logo
электронный курс политология

3) Демократия.

При этом тирания – та же монархическая власть, но имеющая в виду интересы одного лишь правителя;

олигархия отстаивает и соблюдает интересы зажиточных слоев,

а демократия – интересы неимущих.

Одинаковой чертой всех форм является то, что ни одна из них не имеет в виду общей пользы.

Полития – смешение олигархии и демократии, состоятельных и неимущих. То, что склоняется в сторону демократии, есть полития, а то, что ближе к олигархии есть аристократия. Основа аристократии – добродетель, олигархии – богатство, демократии – свобода.

В политии управляют воины, которые способны приобрести оружие. Так как воинская добродетель доступна многим, то полития есть правление большинства, обладающего воинскими добродетелями.

Так как добродетель – это середина, то наилучшим будет государство, где середины может достичь каждый. В этом смысле в государстве есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и те, кто занимает среднее положение между ними.

Люди сверхбогатые, сверхзнатные, сверхсильные становятся «по преимуществу наглецами и крупными мерзавцами», не способны подчиняться и властвуют как господа над рабами.

Люди сверхбедные, сверхслабые, сверхуниженные «делаются злодеями и мелкими мерзавцами», не способны властвовать и умеют подчиняться только господской власти.

Наилучшее государство то, где средние составляют большинство или оказываются сильнее обеих крайностей.

ЭПИКУР

Отстаивал идеи рабовладельческой демократии.

Полагал, что законы и государство существуют не от природы, а по установлению.

«Справедливость не существует сама по себе; это – договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается».

Люди всегда стремятся к общей пользе, вступая между собой в договор и устанавливая законы. Так они соглашаются не причинять друг другу вреда, чтобы не испытывать страха, т.е. создают право. Нарушитель закона утрачивает права.

Закон защищает мудрых от толпы. Законы и государство существуют не от природы, а по установлению. Право и государство суть продукты договора, результат соглашения. Отрицает возможность существования естественного права, которое предшествовало бы договору.

Следуя релятивистским взглядам на общественные установления, Эпикур подчеркивал относительный и условный характер справедливости, воплощенной в законах различных государств.

«В применении к особенностям места и обстоятельств справедливость не бывает для всех одна и та же».

Высшее благо -- счастье, которого можно достичь, умело выбирая наслаждение. Человек не должен принимать активного участия в политической жизни: «Живи незаметно». Призыв избегать политической деятельности

СТОИЦИЗМ

Мироздание управляется судьбой, которая является Разумом и Законом всего сущего, естественным законом, общим для всех.

Естественный закон обладает божественной силой, предписывающей правильное и запрещающей неправильное. Судьбе подчиняются все люди. Идеал мудреца – жить сообразно природе, в соответствии с Разумом. Все чувственные наслаждения не имеют никакой цены.

Государство и право существуют по природе, а не по воле людей. Государство возникает из-за природной связи людей, следовательно, общественная жизнь имеет естественные начала. Позитивный закон всегда должен отражать требования естественного права.

Политический идеал стоиков - мировое государство («космополис»). Все люди по своей природе, и по закону мироздания являются гражданами космоса, единство которого зиждется на универсальности естественного права. Рабство не имеет оправдания, т.к. противоречит общему закону.

В духе космополитических представлений того времени Зенон из Кития учил, что всех людей должно считать гражданами одного государства.

РИМ

Полибий, участник кружка Сципиона: «изучение минувших событий во всех подробностях и в их истинном значении может дать руководящее указание относительно будущего».

Полибий полностью отрицает независимое существование чистого знания, говоря, что «если изъять из истории то, что может научить нас, то от нее останется ничего не стоящее и совсем бесполезное».

Рассматривал знание как важнейшее условие успешной политики.

Вопрос о соотношении знания и власти. Власть порождает знание, а знание есть власть.

Автор знаменитого труда «История в сорока книгах», где показан путь Рима к господству над всем Средиземноморьем.

Основывался на рационализированном стоиками представлении о «судьбе», согласно которому она является всеобщим мировым законом и разумом. Судьба предстает как логика истории.

Исторический процесс рассматривает как замкнутый, повторяющийся цикл. По аналогии с живыми организмами общество проходит состояния возрастания, расцвета и упадка.

Развитие общества трактуется как движение по кругу, в ходе которого осуществляется последовательная смена шести форм государственности:

В естественном состоянии люди нуждаются в координирующем управлении, и наиболее мудрый человек создает государство и становится царем (монархия). Царь осуществляет власть в интересах всех, передавая власть первоначально наиболее умному. Далее цари начинают передавать власть по наследству. Поэтому появляется тирания.

Народ свергает тирана, и монархия дискредитирует себя, поэтому появляется аристократия. Аристократия вырождается в олигархию, т.е. правители начинают грабить людей в своих интересах.

Народ свергает олигархов и появляется демократия. Демократия постепенно вырождается в охлократию – власть толпы. Толпа забывает все законы и выбирает тирана. Результат тирании – деградация общества до первобытного состояния. Далее – тот же путь.

Преодолеть кругооборот государственных форм способен только мудрый правитель-законодатель, который видит недостатки простых форм государства и в состоянии установить новую форму -- смешанную.

Смешанная форма имеет аналоги в реальной истории: Спарта, Карфаген, Крит. Но наиболее правильно использована идея смешанной государственной формы в Риме. Консулат выражает монархию, сенат - аристократию, народное собрание - демократию; правильное сочетание и равновесие этих властей и обеспечило Риму могущество.

Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.)

В вопросе о возникновении государства исходил из совмещения теорий Аристотеля (постепенное вырастание из семьи и селения) и Эпикура (договорная теория): государство возникает естественным путем, но закрепляется договором.

Определение государства как дела народного (res publicum), вещи народной.

Народ – не толпа, а сообщество, образованное на основе согласия всех в понимании права и общего интереса.

Государство – правовой союз, правовое общение. Идея правового государства, основанного на справедливости, а не силе.

Цицерон вводит понятие гражданина как субъекта права. Одна из важнейших задач государства – охрана собственности.

В основе правильного государства лежит право. Все гражданские сословия в правильном государстве соединяются на условии согласия. Правильное государство прочно охраняет правовое равенство своих граждан. Социальное неравенство Цицерон считал вполне справедливым. Рабство существует от природы. Рабами нужно владеть справедливо, положение раба приближается к статусу наемного работника.

Наилучшей из простых форм правления Цицерон считал монархию, а вообще наилучшей – смешанную форму правления.

В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления:

Среди них Цицерон предпочитает монархию, а менее всего благоволит демократии. Наиболее совершенной является смешанная форма правления. Лучшим примером в этом деле Цицерон считал Римскую республику.

Правильные формы государства имеют тенденцию вырождения в неправильные:

При этом исчезает государство как таковое.