3. Развитие правового государства и гражданского общества в рб
Формирование правового государства возможно только на основе развитого гражданского общества как системы самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворения частных интересов и потребностей.
Понятие «гражданское общество» связано своими корнями с идеей «полиса» Аристотеля, «гражданского общества» Цицерона и естественным правом. Вместе с тем, в античности и особенно в эпоху феодализма все важнейшие институты общественной жизни, в том числе собственность, семья, религия, классы, корпорации, образование, культура и пр. были тесно связаны с государством и имели статус элементов государственной жизни. Даже известные мыслители Нового времени Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др. пользовались словами «гражданское общество» и «государство» как синонимами.
Одновременно именно в эпоху Просвещения формируется представление о том, что чрезмерно усилившееся государство сдерживает развитие личности и препятствует ее свободному волеизъявлению. Проблемы противостояния государства и гражданского общества широко обсуждались в работах Т. Спенса, Х. Ходжскина, Ж. Е. Сийеса, нашли свое отражение в программном документе Великой французской революции – Декларации прав человека и гражданина. Свою концепцию предложил Т. Пейн, по мнению которого государство является необходимым злом: чем оно меньше, тем лучше для общества. А. де Токвилль, Дж. С. Милль и др. считали разграничение между государством и обществом одной из основных характеристик демократической социальной и политической системы.
Вместе с тем, существовало и иное течение политической мысли, связанное с именами И. Бентама, Ж. Сисмонди, П. Пфицера и др., которые рассматривали чрезмерную свободу гражданского общества источником постоянных конфликтов и обосновывали необходимость его жесткого государственного регулирования и контроля. В наиболее законченной форме эта идея представлена в работах Г. Гегеля. Он считал, что развитие гражданского общества происходит после появления государства и является особой стадией в сложном процессе исторической трансформации общественных отношений. По его представлению – это противостоящая семье и государству, но тесно связанная с ними система частных и групповых интересов, где каждый стремится только к собственным целям, но без взаимодействия с другими не может их достичь. Идеальное государство, признавая гражданское общество и удерживая его под своим контролем, обеспечивает тем самым его единство и общий интерес.
Марксизм упростил структуру гегелевской модели гражданского общества, сведя ее к сфере труда, производства и обмена. Если государство отображает политический интерес всех граждан, то гражданское общество – частный интерес. В обществе, основанном на частной собственности, социальные отношения принимают форму классовых антагонизмов, что предопределяет возникновение государства. Однако сами отношения между государством и гражданским обществом практически не исследуются. Коммунизм как цель общественного развития не предусматривал наличия государства. Не удивительно, что В.И. Ленин вообще не пользовался понятиями «правовое государство» и «гражданское общество».
На Западе термин «гражданское общество» стал активно использоваться только с 70-х годов ХХ в. До этого пользовались понятием просто «общество». При этом либеральная концепция гражданского общества абсолютизирует его роль как хранителя индивидуальных прав и свобод человека, защитника их от посягательства государства. Дополненная ценностями демократии, политического плюрализма, консенсуса и партнерства конкурирующих социальных групп, индивидуальной свободы человека, идея гражданского общества противопоставляется государству, сводя до минимума его функции: обеспечение правопорядка и общественной безопасности, охрана окружающей среды и т.д.
В современном понимании гражданское общество – это совокупность всех граждан, их свободных объединений и ассоциаций, связанных общественными отношениями, которые характеризуются высоким уровнем общественного сознания и политической культуры, и находятся за пределами государства, его регулирования и регламентации, однако гарантируются и охраняются государством. Названная взаимосвязь и взаимозависимость проявляется в том, что без государства гражданское общество существовать не может, а без развитого гражданского общества государство не является демократическим. Другими словами, гражданское общество является системой обеспечения жизнедеятельности общества, его самовоспроизводства и передачи от поколения к поколению, системой независимых от государства общественных институтов и отношений, которые создают условия для самореализации отдельных индивидов и социальных групп. При демократическом режиме государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры, как самостоятельные субъекты общественной жизни.
Обобщая все сказанное, исследователи выделяют основные признаки гражданского общества, необходимые для его нормального функционирования:
-
наличие отдельной от государства структуры общества, которая состоит из граждан, их добровольных объединений и ассоциаций;
-
существование многообразных форм собственности, свободной конкуренции и обмена деятельностью и ее продуктами между независимыми собственниками;
-
обеспечение прав и свобод личности, возможностей реализации ее интересов и стремлений, политического и идеологического плюрализма;
-
свободные отношения между субъектами гражданского общества, саморегуляция отношений между людьми, их добровольными объединениями и ассоциациями на основе социально-психологических и ментальных регуляторов общественной жизни;
-
богатство и развитие социальных инициатив;
-
сохранение национальных традиций, культуры.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Курс лекций по предмету политология Цели и задачи курса
- Лекция1.1. Предмет и объект политологии. Задачи и структура
- Возникновение и институционализация политической науки.
- Основные научные школы политологии.
- Отрасль политического знания.
- 1. Возникновение политической науки
- Зарождение политической науки
- Политология как самостоятельная дисциплина
- Политология в ссср и снг
- Объект и предмет политологии
- Политика как наука и искусство
- Предмет политологии
- Место политологии в системе современного научного знания и ее функции в обществе
- Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
- Функции политологии
- 2. Основные научные школы политологии.
- 3. Отросль политического знания.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №1:
- Литература
- 1) Тирания,
- 2) Олигархия
- 3) Демократия.
- 2). Политические учения Средних веков.
- 2. Философско-этическая концепция государства.
- 3. Политическая мысль Белоруси.
- Определения власти
- Соотношение политики и власти
- 2. Субъекты и объекты политической власти.
- 3. Государственная власть: её разновидности.
- Ресурсы власти
- Легитимность власти
- Традиционная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Средства легитимации власти
- 4. Функционирование политической власти
- Концепции власти
- Контрольные вопросы и задания по лекции №4:
- Литература
- Лекция 4.5. Политическая система общества
- Подходы к пониманию политической системы
- Модель политической системы
- 2. Функции политической системы
- Общая характеристика функций политической системы
- Функции политической системы на "входе"
- Функции политической системы на "выходе"
- Политическая система рб.
- Компоненты политической системы
- 3. Политическая система Республики Беларусь.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №5:
- Литература
- Лекция 5.6. Политический режим
- Понятие политического режима
- Факторы дифференциации политических режимов
- 2. Сравнительный анализ типов политических режимов.
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Демократический режим
- Контрольные вопросы и задания по лекции №6:
- Литература
- Лекция 6.7. Государство как основной институт политической системы
- Причины возникновения государства
- Сущность государства
- Признаки государства
- Функции государства
- Государственный механизм
- 2. Формы государственного правления. Исторические типы государств
- Форма государства
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Форма государственного устройства. Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- 3. Основные функции белорусского государства
- Лекция 7.8. Правое государство и гражданское общество.
- Отличительные признаки правового государства
- Социальное государство
- Понятие и сущность гражданского общества.
- Понятие и принципы правового государства
- 3. Развитие правового государства и гражданского общества в рб
- Процессы становления правового государства и гражданского
- Контрольные вопросы и задания по лекции №8:
- Литература
- Лекция 8.9. Политические партии, партийные системы, общественно-политические объединения и движения
- Понятие "общественного объединения"
- Типы политических партий
- Функции политических партий
- 2. Типологии партийных систем.
- Многопартийная система
- Двухпартийная система
- Однопартийная система
- 3. Становление и функционирование партийной системы Республики Беларусь
- 4. Место и роль общественных организаций в политической системе белорусского общества. Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политическая роль общественных организаций и движений
- Функции общественных организаций и движений
- Социальные движения
- Современные общественные организации и движения в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы и задания по лекции №9:
- Структура политического процесса
- Режимы существования политического процесса
- Стадии (фазы) политического процесса
- Риск принятия политических решений
- Специфика политического процесса в Республике Беларусь
- Виды политических процессов.
- Утопии в политическом процессе
- Переходные общества в процессе политической модернизации.
- Лекция 10.11. Политическая деятельность и политическое участие
- Субъекты политической деятельности.
- Способы и виды политической деятельности.
- Политическое участие: сущность, формы, типы, уровни.
- Прямое и опосредованное участие
- Типы политического участия
- Причины неучастия в политической жизни
- Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
- Литература
- Лекция11.12. Политические Элиты и лидеры в политическоМ процессе
- Классическая теория элит
- Элитистский подход к управлению социумом
- Плюралистический подход
- Инструментально-функциональный подход
- Рекрутирование элит
- 2. Структура, функции, типология политических элит. Основные типологии элит
- 3. Роль лидера в функционировании политической системы.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №12:
- Литература
- Лекция 12.13. Представительство и выборы.
- Основные принципы избирательного права
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- Порядок выдвижения кандидатов
- Тип голосования
- Абсентеизм
- 2. Типы избирательных систем. Понятие избиртельной системы
- Мажоритарная система абсолютного большинства
- Мажоритарная система относительного большинства
- Достоинства и недостатки мажоритарных систем
- Пропорциональная система
- Достоинства и недостатки пропорциональной системы
- Смешанные избирательные системы
- Концепции роли депутата
- 3.Избирательная система рб.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №13:
- Лекция 13.14-15. Политические идеологии в современном мире
- Политическое сознание и политическая идеология
- Сущность политической идеологии
- Функции политической идеологии
- 2. Основные идеологические течения современности.
- Либерализм
- Либеральный реформизм
- Социалистическая идеология
- Марксизм как идеология пролетариата
- Демократический социализм
- Консерватизм
- Неоконсерватизм
- 3. Особенности формирования политической идеологии в рб.
- Сущность идейного противостояния в девяностых годах XX века
- Предпосылки конституционного процесса в Республики Беларусь.
- Основные идеологические ценности современного белорусского государства.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №14-15:
- Литература
- Лекция 14.16. Политическая культура общества
- Функции политической культуры
- 2. Концепции и типология политических культур.
- 3. Особенности политической культуры в Республике Беларусь
- 4. Политическая социализация личности.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
- Литература
- Сущность, структура, функции, типология политических конфликтов.
- Диагностика и управление политическими конфликтами.
- Лекция 16.18 государственная политика и управление в республике беларусь
- Лекция 17.19. Международные политические отношения и геополиика.
- Уровни международных отношений
- Виды международных отношений
- Специфические и базовые черты внешней политики
- Виды внешней политики
- Цели внешней политики
- Функции внешней политики
- Средства внешней политики
- Национальные интересы и приоритеты внешней политики рб.
- 3. Понятие глобальных проблем и глобализации.
- Природа международных отношений
- Закономерности международных отношений
- Рекомендованная литература
- Контрольные вопросы и задания по лекции №15:
- Литература
- Вопросы к экзамену и зачету
- Основные термины и определения
- Рекомендуемая литература