3. Понятие глобальных проблем и глобализации.
Кардинальные перемены, происшедшие в мировом развитии на рубеже 1980 - 1990-х годов, со всей остротой поставили как перед исследователями, так и перед политиками вопрос о характере и закономерностях международных отношений. Падение Берлинской стены стало символом окончания холодной войны. Однако, вопреки оптимистическим ожиданиям некоторых идеалистически настроенных политиков и части научной общественности, за ним последовали не сближение Востока и Запада на основе универсальных ценностей и не становление общемирового сообщества, основанного на принципах взаимопомощи и сотрудничества всех со всеми, а совсем иные события, во многом неожиданные как для практических политиков, так и для научного сообщества. Среди них распад СССР и возникновение на политической карте мира новых независимых государств, разрастание этнических конфликтов и усиление сепаратистских тенденций на фоне роста глобальной взаимозависимости, приобретение международным терроризмом угрожающих масштабов, наконец, подрыв всей прежней структуры международной безопасности.
Начавшийся распад прежней системы международных отношений, а также основанного на ней миропорядка поставил множество сложных вопросов перед учеными, экспертами и государственными деятелями. Под сомнением оказались все прошлые завоевания теоретической мысли и сложившиеся за полвека стереотипы международно-политической практики. Возникла настоятельная необходимость переосмысления базовых понятий науки. Это коснулось прежде всего такого исходного понятия, как «международные отношения», ибо от понимания того смысла, который в него вкладывается, зависит и международная деятельность политиков. С другой стороны, подобное переосмысление потребовало признания изменения роли государства и влияния других нетрадиционных участников международных отношений.
Неожиданность глобальных перемен для международно-политической науки, непредвиденность их характера привели к двум важным выводам, касающимся представлений о природе международных отношений. Первый из них - довольно пессимистический - состоит в том, что, несмотря на теперь уже относительно немолодой возраст науки о международных отношениях16, она не только не накопила достаточных знаний об изучаемом ею объекте, но вынуждена даже сомневаться в самом его существовании. Иначе говоря, появились сомнения в том, что природа и закономерности международных отношений имеют свою специфику, отличающую их от других видов общественных взаимодействий. Это еще больше укрепляет позиции тех, кто прежде считал невозможным создание единой универсальной теории международных отношений, правильность положений которой могла бы подтверждаться или опровергаться самими событиями и фактами международной жизни. Согласно взглядам стоящих на этих позициях, международные отношения настолько многообразны, в них принимают участие настолько разные социальные субъекты, что общие теоретические выводы, а тем более достоверные прогнозы здесь маловероятны. Вот почему следует отказаться от всяких попыток создания единой теории международных отношений. (Отметим, что подобные взгляды были широко распространены и раньше.)
Однако именно с многочисленными конкурирующими теориями связан второй вывод, который может быть сделан на основе оценки ситуации, складывающейся сегодня на международной арене. Он состоит в том, что взаимная критика различных теоретических традиций, парадигм, концепций и теорий вовсе не приводит к их разрушению и исчезновению. Напротив, она заставляет ученых пересматривать накопленный багаж знаний, способствует взаимному обогащению их взглядов и, таким образом, общему продвижению науки о международных отношениях в познании своего объекта, его природы и закономерностей. Это означает, что при анализе вопроса о природе международных отношений и их закономерностей нам не избежать рассмотрения противоположных теоретических позиций.
- Курс лекций по предмету политология Цели и задачи курса
- Лекция1.1. Предмет и объект политологии. Задачи и структура
- Возникновение и институционализация политической науки.
- Основные научные школы политологии.
- Отрасль политического знания.
- 1. Возникновение политической науки
- Зарождение политической науки
- Политология как самостоятельная дисциплина
- Политология в ссср и снг
- Объект и предмет политологии
- Политика как наука и искусство
- Предмет политологии
- Место политологии в системе современного научного знания и ее функции в обществе
- Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
- Функции политологии
- 2. Основные научные школы политологии.
- 3. Отросль политического знания.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №1:
- Литература
- 1) Тирания,
- 2) Олигархия
- 3) Демократия.
- 2). Политические учения Средних веков.
- 2. Философско-этическая концепция государства.
- 3. Политическая мысль Белоруси.
- Определения власти
- Соотношение политики и власти
- 2. Субъекты и объекты политической власти.
- 3. Государственная власть: её разновидности.
- Ресурсы власти
- Легитимность власти
- Традиционная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Средства легитимации власти
- 4. Функционирование политической власти
- Концепции власти
- Контрольные вопросы и задания по лекции №4:
- Литература
- Лекция 4.5. Политическая система общества
- Подходы к пониманию политической системы
- Модель политической системы
- 2. Функции политической системы
- Общая характеристика функций политической системы
- Функции политической системы на "входе"
- Функции политической системы на "выходе"
- Политическая система рб.
- Компоненты политической системы
- 3. Политическая система Республики Беларусь.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №5:
- Литература
- Лекция 5.6. Политический режим
- Понятие политического режима
- Факторы дифференциации политических режимов
- 2. Сравнительный анализ типов политических режимов.
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Демократический режим
- Контрольные вопросы и задания по лекции №6:
- Литература
- Лекция 6.7. Государство как основной институт политической системы
- Причины возникновения государства
- Сущность государства
- Признаки государства
- Функции государства
- Государственный механизм
- 2. Формы государственного правления. Исторические типы государств
- Форма государства
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Форма государственного устройства. Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- 3. Основные функции белорусского государства
- Лекция 7.8. Правое государство и гражданское общество.
- Отличительные признаки правового государства
- Социальное государство
- Понятие и сущность гражданского общества.
- Понятие и принципы правового государства
- 3. Развитие правового государства и гражданского общества в рб
- Процессы становления правового государства и гражданского
- Контрольные вопросы и задания по лекции №8:
- Литература
- Лекция 8.9. Политические партии, партийные системы, общественно-политические объединения и движения
- Понятие "общественного объединения"
- Типы политических партий
- Функции политических партий
- 2. Типологии партийных систем.
- Многопартийная система
- Двухпартийная система
- Однопартийная система
- 3. Становление и функционирование партийной системы Республики Беларусь
- 4. Место и роль общественных организаций в политической системе белорусского общества. Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политическая роль общественных организаций и движений
- Функции общественных организаций и движений
- Социальные движения
- Современные общественные организации и движения в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы и задания по лекции №9:
- Структура политического процесса
- Режимы существования политического процесса
- Стадии (фазы) политического процесса
- Риск принятия политических решений
- Специфика политического процесса в Республике Беларусь
- Виды политических процессов.
- Утопии в политическом процессе
- Переходные общества в процессе политической модернизации.
- Лекция 10.11. Политическая деятельность и политическое участие
- Субъекты политической деятельности.
- Способы и виды политической деятельности.
- Политическое участие: сущность, формы, типы, уровни.
- Прямое и опосредованное участие
- Типы политического участия
- Причины неучастия в политической жизни
- Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
- Литература
- Лекция11.12. Политические Элиты и лидеры в политическоМ процессе
- Классическая теория элит
- Элитистский подход к управлению социумом
- Плюралистический подход
- Инструментально-функциональный подход
- Рекрутирование элит
- 2. Структура, функции, типология политических элит. Основные типологии элит
- 3. Роль лидера в функционировании политической системы.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №12:
- Литература
- Лекция 12.13. Представительство и выборы.
- Основные принципы избирательного права
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- Порядок выдвижения кандидатов
- Тип голосования
- Абсентеизм
- 2. Типы избирательных систем. Понятие избиртельной системы
- Мажоритарная система абсолютного большинства
- Мажоритарная система относительного большинства
- Достоинства и недостатки мажоритарных систем
- Пропорциональная система
- Достоинства и недостатки пропорциональной системы
- Смешанные избирательные системы
- Концепции роли депутата
- 3.Избирательная система рб.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №13:
- Лекция 13.14-15. Политические идеологии в современном мире
- Политическое сознание и политическая идеология
- Сущность политической идеологии
- Функции политической идеологии
- 2. Основные идеологические течения современности.
- Либерализм
- Либеральный реформизм
- Социалистическая идеология
- Марксизм как идеология пролетариата
- Демократический социализм
- Консерватизм
- Неоконсерватизм
- 3. Особенности формирования политической идеологии в рб.
- Сущность идейного противостояния в девяностых годах XX века
- Предпосылки конституционного процесса в Республики Беларусь.
- Основные идеологические ценности современного белорусского государства.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №14-15:
- Литература
- Лекция 14.16. Политическая культура общества
- Функции политической культуры
- 2. Концепции и типология политических культур.
- 3. Особенности политической культуры в Республике Беларусь
- 4. Политическая социализация личности.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
- Литература
- Сущность, структура, функции, типология политических конфликтов.
- Диагностика и управление политическими конфликтами.
- Лекция 16.18 государственная политика и управление в республике беларусь
- Лекция 17.19. Международные политические отношения и геополиика.
- Уровни международных отношений
- Виды международных отношений
- Специфические и базовые черты внешней политики
- Виды внешней политики
- Цели внешней политики
- Функции внешней политики
- Средства внешней политики
- Национальные интересы и приоритеты внешней политики рб.
- 3. Понятие глобальных проблем и глобализации.
- Природа международных отношений
- Закономерности международных отношений
- Рекомендованная литература
- Контрольные вопросы и задания по лекции №15:
- Литература
- Вопросы к экзамену и зачету
- Основные термины и определения
- Рекомендуемая литература