logo
электронный курс политология

3. Особенности политической культуры в Республике Беларусь

Политическая культура каждой страны включает специфические ценности, ориентации, традиции, нормы, символы, ритуалы и пр.

Например, для политической культуры США характерны деидеологизированная ориентация граждан, низкая политическая активность, уважение к правящей элите, использование легитимных форм политического участия, законопослушность, религиозность. Компонент законопослушности имеет различные формы проявления. Каждое заседание Конгресса начинается с молитвы, президент при вступлении в должность дает клятву на Библии, каждый кондидат в президенты так или иначе апеллирует к религиозным чувствам и представлениям и представлениям избирателей.

Политическую культуру англичан отличают почтительность к правящей элите, дающая ей высокий уровень лигитимности, уважение к символам государственности, склонность к минимизации конфликтов, поиск согласия между политическими силами.

Особенностями политической культуры Германии являются законопослушность населения, внимание к правовым регуляторам политического поведения и соблюдение процедур, ответственность элит за исполнение своих обязанностей.

Специфику политической культуры Франции составляют тенденция к идеологизации политических интересов, развитое чувство принадлежности к нации, твердая республиканская традиция, уважение прав меньшинства и оппозиции.

Для политической культуры стран Запада в целом характерно наличие консенсуса к существующему строю. Абсолютное большинство граждан выступают за его сохранение и реформирование.

Консенсус по вопросу экономического устройства означает принятие рыночной экономики, различных форм собственности пи регулирующей роли государства. Консенсус в социальной политике означает согласие с тем, что государство должно обеспечить такое перераспределение доходов, которое гарантирует населению достойный уровень жизни. В области политики консенсус проявляется в признании необходимости соблюдать демократические права и свободы, обеспечивать конституционность форм и методов деятельности партий. На содержание западной политической культуры значительное влияние оказали идеалы и ценности христианства.

Базовыми ценностями восточной политической культуры являются отношение к политической власти как к сфере божественного правления; убеждение в необходимости посредника (гуру, учителя, старшего между человеком и властью; признание главенствующей роли элит; отведение человеку исключительно исполнительских функций.) На формирование восточных политико-культурных норм и традиций значительное влияние оказали особенности жизнедеятельности общинных структур аграрных социумов, воздействие ислама, конфуцианства и буддизма; принуждение властвующих групп; доминирование коллективистских форм организации частной жизни.

Специфика политической культуры Беларуси обусловлена геополитическим положением страны, концентрацией и централизацией власти, доминирующими коллективными формами образа жизни.

В формировании политической культуры Беларуси участвовали различные этноконфессиональные и социокультурные группы.

Политическая культура Беларуси в своем развитии прошла ряд периодов:

  1. потестарно-политическая культура Беларуси (до 9 века н. э.);

  2. политическая культура древнебелорусских государств (Полоцкое, Турово-Пинское княжество) – 9 – нач. 13 вв.;

  3. политическая культура Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского (сер. 13в. – 1569 г.);

  4. политическая культура Беларуси в составе Речи Посполитой (1795-1917 гг.);

  5. политическая культура Беларуси в составе Российской империи (1795-1795 гг.);

  6. политическая культура Беларуси в советский период (1917-1991);

  7. современный этап в развитии политической культуры (1991-наши дни).

Современную политическую культуру нашего общества можно рассматривать в трех ракурсах: ]) выявление истоков ее возникновения, анализ прошлого политического опыта, традиций, менталитета; 2) изучение ее современной структуры, определение ценностных ориентиров, выявление проблем формирования и воздействия на общество; 3) обозначение тенденций и приоритетов развития политической культуры, определение ее места и роли в мировой цивилизации.

1. Политическая культура нашей страны в историческом плане весьма уникальна и самобытна. В качестве основополагающих ценностей прошлого политического развития до нас дошли идеи самодержавной государственности, позволяющей существовать и развиваться различным регионам, народам и национальным общностям. На протяжении многих веков существовало централизованное государство Великое Княжество Литовское, которое, по сути, предопределяло политическое развитие общества и индивида. Характерным для нашей истории было слияние с государством церкви, которая являлась элементом государственности. Православная церковь сыграла значительную роль в формировании белорусской государственности.

Особый отпечаток на политическую жизнь, культуру наложила коллективная форма общежития белорусского крестьянства — община, препятствовавшая становлению индивидуального начала в хозяйственной и духовной жизни.

В 60-е гг. XIX в. в стране возникают благоприятные условия для развития политической культуры. Было ликвидировано крепостное право, началось формирование новых социальных сил: буржуазии и разночинной интеллигенции, осуществлялась масштабная правовая реформа. Однако революция 1917 г. остановила данный процесс.

Большевики взяли курс на построение тоталитарного государства. Огосударствление всех сфер жизнедеятельности общества было доведено до предела. Политическая культура приобрела сугубо авторитарный, этатистский характер. Роль и функции, которые в обосновании белорусской государственности выполняло православие, перешли к марксизму-ленинизму, ставшему единственной и безраздельно господствующей государственной идеологией. Интересы отдельной личности полностью подчинялись интересам государства. Советская правовая система в целом базировалась на идее обязательства человека перед государством. Роль закона была сведена практически на нет, так как принципиальные положения устанавливались партийными директивами, а конкретные вопросы правовой регламентации разрешались в ведомственных нормативных актах органов управления. С середины 50-х гг. в стране начались процессы либерализации, приведшие в конечном счете к распаду СССР и изменению основополагающих ценностных ориентиров и стандартов поведения, лежащих ранее в основе российской государственности.

2. Формирование новой политической культуры в ее системном виде фактически началось с принятия в 1994 г. Конституции Республики Беларусь и избрания первого белорусского Президента. Процесс этот сложный и болезненный, связанный с ломкой стереотипов, приобретением новых качеств, и все это на фоне социально-экономического и духовно-нравственного кризиса. Низкий уровень политической культуры объясняется не только идеологическими факторами, но и отсутствием опыта демократического участия в управлении и принятии политических решений, поскольку многие институты гражданского общества находятся в процессе становления.

3. События последних лет, в частности становление правовой системы, совершенствование законотворческого процесса, поиски компромисса между законодательной и исполнительной властью, функционирование многопартийной системы и другие позитивные элементы, позволяют сделать оптимистический прогноз развития политической культуры в Беларуси. Здесь важно отметить, что в ряду важнейших направлений в этом плане должны стать последовательное укрепление индивидуальной и общественной духовной свободы, создание реальных механизмов для проявления гражданской политической активности людей, вовлечение их в управление государством и контроль за его деятельностью.

Важным элементом политической культуры является политическая символика.

5 июля 2004 года принят закон О государственных символах РБ.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В Республике Беларусь в настоящее время в целом стабильная политическая ситуация - в нашем государстве нет противостояния между гражданами и властью, отсутствуют какая-либо межэтническая конфронтация и напряженность на религиозной почве. И, тем не менее, не все так беспроблемно в политической сфере. Время от времени активизирует свою деструктивную деятельность оппозиция. Заслуживает пристального внимания тот факт, что в Беларуси до настоящего времени не сформировались мощные политические партии, способные взять на себя ответственность не только за идеологию, но и за будущее государства. В современных условиях особое значение приобретает формирование личности как субъекта политики. Человек не рождается социальным, в том числе политическим, существом, хотя с момента своего появления на свет уже обладает необходимыми для формирования социальности потенциалом в виде природных задатков. Социализация личности предполагает освоение различных форм социального опыта, включая политическую культуру. Индивид способен стать субъектом политики, лишь овладев политической культурой, т.е. в процессе политической социализации. Многие проблемы в Беларуси в 90-е годы XX века проистекали именно из-за того, что политической деятельностью стали активно заниматься не овладевшие азами политической культуры люди - журналисты, писатели, ученые-естествоиспытатели. Это они, став депутатами Верховного Совета БССР, второпях приняли позаимствованные на Западе законодательные акты, не позволившие нашему государству без серьезных потерь реформировать экономику. Политическая социализация не сводится лишь к усвоению наличного политического опыта. Она предполагает формирование у субъекта собственной политической культуры, отражающей новые социальные реалии (иначе он не сможет предвосхищать политические события). Процесс политической социализации достаточно сложный и зависит от многих объективных и субъективных факторов. Так, на формирование политической культуры значительное влияние оказывает историческая эпоха, наличная политическая система, заинтересованность властных структур, а также самих граждан в политическом просвещении и образовании, технический уровень средств массовой информации и др. Если говорить о Беларуси, то формирование политической культуры органично связано с общим трансформационным процессом - переходным периодом от плановой к рыночной экономике, становлением государственных институтов, демократизацией общественной жизни.

Важнейшая задача - формирование политической и правовой культуры у молодежи - не показной, митинговой, бравадной, а подлинной культуры. Как себе представляет молодежь (в том числе студенческая) политику и политическую культуру? Зачастую, как несанкционированные митинговые страсти, уличные баталии, не подкрепленные фактами претензии и громогласные публичные заявления по отношению к власти. Получается, прав тот, кто громче всех крикнул? Или же устроил публичный политический скандал? Но это не политическая и не правовая культура. Это антикультура. И не следует заблуждаться на этот счет. Противостояние приводит общество к хаосу, анархии и заканчивается, как правило, социальным взрывом. Сформированная же политическая культура не разобщает, а, наоборот, консолидирует общество.

Мы вступаем в информационное общество, в век информационных технологий, в том числе - социальных, с помощью которых легко манипулировать общественным мнением. Чтобы не поддаться на манипуляцию, адекватно оценивать ситуацию, надо быть политически грамотным человеком. Для этого и следует формировать политическую и правовую культуру.

Жизнь убеждает нас в том, что процесс формирования политической культуры у молодежи (политическую социализацию) нельзя пускать на самотек. Такой пренебрежительный подход к политической социализации был характерен для 90-х годов прошлого века, и его последствия неутешительны. Кто же должен заниматься формированием политической культуры у граждан Беларуси - семья, школа, профсоюз, политические партии? Мы исходим из того, что формирование у индивида политической культуры - непрерывный процесс, осуществляемый как государственными, так и общественными институтами. Он начинается в семье, продолжается в средней и высшей школе, производственных коллективах, общественных организациях, политических партиях и т.д.

На теоретическом, т.е. понятийно-категориальном уровне политическая культура личности формируется лишь в процессе ее обучения в школе, вузе, систематической самостоятельной работы над развитием интеллекта. С этой целью изучаются такие дисциплины, как история, право, политология и др. Но представляется важным отметить ту особую роль, которая в политической социализации личности принадлежит философии. Это осознали еще древние греки и римляне. Они считали необходимым приглашать философов в качестве воспитателей будущих государственных сановников высшего ранга. Так, например, воспитателем Александра Македонского был крупнейший античный философ-энциклопедист Аристотель, а будущего римского императора Нерона обучал Сенека. Какую же роль играет философия в формировании политической культуры личности, и можно ли обойтись без нее? На этот вопрос дали четкий ответ как философы, так и государственные деятели. Большинство из них уважительно относились к философии, серьезно ее изучали и даже вносили свой личный вклад в ее развитие, как, например, Ф.Бэкон. Философия придает системность мышлению, значительно расширяет его границы, делает его масштабным, позволяет в человеческой истории увидеть за ее, казалось бы, алогичным зигзагообразным ходом строгую логику, обнаружить главные тенденции ее развития, т.е. добыть социальную истину, что позволяет политику соизмерять принимаемые решения с возможными их последствиями. Не кто иной, как философы, выводят анализ социально-политической проблематики и истории в целом на уровень конкретно-всеобщего понятия, вскрывают всеобщие основания социального прогресса, механизм его реализации, моделируют его тенденции на отдаленную перспективу. В свое время, характеризуя историческую науку, Г.Гегель различал три ее вида - первоначальную (историк лишь описывает факты), рефлективную (историк возвышается над современной эпохой) и философскую («мыслящее рассмотрение» истории).

Как нам представляется, вышеприведенную гегелевскую схему вполне уместно применить к политической культуре личности На первоначальной стадии индивид лишь обнаруживает интерес (влечение) к политической культуре и политической деятельности и имеет о них весьма смутное представление, не раскрывающее сущности политических процессов. Это уровень массового сознания, на котором, собственно, и остается большинство граждан. На ступени рефлективной политической культуры индивид уже осмысливает политические реалии (процессы). И, наконец, на третьей, высшей, ступени политической культуры индивид на философско-теоретическом уровне постигает сущность исторического процесса и соизмеряет с социальной теорией принимаемые политические решения. Только овладев философией истории, индивид может претендовать на роль профессионального политика.

Особенно резко возрастает значимость философского понимания исторического процесса в переломные периоды человеческой истории. Именно в современных условиях, когда во всем мире происходят столь масштабные социально-исторические трансформации, как никогда ранее, становятся востребованными серьезные аналитические разработки социальной философии, понимаемой в данном конкретном случае как философия истории. Именно социальной философии, т.к. исторические, экономические, юридические и др. науки способны адекватно воспроизвести в теоретической форме лишь какой-то отдельный срез, сторону, грань общественного развития, но не социальный процесс в целом. А без системного философско-теоретического осмысления социальных процессов на рубеже ХХ-ХХI веков не представляется возможным выработать политическую программу выхода из кризиса, в которой все более затягивается мировое сообщество. Таким образом, главным аргументом, подтверждающим значимость философии для политиков, является социальная практика.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на ту огромную ответственность за процесс формирования политической культуры и уровень ее состояния в нашем обществе, которая ложится на педагогов-гуманитариев. Это они обязаны развивать у молодых людей культуру мышления, наращивать их интеллект, поднимать его планку до уровня понятийно-категориального осмысления социальных реалий, т.е. формировать философскую, правовую, политическую культуру. В противном случае мы не сможем выработать адекватную этим реалиям программу практических действий.

Но и сами философские, исторические, политические и правовые науки должны обладать эвристической фундаментальностью и приверженностью патриотическим традициям и нравственным ценностям белорусского народа.

Начиная с середины 80-х годов XX века, активизировалась политическая жизнь, произошла резкая политизация общественного сознания. Однако уровень политического сознания и политической культуры не повысился. И на уровне теоретического, и на уровне обыденного сознания не хватает масштабности, глубины осмысления политических реалий. Все это негативно сказывается на практической работе наших профессиональных политиков. Поэтому требуется повышение уровня теоретических разработок, преподавания политологии в учебных заведениях.