3. Политическая мысль Белоруси.
К нынешнему политическому бытию белорусы шли очень сложной дорогой. Истоки белорусского этноса связывают с существованием в на территории нынешней Беларуси славянских земель-княжеств(Полоцкое, Витебское, Минское,Туровское, Пинское). Время от времени они создавали между собой союзы, хотя иногда враждовали друг с другом. Дальнейший путь белорусов через вхождение вышеупомянутых земель в состав Киевской Руси, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской Империи,
Суверенное государство
Постепенно наибольшую силу приобрело Полоцкое Княжество. В нём наиболее зрелых форм достигла система органов власти и управления. Оно смогло упрочься настолько , что в состоянии было вести междоусобную борьбу даже с такими мощными соседями , как Новгородское и Киевское княжества.
В своих социально-политических взглядах Ефросиния Полоцкая выражала пламенный протест против братоубийственных усобиц, и необходимость единения восточнославянских земель. Помимо богословских трактатов обязательными для образованного человека являлось изучение произведений античной и византийской научной мысли. Своей деятельности она способствовала воспитанию у населения патриотических чувств , развитию государственности в жизни славянских племён и укрепление княжеской власти.
Кирилл Туровский «Не милосердны властители к рабам своим и к рабыням, не дают им достаточно еды и одежды, и работами насилуют и другими бедами, и бьют ни за что». Выступал как защитник обездоленного люда. Мыслитель осуждант раскольнические действия русских князей, их стремление отмежеваться от Русской земли, отделиться от Киева. Был сторонником «Единения восточнославянских земель или идеи общерусского единства».
Идея «Единения восточнославянских земель или идеи общерусского единства».
Значение этой идеи трудно переоценить. Под её влиянием развивались события во все последующие периоды отечественной истории. Однажды возникнув она уже никогда не уходила из общественного сознания восточных славян. Когда русские земли объединялись , эта идея служила сохранению и укреплению обретённого народного единства ; когда же единство утрачивалось, она превращалась в цель и смысл их политических устремлений.
Период ВКЛ. Этот период занимает особое место в развитии политической мысли бел. народа. Белорусские историки полагали , что это государственное образование правильнее было бы назвать Литовско –Белорусским, поскольку белорусы в структуре его населения имели численное превосходство. Однако это мнение оспаривается другими учёными. С их точки зрения, неправомерно называть государство белорусским, если к тому времени этнически ещё сложилась сама белорусская народность.
Тем не менее именно в период ВКЛ и набирает силу процесс формирования этнического самосознания белорусов. Он проявляется главным образом в развитии родного языка, письменности, философской, политической и правовой мысли, бытовой культуры устного народного творчества, приверженности православному вероисповеданию.
Микола Гусовский: “Войны! Злачынная справа – вайна выклікае
Гнеў мой, і слёзы, і боль.Без падтрымкі , бясконца
Войны вядзём мы адзін на адзін за свяшчэнны
Братні саюз хрысціянства з навалай з усходу.”
Горячий сторонник мира, дружбы и единения народов. Войны он считает презренным делом. Призывая народы объединиться перед лицом золотоордынской и турецкой угрозы, с горечью пишет о том, что его народ вынужден в одиночестве противостоять завоевателям. Особое место в его творчестве занимает идея национального патриотизма . «Песнь о зубре» написана как гимн своему отечеству. Своим долгом он считал пробуждение национального сознания своего народа.
Франциск Скорина явился первым мыслителем Беларуси, который рассмотрел проблему соответствия права и закона. Объясняя возникновение законов, он делил их на «писаные» и «неписаные». По его убеждению. Люди сначала жили по «неписанным»или «прироженым»законам справедливости и взаимного уважения. Одновременно Скорина проповедует равенство всех перед законом. Он требует чтобы суд был справедливым ибо законы предназначены для охраны спокойствия и благосостояния общества.
«Закон прирожёный в том наиболее соблюдаем бываеть: то чинити иным всем, что самому любо есть от иных всех, и того не чинити иным, чего сам не хочешь от иных имети. А на том, яко на уднении, вси законы заложены суть…Сей закон прироженый написан ест в серци единого каждого человека…А тако прежде всех законов или прав писаных закон прероженый всем людям от бога дан ест».
Андрею Волану принадлежит приоритетная роль среди белорусских мыслителей в разработке гражданско-правовой концепции политики. В своём трактате «О политической и гражданской свободе». Центральное место занимает стремление человека к свободе. Воззрения Волана были на одном уровне с политико-правовыми идеями западноевропейских мыслителей.
Условия свободы по Волану:
-
Защита личных прав человека
-
Равенство всех перед законом
-
Справедливые и независтмые суды
По Якуба из Калиновки. Подготовка добросовестных юристов
Выступал перед христианами с проповедью уравнительных и анарх.соц. идей. Он требовал от имущих христиан, чтобы они неотложно продавали свою собственность и вырученные деньги распределяли между бедными. Он доказывал, что христианам нет необходимости иметь правительство, делиться на господ, подданных и подневольных, потому требовал полной свободы для всех, упразднения государства как такого со всеми его учреждениями и атрибутами. Он выступал в качестве идеолога бедного и обездоленного люда, по своим идейно-полит. взглядам являлся, как бы мы сегодня сказали, утопическим социалистом (коммунистом).
Сымон Будны. Уравнительным социальным идеям, требованиям полной свободы для всех он противопоставлял общественного устройства, основанную на мирном сосуществовании и сотрудничестве различных социальных групп. Мыслитель решительно выступил в защиту правительства и права каждого подданного занимать государственную должность. В подтверждение своих взглядов он говорил:
«Ести бы кто зараз всё именье покинул или кому отдал, не будеть напотом мети откуле бы милостину дати, и сам мусить у иных хлеба «просити».
«Хрыстос жадае ад сваіх вучняў не таго, каб яны нічога не мелі, а каб яны спаўна давалі ялмужну (милостыню) , былі гатовыя аддаць нават апошняе».
Лев Сапега. Принимал непосредственное участие в разработке Статутов ВКЛ, в него вошёл целыё ряд юридических норм, регулирующих отношения различных слоёв населения- богатых и бедных, господ и подневольных.. Фундаментальным понятием для Сапеги явл. свобода., при чём реализация свободы по его мнению возможна только в условиях государства, в котором верховенствует закон.
«Там бельлуа, а по нашему дикий зверь господствует, где человек по своему усмотрению власть осуществляет, а где опять право или статут верх имеет, там сам Бог владеет»
Период Речи Посполитой. Белорусская политическая мысль всё больше обращается к проблемам дальнейшего .исторического пути своего народа. По мере роста мощи и значения идея воссоединения с русскими с середины 16 века овладевает сознанием всё новых слоёв православного населения, а с середины 17 века она становится доминирующей в умонастроениях широких народных масс.
Мелетий Смотрицкий. Он проявил себя страстным защитником православия, которое подвергалось гонениями со стороны польских властей и католического духовенства. Он считал обязанностью государства обеспечение защиты прав и свобод своих подданных, в том числе и их права на свободу
вероисповедания.
Аарон Олизаровский. Подвергал критике феодальные порядки, особое место занимает критика крепостного права. Обращал внимание на неравную защиту законодательством и судебной властью жизни представителей разных сословий. Он возмущался тем, что паны присвоили себе право на жизнь и смерть крестьян, лишают их жизни за любой проступок, неся за это лишь лёгкое наказание в виде небольшого денежного штрафа.
Кастусь Калиновский:
-
«чтобы никогда никакой никому мужики барщины не служили и никакого в казну оброка не платили, чтоб навеки веков народ наш был свободным и счастливым»
-
«нам не манифестов, а свободы нужно- и свободы не такой, какую нам царь пожелает дать, а какую мы сами, мужики между собой сделаем»
-
«Как хороший слуга смотрит за добром хозяйским и слушается своего хозяина, так и хорошее правительство должно заботиться о счастье людей, слушаться народа и делать так, как народу лучше»
-
«Не народ зроблен для ўрада, а ўрад для народа».
Франтишек Богушевич. “Спрадвеку, як наша зямелька з Літвою злучылася, як і з Польшчай з’ядналася дабравольная, дык усе яе “Бяларусяй” звалі, і не дарма ж гэта! Не вялікая, не малая, не чырвоная яна была, а белая, чыстая, нікога не біла, не падбівала, толькі баранілася”
Богушевич указал на самостоятельность белорусского языка, на его принципиальное равенство с языками других народов и обратился к белорусам со страстным призывом любить и беречь свой язык.
Подходы к пониманию Беларуси (XIX-XX вв.):
-
Национально-белорусский. Беларусь – самобытная страна, сторонники отстаивали её независимость от Польши и России.
-
Западнорусский. Беларусь – составная часть России, её западная часть, считали что Беларусь не в состоянии самостоятельно культурно и политически развиваться.
Советский и постсоветский периоды. БСГ стала осуществлять идею национального самоопределения белорусов в форме образования ими своего независимого демократического государства.
25 марта 1918 год- провозглашение БНР.
1 января 1919год-провозглашена БССР,
1922 год- БССР вошла в состав СССР.
27 июля 1990 год- провозглашение гос. Суверенитета страны. Позже было принято новое название- Республика Беларусь.
Лекция 3.4. Политическая власть
Основные понятия:
власть; субъекты власти; объекты власти; государство; политические партии; реляционистские концепции власти; элиты; бюрократия; личная власть; охлократия; разделение власти; ресурсы власти; легитимность власти; традиционная легитимность; легальность власти; традиционная власть; харизма; харизматическая легитимность; легальная власть; рационально-правовая легитимность; этническая легитимность.
1. Политическая власть: понятие, структура.
2. Субъекты и объекты политической власти.
3. Государственная власть, её разновидности.
4. Функционирование политической власти в РБ.
1. Политическая власть: понятие, структура.
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.
Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.
- Курс лекций по предмету политология Цели и задачи курса
- Лекция1.1. Предмет и объект политологии. Задачи и структура
- Возникновение и институционализация политической науки.
- Основные научные школы политологии.
- Отрасль политического знания.
- 1. Возникновение политической науки
- Зарождение политической науки
- Политология как самостоятельная дисциплина
- Политология в ссср и снг
- Объект и предмет политологии
- Политика как наука и искусство
- Предмет политологии
- Место политологии в системе современного научного знания и ее функции в обществе
- Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
- Функции политологии
- 2. Основные научные школы политологии.
- 3. Отросль политического знания.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №1:
- Литература
- 1) Тирания,
- 2) Олигархия
- 3) Демократия.
- 2). Политические учения Средних веков.
- 2. Философско-этическая концепция государства.
- 3. Политическая мысль Белоруси.
- Определения власти
- Соотношение политики и власти
- 2. Субъекты и объекты политической власти.
- 3. Государственная власть: её разновидности.
- Ресурсы власти
- Легитимность власти
- Традиционная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Средства легитимации власти
- 4. Функционирование политической власти
- Концепции власти
- Контрольные вопросы и задания по лекции №4:
- Литература
- Лекция 4.5. Политическая система общества
- Подходы к пониманию политической системы
- Модель политической системы
- 2. Функции политической системы
- Общая характеристика функций политической системы
- Функции политической системы на "входе"
- Функции политической системы на "выходе"
- Политическая система рб.
- Компоненты политической системы
- 3. Политическая система Республики Беларусь.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №5:
- Литература
- Лекция 5.6. Политический режим
- Понятие политического режима
- Факторы дифференциации политических режимов
- 2. Сравнительный анализ типов политических режимов.
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Демократический режим
- Контрольные вопросы и задания по лекции №6:
- Литература
- Лекция 6.7. Государство как основной институт политической системы
- Причины возникновения государства
- Сущность государства
- Признаки государства
- Функции государства
- Государственный механизм
- 2. Формы государственного правления. Исторические типы государств
- Форма государства
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Форма государственного устройства. Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- 3. Основные функции белорусского государства
- Лекция 7.8. Правое государство и гражданское общество.
- Отличительные признаки правового государства
- Социальное государство
- Понятие и сущность гражданского общества.
- Понятие и принципы правового государства
- 3. Развитие правового государства и гражданского общества в рб
- Процессы становления правового государства и гражданского
- Контрольные вопросы и задания по лекции №8:
- Литература
- Лекция 8.9. Политические партии, партийные системы, общественно-политические объединения и движения
- Понятие "общественного объединения"
- Типы политических партий
- Функции политических партий
- 2. Типологии партийных систем.
- Многопартийная система
- Двухпартийная система
- Однопартийная система
- 3. Становление и функционирование партийной системы Республики Беларусь
- 4. Место и роль общественных организаций в политической системе белорусского общества. Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политическая роль общественных организаций и движений
- Функции общественных организаций и движений
- Социальные движения
- Современные общественные организации и движения в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы и задания по лекции №9:
- Структура политического процесса
- Режимы существования политического процесса
- Стадии (фазы) политического процесса
- Риск принятия политических решений
- Специфика политического процесса в Республике Беларусь
- Виды политических процессов.
- Утопии в политическом процессе
- Переходные общества в процессе политической модернизации.
- Лекция 10.11. Политическая деятельность и политическое участие
- Субъекты политической деятельности.
- Способы и виды политической деятельности.
- Политическое участие: сущность, формы, типы, уровни.
- Прямое и опосредованное участие
- Типы политического участия
- Причины неучастия в политической жизни
- Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
- Литература
- Лекция11.12. Политические Элиты и лидеры в политическоМ процессе
- Классическая теория элит
- Элитистский подход к управлению социумом
- Плюралистический подход
- Инструментально-функциональный подход
- Рекрутирование элит
- 2. Структура, функции, типология политических элит. Основные типологии элит
- 3. Роль лидера в функционировании политической системы.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №12:
- Литература
- Лекция 12.13. Представительство и выборы.
- Основные принципы избирательного права
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- Порядок выдвижения кандидатов
- Тип голосования
- Абсентеизм
- 2. Типы избирательных систем. Понятие избиртельной системы
- Мажоритарная система абсолютного большинства
- Мажоритарная система относительного большинства
- Достоинства и недостатки мажоритарных систем
- Пропорциональная система
- Достоинства и недостатки пропорциональной системы
- Смешанные избирательные системы
- Концепции роли депутата
- 3.Избирательная система рб.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №13:
- Лекция 13.14-15. Политические идеологии в современном мире
- Политическое сознание и политическая идеология
- Сущность политической идеологии
- Функции политической идеологии
- 2. Основные идеологические течения современности.
- Либерализм
- Либеральный реформизм
- Социалистическая идеология
- Марксизм как идеология пролетариата
- Демократический социализм
- Консерватизм
- Неоконсерватизм
- 3. Особенности формирования политической идеологии в рб.
- Сущность идейного противостояния в девяностых годах XX века
- Предпосылки конституционного процесса в Республики Беларусь.
- Основные идеологические ценности современного белорусского государства.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №14-15:
- Литература
- Лекция 14.16. Политическая культура общества
- Функции политической культуры
- 2. Концепции и типология политических культур.
- 3. Особенности политической культуры в Республике Беларусь
- 4. Политическая социализация личности.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
- Литература
- Сущность, структура, функции, типология политических конфликтов.
- Диагностика и управление политическими конфликтами.
- Лекция 16.18 государственная политика и управление в республике беларусь
- Лекция 17.19. Международные политические отношения и геополиика.
- Уровни международных отношений
- Виды международных отношений
- Специфические и базовые черты внешней политики
- Виды внешней политики
- Цели внешней политики
- Функции внешней политики
- Средства внешней политики
- Национальные интересы и приоритеты внешней политики рб.
- 3. Понятие глобальных проблем и глобализации.
- Природа международных отношений
- Закономерности международных отношений
- Рекомендованная литература
- Контрольные вопросы и задания по лекции №15:
- Литература
- Вопросы к экзамену и зачету
- Основные термины и определения
- Рекомендуемая литература