logo
электронный курс политология

Предпосылки конституционного процесса в Республики Беларусь.

В начале 90-х годов XX века Верховный Совет БССР все свои усилия направил на создание национального государства. Уже Декларация о государственном суверенитете сделала этот процесс плодотворным. 27 февраля 1991 г. Верховный Совет принимает Закон «Об основных принципах народовластия в Беларуси». Этот закон стал своего рода систематизирующим началом по возрождению белорусской государственности в целом и его идеологии в частности. Им определялось, что единственным источником власти в республике является народ, который может осуществлять ее непосредственно, либо через представительные органы. Право выступать от имени народа закреплялось только за Верховным Советом БССР. Государственная власть разделялась на законодательную, исполнительную и судебную. Органы государственной безопасности и охраны правопорядка переподчинялись Верховному Совету республики и государственным структурам, которые он определяет. Запрещалось общественным организациям и объединениям вмешиваться в деятельность государственных органов и должностных лиц, чем окончательно устранялось доминирование КПСС-КПБ в обществе. Так же запрещалось вмешательство последних в деятельность общественных формирований. Этим законом определялось собственность республики. Ею объявлялось все, что находится на территории Беларуси.

Таким образом, закон «Об основных принципах народовластия в Беларуси» регламентировал фундаментальные общественные и идеологические отношения. На этих принципах выстраивались система идеологических ценностей общества, важнейшей из которых была возможность белорусам самим решать свою судьбу. В этом, на наш взгляд, и заключается историческая судьбоносность Закона «Об основных принципах народовластия в Беларуси».

Кстати, о принципе разделения ветвей власти. Политическая наука, исследуя этот вопрос, утверждает, что впервые эту благодатную идею высказал английский мыслитель Джон Локк (1632-1704), а французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755) развил ее, и в таком виде она дошла до нас. Несомненно. В трудах этих великих предшественников идея разделения властей получила свое теоретическое обоснование. Хотелось бы подчеркнуть одну, на наш взгляд, принципиальную деталь: почему-то эти мыслители не удосуживались вспомнить о том, что идея разделения властей уже получила свое реальное воплощение в Статуте Великого княжества Литовского 1588 г., за сто лет до их творчества. Думается, что этот документ был известен теоретикам, и умолчали они об этом напрасно. Однако это уже иная идеология.

Закон «О принципах народовластия в Беларуси» в значительной степени обеспечивал необходимые условия для последующей конституционной деятельности. Августовские события 1991 года ускорили конституционный процесс в республики и направили его в русло независимости и полного государственного суверенитета. Создание в августе 1991 года в Москве ГКЧП, введение в некоторых регионах Советского Союза чрезвычайного положения подтолкнули внеочередную 5-ю Сессию Верховного Совета БССР принять 25 августа 1991 года Закон «О придании статута конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», а также постановления об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белоруской ССР. Законом предусматривалось, что в случаях, когда положения действующей Конституции БССР (1978 г.) входят в противоречие с положениями Декларации о государственном суверенитете, надлежит руководствоваться Декларацией как конституционным законом. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет БССР принимает Закон о названии своего государства. С этого дня БССР уходит в историю, страна получила наименование «Республика Беларусь».

Идеология белорусской государственности приобрела необратимый характер. И хотя некоторые обстоятельства усложняли процесс возрождения белорусского национального самосознания, все же отступать с завоеванных позиций никто не собирался. А обстоятельства эти были более чем серьезные: одно то, что на мартовском 1991 года референдуме 80 % белорусских граждан высказалось за сохранение СССР, ставило республиканское политическое и государственное руководство в сложнейшее положение. Не исключено, что именно такое положение привело к тому, что Беларусь стала одним из инициаторов «приговора» Советскому Союзу как государственному образованию. 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) руководители Беларуси, России и Украины (С.Шушкевич, Б.Ельцин и Л.Кравчук), вопреки воли своих народов, денонсировали договор 1922 года об образовании СССР, тем самым окончательно разрушили могучую некогда державу, раздираемую политическими противоречиями. На ее руинах было создано Содружество Независимых Государств (СНГ), которое вскоре пополнилось остальными союзными республиками, за исключением стран Балтии и Грузии. Верховный Совет Республики Беларусь 10 декабря 1991 г. принял постановление «О денонсации договора 1922 г. об образовании Союза Советских Социалистических Республик» и ратифицировал Соглашение об образовании СНГ.

Суверенной независимой Республике Беларусь требовалась принципиально новая Конституция, которая бы закрепила новую политическую реальность и определила бы основное направление развития возрожденного национального самостоятельного государства. Это тем более было необходимо, поскольку концепция государственного строительства была пока не отработана. Как говорил тогдашний премьер-министр В. Кебич: «Назад пути нет, но и выбор нового еще не сделан». Это подтвердила и работа над проектом Конституции республики. После его опубликования в течение трех лет Верховный Совет не мог набрать необходимого количества голосов. И хотя 5 февраля 1993 г. он высказался за президентскую республику, единства не наблюдалось не только в общественном сознании, или и среди лидеров политических партий. Не было его и у депутатов Верховного Совета. Тем не менее стремление жить под управлением сильной персонифицированной власти в начале 1994 г. берет верх. Период длительных словопрений закончился в пользу президентской республики. Народ верил в сильную личность, способную твердой рукой навести порядок в стране, хотел ее и добивался. А необходимость в такой личности была острейшей: в стране явно просматривалась разбалансировка власти, слабая реализация органами исполнительной власти своих управленческих функций, отсутствовала исполнительская дисциплина.

Другим камнем преткновения был выбор направления общественного развития. Здесь дискуссии были не менее жаркие. Столкнулись две не менее непримиримые идеологии. Значительная часть депутатов стояла за национальный путь развития, за возрождение самобытной белорусской государственности. Оппозиция, возглавляемая активистами БНФ, отстаивала западноевропейскую ориентацию. В конце концов спор разрешился в пользу национального пути развития.

Новой Конституцией Республики Беларусь, которая была принята Верховным Советом 15 марта 1994 г., было введено два новых института власти ‑ пост Президента Республики и Конституционный суд. Правительство приняло форму Кабинета Министров. Согласно Конституции республика Беларусь провозглашалась унитарным демократическим социальным правовым государством, которое владеет верховенством и полнотой власти на всей своей территории.

Одной этой статьей зафиксированы фундаментальные идеологические ценности, которые стали стержнем формирования мировоззрения современников и потомков. Определив демократический путь развития, республика взыскалась за необративность процесса реформирования. И уже политические силы, действующие в стране организованно, свои программные документы выверяют с принятой Конституцией. В качестве ярчайшего примера следует привести тот факт, что в программах партий коммунистической ориентации зафиксирована ориентация на многоукладную экономику, хотя научный коммунизм по этому вопросу высказался весьма определенно: общественная собственность на средства производства.

Далее. Намерение строить правовое государство вызывает доверие и уважение к нашей республики со стороны мирового сообщества. Это тем более символично, что сегодня к Закону опелируют даже те, для кого он остается ширмой, чтобы прикрывать свои неблаговидные деяния. К тому же идея правового государства появилась не сегодня и не вчера. Ее истоки следует искать у Цицерона, древнеримского императора. Но, будучи инициатором «номократии», этому императору не удалось реализовать ее в реальности. Будем надеяться, что в современном мире идея правового государства имеет больше шансов на успех.