logo
электронный курс политология

3. Политическая мысль Белоруси.

К нынешнему политическому бытию белорусы шли очень сложной дорогой. Истоки белорусского этноса связывают с существованием в на территории нынешней Беларуси славянских земель-княжеств(Полоцкое, Витебское, Минское,Туровское, Пинское). Время от времени они создавали между собой союзы, хотя иногда враждовали друг с другом. Дальнейший путь белорусов через вхождение вышеупомянутых земель в состав Киевской Руси, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской Империи,

Суверенное государство

Постепенно наибольшую силу приобрело Полоцкое Княжество. В нём наиболее зрелых форм достигла система органов власти и управления. Оно смогло упрочься настолько , что в состоянии было вести междоусобную борьбу даже с такими мощными соседями , как Новгородское и Киевское княжества.

В своих социально-политических взглядах Ефросиния Полоцкая выражала пламенный протест против братоубийственных усобиц, и необходимость единения восточнославянских земель. Помимо богословских трактатов обязательными для образованного человека являлось изучение произведений античной и византийской научной мысли. Своей деятельности она способствовала воспитанию у населения патриотических чувств , развитию государственности в жизни славянских племён и укрепление княжеской власти.

Кирилл Туровский «Не милосердны властители к рабам своим и к рабыням, не дают им достаточно еды и одежды, и работами насилуют и другими бедами, и бьют ни за что». Выступал как защитник обездоленного люда. Мыслитель осуждант раскольнические действия русских князей, их стремление отмежеваться от Русской земли, отделиться от Киева. Был сторонником «Единения восточнославянских земель или идеи общерусского единства».

Идея «Единения восточнославянских земель или идеи общерусского единства».

Значение этой идеи трудно переоценить. Под её влиянием развивались события во все последующие периоды отечественной истории. Однажды возникнув она уже никогда не уходила из общественного сознания восточных славян. Когда русские земли объединялись , эта идея служила сохранению и укреплению обретённого народного единства ; когда же единство утрачивалось, она превращалась в цель и смысл их политических устремлений.

Период ВКЛ. Этот период занимает особое место в развитии политической мысли бел. народа. Белорусские историки полагали , что это государственное образование правильнее было бы назвать Литовско –Белорусским, поскольку белорусы в структуре его населения имели численное превосходство. Однако это мнение оспаривается другими учёными. С их точки зрения, неправомерно называть государство белорусским, если к тому времени этнически ещё сложилась сама белорусская народность.

Тем не менее именно в период ВКЛ и набирает силу процесс формирования этнического самосознания белорусов. Он проявляется главным образом в развитии родного языка, письменности, философской, политической и правовой мысли, бытовой культуры устного народного творчества, приверженности православному вероисповеданию.

Микола Гусовский: “Войны! Злачынная справа – вайна выклікае

Гнеў мой, і слёзы, і боль.Без падтрымкі , бясконца

Войны вядзём мы адзін на адзін за свяшчэнны

Братні саюз хрысціянства з навалай з усходу.”

Горячий сторонник мира, дружбы и единения народов. Войны он считает презренным делом. Призывая народы объединиться перед лицом золотоордынской и турецкой угрозы, с горечью пишет о том, что его народ вынужден в одиночестве противостоять завоевателям. Особое место в его творчестве занимает идея национального патриотизма . «Песнь о зубре» написана как гимн своему отечеству. Своим долгом он считал пробуждение национального сознания своего народа.

Франциск Скорина явился первым мыслителем Беларуси, который рассмотрел проблему соответствия права и закона. Объясняя возникновение законов, он делил их на «писаные» и «неписаные». По его убеждению. Люди сначала жили по «неписанным»или «прироженым»законам справедливости и взаимного уважения. Одновременно Скорина проповедует равенство всех перед законом. Он требует чтобы суд был справедливым ибо законы предназначены для охраны спокойствия и благосостояния общества.

«Закон прирожёный в том наиболее соблюдаем бываеть: то чинити иным всем, что самому любо есть от иных всех, и того не чинити иным, чего сам не хочешь от иных имети. А на том, яко на уднении, вси законы заложены суть…Сей закон прироженый написан ест в серци единого каждого человека…А тако прежде всех законов или прав писаных закон прероженый всем людям от бога дан ест».

Андрею Волану принадлежит приоритетная роль среди белорусских мыслителей в разработке гражданско-правовой концепции политики. В своём трактате «О политической и гражданской свободе». Центральное место занимает стремление человека к свободе. Воззрения Волана были на одном уровне с политико-правовыми идеями западноевропейских мыслителей.

Условия свободы по Волану:

По Якуба из Калиновки. Подготовка добросовестных юристов

Выступал перед христианами с проповедью уравнительных и анарх.соц. идей. Он требовал от имущих христиан, чтобы они неотложно продавали свою собственность и вырученные деньги распределяли между бедными. Он доказывал, что христианам нет необходимости иметь правительство, делиться на господ, подданных и подневольных, потому требовал полной свободы для всех, упразднения государства как такого со всеми его учреждениями и атрибутами. Он выступал в качестве идеолога бедного и обездоленного люда, по своим идейно-полит. взглядам являлся, как бы мы сегодня сказали, утопическим социалистом (коммунистом).

Сымон Будны. Уравнительным социальным идеям, требованиям полной свободы для всех он противопоставлял общественного устройства, основанную на мирном сосуществовании и сотрудничестве различных социальных групп. Мыслитель решительно выступил в защиту правительства и права каждого подданного занимать государственную должность. В подтверждение своих взглядов он говорил:

«Ести бы кто зараз всё именье покинул или кому отдал, не будеть напотом мети откуле бы милостину дати, и сам мусить у иных хлеба «просити».

«Хрыстос жадае ад сваіх вучняў не таго, каб яны нічога не мелі, а каб яны спаўна давалі ялмужну (милостыню) , былі гатовыя аддаць нават апошняе».

Лев Сапега. Принимал непосредственное участие в разработке Статутов ВКЛ, в него вошёл целыё ряд юридических норм, регулирующих отношения различных слоёв населения- богатых и бедных, господ и подневольных.. Фундаментальным понятием для Сапеги явл. свобода., при чём реализация свободы по его мнению возможна только в условиях государства, в котором верховенствует закон.

«Там бельлуа, а по нашему дикий зверь господствует, где человек по своему усмотрению власть осуществляет, а где опять право или статут верх имеет, там сам Бог владеет»

Период Речи Посполитой. Белорусская политическая мысль всё больше обращается к проблемам дальнейшего .исторического пути своего народа. По мере роста мощи и значения идея воссоединения с русскими с середины 16 века овладевает сознанием всё новых слоёв православного населения, а с середины 17 века она становится доминирующей в умонастроениях широких народных масс.

Мелетий Смотрицкий. Он проявил себя страстным защитником православия, которое подвергалось гонениями со стороны польских властей и католического духовенства. Он считал обязанностью государства обеспечение защиты прав и свобод своих подданных, в том числе и их права на свободу

вероисповедания.

Аарон Олизаровский. Подвергал критике феодальные порядки, особое место занимает критика крепостного права. Обращал внимание на неравную защиту законодательством и судебной властью жизни представителей разных сословий. Он возмущался тем, что паны присвоили себе право на жизнь и смерть крестьян, лишают их жизни за любой проступок, неся за это лишь лёгкое наказание в виде небольшого денежного штрафа.

Кастусь Калиновский:

Франтишек Богушевич. “Спрадвеку, як наша зямелька з Літвою злучылася, як і з Польшчай зядналася дабравольная, дык усе яе “Бяларусяй” звалі, і не дарма ж гэта! Не вялікая, не малая, не чырвоная яна была, а белая, чыстая, нікога не біла, не падбівала, толькі баранілася”

Богушевич указал на самостоятельность белорусского языка, на его принципиальное равенство с языками других народов и обратился к белорусам со страстным призывом любить и беречь свой язык.

Подходы к пониманию Беларуси (XIX-XX вв.):

  1. Национально-белорусский. Беларусь – самобытная страна, сторонники отстаивали её независимость от Польши и России.

  2. Западнорусский. Беларусь – составная часть России, её западная часть, считали что Беларусь не в состоянии самостоятельно культурно и политически развиваться.

Советский и постсоветский периоды. БСГ стала осуществлять идею национального самоопределения белорусов в форме образования ими своего независимого демократического государства.

25 марта 1918 год- провозглашение БНР.

1 января 1919год-провозглашена БССР,

1922 год- БССР вошла в состав СССР.

27 июля 1990 год- провозглашение гос. Суверенитета страны. Позже было принято новое название- Республика Беларусь.

Лекция 3.4. Политическая власть

Основные понятия:

власть; субъекты власти; объекты власти; государство; политические партии; реляционистские концепции власти; элиты; бюрократия; личная власть; охлократия; разделение власти; ресурсы власти; легитимность власти; традиционная легитимность; легальность власти; традиционная власть; харизма; харизматическая легитимность; легальная власть; рационально-правовая легитимность; этническая легитимность.

1. Политическая власть: понятие, структура.

2. Субъекты и объекты политической власти.

3. Государственная власть, её разновидности.

4. Функционирование политической власти в РБ.

1. Политическая власть: понятие, структура.

Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.

Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.