Предпосылки конституционного процесса в Республики Беларусь.
В начале 90-х годов XX века Верховный Совет БССР все свои усилия направил на создание национального государства. Уже Декларация о государственном суверенитете сделала этот процесс плодотворным. 27 февраля 1991 г. Верховный Совет принимает Закон «Об основных принципах народовластия в Беларуси». Этот закон стал своего рода систематизирующим началом по возрождению белорусской государственности в целом и его идеологии в частности. Им определялось, что единственным источником власти в республике является народ, который может осуществлять ее непосредственно, либо через представительные органы. Право выступать от имени народа закреплялось только за Верховным Советом БССР. Государственная власть разделялась на законодательную, исполнительную и судебную. Органы государственной безопасности и охраны правопорядка переподчинялись Верховному Совету республики и государственным структурам, которые он определяет. Запрещалось общественным организациям и объединениям вмешиваться в деятельность государственных органов и должностных лиц, чем окончательно устранялось доминирование КПСС-КПБ в обществе. Так же запрещалось вмешательство последних в деятельность общественных формирований. Этим законом определялось собственность республики. Ею объявлялось все, что находится на территории Беларуси.
Таким образом, закон «Об основных принципах народовластия в Беларуси» регламентировал фундаментальные общественные и идеологические отношения. На этих принципах выстраивались система идеологических ценностей общества, важнейшей из которых была возможность белорусам самим решать свою судьбу. В этом, на наш взгляд, и заключается историческая судьбоносность Закона «Об основных принципах народовластия в Беларуси».
Кстати, о принципе разделения ветвей власти. Политическая наука, исследуя этот вопрос, утверждает, что впервые эту благодатную идею высказал английский мыслитель Джон Локк (1632-1704), а французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755) развил ее, и в таком виде она дошла до нас. Несомненно. В трудах этих великих предшественников идея разделения властей получила свое теоретическое обоснование. Хотелось бы подчеркнуть одну, на наш взгляд, принципиальную деталь: почему-то эти мыслители не удосуживались вспомнить о том, что идея разделения властей уже получила свое реальное воплощение в Статуте Великого княжества Литовского 1588 г., за сто лет до их творчества. Думается, что этот документ был известен теоретикам, и умолчали они об этом напрасно. Однако это уже иная идеология.
Закон «О принципах народовластия в Беларуси» в значительной степени обеспечивал необходимые условия для последующей конституционной деятельности. Августовские события 1991 года ускорили конституционный процесс в республики и направили его в русло независимости и полного государственного суверенитета. Создание в августе 1991 года в Москве ГКЧП, введение в некоторых регионах Советского Союза чрезвычайного положения подтолкнули внеочередную 5-ю Сессию Верховного Совета БССР принять 25 августа 1991 года Закон «О придании статута конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», а также постановления об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белоруской ССР. Законом предусматривалось, что в случаях, когда положения действующей Конституции БССР (1978 г.) входят в противоречие с положениями Декларации о государственном суверенитете, надлежит руководствоваться Декларацией как конституционным законом. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет БССР принимает Закон о названии своего государства. С этого дня БССР уходит в историю, страна получила наименование «Республика Беларусь».
Идеология белорусской государственности приобрела необратимый характер. И хотя некоторые обстоятельства усложняли процесс возрождения белорусского национального самосознания, все же отступать с завоеванных позиций никто не собирался. А обстоятельства эти были более чем серьезные: одно то, что на мартовском 1991 года референдуме 80 % белорусских граждан высказалось за сохранение СССР, ставило республиканское политическое и государственное руководство в сложнейшее положение. Не исключено, что именно такое положение привело к тому, что Беларусь стала одним из инициаторов «приговора» Советскому Союзу как государственному образованию. 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) руководители Беларуси, России и Украины (С.Шушкевич, Б.Ельцин и Л.Кравчук), вопреки воли своих народов, денонсировали договор 1922 года об образовании СССР, тем самым окончательно разрушили могучую некогда державу, раздираемую политическими противоречиями. На ее руинах было создано Содружество Независимых Государств (СНГ), которое вскоре пополнилось остальными союзными республиками, за исключением стран Балтии и Грузии. Верховный Совет Республики Беларусь 10 декабря 1991 г. принял постановление «О денонсации договора 1922 г. об образовании Союза Советских Социалистических Республик» и ратифицировал Соглашение об образовании СНГ.
Суверенной независимой Республике Беларусь требовалась принципиально новая Конституция, которая бы закрепила новую политическую реальность и определила бы основное направление развития возрожденного национального самостоятельного государства. Это тем более было необходимо, поскольку концепция государственного строительства была пока не отработана. Как говорил тогдашний премьер-министр В. Кебич: «Назад пути нет, но и выбор нового еще не сделан». Это подтвердила и работа над проектом Конституции республики. После его опубликования в течение трех лет Верховный Совет не мог набрать необходимого количества голосов. И хотя 5 февраля 1993 г. он высказался за президентскую республику, единства не наблюдалось не только в общественном сознании, или и среди лидеров политических партий. Не было его и у депутатов Верховного Совета. Тем не менее стремление жить под управлением сильной персонифицированной власти в начале 1994 г. берет верх. Период длительных словопрений закончился в пользу президентской республики. Народ верил в сильную личность, способную твердой рукой навести порядок в стране, хотел ее и добивался. А необходимость в такой личности была острейшей: в стране явно просматривалась разбалансировка власти, слабая реализация органами исполнительной власти своих управленческих функций, отсутствовала исполнительская дисциплина.
Другим камнем преткновения был выбор направления общественного развития. Здесь дискуссии были не менее жаркие. Столкнулись две не менее непримиримые идеологии. Значительная часть депутатов стояла за национальный путь развития, за возрождение самобытной белорусской государственности. Оппозиция, возглавляемая активистами БНФ, отстаивала западноевропейскую ориентацию. В конце концов спор разрешился в пользу национального пути развития.
Новой Конституцией Республики Беларусь, которая была принята Верховным Советом 15 марта 1994 г., было введено два новых института власти ‑ пост Президента Республики и Конституционный суд. Правительство приняло форму Кабинета Министров. Согласно Конституции республика Беларусь провозглашалась унитарным демократическим социальным правовым государством, которое владеет верховенством и полнотой власти на всей своей территории.
Одной этой статьей зафиксированы фундаментальные идеологические ценности, которые стали стержнем формирования мировоззрения современников и потомков. Определив демократический путь развития, республика взыскалась за необративность процесса реформирования. И уже политические силы, действующие в стране организованно, свои программные документы выверяют с принятой Конституцией. В качестве ярчайшего примера следует привести тот факт, что в программах партий коммунистической ориентации зафиксирована ориентация на многоукладную экономику, хотя научный коммунизм по этому вопросу высказался весьма определенно: общественная собственность на средства производства.
Далее. Намерение строить правовое государство вызывает доверие и уважение к нашей республики со стороны мирового сообщества. Это тем более символично, что сегодня к Закону опелируют даже те, для кого он остается ширмой, чтобы прикрывать свои неблаговидные деяния. К тому же идея правового государства появилась не сегодня и не вчера. Ее истоки следует искать у Цицерона, древнеримского императора. Но, будучи инициатором «номократии», этому императору не удалось реализовать ее в реальности. Будем надеяться, что в современном мире идея правового государства имеет больше шансов на успех.
- Курс лекций по предмету политология Цели и задачи курса
- Лекция1.1. Предмет и объект политологии. Задачи и структура
- Возникновение и институционализация политической науки.
- Основные научные школы политологии.
- Отрасль политического знания.
- 1. Возникновение политической науки
- Зарождение политической науки
- Политология как самостоятельная дисциплина
- Политология в ссср и снг
- Объект и предмет политологии
- Политика как наука и искусство
- Предмет политологии
- Место политологии в системе современного научного знания и ее функции в обществе
- Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
- Функции политологии
- 2. Основные научные школы политологии.
- 3. Отросль политического знания.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №1:
- Литература
- 1) Тирания,
- 2) Олигархия
- 3) Демократия.
- 2). Политические учения Средних веков.
- 2. Философско-этическая концепция государства.
- 3. Политическая мысль Белоруси.
- Определения власти
- Соотношение политики и власти
- 2. Субъекты и объекты политической власти.
- 3. Государственная власть: её разновидности.
- Ресурсы власти
- Легитимность власти
- Традиционная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Средства легитимации власти
- 4. Функционирование политической власти
- Концепции власти
- Контрольные вопросы и задания по лекции №4:
- Литература
- Лекция 4.5. Политическая система общества
- Подходы к пониманию политической системы
- Модель политической системы
- 2. Функции политической системы
- Общая характеристика функций политической системы
- Функции политической системы на "входе"
- Функции политической системы на "выходе"
- Политическая система рб.
- Компоненты политической системы
- 3. Политическая система Республики Беларусь.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №5:
- Литература
- Лекция 5.6. Политический режим
- Понятие политического режима
- Факторы дифференциации политических режимов
- 2. Сравнительный анализ типов политических режимов.
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Демократический режим
- Контрольные вопросы и задания по лекции №6:
- Литература
- Лекция 6.7. Государство как основной институт политической системы
- Причины возникновения государства
- Сущность государства
- Признаки государства
- Функции государства
- Государственный механизм
- 2. Формы государственного правления. Исторические типы государств
- Форма государства
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Форма государственного устройства. Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- 3. Основные функции белорусского государства
- Лекция 7.8. Правое государство и гражданское общество.
- Отличительные признаки правового государства
- Социальное государство
- Понятие и сущность гражданского общества.
- Понятие и принципы правового государства
- 3. Развитие правового государства и гражданского общества в рб
- Процессы становления правового государства и гражданского
- Контрольные вопросы и задания по лекции №8:
- Литература
- Лекция 8.9. Политические партии, партийные системы, общественно-политические объединения и движения
- Понятие "общественного объединения"
- Типы политических партий
- Функции политических партий
- 2. Типологии партийных систем.
- Многопартийная система
- Двухпартийная система
- Однопартийная система
- 3. Становление и функционирование партийной системы Республики Беларусь
- 4. Место и роль общественных организаций в политической системе белорусского общества. Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политическая роль общественных организаций и движений
- Функции общественных организаций и движений
- Социальные движения
- Современные общественные организации и движения в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы и задания по лекции №9:
- Структура политического процесса
- Режимы существования политического процесса
- Стадии (фазы) политического процесса
- Риск принятия политических решений
- Специфика политического процесса в Республике Беларусь
- Виды политических процессов.
- Утопии в политическом процессе
- Переходные общества в процессе политической модернизации.
- Лекция 10.11. Политическая деятельность и политическое участие
- Субъекты политической деятельности.
- Способы и виды политической деятельности.
- Политическое участие: сущность, формы, типы, уровни.
- Прямое и опосредованное участие
- Типы политического участия
- Причины неучастия в политической жизни
- Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
- Литература
- Лекция11.12. Политические Элиты и лидеры в политическоМ процессе
- Классическая теория элит
- Элитистский подход к управлению социумом
- Плюралистический подход
- Инструментально-функциональный подход
- Рекрутирование элит
- 2. Структура, функции, типология политических элит. Основные типологии элит
- 3. Роль лидера в функционировании политической системы.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №12:
- Литература
- Лекция 12.13. Представительство и выборы.
- Основные принципы избирательного права
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- Порядок выдвижения кандидатов
- Тип голосования
- Абсентеизм
- 2. Типы избирательных систем. Понятие избиртельной системы
- Мажоритарная система абсолютного большинства
- Мажоритарная система относительного большинства
- Достоинства и недостатки мажоритарных систем
- Пропорциональная система
- Достоинства и недостатки пропорциональной системы
- Смешанные избирательные системы
- Концепции роли депутата
- 3.Избирательная система рб.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №13:
- Лекция 13.14-15. Политические идеологии в современном мире
- Политическое сознание и политическая идеология
- Сущность политической идеологии
- Функции политической идеологии
- 2. Основные идеологические течения современности.
- Либерализм
- Либеральный реформизм
- Социалистическая идеология
- Марксизм как идеология пролетариата
- Демократический социализм
- Консерватизм
- Неоконсерватизм
- 3. Особенности формирования политической идеологии в рб.
- Сущность идейного противостояния в девяностых годах XX века
- Предпосылки конституционного процесса в Республики Беларусь.
- Основные идеологические ценности современного белорусского государства.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №14-15:
- Литература
- Лекция 14.16. Политическая культура общества
- Функции политической культуры
- 2. Концепции и типология политических культур.
- 3. Особенности политической культуры в Республике Беларусь
- 4. Политическая социализация личности.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
- Литература
- Сущность, структура, функции, типология политических конфликтов.
- Диагностика и управление политическими конфликтами.
- Лекция 16.18 государственная политика и управление в республике беларусь
- Лекция 17.19. Международные политические отношения и геополиика.
- Уровни международных отношений
- Виды международных отношений
- Специфические и базовые черты внешней политики
- Виды внешней политики
- Цели внешней политики
- Функции внешней политики
- Средства внешней политики
- Национальные интересы и приоритеты внешней политики рб.
- 3. Понятие глобальных проблем и глобализации.
- Природа международных отношений
- Закономерности международных отношений
- Рекомендованная литература
- Контрольные вопросы и задания по лекции №15:
- Литература
- Вопросы к экзамену и зачету
- Основные термины и определения
- Рекомендуемая литература