Элитистский подход к управлению социумом
Ученые - элитисты отстаивают мнение, что в любом государстве, вне зависимости от формы правления, типа политического режима и формы государственного устройства, осуществляется сплочённой автономной элитой. По мнению автора одной из элитистских моделей общества, Райта Миллса, основные направления политики государства определяет властвующая элита, состоящая из руководителей корпораций, высших военных чинов и группы политических чиновников. Представители элиты действуют скоординировано, и основной задачей властвующей элиты является сохранение собственного господства. Некоторые исследователи добавляют к триаде Миллса руководителей крупнейших СМИ, другие – лидеров основных профсоюзов, но это не меняет основ данной теории. Главный вывод остаётся прежним: правительство находится под контролем небольшой группы, “верхушки общества”, большинство из членов которой не входит в правительство и обладает существенным превосходством в богатстве, статусе и т.п. Сторонники другой элитистской модели, авторство которой принадлежит Максу Веберу, концентрируют внимание на назначенных на любом уровне должностных лицах (бюрократах), каждый из которых в сущности является неотъемлемой частью ежедневной работы учреждений. Доминирующим социальным и политическим фактом современности, с точки зрения последователей данной концепции, является подконтрольность всех структур, как правительственных, так и неправительственных, большой бюрократической системе. Таким образом, правящая элита представляется в виде армии чиновников, ежедневно приходящих на рабочие места, деятельность которых является важнейшим фактором в управлении государственными и общественными процессами. Существуют и другие концепции в рамках элитистской парадигмы, и они, точно так же как модели и Миллса, и Вебера, по существу совпадают с базовыми постулатами классической теории элит, важнейшим из которых является существование отдельного правящего класса.
С точки зрения ученых-элитистов, как и основателей теории элит, общество четко стратифицировано. В отличие от классиков современные элитисты отрицают простое дихотомическое деление общества на небольшую правящую группу и всех остальных людей. Наиболее четко данная позиция представлена в модели американского элитиста Р.Д.Патнэма, подразделившего социум на шесть страт в соответствии с критерием обладания властью (понимаемой как влияние на принятие решений, обусловливающее результаты государственной политики):
Непосредственно принимают решения
Влияют на решения
Активисты
Интересующиеся
Голосующие
Не участвующие
На вершине пирамиды находятся индивиды, прямо вовлеченные в осуществление национальной политики, непосредственные участники. Ниже расположена группа тех, к кому принимающие решения обращаются за советом, чьи интересы и мнения они принимают в расчет, или чьих санкций опасаются. Эта страта может включать чиновников высокого уровня, крупных промышленников, финансистов, крупных военных чинов, лидеров массовых общественных объединений и т.д. Третий слой, намного больший по численности, объединяет граждан, которые принимают некоторое участие в реализации власти – члены партий, бюрократы среднего звена, руководители местных СМИ и др. Следующая группа объединяет людей, для которых политика и власть сродни спортивным зрелищам. Эти люди знают многих ведущих политических игроков, могут обсуждать политические роли и стратегии, но практически не выходят на поле политической активности. Далее в системе Патнэма следуют массы обычных граждан, единственным видом воздействия которых на национальную политику является волеизъявление в кабинах для голосования. И, наконец, на нижней позиции находятся индивиды, которые иногда по собственному выбору, а иногда в результате государственной политики являются объектами, а не действующими фигурами.
Из приведенной выше схемы стратификации социума можно заключить, что, бесспорно, относятся к элите две верхних страты, – именно они представляют собой сплоченную группу людей, которые вершат все важнейшие дела государства и общества.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Курс лекций по предмету политология Цели и задачи курса
- Лекция1.1. Предмет и объект политологии. Задачи и структура
- Возникновение и институционализация политической науки.
- Основные научные школы политологии.
- Отрасль политического знания.
- 1. Возникновение политической науки
- Зарождение политической науки
- Политология как самостоятельная дисциплина
- Политология в ссср и снг
- Объект и предмет политологии
- Политика как наука и искусство
- Предмет политологии
- Место политологии в системе современного научного знания и ее функции в обществе
- Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
- Функции политологии
- 2. Основные научные школы политологии.
- 3. Отросль политического знания.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №1:
- Литература
- 1) Тирания,
- 2) Олигархия
- 3) Демократия.
- 2). Политические учения Средних веков.
- 2. Философско-этическая концепция государства.
- 3. Политическая мысль Белоруси.
- Определения власти
- Соотношение политики и власти
- 2. Субъекты и объекты политической власти.
- 3. Государственная власть: её разновидности.
- Ресурсы власти
- Легитимность власти
- Традиционная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Средства легитимации власти
- 4. Функционирование политической власти
- Концепции власти
- Контрольные вопросы и задания по лекции №4:
- Литература
- Лекция 4.5. Политическая система общества
- Подходы к пониманию политической системы
- Модель политической системы
- 2. Функции политической системы
- Общая характеристика функций политической системы
- Функции политической системы на "входе"
- Функции политической системы на "выходе"
- Политическая система рб.
- Компоненты политической системы
- 3. Политическая система Республики Беларусь.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №5:
- Литература
- Лекция 5.6. Политический режим
- Понятие политического режима
- Факторы дифференциации политических режимов
- 2. Сравнительный анализ типов политических режимов.
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Демократический режим
- Контрольные вопросы и задания по лекции №6:
- Литература
- Лекция 6.7. Государство как основной институт политической системы
- Причины возникновения государства
- Сущность государства
- Признаки государства
- Функции государства
- Государственный механизм
- 2. Формы государственного правления. Исторические типы государств
- Форма государства
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Форма государственного устройства. Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- 3. Основные функции белорусского государства
- Лекция 7.8. Правое государство и гражданское общество.
- Отличительные признаки правового государства
- Социальное государство
- Понятие и сущность гражданского общества.
- Понятие и принципы правового государства
- 3. Развитие правового государства и гражданского общества в рб
- Процессы становления правового государства и гражданского
- Контрольные вопросы и задания по лекции №8:
- Литература
- Лекция 8.9. Политические партии, партийные системы, общественно-политические объединения и движения
- Понятие "общественного объединения"
- Типы политических партий
- Функции политических партий
- 2. Типологии партийных систем.
- Многопартийная система
- Двухпартийная система
- Однопартийная система
- 3. Становление и функционирование партийной системы Республики Беларусь
- 4. Место и роль общественных организаций в политической системе белорусского общества. Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политическая роль общественных организаций и движений
- Функции общественных организаций и движений
- Социальные движения
- Современные общественные организации и движения в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы и задания по лекции №9:
- Структура политического процесса
- Режимы существования политического процесса
- Стадии (фазы) политического процесса
- Риск принятия политических решений
- Специфика политического процесса в Республике Беларусь
- Виды политических процессов.
- Утопии в политическом процессе
- Переходные общества в процессе политической модернизации.
- Лекция 10.11. Политическая деятельность и политическое участие
- Субъекты политической деятельности.
- Способы и виды политической деятельности.
- Политическое участие: сущность, формы, типы, уровни.
- Прямое и опосредованное участие
- Типы политического участия
- Причины неучастия в политической жизни
- Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
- Литература
- Лекция11.12. Политические Элиты и лидеры в политическоМ процессе
- Классическая теория элит
- Элитистский подход к управлению социумом
- Плюралистический подход
- Инструментально-функциональный подход
- Рекрутирование элит
- 2. Структура, функции, типология политических элит. Основные типологии элит
- 3. Роль лидера в функционировании политической системы.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №12:
- Литература
- Лекция 12.13. Представительство и выборы.
- Основные принципы избирательного права
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- Порядок выдвижения кандидатов
- Тип голосования
- Абсентеизм
- 2. Типы избирательных систем. Понятие избиртельной системы
- Мажоритарная система абсолютного большинства
- Мажоритарная система относительного большинства
- Достоинства и недостатки мажоритарных систем
- Пропорциональная система
- Достоинства и недостатки пропорциональной системы
- Смешанные избирательные системы
- Концепции роли депутата
- 3.Избирательная система рб.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №13:
- Лекция 13.14-15. Политические идеологии в современном мире
- Политическое сознание и политическая идеология
- Сущность политической идеологии
- Функции политической идеологии
- 2. Основные идеологические течения современности.
- Либерализм
- Либеральный реформизм
- Социалистическая идеология
- Марксизм как идеология пролетариата
- Демократический социализм
- Консерватизм
- Неоконсерватизм
- 3. Особенности формирования политической идеологии в рб.
- Сущность идейного противостояния в девяностых годах XX века
- Предпосылки конституционного процесса в Республики Беларусь.
- Основные идеологические ценности современного белорусского государства.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №14-15:
- Литература
- Лекция 14.16. Политическая культура общества
- Функции политической культуры
- 2. Концепции и типология политических культур.
- 3. Особенности политической культуры в Республике Беларусь
- 4. Политическая социализация личности.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
- Литература
- Сущность, структура, функции, типология политических конфликтов.
- Диагностика и управление политическими конфликтами.
- Лекция 16.18 государственная политика и управление в республике беларусь
- Лекция 17.19. Международные политические отношения и геополиика.
- Уровни международных отношений
- Виды международных отношений
- Специфические и базовые черты внешней политики
- Виды внешней политики
- Цели внешней политики
- Функции внешней политики
- Средства внешней политики
- Национальные интересы и приоритеты внешней политики рб.
- 3. Понятие глобальных проблем и глобализации.
- Природа международных отношений
- Закономерности международных отношений
- Рекомендованная литература
- Контрольные вопросы и задания по лекции №15:
- Литература
- Вопросы к экзамену и зачету
- Основные термины и определения
- Рекомендуемая литература