютной свободой людей не источник борьбы, а выражение естественного их  равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции  отдать  правительству, которое  призвано   обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор между людьми, так возникает государство. 

Основная цель  государства  - защита естественных прав людей, прав на жизнь,свободу и собственность. Люди отдают государству лишь часть  своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем  больше  прав  у человека, тем  шире  круг его обязанностей перед обществом.

Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный  договор предполагает  и ответственность государства перед гражданами.

Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно  нарушает естественные свободы - люди вправе бороться против такого государства.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Основные произведения: "Персидские письма" (1721), "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734), "О духе законов" (1748).

Задача, которую ставит перед собой Монтескье - поиск закономерного в законах.

Общим понятием закона охватываются все законы - как неизменные законы, действующие в мире физическом, так и изменчивые законы, действующие в мире разумных существ.

К естественным законам, по которым человек жил в естественном состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе.

В естественном состоянии человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив и стремится к равенству и миру с другими.

Объединяясь в общество, люди утрачивают понимание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны между отдельными лицами и между народами.

«Появление этих двух видов войны,- писал Монтескье,- побуждает установить законы между людьми».

Вследствие этого возникают:

Образование государства также обусловлено потребностью в общих законах. При рассмотрении вопроса о происхождении государства Монтескье опирается на принцип историзма, критикуя теорию общественного договора. Монтескье считает, что государство возникает не одномоментно, а в результате длительного исторического процесса.

На возникновение и развитие государства оказывают влияние моральные (образованность народа, религия, национальный дух) и географические (размер территории, климат, рельеф) факторы. Они определяют форму правления того или иного государства.

Монтескье различает три формы правления:

Каждой форме правления соответствуют свои природа и принцип правления. «Различие между природой правления и его принципом в том, что природа его есть то, что делает его таким, каково оно есть; а принцип - это то, что заставляет его действовать. Первая есть его особенный строй, а второй - человеческие страсти, которые двигают им».

Природой республики является правление всего народа (демократия), или его части (аристократия).

Монархия - это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов.

В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил. Принципом республиканского правления является добродетель, в монархии - честь, в деспотии - страх.

Монтескье - сторонник умеренного правления, под которым он понимает конституционную монархию. Умеренное правление означает наличие политической свободы и основано на законах. Монтескье выделяет два вида законов о политической свободе:

1) устанавливающие политическую свободу в её отношении к государственному устройству. Она обеспечивается принципом разделения властей.

2) устанавливающие политическую свободу в её отношении к гражданину. Заключается в обеспечении безопасности, прежде всего путём доброкачественности уголовных законов и судопроизводства.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви необходимо во избежание злоупотребления властью. «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодатель. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц».

Законы, согласно Монтескье, прежде всего, должны соответствовать характеру и свойствам народа, для которого они установлены. Лишь в редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными также и для другого народа.

Факторами, определяющими законы, являются форма правления, географические условия, образованность народа, религия, воля законодателя.

Специальное внимание Монтескье уделяет способам составления законов, законодательной технике. Основополагающим принципом законодательства является умеренность: «дух умеренности должен быть духом законодателя».

Ж.-Ж.Руссо (1712-1778) .

Естественное состояние людей Руссо трактует как состояние первобытной гармонии с природой.

Человек не нуждается ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематическом труде. Способность к самосохранению удерживает его от состояния «войны всех против всех».

Однако, население растет, меняются географические условия, развивается способности и потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной собственности.

Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые враждуют между собой.

Неравенство развивается постепенно: сначала признаются богатство и  бедность, затем могущество и беззащитность, наконец -- господство и порабощение.

Общество нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству.

Но в основе государственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и  свободы  каждого  отдельного человека.

Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограниченными и после заключения общественного договора.

Поэтому ,Руссо выдвигает свой  знаменитый тезис о том ,что носителем и источником власти является народ, который может и должен свергать власти,нарушающие условияобщественного договора.

Суверенно  не  государство, суеверен народ. Народ творит законы, меняет их, принимает новые.

К основным положениям теории общественного договора можно отнести следующие:

  1. каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия. Руссо подчеркивал, что человек не обязан ничем тем, кому он ничего не обещал;

  2. основанием права могут служить только договоры и соглашения. В противовес естественному праву Руссо была выдвинута идея права политического, то есть основанного на договорах;

  3. основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения: законная власть возникает в результате добровольного соглашения свободных и добродетельных людей. При этом божественное происхождение власти отвергается;

  4. в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое (коллективную личность), интересы которого не могут противоречить интересам частных лиц;

  5. по условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. При этом народный суверенитет понимается как общая воля народа. Он неотчуждаем и неделим. Руссо подчеркивал, что передаваться может власть, но никак не воля;

  6. сущность теории общественного договора заключается в передаче власти народом государству. Такое общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами;

  7. во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат всему народу, который является источником власти;

  8. всякое правление посредством законов Руссо считал республиканским правлением. «Таким образом, — подчеркивал он, — я называю Республикой всякое Государство, управляемое посредством законов, каков бы ни был при этом образ управления им». Народный суверенитет — основополагающий принцип республиканского строя. При народовластии возможна только одна форма правления — республика, тогда как форма организации управления может быть различной — монархией, аристократией или демократией, в зависимости от числа лиц, участвующих в управлении. Руссо замечал, что в условиях народовластия «даже монархия становится республикой»;

  9. народ имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу;

  10. подчеркивая неделимость суверенитета, Руссо выступил против разделения властей: системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства.